1. Бог, благой Создатель всего1, в Своей безграничной силе и мудрости2 поддерживает, направляет, распоряжается и управляет3 всем материальным миром и всеми тварями от самых великих до самых малых4 посредством Своего премудрого и святого провидения5, достигая той цели, для которой они были сотворены6, в соответствии с Его безошибочным предвидением (предузнанием) и свободным, неизменным изволением Его собственной воли7, к похвале славы Его мудрости, силы, справедливости, безграничной доброты и милости8.
1) Быт.1:31; 2:18; Пс.118:68.
2) Пс.144:11; Прит.3:19; Пс.65:7.
3) Евр.1:3; Ис.46:10-11; Дан.4:31-32; Пс.134:6; Деян.17:25-28; Иов 38-41.
4) Мтф.10:29-31.
5) Прит.15:3; Пс.103:24; 144:17.
6) Кол.1:16-17; Деян.17:24-28.
7) Пс.32:10-11; Еф.1:11.
8) Ис.63:14; Еф.3:10; Рим.9:17; Быт.45:7; Пс.144:7.
2. Хоть в соответствии с предвидением и постановлением Бога, являющегося первопричиной, все сбывается неизменно и безошибочно, так что ничего не происходит случайно или вне Его провидения1, однако посредством того же провидения Он предопределяет всем событиям происходить в соответствии с природой вторичных причин, следуя необходимости, свободно или же в зависимости от условий2.
1) Деян.2:23; Пр.16:33.
2) Быт.8:22; Иер.31:35; Исх.21:13; Втор.19:5; Ис.10:6-7; Лук.13:3,5; Деян.27:31; Мтф.5:20-21; Флп.1:19; Прит.20:18; Лук.14:25 и далее; Прит.21:31; 3Цар.22:28,34; Руф.2:3.
3. Бог в Своем обычном провидении использует разные средства1, однако Он свободен действовать и без них2, выше их3, и вопреки им4, по Своему желанию.
1) Деян.27:22,31,44; Ис.55:10-11; Ос.2:21-22.
2) Ос.1:7; Лук.1:34-35.
3) Рим.4:19-21.
4) Исх.3:2-3; 4Цар.6:6; Дан.3:27.
4. Всемогущая сила, непостижимая мудрость и безграничная доброта Бога настолько глубоко проявляются в Его провидении, что Его определенный план охватывает даже первое падение и все другие греховные деяния как ангелов, так и людей1, которые происходят не из-за простого попустительства, и которые Он также премудро и всесильно ограничивает, предопределяет и обусловливает в многоразличной милости для достижения Своих самых святых целей2. Однако же греховность дел происходит только от самих творений, а не от Бога, Который, будучи самым святым и праведным, не является и не может быть ни виновником (автором) греха, ни тем, кто одобряет грех3.
1) Рим.11:32-34; 2Цар.24:1; 1Пар.21:1; 3Цар.22:22-23; 2Цар.16:10; Деян.2:23; 4:27-28.
2) Деян.14:16; 4Цар.19:28; Быт.50:20; Ис.10:6,7,12.
3) Иак.1:13,14,17; 1Ин.2:16; Пс.49:21.
5. Премудрый, праведный и милостивый Бог нередко подвергает на время Своих детей разнообразным искушениям и допускает развращенность в их собственных сердцах, чтобы подвергнуть их наказанию за их прошлые грехи или же показать им скрытую силу развращенности и лживость их сердец. Этим Он побуждает их к смирению для их же поддержки, к более полной и постоянной зависимости от Него, чтобы сделать их более бдительными в отношении всех будущих проявлений греха, а также для других праведных и святых целей1. Поэтому все, что бы ни случилось с любым из Его избранных, происходит согласно Его определению, для Его славы и для их пользы2.
1) 2Пар.32:25,26,31; 2Цар.24:1; Лук.22:34-35; Мрк.14:66 и далее; Ин.21:15-17.
2) Рим.8:28.
6. Что касается нечестивых и безбожных людей, то Бог, как праведный Судья, за совершенный ими грех ослепляет и ожесточает их1. Он не только удерживает от них Свою благодать, посредством которой они могли бы быть просвещены в своем разуме, и которая могла бы работать над их сердцами2, но иногда Он даже забирает у них те дары, которые они имели3, и оставляет их незащищенными по отношению к их развращенности, ведущей их ко греху4. К тому же Он их предает их же собственным похотям, искушениям этого мира и власти сатаны5. Поэтому происходит так, что они ожесточаются при тех обстоятельствах, которые Бог использует для смягчения других людей6.
1) Рим.1:24-26,28; 11:7-8.
2) Втор.29:4.
3) Мтф.13:12; 25:29.
4) Втор.2:30; 4Цар.8:12-13.
5) Пс.80:12-13; 2Фес.2:10-12.
6) Исх.7:3; 8:15,32; 2Кор.2:15-16; Ис.6:9-10; 8:14; 1Птр.2:7; Деян.28:26-27; Ин.12:39-40.
7. Как провидение Божие обращено ко всем творениям вообще, так оно намного более и особым образом обращено к Его церкви и управляет всем для ее блага1.
1) Прит.2:7-8; Ис.43:3-5,14; Амос 9:8-9; Рим.8:28; Еф.1:11,22; 3:10-11, 21; 1Тим.4:10.