Минск, Багратиона, 30. Богослужение: воскресение – 11:00, вторник – 19:00.

О вечных Божьих установлениях

1. Прежде всех времен Бог по Своему в высшей степени мудрому и святому произволению свободно и непреложно предопределил все, что должно произойти.65 Но при этом Он не является создателем греха.66 Он не лишает Свои творения воли; не устраняет, но утверждает способность вторичных причин вызывать определенные следствия.67

2. Бог знает, что может и должно произойти во всех возможных обстоятельствах,68 но Он предопределил все, чему следует быть, не потому, что предвидел будущее или предполагал неизбежность неких событий при определенных условиях.69

3. По Божьему установлению (и ради явления Его славы) одни люди и ангелы70 предопределены к вечной жизни, а другие предназначены к вечной смерти.71

4. Эти ангелы и люди предопределены к жизни или предназначены к смерти в соответствии с ясным и непреложным замыслом. Их число определено, неизменно и не может быть ни увеличено, ни уменьшено.72

5. Бог предызбрал во Христе к вечной славе тех, кто предназначен к жизни. Он сделал это еще до того, как были заложены основания мира, в согласии со Своим вечным и неизменным предначертанием, со Своим сокровенным замыслом и благой волей.73 Бог избрал этих людей исключительно по Своему милосердию и любви, а не потому, что предвидел в них веру, или добрые дела, или стойкость в вере и упорство в добрых делах, или что-нибудь иное. Ни условий, ни причин, побуждавших Бога избрать этих людей, не было;74 все было сделано только лишь во славу Его непостижимой благости.75

6. Предназначив избранных к славе, Бог предопределил и все необходимые для этого средства, в согласии с вечным и свободным предначертанием Своей воли.76 Избранные, падшие в Адаме, искуплены Христом,77 призываются к вере во Христа Духом Божиим, действующим в подобающее время, оправдываются, усыновляются, освящаются78 и сохраняются силой Божией через веру ко спасению.79 Никто, кроме избранных, не искуплен Христом, не призывается к вере, не оправдывается, не усыновляется, не освящается и не обретает спасения.80

7. Остальными людьми Богу было угодно пренебречь и предопределить для них немилость и гнев Свой за их грехи; на то была Его непостижимая воля, в согласии с которой Он дает благодать или отказывает в благодати по собственному изволению. За все подобает слава Его суверенной власти над творениями и хвала Его величайшей справедливости.81

8. К догмату о предопределении, этой высочайшей тайне, следует относиться с особым благоразумием и осмотрительностью;82 уверившись в своем непреодолимом призвании к вере, те, кто почитает волю Божию, открытую в Его Слове, и повинуется ей, должны быть уверены и в своем вечном избранничестве.83Пусть же подвигнет этот догмат тех, кто от всего сердца следует Евангелию, восхвалять Бога, благоговеть перед Ним и поклоняться Ему;84 пусть он утешит их и укрепит в смирении 85 и усердии.

Ссылки

65 Еф. 1:11; Рим. 11:33; Евр. 6:17; Рим. 9:15,18.

66 Иак. 1:13,17; 1Ин. 1:5.

67 Деян. 2:23; Мф. 17:12; Деян. 4:27,28; Ин. 19:11; Пр. 16:33.

68 Деян. 15:18; 1Цар. 23:11,12; Мф. 11:21,23.

69 Рим. 9:11,13,16,18.

70 1Тим. 5:21; Мф. 25:41;

71 Рим. 9:22,23; Еф. 1:5,6; Пр. 16:4.

72 2Тим. 2:19; Ин. 13:18.

73 Еф. 1:4,9,11; Рим. 8:30; 2Тим. 1:9; 1Фес. 5:9.

74 Рим. 9:11,13,16; Еф. 1:4,9.

75 Еф. 1:6,12.

76 1Пет. 1:2; Еф. 1:4,5; Еф. 2:10; 2Фес. 2:13.

77 1Фес. 5:9,10; Тит. 2:14.

78 Рим. 8:30; Еф. 1:5; 2Фес. 2:13.

79 1Пет. 1:5.

80 Ин. 17:9; Рим. 8:28-39; Ин. 6:64,65; Ин. 10:26; Ин. 8:47; 1Ин. 2:19.

81 Мф. 11:25,26; Рим. 9:17,18,21,22; 2Тим. 2:19,20; Иуд. 4; 1Пет. 2:8.

82 Рим. 9:20; Рим. 11:33; Вт. 29:29.

83 2Пет. 1:10.

84 Еф. 1:6; Рим. 11:33.

85 Рим. 11:5,6,20; 2Пет. 1:10; Рим. 8:33; Лк. 10:20.