Нагорная проповедь. Иисус и Закон.
Евангелие от Матфея глава 5
17 Не думайте, что Я пришёл нарушить закон или пророков: не нарушить пришёл Я, но исполнить.18 Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все.19 Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном; а кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном.
Начало Нагорной проповеди – заповеди блаженства. Христос исполнил Закон, став заместительной жертвой за нас. Два аспекта Закона: моральный и церемониальный. Закон приятен рожденному свыше человеку. Суббота для нас – аспект морального закона.
Сегодня мы обратимся к Евангелию от Матфея, 5-й главе, с 17-го стиха. «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить. Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна йота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все. Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном; а кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном». (Ев. от Матфея 5:17-19)
Прошло полгода, как мы приступили к Евангелию от Матфея и дошли теперь до 5-й главы, в которой начинается Нагорная проповедь Господа Иисуса Христа и продолжается на протяжении трех глав. Это необъятный богословский материал, но, к сожалению, в глазах многих людей, Нагорная проповедь выглядит как набор нравоучений. Что делать и чего не делать, как поступать и как не поступать. Но такой подход к проповеди Иисуса Христа и к Евангелию вообще является тупиковым, потому что он не говорит о благодати, а превращает проповедь Слова Божьего в моральные наставления.
Ранее в 4-й главе мы читали, что Господь ходил по всей Галилеи, уча в синагогах и проповедуя Евангелие Царства. Далее начинается 5-я глава, начинается проповедь Евангелия Царства. В начале ее мы читаем первую заповедь блаженства, которая гласит: «блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное». И заканчивается проповедь тоже словами о Царстве. В 7-й главе, в 21-м стихе мы читаем: «Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного». Заповедям блаженства посвящено огромное количество книг. О них писали и отцы Церкви, и реформаторы, и католики, и православные, много книг посвящено заповедям блаженства, которые стоят в начале Нагорной проповеди. Христос говорит: «Не думайте, что Я пришел нарушить Закон или пророков, не нарушить пришел Я, но исполнить. Ни одна черта не пройдет из Закона, пока не исполнится все». Заповеди блаженства порой ошибочно считают новым Законом Господа. Популярно мнение, что Христос в Нагорной проповеди дает новый Закон. Не тот, который был дан Богом через Моисея, но улучшенный вариант этого Закона. Может показаться, что Христос предлагает более жесткий вариант Закона. Он говорит: «Вы слышали, что сказано древним?… А Я говорю вам», и это повторяется дважды. Как будто Он говорит что-то новое, отказываясь от старого. Но перед этим звучат слова: «Не думайте, что Я пришел нарушить Закон или пророков. Не нарушить пришел, но исполнить».
Какой Закон пришел исполнить Иисус Христос? Часто говорят, что Христос пришел исполнить Закон и принести Себя в жертву. Принеся Себя в жертву, Он исполнил Закон, и на этом Его миссия по выполнению Закона завершена. С одной стороны, это так. «Закон и пророки обо Мне», — говорит Христос. Имел ли ввиду Свою жертву на Голгофе Христос, говоря: «пока не исполнится всё»? А может быть Он пришел, чтобы исполнить все требования Закона, чтобы, исполнив их без пятна и порока взойти на Голгофский крест для того, чтобы стать заместительной жертвой за нас? То есть два варианта исполнения: принести Себя в жертву и этим завершить Закон, либо исполнить все, что написано в Законе и стать заместительной жертвой вместо нас.
Никто не учит, что убивать или прелюбодействовать, то есть нарушать шестую и седьмую заповедь закона отменили. Нет. Но проблема возникает вокруг четвертой заповеди – о дне субботнем. В Новом Завете Иисус дублирует все заповеди, кроме четвертой. Он говорит, что нельзя убивать, что надо почитать отца и мать, Бога, но нигде Он не говорит об исполнении четвертой заповеди. Жизнь иудеев была настолько субботней, что говорить об этом не имело никакого смысла. По сей день никто из верующих иудеев в субботу не работает. Тема закона сложна, потому что сам по себе Закон неоднороден. Если подходить упрощенно к неоднородности закона, можно сказать, что в законе есть требования морального плана и есть требования церемониального плана. Есть установления о социальной жизни евреев как народа, потому что они вышли из Египта и народом как таковым тогда не были. Не было у них ни самоуправления, ни царя, ни судей, просто толпа. Им надо было обустроить жизнь, им нужны были предписания о построении этой социальной жизни. Главное, что вычленяется в законе – моральные и церемониальные требования. В Послании к Галатам апостола Павла отражено учение Реформации. «Однако же, узнав, что человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа, и мы уверовали во Христа Иисуса, чтобы оправдаться верою во Христа, а не делами закона; ибо делами закона не оправдается никакая плоть». (Посл. к Галатам 2:16)
Здесь идет речь О Декалоге, о моральном законе. Среди неверующих людей есть большое количество тех, кто морально благополучнее большинства христиан. В Евангелии от Иоанна 5:39 Христос говорит: «Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне». А здесь о каком законе идет речь? Господь указывает на исследование Писаний, чтобы понять, что Он есть та жертва, которая должна быть принесена за грехи людей. То есть Он говорит слушателям – вы поймете, что вы грешники через моральный закон, но спасение обретете через понимание церемониального закона. Возмездие за грех смерть, читайте Закон, и вы поймете о жертве Христа, которую вы примите и обретете спасение. Он говорит, что ни одна йота и ни одна черта не прейдет из Закона, пока не исполнится все. Некоторые говорят, что Иисус Христос все и исполнил. Но на самом деле Христос говорит о церемониальном законе, и это видно из Его последующих слов: «Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном; а кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном». (Ев. от Матфея 5:19). И тут же Он ссылается на моральный закон: «Вы слышали, что сказано древним: не убивай, кто же убьет, подлежит суду». Дальше Он приводит пример из моральной части Закона: «Вы слышали, что сказано древним: «не прелюбодействуй». То есть обращается к Декалогу. Один из книжников приходит к Иисусу и спрашивает о заповедях: «Какая заповедь из всех найважнейшая?». Иисус говорит ему: «… первая из всех заповедей: «слушай, Израиль! Господь Бог наш есть Господь единый; и возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею», — вот первая заповедь! Вторая подобная ей: «возлюби ближнего твоего, как самого себя». Иной большей сих заповеди нет. (Ев. от Марка 12:29-31)
О какой части Закона здесь идет речь? «Возлюби Господа Бога» — это первая скрижаль, которая касается взаимоотношений человека с Богом, и «ближнего как самого себя» — это вторая скрижаль, касающаяся взаимоотношений человека с человеком, включающая заповеди «не кради», «не прелюбодействуй», «не лжесвидетельствуй», «почитай отца твоего и мать твою». Если моральный закон потерял силу после Голгофы, то почему апостол Павел в 7-й главе послания к Римлянам, в 22-м стихе пишет: «Ибо по внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием, но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих». О чем здесь говорит апостол Павел? Внутренность его соглашается, что закон добр, но какой закон, если его отменили? Павел соглашается, что закон хорош, и заповеди «слаще меда». Конечно же здесь апостол Павел говорит о десяти заповедях, но в расширенной трактовке Иисуса Христа. Какими глазами Бог видит заповедь «не убивай»? Если ты сердишься или гневаешься напрасно на брата своего, то ты виновен в нарушении этого закона. Так видит и апостол Павел, так видят и реформаторы, так видят и все верующие.
После рождения свыше закон не противен человеку, закон добр, как говорит апостол Павел. Он является частью рожденного свыше человека, он внутри, в сердце, но мы еще живем во плоти, а плоть требует обратного духу, ей тяжело исполнять все. Происходит борьба. По духу я понимаю, что закон добр, а по своим поступкам я его не выполняю. Идет духовная война в жизни каждого верующего человека. С одной стороны, я понимаю, что этого не надо делать, но делаю, и совершенно сознательно: знал, что нельзя делать, но сделал. Бедный я человек! Кто избавит меня от этого тела смерти? Доброго, которого хочу не делаю, а злое, которого не хочу делать, делаю. Борьба, и никуда от нее не денешься. В Послании к Римлянам 7:12 постол Павел говорит: «закон свят, и заповедь свята и праведна и добра». В 1-м Послании к Тимофею он пишет: «А мы знаем, что закон добр, если кто законно употребляет его…». Другая ошибка, когда люди начинают использовать закон в силу своего непонимания, незаконно использовать то, что слаще меда, то, что свято, добро и справедливо.
Пример тому – отношение книжников и фарисеев к субботе. Христос обличал их в том, что они все поставили с ног на голову, все перевернули, неправильно стали использовать закон и учить, что от соблюдения закона, субботы, обрезания следует спасение. Это не так. Как же можно законно употреблять закон? Под воздействием Духа Святого закон производит в нас работу. Святой Дух и Слово Божье должны присутствовать постоянно, иначе закон вымывается из нашего сердца и из нашего мозга и становится каким-то немощным. Для рожденного свыше человека заповеди слаще меда, закон Господа совершен и укрепляет душу. Так говорит о законе Давид, испытывая радость, и этой радостью он делится с людьми. Для неверующего человека закон лежит на полке, это палка и кнут. Для номинальных верующих закон чужд, для рожденных свыше – он свой.
Теперь поговорим, о субботе, о камне преткновения. Суббота, как и закон, имеет два аспекта: моральный и церемониальный. Церемониальный – это принесение жертв. Моральный — отражение Божьей святости: в шесть дней сотворил Бог небо и землю, в седьмой день почил, отдохнул. Это день покоя, день отдыха для человека, который ему необходим. Коммунисты в начале советской власти пытались сделать пятидневку – пять дней работай, а шестой выходной, седьмой опять рабочий, и так далее. Пытались поменять неделю, но ничего не получилось. Потому что цикл у человека другой, этот график заложен Господом Богом. Шесть дней человек должен работать, а седьмой день отдыхать и наслаждаться Господом, размышлять и поклоняться Всевышнему.
Если предположить, что Иисус предлагает новый закон, без субботы, это бы означало, что отражение Божьей святости было неполное, закон был не совершен. Хотя в определенном смысле он был не совершен, о чем написана книга послания к евреям, в которой разбирается именно церемониальный закон. Если думать, что от исполнения субботы, как части церемониального закона спасение, это заблуждение. Спасение от веры, суббота к спасению не имеет никакого отношения. Она остается лишь как аспект морального закона для нашего блага, и она четко вписывается в те две заповеди, о которых говорит Иисус Христос в беседе с книжником, а именно, в первую из них: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, всей душою и всей крепостью твоею». Не должно быть и малейшего представления в нашей голове, что закон – это бремя. Все должно быть просто, понятно и в радость. Да благословит нас Господь, Ему слава за все Его великие милости. Во имя Иисуса Христа. Аминь!