День субботний
Исход 20:8-11
8 Помни день субботний, чтобы святить его;9 шесть дней работай и делай всякие дела твои,10 а день седьмой – суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришелец, который в жилищах твоих;11 ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его.
Заповедь Господа о субботе. Две крайности отношения к субботе в христианстве. Жан Кальвин говорил, что суббота – это знак будущих благ. Ложная набожность в соблюдении воскресного дня. Пять доказательств того, что суббота не перешла в христианстве на воскресение. Иисус Христос – господин субботы и нашего спасения.
Сегодня мы обратимся к книге Исход и прочитаем из 20 главы с 8-го стиха: «Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай всякие дела твои, а день седьмой — суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришелец, который в жилищах твоих; ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его».
Книга Бытия 2-я глава, 2-й и 3-й стихи: «И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил в день седьмой от всех дел Своих, которые делал. И благословил Бог седьмой день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал».
Хотя эта заповедь выглядит простой, на самом деле, она неимоверно сложная. Как ничто другое она делит христиан на огромные группы. Есть люди, называющие себя христианами, которые верят в субботу, как в особенный день. Это адвентисты седьмого дня, а также баптисты седьмого дня, некоторые американские церкви, которые также собираются в субботу. Они верят в субботу, и не допускают, что суббота может каким-то образом передвинуться на воскресенье. В Деяниях мы читаем, что Церковь собиралась в первый день недели, об этом писал апостол Павел.
Есть и другая крайность. Это христиане – антиномианисты, которые утверждают, что Закон Моисея не имеет к христианству никакого отношения. Причем эти христиане, отрицающие Декалог, не призывают к аморальному образу жизни, и даже наоборот, проявляют чрезмерную святость. К ним относятся гиперкальвинисты и диспенциалисты. Между этими двумя крайностями существует большая прослойка церквей, имеющая разные взгляды на субботу. Даже реформатские церкви различаются по вопросу отношения к субботе. Более того, в одной общине может существовать несколько взглядов на субботу. Разница в реформатских церквях начала формироваться в 17-м веке, когда британские реформатские церкви стали писать и оформлять свои вероисповедальные документы, в которых чаще всего выражалась точка зрения, что иудейская суббота перешла на воскресение.
Но ранние реформаты и Жан Кальвин никогда не придерживались этой точки зрения. Жан Кальвин учил, что суббота — это знак будущих благ. Так в «Наставлениях в христианской вере» он писал: «В образе седьмого дня Господь хотел явить Своему народу совершенства шабата». Речь идет о том шабате, когда мы предстанем пред Господом и обретем покой, к которому мы сейчас движемся. Он за нами зарезервирован, потому что мы искуплены кровью Господа Иисуса Христа, но мы совершаем путь к Нему. Когда же мы предстанем пред Господом, мы и обретем этот шабат, покой, отдых и общение с Богом, полное и совершенное. Суббота – это образ духовного мира и покоя. Это по Жану Кальвину. Несомненно, что ритуальное в этом предписании было отменено пришествием Иисуса Христа, в присутствии Которого исчезают все образы, Он – истинное исполнение шабата.
Взгляды Жана Кальвина совершенно расходятся со взглядами британских богословов. Дальше он говорит: «Поэтому апостол Павел пишет, что суббота – это тень будущего, а тело во Христе, в Нем подлинная субстанция истины». Еврейская суббота указывала на Господа Иисуса Христа. Поэтому Павел объясняет, что для субботы – истинного Шабата, не достаточно одного дня. Приход на собрание только в воскресение – это ритуал. Без ежедневной христианской жизни это только ритуал. Кальвин говорит, что «суббота требует всей нашей жизни, вплоть до того момента, когда, умерев для себя, мы наполнимся жизнью Бога». Отсюда следует, что внешнее суеверное соблюдение дней, должно быть чуждо христианству. Если мы называем себя реформатами, мы должны быть готовы принимать разные точки зрения, взвешивать их и смотреть на них. И даже будучи в зрелом возрасте уметь менять свои взгляды на жизнь и на богословие. «Еженедельно, — подчеркивает Жан Кальвин», — это церемониальный закон». По этой же причине Павел опасался, не напрасно ли он трудился у галатов, раз они все еще наблюдают дни. Обращаясь к римлянам. Апостол Павел утверждает, что различение дней – предрассудок, все дни должны быть равны. Но разделяя ритуальное и моральное, Жан Кальвин говорит, что воскресный день необходим для упорядочения Церкви, то есть для организации работы Церкви, этот день нужен для нормального функционирования Церкви. Для того, чтобы мы слушали Слово Божье, чтобы мы поклонялись Богу, славили Его, собирались как тело Божье. Дальше Кальвин говорит: «Ну разве всякому разумному человеку не ясно, о каком различении ведет апостол, ведь люди, с которыми мы спорим преследовали не ту цель, о которой мы говорим, и которая состоит в поддержании благоустроения и порядка в Церкви. Эти люди воздерживались от тяжелой работы не для того, чтобы она не мешала им размышлять над Словом Божьим, а из ложной набожности». Если мы соблюдаем христианское воскресение из набожности, то это ложная набожность, которая воображает, что отдых – это некое служение Богу. Мы же собираемся в воскресение, чтобы прославить Бога.
Ранее мы уже говорили о нитях истории спасения человечества, которые закреплены в вечности и которые являются любовью, и в которые вплетаются всевозможные законы и порядки, и таким образом ткется полотно истории. На этом полотне истории вначале была вплетены одна заповедь, которая запрещала есть от дерева познания добра и зла, и вторая заповедь плодиться и размножаться и населять землю. После грехопадения были вплетены еще заповеди, например, о недопущении прелюбодействия. Но все же основным полотном является любовь Божья.
По прошествии нескольких тысячелетий, когда Господь выводит Израиля из Египта, Он дает ему закон – церемониальный и моральный, которые вплетаются в это полотно. Мы понимаем, что церемониальный закон ушел, и что этот закон указывает на Господа Иисуса Христа. Остается закон моральный, и он вечен. Суббота – это переплетение морального и церемониального закона, и это самый сложный закон, потому что все остальные из десяти чисто моральные – не кради, не убивай, не прелюбодействуй, почитай отца твоего и мать твою. Почитание же субботы – закон моральный и церемониальный, ибо каждый седьмой день, каждый седьмой год, каждый сорок девятый год- все они должны соблюдаться, и в эти дни должны приноситься определенные жертвы.
Я хочу представить пять причин, по которым мы можем усомниться в том, что еврейская суббота перешла на христианское воскресение.
Первое – день субботний относится к творению. «И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил в день седьмой от всех дел Своих, которые делал. И благословил Бог седьмой день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал.( Бытие 2:2,3).
Для Адама до грехопадения суббота не отличалась от не-субботы, ведь он не работал изнурительным трудом, он общался с Богом постоянно, от чего ему было бы отдыхать? У него была перманентная суббота, и она окончилась, когда Адам и Ева согрешили, поэтому шабат был установлен после грехопадения.
Мы помним, что после Адама был потоп, после потопа был Авраам, и до Исхода, 16 главы, до манны, суббота нигде не вспоминалась. Авраам субботу не соблюдал, ему предписан был другой закон – совершать обрезание, Ной тоже субботы не соблюдал. Упоминание о субботе появилось в 16-й главе книги Исход, когда было указание собирать манну, и тогда было сказано о благах субботы, что суббота – это день покоя, в который ни о чем не надо заботиться и собирать ничего не надо. Не надо делать добрые дела, чтобы заслужить жизнь вечную. Потому что Господь дает нам эти блага, Иисус Христос сделал за нас все, что нужно для нашего спасения. Мы только можем и должны воспользоваться этим.
Что же сделали иудеи? Иудеи возвели субботу в неудобоносимое время, придумали наказание за нарушение субботы. Дошло до того, что, когда Иисус Христос исцеляет больного в субботу, они тянутся за камнями, потому что по их закону они должны побить его. Но в Декалоге ничего такого нет. После шести дней тяжкого труда предоставляется возможность возвратить силы, физические и духовные. Пророк Исаия говорит: «Если ты удержишь ногу твою ради субботы от исполнения прихотей твоих во святой день Мой, и будешь называть субботу отрадою, святым днем Господним, чествуемым, и почтишь ее тем, что не будешь заниматься обычными твоими делами, угождать твоей прихоти и пустословить, — то будешь иметь радость в Господе, и Я возведу тебя на высоты земли и дам вкусить тебе наследие Иакова, отца твоего: уста Господни изрекли это». (Исаия 58:13,14) Иисус говорит, что не человек для субботы, не суббота пожирает человека, но суббота для человека, отрада для него.
Богословы с дней Реформации спорили о субботе, каково это установление – от дней творения, или это Моисеево установление. Большинство британских реформатов говорили, что повеление о субботе появилось от дней творения. Джон Буньян в «Путешествии пилигрима» категорически отвергает это. Он пишет, что от Адама до Моисея шабат не упоминался, и такие установления как не отправляться в путь и не разводить огня, приносить субботние жертвы – это все церемониальное, и их надо отсечь.
Не только на творение ссылается эта заповедь, глядя назад, но она также смотрит в будущее на искупление. Автор послания к евреям пишет: «Ибо негде сказано о седьмом дне так: «и почил Бог в день седьмой от всех дел Своих». И еще здесь: «не войдут в покой Мой». (Посл. к Евреям 4:4,5)
Здесь автор ссылается на прошлое, что Господь шесть дней творил небо и землю, а потом отдохнул. А дальше сказано «не войдут в покой мой», то есть явно говорится о будущем. Искупление — это вхождение в покой. А не войдут за непокорность. Евреи тогда просили огурцов, чеснока, воды и так далее. «…те, которым прежде возвещено, не вошли в него за непокорность, то еще определяет некоторый день, «ныне», говоря через Давида, после столь долгого времени, как выше сказано: «ныне, когда услышите глас Его, не ожесточите сердец ваших». (Посл. к Евреям 4:6,7) «Ныне» — это каждый сегодняшний день, когда можно прийти к Господу Иисусу Христу и принять Его. Покой – это спасение. Затем автор Послания к евреям цитирует 94 Псалом: «и потому Я поклялся во гневе Моем, что они не войдут в покой Мой». Напоминает историю перехода через Иордан и вхождения в Ханаан. Но Давид уже в Ханаане, земля уже принадлежит евреям, и Давид далее пишет: «ибо Он есть Бог наш, и мы — народ паствы Его и овцы руки Его. О, если бы вы ныне послушали гласа Его…». Вхождение в Ханаан, также, как и суббота, только образ покоя, но не покой. Ханаан – образ рая, образ спасения, образ доброй пищи, и конечно же покоя и отдыха. ««Не ожесточите сердца вашего, как в Мериве, как в день искушения в пустыне, где искушали Меня отцы ваши, испытывали Меня, и видели дело Мое. Сорок лет Я был раздражаем родом сим, и сказал: это народ, заблуждающийся сердцем; они не познали путей Моих, и потому Я поклялся во гневе Моем, что они не войдут в покой Мой».(Псалтирь 94:8-11) «Ибо если бы Иисус Навин доставил им покой, то не было бы сказано после того о другом дне». И этот другой день – ныне. И это не один день из семи, но каждый день.
Оставим полагаться на свои добрые дела, и будем полагаться на дела Иисуса Христа, которые Он за нас сделал. Он взял на Себя наши грехи и вознес их на Голгофский крест, и прочь церемонии.
Евреи не увидели Евангелия в субботе. Видим ли мы? День покоя давно пришел. Господь Иисус Христос – господин субботы, Он же и господин нашего спасения.
Третье – это Божий покой. Суббота указывает на покой Бога и приглашает людей войти в Его покой, это евангельский призыв. Бог призывает: «Придите ко мне труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас». Успокою вас от забот ваших, от проблем ваших, войдите в покой Мой. Это и есть Евангелие.
Четвертое. Заповедь завета между евреями и Богом – явление национальное, оно сопровождается знаком. Евреям дается закон и дается знамение, печать ставится на нем. Так, радуга была печатью для завета с Ноем. Обрезание – для завета с Авраамом. С евреями же на Синае – суббота. «и пусть хранят сыны Израилевы субботу, празднуя субботу в роды свои, как завет вечный (Книга Исход 31:16)
Когда апостол Павел путешествовал по Европе, то многие из язычников обращались в христианство. Иудеи же возмущались, почему они не принимают иудаизм. Павел объяснил, что на них также в день пятидесятницы сходил Святой Дух, и апостолы, посылая наставления уверовавшим язычникам, ни слова не сказали о субботе. Они пишут: «Поелику мы услышали, что некоторые, вышедшие от нас, смутили вас своими речами и поколебали ваши души, говоря, что должно обрезываться и соблюдать закон, чего мы им не поручали, то мы, собравшись, единодушно рассудили, избрав мужей, послать их к вам с возлюбленными нашими Варнавою и Павлом, человеками, предавшими души свои за имя Господа нашего Иисуса Христа. Итак, мы послали Иуду и Силу, которые изъяснят вам то же и словесно. Ибо угодно Святому Духу и нам не возлагать на вас никакого бремени более, кроме сего необходимого: воздерживаться от идоложертвенного, и крови, и удавленины, и блуда, и не делать другим того, чего себе не хотите. Соблюдая сие, хорошо сделаете. Будьте здравы». (Деяния св. Апостолов 15:24-29)
Апостол Павел в Посланиях к Римлянам пишет о безразличии к дням. В воскресный день мы встречаемся, мы поддерживаем друг друга, совершаем материальное служение, жизнь церковная построена вокруг воскресного дня. Мы не вычеркиваем ни одну из десяти заповедей, моральный аспект остается моральным на все века. Есть один момент, на который мы с вами не обращаем внимание – предложение, записанное в повелительной форме: «шесть дней работай», это заповедь, это повеление, это обязанность нельзя бездельничать, быть нахлебником. Это обязанность христианина. Но если у тебя есть наемники, то в седьмой день, ты их не нагружай, они должны отдыхать, восстанавливать свои силы. Но отдых не означает просмотр телевизора, и даже не занятия в спортзале, имеется ввиду восстановление своих сил Словом Божьим. Размышляя над Словом Божьим, мы восстанавливаем свои духовные силы. Самый главный покой, который дает нам Господь, это то, что для нашего спасения нам не надо трудиться, нам не надо совершать никаких паломничеств, поклоняться святым поясам, святой плоти. Все для нас сделал Господь: Он избрал нас ко спасению, Он дал средства благодати, которыми мы можем пользоваться, а именно – чтение Слова Божьего, проповедь Слова Божьего, а также Евхаристия, таинство крещение. Благодаря этому, мы слышим о Господе Иисусе Христе и о том, что Он нам сделал. Нам просто нужно сделать шаг навстречу Отцу, не отворачиваться, а прийти к Нему. Сегодня мы отмечаем праздник Вечери Господней, которую заповедал Иисус Христос в ту ночь, в которую предан был.
Апостол Павел пишет в Коринфскую церковь, а значит и нам: «Ибо я от Самого Господа принял то, что и вам передал, что Господь Иисус в ту ночь, в которую предан был, взял хлеб и, возблагодарив, преломил и сказал: «приимите, ядите, сие есть Тело Мое, за вас ломимое; сие творите в Мое воспоминание». Также и чашу после вечери, и сказал: «сия чаша есть новый завет в Моей Крови; сие творите, когда только будете пить, в Мое воспоминание». Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет. Посему, кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней». (1-е посл. к Коринфянам 11:23-27) Мы приходим не со своим достоинством, но с достоинством Господа Иисуса Христа. Не мы заработали право участвовать в Вечери Господней, а вмененная нам Его праведность. И с этой Его праведностью мы приступаем к Вечере. Аминь.