Минск, Багратиона, 30. Богослужение: воскресение – 11:00, вторник – 19:00.

Жених крови


MP3


Жених крови

Исход 4: 24-26:

24 Дорогою на ночлеге случилось, что встретил его Господь и хотел умертвить его. 25 Тогда Сепфора, взяв каменный нож, обрезала крайнюю плоть сына своего и, бросив к ногам его, сказала: ты жених крови у меня. 26 И отошел от него Господь. Тогда сказала она: жених крови — по обрезанию.

Выше говорилось, что Господь посылает Моисея в Египет к фараону с предупреждением, чтобы тот отпустил еврейский народ совершить богослужение в пустыне, иначе Он убьет сына фараона, первенца. В Библии читаем: «Дорогою на ночлеге встретил его Господь». Кого — «его»? И хотел умертвить его. Кого — «его»?

С прочтением этого текста возникает много вопросов, а имен нет. Слишком много неясного.

Есть Сепфора, у нее два сына — первенец Гирсам, и Елиезер. Один из них не был обрезан. Вопросы по тексту — кого встретил Господь и кого хотел умертвить? За что хотел умертвить? Почему обрезание делала Сепфора, а не Моисей? К чьим ногам бросила обрезанное?

Начнем со второго вопроса — кого хотел умертвить Господь?

Логика подсказывает, что того, кого встретил на дороге. Тогда вопрос — кого Он встретил? И наиболее частый ответ — Моисея. Но текст не говорит об этом. Другой вопрос — за что хотел умертвить? Из контекста ясно, что за необрезание. Потому что, когда обрезание было совершено, отошел от него Господь.

Попробуем построить логическую цепочку. Господь встречает Моисея, и за то, что он не обрезал одного из своих сыновей, Господь хочет умертвить его. Но тогда нарушается другая логическая цепочка — зачем Господу убивать Моисея, если несколько дней назад Он призывал его отправиться к фараону в Египет. Неужели Он вызвал его из земли Мадиамской, чтобы убить его в пути? Получается как-то неразумно.

Значит, Он встретил не того, кого хотел умертвить. Возможно, он встретил Моисея, а умертвить хотел кого-то другого. Может, одного из сыновей: первенца или младшего? Отцы Церкви разрешали эту проблему просто: Он хотел умертвить младшего сына, потому что перед отправкой в путь Моисей стал отцом. Родился ребенок, и до наступления восьмого дня отцу надо было срочно отправляться в путь. На восьмой день, когда необходимо совершать обрезание, Моисей за своими делами упустил это из виду. Эту ошибку Моисея быстро исправляет Сепфора.

Есть еще варианты отцов Церкви: вообще, на дороге явился не Господь Бог, а злой ангел, демон, чтобы убить Моисея.

Можно также предположить, что не о Моисее здесь идет речь, а о первенце Гирсаме. Такое предположение связано с 23 стихом, где Господь предупреждает фараона: «Отпусти народ, а иначе я убью твоего первенца». И встретил ГирсамаГосподь на ночлеге и хотел его убить за то, что он необрезан. Но в тексте об этом ничего не говорится.

Итак, кого из троих хотел убить Господь? Маловероятно, что Моисей не был обрезан, так как он был евреем по крови. Его нашли в корзине уже после того, когда был совершен обряд обрезания. Кроме того, если бы не так, то его сделали бы египтяне, так как они тоже совершали обрезание, хотя и в ином виде.

Другой вопрос: а почему кто-то из двоих сыновей мог быть не обрезан? Оба они родились в земле Мадиамской. Культура той местности предполагала, что обрезание должно совершаться. Итак, мы видим, что на этот вопрос нет ответа. Жан Кальвин рассуждает так: Моисей был пришельцем в земле Мадиамской, поэтому первенцу дано имя Гирсам — пришелец в чужой земле. Может быть, тесть Иофор был против этого обрезания, а может и Сепфора была против. Жан Кальвин предполагает, что для сохранения мира Моисей не слишком настаивал на обрезании, поэтому одного сына обрезывают, а другого — нет. Возможно, Моисей пошел на поводу у тестя и жены. Но текст не говорит и об этом.

Далее, почему обрезание делала Сепфора? Когда подкралась смерть, она поспешно схватила кремневый нож и сделала обрезание. К чьим ногам Сепфора бросила обрезанное? В современных английских переводах появляется слово — Моисея, к ногам Моисея. Но это творческий вымысел. В тексте находим только местоимение «его», а имя Моисея не упоминается. Во многих переводах имя Моисей вставлено курсивом. Опасность подобных переводов в том, что переводчики занимаются толкованием вместо перевода.

Есть ещё одна сложная для перевода фраза, которая вызывает много недоумений у переводчиков. Что значит выражение «жених крови», которое употребляет Сепфора? Одно из возможных объяснений — вступление в родственные отношения через установление заветных отношений.

Например, брачный союз. Есть женщина, у нее есть мать, есть отец, т.е. кровные родственники, а я вступаю с ней в заветные (договорные) отношения. Через это ее отец становится моим родственником, но не по крови, а по заветным отношениям. Если рассматривать это с такой точки зрения, то что-то проясняется. Завет был заключен с Авраамом, и в разговоре с Моисеем, когда Господь открывает ему свое имя Яхве, то одно из значений этого имени — Бог неизменный, Бог Авраама, Исаака, Иакова, с которым Бог заключил Завет, и он неизменен.

В книге Бытие, 17 главе, с 10 по 14 стихи мы читаем об установлении этого завета: «Сей есть завет Мой, который вы должны соблюдать между Мною и между вами и между потомками твоими после тебя [в роды их]: да будет у вас обрезан весь мужеский пол; обрезывайте крайнюю плоть вашу: и сие будет знамением завета между Мною и вами. Восьми дней от рождения да будет обрезан у вас в роды ваши всякий младенец мужеского пола, рожденный в доме и купленный за серебро у какого-нибудь иноплеменника, который не от твоего семени. Непременно да будет обрезан рожденный в доме твоем и купленный за серебро твое, и будет завет Мой на теле вашем заветом вечным. Необрезанный же мужеского пола, который не обрежет крайней плоти своей [в восьмой день], истребится душа та из народа своего, ибо он нарушил завет Мой».

Моисей теперь находится на пути в Египет, в то место, на которое вскоре обрушатся египетские казни. Последняя из них — смерть первенцев. Моисей идет с двумя сыновьями, один из них необрезан, то есть не является участником завета.

Что происходит дальше, мы не знаем — болезнь или опасность какая-то, но Сепфора берет нож и совершает эту операцию. И, возможно, она бросает крайнюю плоть к ногам первенца своего и говорит, что через вступление в завет он является родственником своему народу. Может быть, текст ничего не говорит об этом, чтобы мы не цеплялись за имена, а видели суть. Весь дом Моисея, все члены его семьи, рабы, купленные за серебро, — все должны стать участниками Завета.

В Ветхом Завете видимый знак этого — обрезание. Казалось бы, что и в Новом Завете должен быть знак принадлежности к заветному народу. Там обрезание, здесь крещение. Однако Новый Завет также говорит об обрезании крайней плоти сердца. Мы говорим не о хирургическом вмешательстве, но о вмешательстве Святого Духа.

Когда Господь удивительным образом совершает операцию на сердце человека. Иеремия видел это в пророческих видениях, когда говорил: «Вот, наступают дни, говорит Господь, когда Я засею дом Израилев и дом Иудин семенем человека и семенем скота. И как Я наблюдал за ними, искореняя и сокрушая, и разрушая и погубляя, и повреждая, так буду наблюдать за ними, созидая и насаждая, говорит Господь. В те дни уже не будут говорить: «отцы ели кислый виноград, а у детей на зубах оскомина», но каждый будет умирать за свое собственное беззаконие; кто будет есть кислый виноград, у того на зубах и оскомина будет. Вот наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет, не такой завет, какой Я заключил с отцами их в тот день, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской; тот завет Мой они нарушили, хотя Я оставался в союзе с ними, говорит Господь. Но вот завет, который Я заключу с домом Израилевымпосле тех дней, говорит Господь: вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу его, и буду им Богом, а они будут Моим народом».

Видимый знак принадлежности к заветному народу — вера в Господа Иисуса Христа. В Нем мы обрезаны обрезанием нерукотворным — совлечением греховного тела плоти.

В заключение, вспомним слова Иисуса Христа, которые Он сказал на последнем ужине с учениками, когда Он взял чашу, благословил её и сказал: «Это есть кровь моя Нового Завета». Через смерть Господа Иисуса Христа заключается Новый Завет. И неважно, что в чаше — вино или сок — это не имеет отношения к совершению таинства хлебопреломления в Новом Завете.

Участие в Новом Завете принимают лишь верующие в Господа Иисуса Христа как в своего личного Спасителя, в то, что Иисус умер на кресте за мои грехи, понес наказание вместо меня, был мучим за мои беззакония, и кровью его мы исцелились. И если мы верим в это и принимаем эту жертву, то мы становимся участниками заветного народа. Вера является знамением тому. Слава и благодарение нашему Господу, что Он через Духа Святого дал нам драгоценную веру, дал Слово Божие, возможность вникать в него и получать благословения.


Дата: 30 августа 2015
Темы:
Библия: Исход


Пастор Евангелической реформатской церкви
Всего материалов автора: 313

Обратите внимание:


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Имя*  
Email*