1. Господь наш Иисус Христос в ночь, когда был предан, установил таинство Своего Тела и Крови, именуемое Вечерей Господней, дабы Его Церковь соблюдала это таинство до скончания веков. Назначение этого таинства в том, чтобы вечно напоминать о принесении Им Себя в жертву в Своей смерти; служить печатью благ, приобретенных Его смертью, для истинно верующих; питать их духовной пищей и содействовать их возрастанию во Христе; утверждать их в сознании того, чем они обязаны Ему, и быть залогом и печатью их приобщения ко Христу и их единения друг с другом как членов Его духовного Тела540.
2. В этом таинстве Христос не приносит Себя в жертву Своему Отцу; не совершается никакого реального жертвоприношения во отпущение грехов живым или мертвым541. Вечеря Господня есть воспоминание о единократном, раз и навсегда, принесении Христом Себя в жертву на кресте, и духовное приношение Богу наивысшей хвалы за это542. Таким образом, Христос есть единственная, единократная жертва умилостивления за все грехи Его избранных543.
3. Господь Иисус Христос повелел Своим служителям, совершая Вечерю Господню, возвещать Божьему народу слова, сказанные Им при установлении этого таинства; молиться и благословлять хлеб и вино, отделяя их от обычного употребления для святого обряда; брать и преломлять хлеб, брать чашу и, причащаясь самим, давать хлеб и вино причастникам544, но никому из тех, кто не присутствует в это время в собрании545.
4. Совершать таинство причастия отдельно для кого-либо, принимать таинство в одиночестве священнику или любому другому лицу546, лишать Божий народ чаши547, воздавать почести хлебу и вину, поднимать их или обносить вокруг для поклонения, хранить их для какого-либо мнимого религиозного употребления – все это противно природе таинства и установлению Христа548.
5. Внешние элементы таинства, которые должным образом отделены для целей, установленных Господом, имеют такую связь с распятым Христом, что по справедливости называются иногда, но только при совершении таинства, Телом и Кровью Христовой, по имени того, что олицетворяют549. Но по существу и по природе своей они остаются только тем, чем были прежде, то есть хлебом и вином550.
6. Учение об изменении сущности хлеба и вина и превращении их в Тело и Кровь Христовы (что называется обычно пресуществлением) посредством священнодействий, совершаемых священником, или любыми другими путями, противно не только Писанию, но и здравому смыслу. Такое представление извращает самую природу таинства, оно было и остается причиной всевозможных суеверий и откровенного идолопоклонства551.
7. Достойные причастники, которые внешне причащаются видимых элементов таинства552, в то же время внутренне по вере воистину принимают Христа распятого, насыщаются Им – духовно, а не плотски — и получают все блага, приобретенные Его смертью. Тело и Кровь Христовы физически или плотски не присутствуют ни в хлебе и вине, ни вместе с ними, ни вместо них; в то же время верой участники таинства воспринимают их реальное, но духовное присутствие так же явственно, как внешними органами чувств ощущают хлеб и вино.553
8. Хотя невежественные и порочные люди и принимают внешние элементы этого таинства, они не получают того, что эти элементы олицетворяют, и, причащаясь недостойно, становятся виновными против Тела и Крови Господней в осуждение себе. Посему все невежественные и нечестивые люди, будучи недостойными наслаждаться общением с Господом, недостойны и трапезы Его, и не могут, до тех пор пока не изменятся, причащаться святых тайн554 или быть допущенными к ним555; в противном случае они совершили бы великий грех против Христа.
Ссылки
540 1Кор. 11:23-26; 10:16,17,21; 12:13
541 Евр. 9:22,25,26,28
542 1Кор. 11:24-26; Мф. 26:26,27
543 Евр. 7:23,24,27; 10:11,12,14,18
544 Мф. 26:26-28; Мк. 14:22-24; Лк. 22:19,20; 1Кор. 11:23-26
545 Деян. 20:7; 1Кор. 11:20
546 1Кор. 10:6
547 Мк. 14:23; 1Кор. 11:25-29
548 Мф. 15:9
549 Мф. 26:26-28
550 1Кор. 11:26-28; Мф. 26:29
551 Деян. 3:21; 1Кор. 11:24-26; Лк. 24:6,39
552 1Кор. 11:28
553 1Кор. 10:16
554 1Кор. 11:27-29; 2Кор. 6:14-16
555 1Кор. 5:6,7,13; 2Фес. 3:6,14,15; Мф. 7:6