Минск, Багратиона, 30. Богослужение: воскресение – 11:00, вторник – 19:00.

Бельгийское исповедание, часть 7

Артикул 31

«О Служителях (Пасторах), Пресвитерах и Диаконах»X

Мы верим, что Служители Слова Божьего[35]239, Пресвитеры и Диаконы240 должны быть избираемы к соответствующему им служению законными церковными выборами, с мольбой к Господнему имени и добрым порядком, как предусматривает сие Слово Божье. Посему каждый должен обращать внимание на то, чтобы не навязывать себя неподобающим образом, но обязан ожидать определённое время, когда Богу будет благоугодно призвать его241, и он сможет возыметь верное свидетельство своего призвания и будет уверен и убеждён, что оно исходит от Бога.

Что касается Служителей Слова, то какую бы должность они не занимали, они имеют равную власть и силу, ибо все суть Служители Иисуса Христа242, единственного вселенского Епископа и Главы Церкви243.

Более того, дабы сие святое установление Божье не было нарушено или отвергнуто, мы заявляем, что каждый обязан особо уважать Служителей Слова Божьего и Пресвитеров Церкви по причине их труда, и, насколько сие возможно, пребывать в мире с ними без ропота и пререканий244.

Артикул 32

«О порядке и дисциплине в Церкви»Y

Мы верим, в то же самое время, что хотя полезно и благотворно для управляющих Церковью устанавливать и созидать определённый порядок для поддержания тела Церкви, они должны во все времена наблюдать, дабы не уклониться от завещанного Христом – нашим единственным Учителем[36]245. Посему мы отвергаем все человеческие изобретения и все правила, которые человек вводит в чин богослужения, связывающие и обременяющие каким-либо образом совесть нашу246.

Посему мы принимаем только те установления, которые служат собственно для взращивания и сохранения согласия, единства и общего послушания Богу. Для этой цели отлучение и дисциплину церковную требуется осуществляться согласно Слову Божьему247 вместе с прилежащими им обстоятельствами.

Артикул 33

«О Таинствах»

Мы верим, что наш благодатный Бог, ведающий о бесчувственности и слабости нашей, установил для нас Таинства, посредством коих запечатлевает нам Свои обетования[37]248 и являет в качестве залога Свою добрую волю и благодать по отношению к нам, а также вскармливает и укрепляет веру нашу. Он прибавил их (Таинства) к Слову Евангелия, дабы лучше представить нашим внешним чувствам провозглашаемое в Его Слове и творимое в наших сердцах, убеждая и утверждая нас таким способом в спасении, передаваемом нам. Ибо Таинства суть видимые знаки и печати внутреннего и невидимого, посредством которых Бог действует в нас силой Святого Духа. Посему сии знаки не тщетны и не бессмысленны и ни в коей мере не обманывают нас. Ибо Иисус Христос составляет суть представляемого ими; и вне Его Самого они были бы ничем249.

Более того, мы довольствуемся тем числом Таинств, каковое Христос, наш Господь, установил для нас, а именно – двумя: Таинством Святого Крещения и Святой Вечерей (Причастием) нашего Господа Иисуса Христа250.

Артикул 34

«О Святом Крещении»

Мы верим и исповедуем, что Иисус Христос – конец Закона[38]251, Своей пролитой Кровью стал завершением всякого пролития крови, которое могло совершаться или совершалось бы в искупление наших грехов и в удовлетворение за них. Он отменил обрезание, подразумевавшее пролитие крови, и установил вместо него Таинство Крещения252, коим мы принимаемся в Церковь Божью и изымаемся в удел от других народов и ложных религий, чтобы полностью принадлежать Тому, чей знак и символ носим. Оное служит нам свидетельством, что Он будет нашим Богом и милостивым Отцом навеки.

Для сего Он завещал тем, кто принадлежат Ему, креститься в чистой воде «во имя Отца и Сына и Святого Духа»253. Этим самым Он запечатлевает, что как вода омывает загрязнение тела, проливаясь на него, и предстает видимой глазу во время Крещения, когда тело окропляется ею, так же и Кровь Христова – силою Святого Духа – внутренним образом окропляет душу, очищает её от грехов и перерождает нас из чад гнева в чада Божьи254. Впрочем, это обусловливается не водой как таковой, но окроплением драгоценной Кровью Сына Божьего255, Который есть наше Чёрмное море, пройти через которое мы обязаны, дабы избежать преследования Фараона, то есть Диавола, и войти в духовную землю Ханаанскую.

Таким образом, Служители со своей стороны преподают нам Таинство и то, что видимо256, Господь же представляет нам то, что знаменуется этим Таинством, а именно: дары и невидимая благодать. Он омывает, очищает и просвещает наши души от всякой мерзости и неправедности257, обновляет наши сердца и наполняет их всяческим утешением, дарует нам истинную уверенность в Своей отеческой благости, облекает нас в новую природу и совлекает старую с её делами258.

По этой причине мы верим, что всякий искренно желающий достигнуть Вечной Жизни, обязан креститься единожды сим единым Крещением без повторения оного259, так как невозможно возродится дважды. Это Крещение не только полезно нам, когда вода возливается на нас и когда оно принимается нами, но на протяжении всей нашей жизни260.

Посему мы ненавидим заблуждение анабаптистов, не довольствующихся только одним Крещением, однажды полученным, и, более того, порицающих Крещение младенцев верующих родителей, которые (как мы верим) должны быть крещены и запечатлены печатью Завета[39]261, подобно тому, как раньше были обрезываемы младенцы в Израиле262, – на основе тех же самых обетовании, ныне данных нашим детям. И, действительно, Христос пролил Свою Кровь, чтобы омыть детей верующих точно так же, как пролил её за взрослых263. Посему они должны принимать знак и таинство того, что Христос сделал для них, как Господь ранее заповедал в Законе, говоря, что они должны стать причастниками таинства Христовых страданий и смерти сразу после их рождения – принесением за них в жертву агнца, который был таинственным прообразом Иисуса Христа264. Более того, Крещение имеет то же значение для наших детей, что и Обрезание в прошлом – для народа Израильского. По этой причине святой Павел называет Крещение «обрезанием Христовым»265.

Артикул 35

«О Святой Вечере (Причастии) нашего Господа Иисуса Христа»

Мы верим и исповедуем, что наш Спаситель – Иисус Христос – предписал и учредил Таинство Святой Вечери (Причастия)[40]266 для вскармливания и поддержания тех, кого уже возродил и принял в Свою семью, которая суть Церковь.

Заново рождённые имеют двоякую жизнь267. Одну – телесную и преходящую, полученную при первом рождении и общую для всех людей. Другую – духовную и небесную, дарованную им во втором рождении268 и произведённую посредством слова Евангелия269 в общности Тела Христова; сия жизнь не является общей, но свойственна избранным Божьим270.

Для поддержания телесной и земной жизни Бог даровал земной и материальный хлеб, который свойственен и присущ всем, как и жизнь принадлежит всем. Но для поддержания духовной и небесной жизни, которой обладают верующие, Он ниспослал Хлеб Живой, сходящий с Небес, а именно: Иисуса Христа271, Который вскармливает и укрепляет духовную жизнь верующих, когда они вкушают Его, то есть, когда они прилагают и применяют Его к себе по вере и духовно272.

Чтобы явить нам сей духовный и небесный Хлеб, Христос установил земной и видимый хлеб в качестве Таинства Своего Тела и вино – в качестве Таинства Своей Крови273. Сими Он свидетельствует нам, что столь же верно, как мы принимаем и держим атрибуты Таинства в наших руках, вкушаем и испиваем оное устами, чрез которые поддерживается наша жизнь телесная, столь же верно мы принимаем верой (как бы руками и устами нашей души) истинные Тело и Кровь Христа, нашего единственного Спасителя, в наших душах – для поддержания нашей жизни духовной274.

Определённо и вне всяких сомнений, что Иисус Христос не предписал Своё Таинство, как нечто бесполезное для нас. Посему Он производит в нас всё то, что являет посредством этих святых знаков. Способ, которым Он совершает сие, превышает наше понимание и непостижим нами так же, как сокрыто и непостижимо для нас действие Святого Духа. Однако же мы не заблуждаемся, утверждая, что вкушаемое и испиваемое нами суть истинное и природное Тело и Кровь Христовы275, но способ нашего приобщения к оным происходит не устами, но духовно – через веру. Таким образом, хотя Христос всегда восседает одесную Бога Отца на Небесах276, всё же Он не прекращает соделывать нас причастниками Себя через веру. Пир сей есть духовная трапеза, за которой Христос соделывает нас общниками Себя Самого, равно как и всех Своих благословений, и дарует нам наслаждение Собой и заслугами Своих страданий и смерти[41]277. Он вскармливает, укрепляет и утешает наши нищие, несчастные души посредством вкушения Его Плоти, оживляет и обновляет их питием Его Крови278.

Далее, хотя Таинство соединено неразрывно с тем, что оно обозначает, последнее не всегда обретается всеми. Порочные действительно принимают Таинство к своему осуждению279, но не принимают истину оного. Так, Иуда и Симон волхв действительно принимали Таинство, но не Христа, означаемого им; Он же сообщается исключительно верующим.

Наконец, мы принимаем это Святое Таинство в общине народа Божьего со смирением и благоговением280, поскольку вместе мы с благодарностью свято воспоминаем смерть Христа, нашего Спасителя, исповедуя нашу веру и христианскую религию. Посему никто не должен подходить к сей Трапезе без тщательного исследования себя, чтобы, вкушением хлеба и питием от чаши, он не вкусил и не испил себе осуждение281. Словом, мы подвигаемся употреблением этого Святого Таинства к ревностной любви к Богу и нашим ближним.

Посему мы отвергаем проклятые измышления, привнесённые и намешанные в учение о Таинствах людьми, как оскверняющие оные, и заявляем, что должны довольствоваться установлением, преподанным Христом и Его Апостолами, и что должны учить ему так, как учили и они.

Артикул 36

«О гражданской власти»

Мы верим, что по причине человеческой неправедности наш благостный Бог установил власть царей, начальников и гражданских служителей[42]282, желая, чтобы мир управлялся определёнными законами и порядками затем, чтобы человеческая разнузданность была ограничена и всякие отношения между ними осуществлялись в добром порядке и благопристойности. Для сей цели Он вложил меч в руки правителей, а именно: для наказания злодеев и защиты творящих добро283. Задачи их не ограничиваются лишь заботой об общественном порядке, но включают в себя охрану святого служения,* дабы тем самым всякое идолопоклонство и ложное поклонение было бы удалено и предотвращено284, царство Антихриста могло быть расстроено, а Царство Христово – поддерживаемо*. Посему они должны поощрять проповедование всюду Слова Евангелия, – дабы Бог почитался и прославлялся каждым, как Он и требует в Своём Слове.

Более того, долг каждого – и это не зависит от его характера, обстоятельств, в которых он находится, или положения, которое он занимает – подчиняться гражданским правителям[43]285, платить налоги286, должным образом почитать и уважать их и быть послушным им во всём, что не противоречит Слову Божьему287, подвизаться за них в наших молитвах, – дабы Бог мог властвовать и руководить ими во всех их путях, и чтобы «проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте» [44]288.

По этой причине мы осуждаем заблуждения анабаптистов и прочих непокорных людей, и вообще всех тех, кто отвергает высшие власти и гражданских служителей, подрывает справедливость289, создаёт некие коммуны праведников и мешает благочинию, установленному Богом среди людей290.

Артикул 37

«О последнем суде»Z

Наконец, мы верим, согласно Божьему Слову, что когда наступит час, установленный Господом, но неизвестный никакой твари291, и число избранных наполнится, то наш Господь Иисус Христос придёт с Небес телесным и видимым способом, каковым был вознесён[45]292, в великой славе и величии, – дабы провозгласить Себя Судьёй над живыми и мёртвыми293, предав сей мир очистительному огню и пламени294. Затем, все люди – мужчины, женщины и дети, – когда-либо жившие от сотворения Мира и до конца оного, явятся лично пред этим великим Судьёй295, будучи собраны «при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божьей»296. Ибо все умершие восстанут от земли, поскольку их души мгновенно воссоединятся с телами, в которых они жили ранее297. Что же касается тех, кто будет тогда живым, то они не умрут, как прочие, но изменятся в мгновение ока из тления – в нетление298.

Затем разверзнутся книги (то есть, совести), и мёртвые будут судимы согласно тому, что они делали в этом мире: доброе или злое299. Воистину, все люди дадут отчет «за всякое праздное слово, какое скажут», и которое мир рассматривает просто как забаву и шутку300. Тайны и лицемерие людей откроются публично, на виду у всех301.

Именно посему напоминание о сём Суде является по справедливости ужасной и страшной нечестивому и злодею302, но в высшей степени радостной и утешительной – праведнику и избранному. Ибо затем совершится их полное искупление, и они пожнут плоды своего труда и страданий, которые они перенесли303. Их невиновность будет признана всеми, и они узрят страшную месть, которую Бог обрушит на нечестивых304, жестоко преследовавших, притеснявших и мучавших их в этом мире305. Нечестивый будет обвинён свидетельством своей совести306 и, будучи бессмертным, будет мучим в огне вечном307, уготованном Диаволу и ангелам его308.

С другой стороны, верные и избранные будут украшены венцами славы и почёта309. Сын Божий исповедает имена их пред Богом, Своим Отцом, и пред избранными Своими Ангелами310. «И отрёт Бог всякую слезу с очей их»311, и их дела – в настоящем обвиняемые как еретические и нечестивые многими судьями и гражданскими властями, – будут признаны делами Сына Божьего312. Как благую награду, Господь дарует им обладание такой славой, которую сердце человеческое никогда не могло постичь313.

Посему мы с горячим желанием жаждем этого великого дня – с целью, чтобы могли насладиться всеми обетованиями Божьими во Христе Иисусе, Господе нашем314.

«Аминь. Ей! гряди, Господи Иисусе!» (Отк.22:20).*

 

Сноски

X Лат.: «De Vocatione Minisrorum Ecclesiae» («О призванных служителях Церкви»).

[35] [239] 1Тим.5:22. [240] Деян.6:3. [241] Иер.23:21; Евр.5:4; Деян.1:23, 13:2.

[242] 1Кор.4:1, 3:9; 2Кор.5:20; Деян.26: 16-17. [243] 1Пет.2:25, 5:4; Ис.61:1; Еф.1:22; Кол.1:18.

[244] 1Фес.5: 12-13; 1Тим.5:17; Евр.13:17.

Y Лат.: «De Potestate Ecclesiae In Condendis Legibus Ecclesiasticis, et In Administranda Disciplina»().

[36] [245] Кол.2:6-7. [246] 1Кор.7:23; Мтф.15:9; Ис.29:13; Гал.5:1; Рим.16: 17-18.

[247] Мтф.18:17; 1Кор.5:5; 1Тим.1:20.

[37] [248] Рим.4:11; Быт. 9:13; 17:11. [249] Кол.2:11,17; 1Кор.5:7. [250] Мтф.26:36, 28:19.

[38] [251] Рим.10:4. [252] Кол.2:11; 1Пет.3:21; 1Кор.10:2. [253] Мтф.28:19.

[254] 1Кор.6:11; Тит.3:5; Евр.9:14; 1Ин.1:7; Отк.1:6. [255] Ин.19:34. [256] Мтф.3:11; 1Кор.3:5,7; Рим.6:3.

[257] Еф.5:26; Деян.22:16; 1Пет.3:21. [258] Гал.3:27; 1Кор.12:13; Еф.4: 22-24.

[259] Мрк.16:16; Мтф.28:19; Еф.4:5; Евр.6:2. [260] Деян.2:38, 8:16.

[39] [261] Мтф.19:14; 1Кор.7:14. [262] Быт.17: 11-12. [263] Кол.2: 11-12. [264] Ин.1:29; Лев.12:6. [265] Кол.2:11.

[40] [266] Мтф.26:26; Мрк.14:22; Лук.22:19; 1Кор.11: 23-25. [267] Ин.3:6. [268] Ин.3:5.

[269] Ин.5:23,25. [270] 1Ин.5:12; Ин.10:28. [271] Ин.6: 32-33,51. [272] Ин.6:63. [273] Мрк.6:26.

[274] 1Кор.10: 16-17; Еф.3:17; Ин.6:35. [275] Ин.6: 55-56; 1Кор.10:16. [276] Деян.3:21; Мрк.16:19; Мтф.26:11.

[41] [277] Мтф.26:26 и далее; Лук.22: 19-20; 1Кор.10:2-4. [278] Ис.45:2; Рим.8: 22-23.

[279] 1Кор.2:14, 11:29; 2Кор.6: 14-15. [280] Деян.2:42, 10:7. [281] 1Кор.11: 27-28.

[42] [282] Исх.18:20 и далее; Рим.13:1; Прит.8:15; Иер.21:12, 22:2-3; Пс.81:1,6, 100:2 и далее; Втор.1: 15-16, 16:18, 17:15;

Дан.2:21,37, 5:18. [283] Рим.13:4. [284] Ис.49:23,25; 3Цар.15:12; 4Цар.23:2-4 и далее.

* * Эта фраза, касающаяся служения гражданской власти по отношению к Церкви, исходит из принципа государственной Церкви, который был впервые применён императором Константином, а впоследствии – во многих протестантских странах. Однако история не находит поддержки принципу доминирования Государства над Церковью, но, скорее, их отделение друг от друга. Более того, учение, по которому Государство наделено властными полномочиями произвольно реформировать Церковь и отказывать ей в праве независимо от него вести свои собственные дела как особого института, функционирующего бок о бок с Государством, находится в противоречии с новой диспенсацией. Новый Завет не подчиняет христианскую Церковь авторитету Государства так, что она должна управляться и расширяться политическими мерами, но покоряет её единственно нашему Господу и Царю, в качестве независимого института, существующего рядом с совершенно независимым Государством, – дабы она могла управляться и поучаться посредством своих должностных лиц; и только духовным оружием. Практически все Реформатские и Пресвитерианские Церкви отказались от идеи государственной Церкви и защищают автономию Церквей и личную свободу совести в вопросах, касающихся служения Богу.

[43] [285] Тит.3:1; Рим.13:1. [286] Мрк.12:17; Мтф.27:24. [287] Деян.4: 17-19, 5:29; Ос.5:11.

[44] [288] Иер.29:7; 1Тим.2:1-2. [289] 2Пет.2:10. [290] Иуд.1:8,10.

Z Лат.: «De Judicio Extremo, Resurrectione Carnis, et Vita Aetema»().

[45] [292] Мтф.24:36, 25:13; 1Фес.5:1-2; Отк.6:11; Деян.1:7; 2Пет.3:10.

[292] Деян.1:11. [293] 2Фес.1:7-8; Деян.17:31; Мтф.24:30, 25:31; Иуд.1:15; 1Пет.4:5; 2Тим.4:1.

[294] 2Пет.3:7,10; 2Фес.1:8. [295] Отк.20: 12-13; Дeян.17:31; Евр.6:2, 9:27; 2Кор.5:10; Рим.14:10.

[296] 1Кор.15:42; Отк.20: 12-13; 1Фес.4:16. [297] Ин.5: 28-29, 6:54; Дан.12:2; Иов.19: 26-27.

[298] 1Кор.15: 51-53. [299] Откр.20: 12-13; 1Кор.4:5; Рим.14: 11-12; Иов.34:11; Ин.5:24;

Дан.12:2; Пс.61:13; Мтф.11:22, 23:33; Ин.5:29; Рим.2:5-6; 2Кор.5:10; Евр.6:8, 9:27.

[300] Рим.2:5; Иуд.1:15; Мтф.12:36. [301] 1Кор.4:5; Рим.2:1-2,16; Мтф.7:1-2.

[302] Отк.6: 15-16; Евр.10:27. [303] Лук.21:28; 1Ин.3:2, 4:17; Отк.4:17; 2Фес.1:5,7; Лук.14:14.

[304] Дан.7:26. [305] Мтф.25:46; 2Фес.1:6-8; Мал.4:3. [306] Рим.2:15. [307] Отк.21:8; 2Пет.2:9.

[308] Мал.4:1; Мтф.25:41. [309] Мтф.13:43, 25:34. [310] Мтф.10:32.

[311] Ис.25:8; Отк.21:4. [312] Ис.66:5. [313] Ис.64:4; 1Кор.2:9.

[314] Евр.10: 36-38.

* Взято из латинского издания, заканчивающегося такими словами: «Etiam veni Domine Jesu».