Минск, Багратиона, 30. Богослужение: воскресение – 11:00, вторник – 19:00.

С 31 по 40 неделю. Вопросы 83-107.

Воскресенье 31

83. Что такое ключи Царства Небесного?

Ответ: Проповедь Евангелия и Церковная Дисциплина, коими небо отверзается для верующих и запирается для неверующих.

84. Как через Проповедь Евангелия отверзается и запирается Царство Небесное?

Ответ: Верующим по заповеди Христовой, всем вместе и каждому в отдельности, публично возвещается о том, что им прощаются Богом все грехи ради заслуг Христовых всякий раз, когда они истинной верой принимают обетование Евангелия. Неверующим же и лицемерам возвещается, что таковые будут подлежать гневу Божию и вечному осуждению, доколе не оставят своих беззаконий. Согласно этому свидетельству Евангелия Бог судит и в настоящей, и в будущей жизни.

85. Как отверзается и запирается Царство Небесное через Церковную Дисциплину?

Ответ: По заповеди Христовой все называющие себя христианами, но своей жизнью и учением показывающие, что они чужды Христу, и после многочисленных братских увещеваний не желающие отойти от своих заблуждений и беззаконий, объявляются церкви или уполномоченным ею лицам. И если они не послушаются даже их увещеваний, то недопущением к таинствам исключаются ими из церковной общины и Самим Богом извергаются из Царства Христова. И наоборот, если они заявляют об исправлении и подтверждают это на деле, то принимаются назад как члены тела Христова и Его Церкви.

Воскресенье 32

86. Если мы избавлены Христом от всех грехов и несчастий без каких-либо наших заслуг и только по милосердию Божию, то почему же мы совершаем добрые дела?

Ответ: Потому что Христос и после того, как искупил нас Своей Кровью, обновляет Своим Духом по образу Своему, дабы мы, тронутые столькими благодеяниями, всю жизнь благодарили и славили Бога. Затем, это нужно для того, чтобы каждый из нас, наблюдая плоды своей веры, был до конца в ней уверен. И наконец, чтобы своей целомудренной жизнью мы приобрели для Христа других.

87. Значит тот, кто, оставаясь неблагодарным и беззаботно пребывая в своих грехах, не обращается от своих пороков к Богу, не может спастись?

Ответ: Никоим образом. Ибо, как свидетельствует Писание, ни бесстыдники, ни идолопоклонники, ни прелюбодеи, ни воры, ни скупцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники не наследуют Царства Божия.

Воскресенье 33

88. В чем же состоит обращение человека к Богу?

Ответ: В умерщвлении ветхого и рождении нового человека.

89. Что такое умерщвление ветхого человека?

Ответ: Оно выражается в истинном страдании души о том, что ты оскорбил Бога своими грехами, и приводит к тому, что ты все больше и больше ненавидишь эти грехи и избегаешь их.

90. Что такое рождение нового человека?

Ответ: Истинная радость в Боге через Христа, а также серьезное и явное стремление жить согласно воле Божией и творить добрые дела.

91. Какие дела считаются добрыми?

Ответ: Только такие, которые происходят из истинной веры, совершаются согласно закону Божию и только ради Его славы. Но не те, которые либо придуманы нами из-за того, что мы считаем их правильными, либо переданы нам по традиции от других людей.

Воскресенье 34

92. Что такое Закон Божий?

Ответ: И сказал Бог все слова сии (Исх.20:2-17; Втор.5:6-21):

Первая Заповедь

Я Господь, Бог твой, выведший тебя из Египта, из дома рабства. Да не будет у тебя иных Богов пред лицом Моим.

Вторая Заповедь

Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и того, что на земле внизу, и того, что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им. Ибо Я – Господь Бог твой, сильный, ревнитель, наказывающий детей за грехи отцов, до третьего и четвертого рода ненавидящих Меня; и творящий милость до тысячи родов, любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои.

Третья Заповедь

Не употребляй имени Господа Бога твоего напрасно; ибо Господь не оставит безнаказанным того, кто употребляет имя Его напрасно.

Четвертая Заповедь

Помни день Субботний, чтобы святить его. Шесть дней работай и делай всякие дела твои, а седьмой день – Суббота, Господу Богу твоему. Не делай в оный никакого дела, ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришелец, который в жилищах твоих. Ибо в шесть дней создал Бог небо и землю, море и все, что в них, а в седьмой день почил. Потому благословил Бог день Субботний и освятил его.

Пятая Заповедь

Почитай отца твоего и мать твою, чтобы долго жить тебе на земле, которую Господь Бог твой дает тебе.

Шестая Заповедь

Не убивай.

Седьмая Заповедь

Не прелюбодействуй.

Восьмая Заповедь

Не кради.

Девятая Заповедь

Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.

Десятая Заповедь

Не желай дома ближнего твоего, не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего.

93. Как подразделяются эти заповеди?

Ответ: На две скрижали: из которых первая содержит четыре заповеди о том, как мы должны относиться к Богу; а вторая – шесть заповедей о том, в чем состоят наши обязанности перед ближним.

94. Что требует Бог в первой заповеди?

Ответ: Чтобы я так же старательно, как мне дорого спасение собственной души, избегал и удалялся всякого идолопоклонства, колдовства, вызывания духов, суеверий, а также призывания святых и каких-либо иных творений. Чтобы я, правильно познав единого истинного Бога, уповал на Него одного, покорялся Ему с наивысшим смирением и терпением, и только от Него ожидал всяческих благ. Наконец, чтобы я любил Его всем сердцем, а также почитал и боялся Его столь сильно, что скорее отказался бы от всего мира, нежели совершил что-либо хоть в малейшей степени противное Его воле.

95. Что такое идолопоклонство?

Ответ: Это значит – вместо или помимо единого истинного Бога, открывшего Себя в Своем Слове, выдумывать или иметь какой-то иной предмет для упования.

Воскресенье 35

96. Что требует вторая заповедь?

Ответ: Не изображать Его ни в каком виде или подобии, и не поклоняться Ему как-то иначе, чем Он заповедовал в Своем Слове.

97. Разве следует совершенно избегать всяких образов и подобий?

Ответ: Бога нельзя и не следует как-либо изображать. И хотя изображать творения позволительно, Бог запрещает создавать или иметь при себе образы, чтобы либо служить и поклоняться самим этим образам, либо с их помощью пытаться служить и поклоняться Богу.

98. Можно ли терпеть в храмах изображения, заменяющие книги для неграмотных?

Ответ: Ни в коем случае. Ибо нам не подобает быть мудрее Бога, восхотевшего наставлять Свою Церковь не немыми изображениями, а живой проповедью Слова.

Воскресенье 36

99. Что требует Бог в третьей заповеди?

Ответ: Не употреблять Его имени надменно или неуважительно, запрещая при этом не только проклятия и лжесвидетельства, но и необдуманные клятвы. Кроме того, Он требует молчанием или попустительством не соучаствовать в столь ужасном беззаконии, но употреблять Свое священное имя с наивысшим почтением и благоговением, дабы истинной и непрестанной исповедью, призыванием, а также всеми нашими делами и словами Ему воздавалась слава.

100. Неужели напрасное употребление имени Божия в клятве или в непочтительной молитве – столь тяжкий грех, что Бог гневается даже на тех, кто не запрещает и не препятствует этому греху, насколько это в их силах?

Ответ: Безусловно тяжелейший. Ибо нет греха, который оскорблял бы Бога больше, нежели пренебрежение Его священным именем. Посему Бог и восхотел, чтобы такой грех карался смертью.

Воскресенье 37

101. Можно ли благочестиво клясться именем Божиим?

Ответ: Можно, если этого требует гражданская власть, или иная необходимость, дабы таким образом подтвердить верность и утвердить истину, ко славе Божией и спасению других. Поскольку Бог всегда позволял клятвы такого рода, святые Ветхого и Нового Завета должным образом их употребляли.

102. Позволительно ли клясться именами святых или какими-то иными творениями?

Ответ: Нет. Ибо законная клятва состоит в призывании Бога. В ней люди просят Его как единственного Сердцеведца или засвидетельствовать истину, или покарать клянущегося, если тот сознательно солгал. Сия честь не подобает никакому творению.

Воскресенье 38

103. Что заповедует Бог в четвертой заповеди?

Ответ: Во-первых, чтобы продолжалось Евангельское и проповедническое служение. Чтобы я не только в праздничные, но и в будние дни внимательно слушал Слово Божие и усердно посещал богослужения. Чтобы я приступал к таинствам, участвовал в молитвах Церкви и по возможности что-то уделял бедным. И во-вторых, чтобы, все время избегая порочных поступков, я давал Господу творить во мне дела Святого Духа и, таким образом, еще в этой жизни вошел в Его вечный покой.

Воскресенье 39

104. Чему нас обязывает Бог в пятой заповеди?

Ответ: Чтобы мы должным образом почитали родителей, любили их и доверяли им, и так же вели себя со всеми, кто над нами поставлен. Чтобы мы с должным послушанием повиновались их полезным наставлениям и исправлениям, терпеливо переносили их пороки и недостатки, и постоянно помнили о том, что это Бог восхотел вести нас и править нами их рукою.

Воскресенье 40

105. Что требует Бог в шестой заповеди?

Ответ: Чтобы я не оскорблял, не ненавидел, не вредил и не убивал ближнего своего ни мыслями, ни словами, ни жестами, ни делами, ни сам, ни через другого, но отгонял от себя всякое желание отмщения, чтобы не повредить самому себе или сознательно не подвергнуть себя опасности. Бог вооружил гражданскую власть мечом как раз для того, чтобы предотвращать убийства.

106. Однако кажется, что эта заповедь запрещает только убийство?

Ответ: Запрещая убийство, Бог хочет сказать, что Он ненавидит его источник и первопричину, а именно: зависть, ненависть и желание отомстить. Все это Он также приравнивает к убийству.

107. Разве не достаточно, чтобы мы никого не убивали ни одним из перечисленных выше способов?

Ответ: Нет, не достаточно. Поскольку Бог не только осуждает гнев, зависть и ненависть, но и требует от нас любить ближних, как самих себя, а также проявлять к ним смирение, мягкость, кротость, терпение и милосердие, предотвращая, по мере наших сил, все, что может причинить им вред; то и мы должны настолько проникнуться этой мыслью, чтобы всегда быть готовыми благотворить даже врагам.