Абсолютная неспособность
История воскрешения Лазаря как пример действия абсолютного произволения Божьего. Всякий рожденный в мир человек мертв по грехам и преступлениям. Бог восхотевши дать веру, совершает дело спасения до конца.
Тема сегодняшней нашей проповеди: «Абсолютная неспособность человека принимать духовные вещи».
Рассмотрим это в рамках реформатского учения о благодати. За иллюстрацией мы обратимся не к мирским историям, но к отрывку, который записан в Евангелии от Иоанна, в 11-ой главе, он нам хорошо известен – это история о Лазаре и о его воскрешении. «Был болен некто Лазарь из Вифании, из селения, где жили Мария и Марфа, сестра ее. Мария же, которой брат Лазарь был болен, была та, которая помазала Господа миром и отерла ноги Его волосами своими. Сестры послали сказать Ему: Господи! вот, кого Ты любишь, болен. Иисус, услышав то, сказал: эта болезнь не к смерти, но к славе Божией, да прославится через нее Сын Божий. Иисус же любил Марфу и сестру ее и Лазаря. Когда же услышал, что он болен, то пробыл два дня на том месте, где находился». Затем Иисус пошел и «придя, нашел, что он уже четыре дня в гробе». Марфа вышла навстречу Иисусу Христу и говорит: «Господи! если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой. Но и теперь знаю, что чего Ты попросишь у Бога, даст Тебе Бог. Иисус говорит ей: воскреснет брат твой. Марфа сказала Ему: знаю, что воскреснет в воскресение, в последний день».
Здесь сделаем небольшое отступление для диспенциалистов, которые верят в тысячелетнее царство, в первое пришествие Иисуса Христа, во второе пришествие, в восхищение Церкви и прочее. Марфа же верила только в одно воскресение, о котором учит Библия. День, в который придет Господь Иисус и встретится со своими здесь на земле и с душами с небес, тогда и будет воскресение. Марфа четко знала об этом одном воскресении. Иисус говорит ей: «Я есть воскресение и жизнь». В 32-м стихе мы читаем про Марию, которая подходит к Иисусу и говорит: «Господи! если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой». Гроб был в пещере, около которой находилось много людей. Многие знали об Иисусе, что Он может исцелять, но никто не думал, что Он может воскрешать. Иисус подходит к пещере и просит отвалить камень. «Сестра умершего, Марфа, говорит Ему: Господи! уже смердит; ибо четыре дня, как он во гробе». Тем не менее, камень отвалили, и Иисус молится, а потом говорит: «Лазарь, иди вон». Он приказывает мертвому. Иисус – Бог, и Он властен делать все, что Ему угодно, «ибо через Него все начало быть», через Него Бог-Отец сотворил этот мир. Если вы или я прикажем встать мертвому, если будем скакать, прыгать – все бесполезно. Иисус сказал, и «вышел умерший, обвитый по рукам и ногам погребальными пеленами, и лицо его обвязано было платком. Иисус говорит им: развяжите его, пусть идет». Христос дал ему способность к послушанию, мертвому. «Я есмь воскресение и жизнь». В Его власти жизнь и смерть. Это иллюстрация к учению о неспособности людей по своей природе обращаться к святым вещам. Евангелие призывает духовно мертвых людей покаяться. В послании к Ефесянам апостол Павел говорит: «И вас, мертвых по преступлениям и грехам вашим, в которых вы некогда жили, по обычаю мира сего, по воле князя, господствующего в воздухе, духа, действующего ныне в сынах противления… Бог, богатый милостью, по Своей великой любви, которою возлюбил нас, и нас, мертвых по преступлениям, оживотворил со Христом, — благодатью вы спасены…»
Главная проблема человека не в загрязнении окружающей среды, не в нехватке ресурсов, не в войнах и болезнях, а в том, что каждый человек, приходящий в этот мир, мертв по преступлениям и грехам своим. Евангелист Лука пишет: «Нет доброго дерева, которое приносило бы худой плод; и нет худого дерева, которое приносило бы плод добрый (Ев. от Луки 6:43). После грехопадения человечество приносит только худой плод. Грешник в духовном плане абсолютно мертв. В послании к Ефесянам 2:8 читаем: «Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар…». Бог Своей милостью дает абсолютно все – и покаяние, и веру. В Деяниях апостолов мы читаем о том, как Петр и Иоанн у красных ворот исцеляют человека, который был хром от рождения. Евангелист Лука пишет: «И ради веры во имя Его, имя Его укрепило сего, которого вы видите и знаете, и вера, которая от Него, даровала ему исцеление сие пред всеми вами».
Вера — это не наше приобретение или решение, вера от Бога. В Послании к Филиппийцам 1: 6 апостол Павел пишет: «будучи уверен в том, что начавший в вас доброе дело будет совершать его даже до дня Иисуса Христа…». Это уверенность апостола, а апостол — не просто ученик, апостол – это Слово Божье. Апостол Павел говорит о язычниках, что «они помрачены в разуме, отчуждены от жизни Божьей, по причине их невежества и ожесточению сердца их, живы телесно и мертвы духовно». И вроде ты живой: завтракаешь, обедаешь, ходишь на работу, но ты мертвый по грехам и преступлениям. В посланиях Колоссянам апостол Павел пишет: «и вас, которые были мертвы во грехах и в необрезании плоти вашей, оживил вместе с Ним, простив нам все грехи…». Адам и Ева были сотворены идеальными, духовно живыми людьми: они общались с Богом, общались с Ним, слушали Его. Они имели Его заповеди, одна из которых запрещала есть плод с дерева познания добра и зла. Но это случилось. Они прячутся от Бога, боятся Его. Потому что сделались духовно мертвыми. «Посему, как одним человеком грех вошел в мир, и грехом — смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили» (Рим. 5:12). Все в Адаме умерли, и апостол Павел пытается объяснить как одним человеком могут спастись многие, ибо одним человеком все умерли. «Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут». Бог сотворил человека непорочным, но человек пал. Бог пришел на землю и повелел всем людям повсюду покаяться и поверить в Сына.
Мог ли Лазарь услышать голос Божий? Да, но при одном условии: Бог должен был избрать Лазаря. Умерших миллионы, Иисус избирает одного, которому Он повелит «Иди вон». Избирает того, кто будет Ему послушен. Чьей силою вышел Лазарь из гроба? Если Бог не даст веру, человек не поверит. Что же первично — сила или желание? Если желание, то это значит, что в человеке осталось что-то хорошее, не испорченное грехом, что заставит его потом поверить и покаяться. Но Библия говорит, что человек мертв по преступлениям и грехам своим, Библия говорит о его абсолютной неспособности реагировать на духовный призыв, на духовные вещи. Много классических примеров об этом в Библии. Так Иоанн в 1-й главе, в 12- м стихе пишет: «А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими, которые ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились». Потому что Бог так захотел. Он по изволению Своей милости избрал Лазаря и сказал: «Лазарь, иди вон!» По изволению Своей милости избрал нас и сказал: «выйдите из их среды», сказал всем, но услышали те, кто был от вечности предуставлен к жизни вечной. Иначе не услышал бы никто. Если бы Бог не вмешался, все остались бы в состоянии греховной мертвости. «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас».
Мы славим и благодарим Господа за Его великую милость во Христе Иисусе Господе нашем. Мы благодарим Его за дивную любовь, за дивное избрание, которого никто из нас не был достоин, но на то была Его воля. Слава Тебе наш великий Бог Отец, Сын и Святой Дух за всю Твою любовь! Во имя Христа. Аминь.