Доколе мне слагать советы в душе моей,
скорбь в сердце моем день и ночь?
Псалом 12:3
В жизни христианина существует реальная опасность впасть в глубокие раздумья о своей вине и о своей порочности и в связи с этим не заметить величайших благословений, ниспосылаемых свыше. Хотя мы и должны сверять состояние своего сердца с Писанием для выявления греха, однако, если рассчитываем через это получить утешение, то, увы, нас постигнет горькое разочарование. Подобная проблема была и у Давида. Не зная, что ему делать и во что выльются обрушившиеся на него невзгоды, он ушел в себя, как это часто бывает во время больших несчастий. У него была «скорбь в сердце», и он долго жил с нею, но затем обратился к Богу за помощью, поверил в Его милость, и сердце его возрадовалось о спасении.
Многие, одолеваемые скорбью и болью люди, испытывают то же, что испытал Давид. Обратите внимание на кажущуюся безнадежность положения, в котором оказался Давид, потом на средство, к которому он прибегнул, чтобы изменить это положение, и, наконец, поразмышляйте о том, насколько это средство может быть применимо к вам, чтобы дать покой и вашей душе.
Двенадцатый псалом, вероятно, одна из тех печальных песен, которые сошли с уст Давида в то время, когда он вынужден был скрываться от Саула. Как и большинство таких псалмов, он начинается как будто бы с ропота, но выражением надежды упования на Бога. Ситуацию можно представить на основании разных стихов этого псалма.
1. Давид жестоко преследуется. Это, на первый взгляд, кажется довольно-таки странным. Бог сделал его своим помазанником, и перед всем народом поставил на царство. И вполне обоснованно было бы предположить, что Давида ждет безоблачное будущее. И все же следование божественному руководству ввергает Давида в пучину бедствий. Это может служить нам своего рода утешением: все стремящиеся получить нетленный венец не должны удивляться, когда на их пути встречаются ловушки и ямы.
2. Казалось, что Господь благословил не Давида, а его гонителей: «Доколе врагу моему возноситься надо мною?» (Пс. 12:3). И это еще более странно. Неужели Бог Израилев подобен лживому человеку? Или, может быть, все Его обещания несерьезны? Конечно, нет. Подобные вопросы может задавать только человек, который обо всем привык судить по первому впечатлению, не вникая глубоко в суть дела.
3. Самые близкие друзья оставили Давида. В тяжелых ситуациях мы обращаемся к друзьям за утешением. Если же мы «слагаем советы» в своей душе, это значит, что мы лишены такой поддержки. Сочувствующий, умный и верный друг может стать величайшим благословением во время переживаний. Когда все благополучно, у нас может быть много друзей, но стоит гонениям за имя Христа обрушиться на нас, многие из них могут отвернуться от нас.
Время одиночества
Его пережили и переживают многие верующие, которым довелось или доводится пройти через тяжелые испытания. Самой горькой каплей в чаше страданий любого из нас являются страдания в одиночку. Даже нашего Господа оставили друзья. Он взял троих любимых учеников, чтобы те разделили с Ним час страданий, но они уснули, оставив Христа одного.
4. К этим временным, вполне земным несчастьям добавились и другие — несчастья духовного плана. Давид восклицает: «…доколе будешь скрывать лице Твое от меня?» (Пс. 12:2). Господь как будто забыл Своего избранника: «Доколе, Господи, будешь забывать меня в конец…» (там же). Если бы возникшие трудности не принесли Давиду тяжелые страдания, радость не покинула бы его сердца. Но груз испытаний был очень тяжел, поэтому сердце его было готово вторить словам Иова: «Но вот, я иду вперед — и нет Его, назад — и не нахожу Его; делает ли Он что на левой стороне, я не вижу; скрывается ли на правой, не усматриваю» (Иов 23:8,9). Давид перенес горести прежде нас. Его Господь, Иисус Христос, Чьи враги вознеслись над Ним и Чьи друзья оставили, тоже прошел через тяжелые испытания. Бог оставил Его, и эта скорбь скорбей заставила Его воскликнуть: «…Боже Мой! Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?» (Мтф. 27:46).
5. Все страдания Давида были не скоротечны, а продолжительны. «Доколе, Господи, будешь забывать меня в конец, доколе будешь скрывать лице Твое от меня? Доколе мне слагать советы в душе моей, скорбь в сердце моем день и ночь? Доколе врагу моему возноситься надо мною?» (Пс. 12:2,3). Терпение по-настоящему проверяется продолжительностью испытаний. Нас, вероятнее всего, сломают не жестокие, а продолжительные испытания. Если страдания тяжелые, но не продолжительные, то человек может собрать в кулак все свои душевные силы, горячо и ревностно молиться о помощи свыше. Но если испытания длятся долго, им может овладеть уныние. Как же это так: я молюсь, а Бог не прекращает моих страданий?! Когда на Иова обрушился ряд несчастий, быстро сменявших друг друга, он преодолевал их, проявляя завидную силу духа. Но когда беды не отступали и им не было видно конца, тогда отчаяние охватило его.
Итак, мы выше сказали, что испытания, которые обрушились на Давида, заставили его «слагать советы в душе» своей. Эти слова псалмопевца свидетельствуют о великой душевной скорби. Он погружен в размышления о своих невзгодах, мечется, пытаясь понять, что ему необходимо сделать. Можно представить себе, как он, уединившись, ходит взволнованно по комнате, глядя себе под ноги, или, устремив взгляд к небу, не перестает вздыхать и плакать, или погружается в леденящую сердце тишину, или разговаривает сам с собой о безысходности своего положения.
Выход есть
Но душевные невзгоды все же заканчиваются, и Давид обретает покой. Об этом свидетельствует псалом, заканчивающийся словами ликования: «…воспою Господу, облагодетельствовавшему меня» (12:6). Псалмопевец не оставляет нас наедине с догадками о том, как к нему пришло освобождение: «Я же уповаю на милость Твою, — говорит он, — сердце мое возрадуется о спасении Твоем…» (там же). Мы можем сделать вывод, что покой пришел к Давиду тогда, когда он перестал «слагать советы в душе» своей и обратил свой взор к Богу, поверил в Его милосердие. Это средство оказалось действенным и избавило его от всех недугов.
Мне кажется, что многие люди могут переживать то же, что и Давид.
1
Среди них немало таких, которые впадают в уныние во время неприятностей или лишений. В жизнь людей Господь Бог внес определенную долю страданий. У каждого человека бывает время, когда собственность, друзья, дети и все, что создано давать ему радость, может стать источником печали. И если в такие периоды напастей человек вместо того, чтобы обратиться к Отцу милосердия, целиком занят своими внутренними проблемами, то он подвергает себя опасности оказаться в еще более бедственном положении.
Я знаю многих людей, которые были приветливы и жизнерадостны, когда счастье улыбалось им, но они стали мрачными и унылыми, когда их одолели неприятности и лишения. В этих условиях они были не в силах поднять голову и расправить плечи. В таких случаях очень опасно замыкаться в себе, пренебрегать теми средствами, которые предлагает Бог. Я знаю многих людей, чьи сердца разрываются от страданий, вражды, жестокости, противления, досады и зависти. Я знаю многих, у кого сломлен дух и на сердце лежит тяжелый камень. Как велико желание помочь такой душе обратить свой взор от земного к небесному!
Затаенная обида
Я знаю даже некоторых христиан, которые чрезмерно расстраиваются, когда исчезает предмет их увлечения или когда разбиваются их любимые мечты. В таких случаях человек склонен затаить внутри себя обиду, продолжая жить по-старому, строя свою жизнь по разрушенным планам. Такой путь не может привести его к прославлению Бога и не позволит обрести покой. Господь сказал: «Да не смущается сердце ваше; веруйте в Бога и в Меня веруйте» (Ин. 14:1). Есть проблемы, решение которым может быть найдено только на небесах. Христианину не подобает поддаваться чувству обиды из-за всяких мелочей, а все мирские скорби именно таковы и есть. Они не тяжелы, приходят и уходят.
«Ибо думаю, — говорит Павел, — что нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас» (Рим. 8:18). Только тогда, «когда мы смотрим не на видимое, но на невидимое», наши скорби кажутся нам нетяжелыми и временными, и «легкое страдание наше производит в безмерном преизбытке вечную славу» (2 Кор. 4:17).
2
Переживания Давида подобны переживаниям людей, чейвнутренний мир погружен в темноту и уныние. Долгое время они пребывают в состоянии неопределенности. Чрезмерное чувство греха не дает им возможности получать удовольствие от этой жизни и вселяет неуверенность по поводу небесной, лишая их радости. Поэтому дни таких людей проходят в одиночестве и унынии. Они ищут мир, но он далек от них; они слагают советы в душе своей, и тем не менее каждый день их сердце наполняется печалью.
Есть несколько причин, способствующих такому состоянию души. Это может быть, как и у Давида, отсутствие верного друга, которому можно было бы открыть сердце и который помог бы поверить обетованиям спасения. Некоторые могут находиться под воздействием проповедей, идея о предопределении в которых носит некий фаталистический исламистский оттенок. Они лишены радости познать учение о благой вести, звучащей для всех грешников, именно для грешников. Такие проповеди убеждают людей, что ни один человек не может прийти ко Христу, чтобы получить вечную жизнь, если он не осознал, что возрожден. Получается, что пробудившийся грешник без осознания того, что он возрожден, не сможет приблизиться к Спасителю и избавиться от своего отчаяния.
Если бы я говорил с таким человеком, я бы возвестил ему о милости Бога к грешнику, о том, что Иисус сделал все необходимое для спасения и желает спасти всех, кто хочет Им спастись. Я бы провозгласил ему благую весть о том, что любой грешник может прийти к Богу, имея во Христе залог спасения и решения своих многочисленных проблем. О, вы, труждающиеся и обремененные, придите к Иисусу Христу «и найдете покой душам вашим» (Иер.6:16). Но не рассчитывайте на то, что вы сразу получите уверенность в том, что вы избраны ко спасению и рождены свыше, что придете ко Христу как любимец неба. Только если вы как гибнущий грешник обратитесь к Нему с верой, Он даст вам возможность осознать, что вы избраны и возрождены. Через благовестие, которое пришло к нам не в слове только, но и в силе, мы узнаем о том, что Бог избирает нас, и убеждаемся в своем возрождении.
Обостренный пессимизм
В некоторых случаях причина может скрываться внутри самого человека. Иные склонны сосредоточиваться на обстоятельствах, которые направлены против них, вместо того, чтобы обратить внимание на нечто положительное. Возможно, их разум полностью поглощен мыслями о непреодолимой силе вины и позора, их не утешают попытки найти ответ в молитве. Такая склонность еще больше усиливается мыслью о том, что искать какое-либо утешение в Евангелии было бы явным проявлением самонадеянности. Подобное самобичевание не имеет ничего общего с христианским смирением, и по своей сути, оно ничем не лучше гордости и самоправедности. Кода вы утверждаете, что недостойны принять благословения Евангелия, вы на самом деле говорите, что прежде чем их получить, вам нужно стать достойным. Но это не что иное, как самоправедность, которая противоречит учению Христа. Христос пришел в этот мир, чтобы взыскать и спасти погибшее. Он пришел в этот мир, чтобы спасти не заслуживающих этого грешников, даже худших из грешников. Если кто-то считает себя достойным Его благодати, тому Христос говорит: «…Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию» (Мтф. 9:13). Само слово «благодать», о которой так много говорится в Писании, значит «незаслуженное благоволение». Поэтому «недостойность» не может быть причиной непринятия евангельских обещаний.
Основание для уверенности
Вопрос не в том, достаточно ли мы хороши, чтобы быть достойными блаженства прощения, оправдания и вечной жизни, а в том, достаточно ли велика наша потребность в этом блаженстве, можем ли мы прожить без него.
Нас уверяет Тот, кто не может лгать: если мы встанем на протоптанную дорогу, которой ходили все верные мужи во все времена, и пойдем по ней, то найдем покой душам нашим. Господь Иисус Христос сказал: «Приидите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко» (Мтф. 11:28-30). Значит если наша душа не находит покоя, так это только потому, что человек не приходит к Нему за спасением или не хочет признать Его абсолютной власти.
Довольно странно, что люди, пытающиеся выйти из депрессии, очень редко видят ее причину в своем нежелании подчиняться Христу и преобразовываться согласно разумению Христову. Они думают, что жаждут спасения, однако главным препятствием на пути спасения является сомнение в том, хочет ли Христос спасти их. Это сомнение возникает потому, что у них отсутствует желание подчиниться Его воле. Если же человек полностью доверяет Ему, отдавая себя до конца Его безграничной милости, считая себя худшим из грешников, и приходит к Нему, чтобы стать Его рабом и служить Ему вечно, то ничто ни на Небе, ни на Земле не может помешать его спасению.
Вот что я бы сказал несчастным и угнетенным, но «жаждущим правды». Возможно, вы много читаете, размышляете, молитесь, ищете, но мир и покой так же далеки от вас, как и прежде. Как зверь, попавший в трясину, вы мечетесь, но увязаете еще больше. Позвольте мне в этом случае задать вам два вопроса. Первый вопрос о том, хорошо ли вы понимаете то, что читаете. Ученики были в таком же безнадежном положении, пока полностью не уразумели Писание. И второй вопрос о том, во имя ли Иисуса Христа возносятся ваши молитвы. Возможно, вы ничего не просите ради Его имени. «…Просите и получите, чтобы радость ваша была совершенна» (Ин. 16:24). Знайте, что Он сам предлагает вам молиться во имя Его.
3
Переживания Давида в равной степени характерны и для тех людей, которые живут с постоянным страхом того, что в конце концов окажется, будто они не были настоящими христианами. Такого рода людей практически не было среди первых христиан. Они четко знали, что верят в Иисуса Христа, Сына Божия. В этом у них сомнений не было, хотя, как и сегодня, в те времена хватало лицемеров и обманщиков. Несомненно, даже самое очевидное обращение в то время все же оставляло место для временного беспокойства. Но страх может исчезнуть. Это возможно в том случае, если он изгоняется совершенной любовью.
Одна из наиболее распространенных причин страха подобного рода кроется в постоянном углублении в размышления над своими страданиями. И это вместо того, чтобы вникнуть в то, что Бог открыл нам в Писании. Эту ошибку совершал Давид, когда «слагал советы в душе» своей. Я не призываю здесь полностью забыть бывшие благословения и переживания. В книге «Откровение» мы видим, что от сардисской церкви требуется, чтобы она вспомнила то, что слышала и приняла. Давид, находясь в крайне подавленном состоянии духа, решил вспомнить о Господе, начиная «с земли Иорданской» (Пс. 41:7). Тем более, я не призываю забыть о признаках благодати, о тех знаках, которые появляются в душе в процессе освящения. Я убежден, что отвергать доказательства личной веры — значит отвергать очевидные библейские истины (обратите особенное внимание на следующие стихи: 1 Ин. 2:3, 5; 3:14, 18-21, 24).
Все дело в вере
Но, несмотря на то, что размышления о грехе и воспоминания о пройденном христианском пути важны и полезны, они не могут вселить в наши сердца настоящий покой. Он приходит тогда, когда человек упорно ищет в Библии утешение. Покой приходит с верой, которая действует в конкретных жизненных ситуациях. Цель размышления о прошлом не в том, чтобы обрести уверенность, а в том, чтобы вызвать нужное проявление веры.
Давид вспоминал о делах давно минувших дней для того, чтобы снова пережить уверенность в Боге. Воспоминания о проявлении благодати в нашей жизни могут дать нам подтверждение того, что мы стоим на верном пути, но они будут бесполезны, если при этом не произойдет обновление веры. Хорошо, если мы можем вспомнить то, что совсем недавно влекло нас к Господу Иисусу Христу, и возродить бывшие чувства. Но если мы думаем, что простое воспоминание о старых переживаниях без осознания сегодняшних спасает нас от отчаяния, то и в этом случае нас постигнет разочарование.
Все приготовлено
Чтобы не сомневаться в своем спасении, следует помнить, что вы дитя Божие. Правда, ваши сомнения могут быть вполне оправданы, однако, и в этом случае дверь спасения все еще открыта перед вами. Мои советы полезны не для обращенных, или необращенным, избранных, или неизбранных, но для грешников. Все благословения Евангелия доступны грешникам. Их обязанность — стремиться получить их. Отсутствие этого стремления выльется в великий грех, если оно так и не придет. Ничто, кроме невежества, неверия, гордости, самоправедности или других, подобных им качеств не может помешать сделать это.
Стол евангельской вечери накрыт, все готово, слуги Царя вышли, чтобы пригласить грешников, убедить их прийти. Если вы искренно верите в Евангелие, тогда вы обладаете даром вечной жизни. Если просьба о милости Бога к вам, худшему из грешников, не вызывает возмущения гордости, но соответствует желанию вашего сердца, то вы можете спастись. Если без малейшего колебания вы можете оставить всякие претензии на блаженство, исходящие из собственного достоинства, если то спасение, которое вы ищете, — это избавление от власти греха и проклятия, которое он несет, тогда нет никаких причин остаться вам без спасения. Если вы верите всему, что Бог открыл человеку о Своем Сыне, верите всем сердцем, что Он — ваш Спаситель, но при этом думаете, что в вас есть что-то, препятствующее спасению, то вера ваша есть не что иное, как неверие.
Из архива журнала «В начале», 1999 год, №13.
Автор текста: Эндрю Фуллер