Минск, Багратиона, 30. Богослужение: воскресение – 11:00, вторник – 19:00.

Заповеди блаженства. Заповедь третья

Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.

Евангелие от Матфея 5:5

Обращаясь к заповедям блаженства, необходимо помнить, что они не являются путеводителем к христианству, а отражают суть христианского естества. Они дают нам образец жизненных принципов верующего человека и в корне отличаются от тех, которые правят этим миром. Другими словами, заповеди блаженства — это отражение состояния рожденного свыше человека, а не путь рождения.

Для того чтобы понять суть третьей заповеди блаженства, необходимо прежде всего определить, какое значение вкладывал Господь Иисус Христос в каждое отдельное слово заповеди. Только после этого мы можем говорить о полном смысле заповеди. Дело в том, что значение многих слов миром и Библией определяется по-разному. Общим для всех заповедей блаженства является слово «блаженны». О его значении читайте в № 11, 12 журнала «В начале…».

«Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю».

КРОТКИЕ

Что есть кротость и как мы понимает слово «кроткий»? С.И. Ожегов в толковом словаре современного русского литературного языка определяет его следующим образом: незлобивый, покорный, смирный.

С таким определением верующим согласиться нельзя, потому что Библия определяет значение данного слова не совсем так. Прежде всего потому, что мир рассматривает кротость как черту характера, а Слово Божие как плод Святого Духа, другими словами, кротость — дар Божий, даваемый по вере: «Плод же духа… кротость…» (Гал. 5:22,23).

ЧЕМ КРОТОСТЬ НЕ ЯВЛЯЕТСЯ

Незлобивый

Первое определение кротости, которое приводит С.И. Ожегов, не соответствует действительности, и вот почему. Незлобивость — биологический фактор. Она встречается у многих животных, это факт. Люди даже говорят: «Кроткий, как ягненок». Но Библия говорит о кротости не как о биологическом факторе, а как о даре Духа: «Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» (Гал. 5:22,23). Поэтому мы не можем говорить о кротости как о биологическом факторе, но говорим о ней как о даре Божьем, о Его особой благодати. Это полностью соответствует библейскому учению: только рождение свыше может привести к новой жизни, только Дух Святой может дать истинную кротость. Можно быть добрым и незлобивым человеком, но, не познав Христа, кротким не станешь.

Покорный

Кротость не означает и покорности. Приведем пример. Властная жена в гневе кричит на мужа: «Ты не мужик, а размазня!» А тот в смирении опускает голову. Это не кротость, а покорность. Библия говорит: «Жены, повинуйтесь мужьям своим, как прилично в Господе» (Кол. 3:18). Грех жены и мужа, допустившего подобное к себе отношение, очевиден. Господь Иисус говорит, что кроткие — блаженны, но носитель греха не может быть блаженным, т.е. благословленным Господом. Следовательно, покорность не есть блаженство, а раз так, то она не может быть кротостью.

Смирный

Кротость также не имеет ничего общего со смиреной бесхребетностью. К сожалению, у некоторых людей на том месте, где должен быть хребет, находится мягкий хрящ. Человек с таким качеством никогда твердо не выступит против греха и не будет отстаивать истину, но будет смиряться с грехом, будь то в церкви, дома или на работе. Он легко идет на компромисс и делает все возможное, чтобы избежать лишних волнений тем более серьезных. Один политический деятель сказал, что зло непременно восторжествует, если добрый человек ничего не предпримет, чтобы противостоять ему. Герои Библии были далеко неидеальными людьми, у них были свои слабости, они довольно часто согрешали, но никто из них не был слабохарактерным человеком. И Господь благословлял их за твердость, а бесхребетность и склонность к компромиссам осуждал. Лаодокийской церкви Он сказал: «Но как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих…» (Откр. 3:16). Извергнутый из уст Господних не может быть блаженным, а следовательно, и кротким.

Если словарь русского языка дает небиблейское толкование слова «кроткий», то как можно понять его суть? Обратимся в таком случае к пониманию слова «кроткий» теми, кто в древности говорил на греческом языке.

«КРОТКИЙ» В ПОНИМАНИИ ДРЕВНИХ ГРЕКОВ

Необходимая мера

Греческий философ Аристотель понимал «кротость» как среднее состояние между крайним проявлением ярости и полным безразличием ко всему происходящему. В рекламном бизнесе существует принцип: «Не слишком много и не слишком мало, а как раз столько, сколько необходимо». Говоря о кротости, древние греки имели в виду в меру твердость, но не нахальство, принципиальность, но не мелочность, нежность, но не обидчивость.

Контроль

Послушание домашних животных древние греки определяли словом «кроткий». Мысль Давида о непокорности лошака в псалме 31: «Не будьте, как конь, как лошак несмысленный, которых челюсти нужно обуздывать уздою и удилами, чтобы они покорялись тебе», — древние греки выразили бы примерно следующим образом: «…чтобы они были кротки пред тобой». Кротость, таким образом, понималась как подконтрольность. Своё «я» необходимо обуздать уздой воли Божьей, дать Господу контролировать его.

Когда мы говорим о кротости по отношению к Богу, то, скорее всего, имеем в виду подчинение воле Божьей и Его слову. Подчинение воле Божьей подразумевает безропотное, смиренное восприятие всевышнего промысла. Илий говорит Самуилу: «…Он — Господь; что Ему угодно, то да сотворит» (1 Цар. 3:18). Кроткий христианин рассуждает примерно следующим образом: «Он — Господь, а раз так, то пусть поступает со мной, как угодно Его воле, я подчиняюсь. Ему виднее, что послужит мне во благо».

Кроме того, кротость подразумевает непротивление работе слова Божьего в душе, принятие Его принципов и законов. Духовная кротость приводит в соответствие мировосприятие христианина с Божьим восприятием. Кроткий верующий проблему видит не в строгости закона, а в своем сердце. Посмотрите на смирение Корнилия, когда он обращается к Петру: «…теперь все мы предстоим пред Богом, чтобы выслушать все, что повелено тебе от Бога» (Деян. 10:33). Слово, принятое с кротостью, спасает жизнь (Иак. 1:21).

КРОТОСТЬ МУЖЕЙ ВЕРЫ

Авраам

Родоначальник израильского народа не был свят в своих делах и поступках, но в споре с Богом об уничтожении Содома он подтверждает безусловное право Господа поступать так, как того хочет Бог: «Судия всей земли поступит ли неправосудно?» (Быт. 18:25). Неважно, что Авраам имел свое мнение, он соглашается с Богом. Это — настоящая кротость. Апостол Павел писал, что «воля Божия, благая, угодная и совершенная» (Рим. 12:2), что, собственно говоря, и признавал Авраам. Соответствуют ли наши молитвы словам Авраама или мы ищем своего?

Иов

Ярким библейским примером отрицания своего «я» является Иов. Несмотря на то, что он был «непорочен, справедлив и богобоязнен и удалялся от зла», тем не менее на его долю выпали такие испытания, какие не пережил ни один библейский герой. В один день он потерял 7000 овец, 3000 верблюдов, 1000 волов и 500 ослиц, но это было лишь началом его бед. Семь сыновей и три дочери Иова погибли в буре. Ответ Иова поражает кротостью: «Тогда Иов встал, и разодрал верхнюю одежду свою, остриг голову свою, и пал на землю и поклонился, и сказал: наг я вышел из чрева матери моей, наг и возвращусь. Господь дал, Господь и взял; да будет имя Господне благословенно!» (Иов 1:20,21).

Иеремия

Пророк Иеремия являет собой другой пример библейской кротости. Эта кротость выражается в отрицании своего собственного «я». Когда он произнес пророческие слова о грядущем суде, который должен был обрушиться на Иуду, его арестовали, но пророк, не думая о себе, сказал преследующим его людям: «Господь послал меня пророчествовать против дома сего и против города сего все те слова, которые вы слышали; итак исправьте пути ваши и деяния ваши и послушайтесь гласа Господа, Бога вашего, и Господь отменит бедствие, которое изрек на вас; а что — до меня, вот, я — в ваших руках; делайте со мною, что в глазах ваших покажется хорошим и справедливым…» (Иер. 26:12-14). Иеремия говорил то, что требовал от него Бог, несмотря на угрозу его собственной жизни.

Давид

Однажды Саул вооружил 3000 отборных воинов. Но Давид проник в лагерь и нашел Саула спящим. Соратники Давида предлагали ему убить Саула, но он взял лишь копье своего преследователя и сосуд, который стоял у его изголовья. Позже Давид сказал Саулу: «И да воздаст Господь каждому по правде его и по истине его, так как Господь предавал тебя в руки мои, но я не захотел поднять руки моей на помазанника Господня» (1 Цар. 26:23). Это яркий пример проявления кротости.

Моисей

Но самым выдающимся примером кротости времен Ветхого Завета, по свидетельству Писания, был Моисей. Слово Божье говрит о нем: «Моисей же был человек кротчайший из всех людей на земле…» (Чис. 12:3). Будучи сорока лет от роду, живя в Египте, Моисей убил египтянина, а труп его закопал в песке. В то время он был далек от кротости. Но последующие сорок лет Моисей провел в Аравии, где пас чужие стада. Что произошло с ним в это время, мы не знаем, но достоверно лишь одно: из Аравии вернулся не тот Моисей, который ушел туда. Господь Бог приготовил его к величайшему служению.

В израильтянах в то время, когда Бог выводил их из рабства, жил бунтарский дух. Численность их превосходила два миллиона. Для управления ими нужна была жесткая, но не жестокая рука. Такая рука была у Моисея, но Библия говорит, что он был «кротчайший из всех людей на земле». Моисей молился Богу за свой народ, не шел против Его воли, выполняя все, что от него требовал Всевышний.

Стефан

Он стал первым мучеником за веру Христову. На краю пропасти Стефан являет нам пример кротости, в которой видна непоколебимая вера. Своих мучителей он называет преемниками тех, кто убивал пророков. «…Кого из пророков не гнали отцы ваши? они убили предвозвестивших пришествие Праведника, Которого предателями и убийцами сделались ныне вы, вы, которые приняли закон при служении Ангелов и не сохранили» (Деян. 7:52,53). Озверевшие преследователи схватили Стефана и, выведя за город, стали побивать камнями. Он же, «преклонив колени, воскликнул громким голосом: Господи! не вмени им греха сего» (Деян. 7:60). Кротость — не слабость. Это великая, дарованная Богом сила. Она в полноте своей проявилась в последних словах Стефана.

Но что бы мы ни говорили об Аврааме, Моисее, Иове, Иеремии, Стефане и других, все же абсолютным воплощением кротости стал Иисус Христос.

Господь Иисус Христос

В самом рождении от девы Марии нам уже была явлена божественная кротость. «…Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек….» (Фил. 2:6,7). Господь оставил принадлежащую Ему от вечности славу небес. И это было лишь начало земного пути.

Свой жизненный путь Иисус полностью подчинил воле Отца. Он говорит: «…Сын ничего не может творить Сам от Себя, если не увидит Отца творящего: ибо, что творит Он, то и Сын творит также» (Ин. 5:19). Воля Иисуса Христа заключалась в том, чтобы исполнить волю Отца. Это и есть кротость. Ее кульминация — в страданиях и смерти Христа. «…Что Мне сказать? Отче! избавь Меня от часа сего! Но на сей час Я и пришел. Отче! прославь имя Твое…» (Ин. 12:27,28). А молитва Иисуса в Гефсиманском саду: «…Отче! о, если бы Ты благоволил пронесть чашу сию мимо Меня! впрочем не Моя воля, но Твоя да будет» (Лк. 22:42)? И даже на кресте Он говорит: «…Отче! в руки Твои предаю дух Мой» (Лк. 23:46).

Но Иисус исполнял волю Отца не только в страданиях. Вспомните, как Он изгонял торговцев из храма. Перед глазами учеников предстало исполнение пророчества Ветхого Завета: «При сем ученики Его вспомнили, что написано: «ревность по доме Твоем снедает Меня» (Ин. 2:17). Ревность по доме — это тоже кротость.

Будучи обвиненным в одержимости нечистым духом, Иисус взывает к логике: «И если сатана сатану изгоняет, то он разделился сам с собою: как же устоит царство его?» (Мтф. 12:26). Желание отстоять истину — и это кротость.

Будучи обвиненным в невоздержании в еде и питии (фактически в пьянстве), Он призывает посмотреть на результат Его служения: «…И оправдана премудрость чадами ее» (Мтф. 11:19). В данном случае «чада» — дела премудрости, а не принятие обвинения — кротость.

Когда Иисуса обвинили в богохульстве — «…прощаются тебе грехи твои» (Мр. 2:5) — Он не обижается и не уходит хлопнув дверью. И это тоже кротость.

Когда Его обвиняют в нарушении субботы, Он говорит, что «Отец Мой доныне делает, и Я делаю» (Ин. 5:17).

«Он истязуем был, но страдал добровольно, и не открывал уст Своих; как овца, веден был Он на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст Своих» (Ис. 53:7).

Все эти примеры раскрывают суть кротости Иисуса Христа, но ни в одном из них мы не видим слабости. Огромная, ни с чем не сравнимая мощь и сила духа характеризуют Его. Он говорит Петру: «…Или думаешь, что Я не могу теперь умолить Отца Моего, и Он представит Мне более, нежели двенадцать легионов Ангелов?» (Мтф. 26:53). В Четвертой книге Царств повествуется как один ангел Господень поразил 185 тысяч язычников (19:35), а Иисус говорит о тысячах тысяч ангелов. И тем не менее, со словами: «…да сбудутся писания пророков», — Он отдает Себя на распятие.

Нам Господь дает заповедь: «…возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим…» (Мтф. 11:29). Августин, объясняя данный стих, отмечал, что Иисус Христос не учил творить чудеса, воскрешать мертвых или исцелять больных, а заповедовал, чтобы мы научились у Него кротости.

НАСЛЕДУЮТ ЛИ КРОТКИЕ ЗЕМЛЮ?

Еще один из кажущихся парадоксов Заповедей блаженства. По словам Иисуса Христа, кроткие наследуют землю, но, посмотрев на исторические события, отраженные в Библии, видим, что все не так просто. Несмотря на то, что в Ветхом Завете записаны слова Господа: «Еще не много, и не станет нечестивого; посмотришь на его место, и нет его. А кроткие наследуют землю и насладятся множеством мира» (Пс. 36:10,11), тем не менее…

Менее ста лет прошло с того времени, когда Давид записал эти слова, и царство распалось. В результате падения царства появились два новых: северное — Израиль и южное — Иудея.

На протяжении 200 лет северное царство управлялось сменяющими один другого 19 царями, которые в большинстве своем были бездушными и крайне коррумпированными властителями. В конце концов в 722 году до н.э. Салманассар, царь Ассирийский, покорил Израиль и пленил народ, увел его в рабство. Иудейское царство продержалось еще 140 лет, но Навуходоносор, взяв Иерусалим, пленил народ и сослал его в Вавилонское царство. В обоих случаях земля перешла далеко не в кроткие руки.

Несмотря на то, что народу позволено было вернуться в Иерусалим в 537 году до н.э., тем не менее правление персов в период 450 — 330 гг. до н.э. вряд ли можно назвать кротким. Александр Македонский, разгромивший персов и захвативший еврейские земли, тоже не был кроток. Сменившие Македонского египтяне и сирийцы были кровожадными тиранами, их сменил далеко не кроткий полководец Помпей, присоединивший палестинские земли к Римской империи. Ирод, четвертовластник, и Понтий Пилат также не отличались особой кротостью, но все они правили землями, которые Господь обещал израильскому народу. Десять веков истории, казалось, противоречили словам Иисуса Христа.

К тому времени, когда Господь Иисус Христос начал Свое служение, в иудаизме образовались четыре основные партии, каждая из которых видела свой путь наследия земли, или ее возвращения.

Фарисеи

Фарисеи были объединены в строгую религиозную секту, возникшую во II веке до н.э. Они ненавидели римское владычество, спасение ставили в зависимость от выполнения закона Моисея. Освобождение от римского владычества им представлялось в пришествии Мессии. Его сверхъестественное появление, по их мнению, должно было чудесным образом освободить народ и вернуть ему во владение землю обетованную. В фарисейской схеме наследия земли кротости не было и в помине.

Саддукеи

Сравнительно малочисленная религиозная группа, но благодаря богатству ее членов и принадлежности к священническим родам, она оказывала большое влияние на политическое состояние страны. Экономические и политические рычаги, по мнению саддукеев, могли вернуть независимость и землю обетованную.

Зилоты

В этой группе сохранялся дух Иуды Маккавея, вождя повстанцев, сумевших во II веке до н.э. отбить иерусалимский храм у сирийцев. Зилоты отказывались платить подати римлянам и готовились к войне. Единственно возможный путь наследия земли обетованной, по их мнению, — военный.

Ессеи

Эта секта отличалась особой закрытостью, отделенностью от внешнего мира. Ессейство предполагало бегство от мира. Члены секты жили в пустынных местах, проповедуя аскетизм. Они не видели выхода из-под римского ига ни в политике, ни в финансах, не верили в возможность решения вопроса возвращения обетованной земли военным путем.

Таким образом, в иудейском обществе существовали как бы четыре возможные пути возвращения потерянных земель: чудо, политика и финансы, военный и монашеский. Господь Иисус Христос предложил совершенно другой путь: «Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю». Но рожденные от плоти не могли принять его.

Кроткие, т.е. те, кто признаёт абсолютную волю Божью и подчиняется ей; кто не ропщет, а молится за своих гонителей; кто противостоит греху и ненавидит его; кто не только готов взять бич, но и берет его в свои руки, чтобы очистить храм. Такие кроткие наследуют землю. Но какую землю? Ту, которую очами веры видел Авраам, когда «обитал он на земле обетованной, как на чужой, и жил в шатрах с Исааком и Иаковом, сонаследниками того же обетования; ибо он ожидал города, имеющего основание, которого художник и строитель Бог» (Евр. 11:9,10). Земля обетованная не Израиль, как полагали те, кто искал земного разрешения проблем, но именно та, которую видел Авраам. Ни фарисеи, ни саддукеи, ни зилоты не видели ее. Для них обетованной землей оставалась та земля, которая была у них под ногами и которая обречена на сожжение. К сожалению, многие и сегодня верят, как некогда верили фарисеи, в приговоренную к сожжению землю. Но как на израильской, так и на нашей земле мы все странники и пилигримы. Господь обещал дать нам в наследие Новую землю и Новое небо. Там нет греха, там вечная радость. Там не довлеет проклятие Божье, они никогда не прейдут, и мы наследуем это богатство по благодати Божьей. Ему, Единому, Великому, Вечному и Всеблагому, да будет слава вовек!

 

Из архива журнала «В начале», 1999 год, №13.

Автор текста: Георгий Вязовский


Дата: 04 декабря 1999
Темы:


Автор:
Всего материалов автора: 69

Обратите внимание:


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Имя*  
Email*