Артикул 16
«О вечном избрании»L
Мы верим, что всему семени Адама, впадшему таким образом в проклятие и гибель через согрешение первого человека, Бог продолжал являть Себя таковым, каковой Он есть, то есть милостивым и справедливым[15]111. Милостивым, поскольку Он освобождает и охраняет от этого проклятия всех тех, кого Он, согласно Своему вечному и неизменному установлению, избрал во Христе Иисусе, нашем Господе, по Своей великой благости без какого-либо исследования об их делах112. Справедливым – в оставлении прочих в состоянии падения и проклятия, в котором они оказались по своей воле113.
Артикул 17
«О спасении падшего человека»M
Мы верим, что, увидев человека, своею волею вверженного в физическую и духовную смерть и полнейшую нищету, нашему благодатному Богу в Своей чудесной премудрости и благости было угодно найти и успокоить его в момент, когда тот в смятении прятался от Него[16]114, обещая, что отдаст Своего Сына, рождённого от жены поражать в голову змея, и в Котором человек обретёт благословение115.
Артикул 18
«О воплощении Иисуса Христа»N
Посему мы исповедуем, что Бог исполнил Своё обетование, сделанное праотцам через уста Своих святых Пророков[17]116, когда, в установленное Им время, ниспослал в мир Своего Единородного и вечного Сына, принявшего образ раба и став, как и человек117. Он воистину воспринял на себя истинное человеческое естество со всеми его слабостями, однако без греха118, ибо был зачат во чреве Благословенной Девы Марии силою Святого Духа, без участия мужа119; и не только воспринял на себя человеческую природу тела, но также истинную человеческую душу120, чтобы быть истинным человеком. Ибо поелику были поражены как душа, так и тело, долженствовало Ему воспринять для спасения и то, и другое. Вопреки же ереси анабаптистов, отрицающих, что Христос воспринял на Себя человеческую природу от своей матери, мы исповедуем, что Христос, подобно детям, был причастен плоти и крови[18]121; был плодом чресл Давида122; семенем Давида по плоти123; плодом чрева Девы Марии124; рождённым от жены125; отраслью Давида126; отраслью корня Иессеева127; из племени Иудина128; происшедшим от Иудеев по плоти129; семенем Авраама, поскольку Он соотносился с потомками Авраама130; и уподобился своим братьям во всяком подобии, однако кроме греха131. Таким образом, Он является нашим истинным Эммануилом, что означает: «с нами Бог»132.
Артикул 19
«О единстве и различии двух природ в личности Христа»O
Мы верим, что посредством этого понятия личность Сына нераздельно объединена и связана с человеческой природой так, что не существует ни два Сына Божьего, ни две личности, единых в отдельном лице, но каждая природа сохраняет свои отличительные особенности. Его Божественная природа остаётся всегда не созданной, не имеющей начала дней ни их конца[19]133, наполняющей собой Небо и Землю; а Его человеческая природа не утратила своих особенностей настоящего тела134. И хотя Своим воскресением Он даровал бессмертие оной, Он не изменил реальности человеческой природы ввиду того, что наше спасение и воскресение также зависят от реальности Его тела. Однако сии две природы столь тесно объединены в одной личности, что не были разделены даже смертью Его. Посему то, что в смертный час Он предал в руки Отца, было действительно человеческим духом, исшедшим из Его тела135. Между тем, Его Божественность всегда оставалась объединенной с Его человеческой природой, даже когда Он лежал в гробу; и божественная природа всегда пребывала в Нём совершенно так же, как в Его младенчестве, хотя и не так ясно обнаруживала себя таковой на протяжении некоего времени.
По этой причине мы признаём, что Он есть истинный Бог и истинный Человек: истинный Бог, так как победил Своею властью смерть; истинный Человек, так как мог умереть ради нас, по причине слабости Своего тела.
Артикул 20
«Бог явил Свою справедливость и милость во Христе»P
Мы верим, что Бог, будучи весьма милостив и совершенно справедлив, послал Своего Сына, дабы Тот воспринял наше естество, в котором совершилось непослушание, чтобы принести удовлетворительную жертву в этом же естестве; чтобы понести наказание за грех в самом горестном страдании и смерти[20]136. Посему Бог проявил Свою справедливость против Своего Сына, когда Тот принял на Себя наше беззаконие137, и излил Свою милость и благость на нас, виновных и достойных проклятия. Из-за самой совершенной любви Он отдал Своего Сына на смерть ради нас и воскресил Его ради нашего оправдания138, чтобы посредством Его мы могли стяжать бессмертие и жизнь вечную.
Сноски
L Лат.: «De Preadestinatione Divina» («О божественном предопределении»).
[15] [111] Рим.9:18, 22-23, 3:12. [112] Рим.9: 15-16, 11:32; Еф.2:8-10; Пс.64:6, 99:3; 1Ин.4:10; Втор.32:8;
1Цар.12:22; Мал. 1:2; 2Тим.1:9, 2: 19-20; Рим.8:29, 9:11,21, 11:5-6; Еф.1:4; Тит.3:4-5; Деян.2:47, 13:48;
1Пет.1:2; Ин.6:27, 15:16, 17:9. [113] Рим.9: 17-18; 2Тим.2:20.
M Лат.: «De Reparatione Generis Humani per Filium Dei» («Об исправлении рода человеческого через Сына Божьего»).
[16] [114] Быт.З:8-9,19; Ис.65:1-2. [115] Евр.2:14, 7:14; Быт.3:15, 22:18; Ис.7:14; Ин.7:42; 2Тим.2:8; Гал.4:4.
N Лат.: «De Incarnatione Filii Dei» («О воплощении Сына Божьего»).
[17] [116] Ис.11:1; Лук.1:55; Быт.34:4; 2Цар.7:12; Пс.131:1; Деян.13:23. [117] 1Тим.2:5, 3:16; Фил.2:7.
[118] Евр.2: 14-15, 4:15. [119] Лук.1:31, 34-35. [120] Мтф.26:38; Ин.12:27.
[18] [121] Евр.2:14. [122] Деян.2:30. [123] Пс.132:11; Рим.1:3. [124] Лук.1:42.
[125] Гал.4:4. [126] Иер.33:15. [127] Ис.11:1. [128] Евр.7:14. [129] Рим.9:5.
[130] Быт.22:18; 2Цар.7:12; Мтф.1:1; Гал.3:16. [131] Евр.2: 15-17. [132] Ис.7:14; Мт.1:23.
O Лат.: «De Unione Hypostatica, seu Personali, Duarum Naturarum in Christo»().
[19] [133] Евр.7:3. [134] 1Кор.15:13,21; Фил.3:21; Мтф.26:11; Деян.1:2,11, 3:21; Лук.24:39; Ин.20:25,27.
[135] Лук.23:46; Мтф.27:50.
P Лат.: «De Modo Redemptionis, per Declarationem Justitiae et Misericordiae Dei in Christo» («0 способе искупления: посредством провозглашения справедливости и милости Божьей во Христе»).
[20] [136] Евр.2:14; Рим.8:3, 32-33. [137] Ис.53:6; Ин.1:29; 1Ин.4:9. [138] Рим.4:25.