Предоставленные вниманию читателей два вероисповедания на первый взгляд ничем принципиально не отличаются. Но это только на первый взгляд. На самом деле отличие их ПРИНЦИПИАЛЬНО. В основу Изложения евангельской веры, или вероучения евангельских христиан положено учение Якова Арминия (Arminius, 1560—1609), голландского богослова, основателя арминианства. Согласно этому учению человек обладает свободной волей, позволяющей преодолеть последствия первородного греха, что ставит спасение человека в зависимость от его желания и поведения. А в основе Исповедания веры христиан-баптистов (далее сокращенно ИВХБ) лежит учение Жана Кальвина (1509—1564), который ставил спасение человека в прямую зависимость от благодати Божией. Тех, кто сегодня придерживается учения, изложенного в Исповедании веры христиан-баптистов, называют кальвинистами, хотя их можно было бы называть, скажем, одинцовцами, а еще проще баптистами. Но баптистами почему-то сегодня называют последователей учения И.С. Проханова, который к баптистской церкви никакого отношения не имел.
Яков Арминий КАТЕГОРИЧЕСКИ не воспринимал учение Ж. Кальвина. Он сформулировал пять пунктов своего несогласия с великим реформатором. Суть их заключается примерно в следующем.
- Не все в человеке поражено первородным грехом, и не все в нем так уж плохо.
- Бог избирает по нашим делам, зная наперед добрые и отзывчивые сердца людей.
- Иисус пролил Кровь за всех людей вместе и за каждого в отдельности без исключения.
- По своей воле человек может отвергнуть благодать Божью.
- Спасение можно не только заработать, но и потерять.
В ответ на предложенную Я. Арминием схему сторонники учения Кальвина выдвинули свои «знаменитые» пять пунктов. Подробно об этом можно прочесть в книге Ричарда Белчера «Путь благодати» (редакция имеет возможность выслать эту книгу всем желающим). Но вернемся к сравнительному анализу двух вероисповеданий.
РОЖДЕНИЕ СЫНА
Лишь о Господе нашем Иисусе Христе можно сказать, что Его рождение не указывает на начало Его существования. Извечно рожденный Сын не имеет ни начала, ни конца, как не имеют их ни Бог Отец, ни Святой Дух. Извечность Сына — важнейшее христианское учение, а посягательство на него открывает дверь пагубной ереси о происхождении Сына. Если Отец когда-то родил Сына, значит, Сын не извечен, значит, Он не равен Отцу, значит Он не Бог. То, что начал Арий, с успехом продолжают Свидетели Иеговы. Известный богослов прошлого столетия писал: «Если Христос начал быть в Своем рождении, тогда мы не можем говорить о извечной Троице… Если Христос не извечен, то Он не может быть Богом потому, что одним из качеств Бога является вечность… Если Христос не извечен, то Он — обманщик, ведь Он говорил о Себе как о вечном, а если Он обманщик, то почему мы должны верить Ему?»
Благодарение Богу, что в церквах нашего братства Дух Святой дает истинное понимание извечности Сына, но, к сожалению, в Изложении евангельской веры мы не находим подтверждения тому, что составители данного документа верили в извечность Сына. Напротив, в главе О Боге и Святой Троице читаем, что Отец рождает (Пс. 2:7; Ин. 3:16) и посылает Сына, Который Сын рождается от Отца (Пс. 2:7; Ин. 3:16). Некорректное утверждение, а именно: «Отец рождает и посылает Сына…» — открывает дверь для проникновения учения о неравенстве трех ипостасей Бога. Можно, конечно, утверждать, что авторы, говоря: «Отец рождает Сына…» — имели в виду не акт рождения Сына от Отца во времени, а вечный процесс рождения, как учил Ориген. В своей работе Peri Arcwnон пишет: «…Посему мы всегда должны помнить, что Бог есть Отец Своего единородного Сына, Который в самом деле рожден от Отца и Который происходит из Него, становясь Тем, Кем Он является, но безо всякого начала, не только во времени, но и в разумении…» Другими словами, суть учения Оригена заключалась в том, что Сын вечно рождаем Отцом, что это не процесс, а скорее взаимоотношениями между Сыном и Отцом. И эти взаимоотношения вечны. Они не являются единовременным событием, случившимся когда-то в вечности, но постоянно продолжающимися. Однако высказывание: «Отец рождает и посылает Сына…» — из прохановского вероучения являет нам два глагола «рождает» и «посылает»в одной временной форме:, а поскольку Сын был послан на землю в определенное время, то и рожден, согласно вероучению евангельских христиан и грамматике русског языка, должен был быть в какое-то определенное время.
Это первый и довольно существенный недочет (если не грубая ошибка) Изложения евангельской веры, или вероучения евангельских христиан.
АРИАНСТВО
Так называется движение в раннем христианстве. Оно названо так по имени александрийского епископа Ария (Arius, ? — 336). Арий учил, что Бог Сын однажды был сотворен (рожден) Богом Отцом, что до времени Его сотворения Сын не существовал. Сотворенный Христос, по мнению ариан, величественнее всего мира потому, что появился до его сотворения, но Он не равен Отцу. Таким образом, Сын подобносущий, а не равносущий Отцу.
В основу таких рассуждений Арий взял тот же текст, что и авторы вероучения евангельских христиан, т.е. Ин. 3:16. Его и его последователей смутило слово «единородный», которое встречается также в Ин. 1:14; 3:18 и 1 Ин. 4:9. Логика подобных рассуждений проста, если кто-то «единородный», значит, этот кто-то был когда-то рожден. Кроме этого, ариане обращались к тексту Послания к Колоссянам 1:15: «…Который есть образ Бога невидимого, рожденный прежде всякой твари…» Следует отметить, что «рожденный прежде всякой твари» в греческом оригинале звучит так: «prwtotokoV pashV ktisewV», что дословно означает «первородный из всех тварей». Понятия «первородный» и «рожденный прежде» несколько отличаются по смыслу. «Первородный» несет в себе юридический смысл. Другими словами, первородный — это тот, кто обладает правом первородства наследовать благословения отца. Согласно Библии и обычаям того времени первородный наследовал имение отца. Так, нам известно, что Исав «за одну снедь отказался от своего первородства» (Евр. 12:16). Это совсем не означает, что Иаков стал старше своего брата по возрасту, просто к нему перешло право первородства. Христос Иисус обладает правом первородства, другими словами, Он имеет право наследовать (Евр. 1:2), распоряжаться и управлять всем творением.
Что же касается термина «единородный», то в Библии неоднократно подчеркивается, что Сын Божий есть Бог, единосущий Отцу, поэтому не имеет ни начала, ни конца.
ВРЕМЯ
Существовало ли время до того, как Бог сотворил мир? Возможно, об этом лишне говорить в рассматриваемой нами теме, но, тем не менее, для полноты раскрытия поставленного вопроса мы остановимся на нем. Когда апостол Иоанн пишет «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог» (Ин. 1:1), — то времени до упомянутого «начала» еще не было. Подтверждение этому находим в Послании к Евреям: «…в последние дни сии говорил нам в Сыне, Которого поставил наследником всего, чрез Которого и веки сотворил» (1:2). Сотворенные «веки», или века, и есть время, которое сотворил Бог Отец через Сына (Ин. 1:3). Так что до сотворения времени Сын уже был.
Продолжим наши рассуждения дальше.
СВИДЕТЕЛЬСТВО ИОАННА КРЕСТИТЕЛЯ
Пророк Ветхого Завета Исаия предрек, что появится на свете человек, который приготовит путь Господу нашему (40:3). Спустя семьсот лет такой человек появился, имя ему Иоанн. Он родился на полгода раньше Иисуса.
Евангелие от Иоанна учит, что Сын был един с Отцом до сотворения мира (1:1), но пришло время, и Он принял плоть человека: «И Слово стало плотию, и обитало с нами…» (1:14). Событие это было предопределено Богом Отцом до сотворения мира: «…драгоценною Кровию Христа, как непорочного и чистого Агнца, предназначенного еще прежде создания мира, но явившегося в последние времена…» (1 Пет. 1:19,20).
После того, как Сын воплотился в человека, Иоанн Креститель свидетельствовал: «…за мною идет Муж, Который стал впереди меня, потому что Он был прежде меня» (Ин. 1:30). Рожденный шестью месяцами позже, Иисус существовал до появления на свет Иоанна. Данное рассуждение не может быть подтверждением того, что Сын существовал извечно, тем не менее оно свидетельствует о том, как может быть такое, что одна и та же личность была до какого-то исторического момента и в то же время появилась после него.
МИХЕЙ
Один из так называемых «малых пророков» предсказывал рождение Иисуса в Вифлееме: «И ты, Вифлеем—Ефрафа, мал ли ты между тысячами Иудиными? из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле, и Которого происхождение из начала, от дней вечных» (Мих. 5:2). Как можно совместить будущее и прошедшее? «…Произойдет Мне Тот… Которого происхождение из начала…» Нашим плотским умом мы не можем понять этого, но Бог даровал нам веру, и это вера открывает то, что сокрыто от ума. Родившийся в Вифлееме 2000 лет назад Сын извечен, Он был всегда.
ИСАИЯ
На Книгу пророка Исаии часто, как ни на какую другую книгу Ветхого Завета, ссылаются авторы Нового Завета. В Новом Завете приводится 21 цитата из Книги пророка Исаии. Исаия предрек рождение Спасителя от Девы (7:14), описал Его божественную сущность и царство (9:1-7), рассказал о грядущем суде и о Сыне в роли Судьи (11:2-5), описал страдания Христа за Его овец (52:13—53:12).
Исаия называет Сына Богом крепким и Отцом вечности (9:6). Эти слова могут несколько смутить нас. Дело в том, что в Святой Троице Сына мы привыкли называть Сыном, но никак ни Отцом («Отец вечности»). Ведь Библия четко различает Сына и Отца. Однако многие исследователи Библии, изучая древние библейские языки, пришли к выводу, что выражения типа «отец чего-либо» зачастую означают не столько отцовство, сколько принадлежность к тому, чем этот отец является. Например, выражение «отец силы» на иврите и на арабском языке означает «сильный», а «отец познания» — «умный». «Отец всех играющих на гуслях и свирели» (Быт. 4:21) может означать и родоначальника музыкантов, и самого музыканта. Иисус говорит: «…Я свет миру…» (Ин. 8:12), а в Послании Иакова читаем: «…Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов, у Которого нет изменения и ни тени перемены» (1:17). В данном случае «Отца светов» означает и Творца света, и сам Свет, который есть Господь. Написано: «…Бог есть дух…» (Ин. 4:24), а в Послании к Евреям читаем: «Притом, если мы, будучи наказываемы плотскими родителями нашими, боялись их, то не гораздо ли более должны покориться Отцу духов, чтобы жить?» (12:9). Господь — Творец духов, но и Сам при этом Дух. В связи со сказанным выше можно сказать, что слова Исаии «Отец вечности», сказанные им о Сыне мы понимаем как «Вечный».
СВИДЕТЕЛЬСТВО ИИСУСА ХРИСТА
Сам Господь неоднократно свидетельствовал о Своей извечности. Одним из таких свидетельств являются слова, сказанные враждебно настроенным к Нему Иудеям. На их вопрос: «…Авраам умер… Неужели Ты больше отца нашего Авраама, который умер?» (Ин. 8:52, 53) Иисус отвечает: «истинно, истинно говорю вам: прежде нежели был Авраам, Я есмь» (стих 58). Иудеи взялись за камни, чтобы побить Иисуса потому, что в Его ответе усмотрели богохульство. Дело в том, что Иисус Христос сказал о Себе: «Я есмь». По-гречески это означает то же, что сказал Господь из горящего куста на иврите: «…Я есмь Сущий (Яхве [1])» (Исх. 3:14). А наказание за богохульство — побитие камнями (Лев. 24:16).
ЯХВЕ
В Ветхом Завете на иврите имя Яхве встречается 5300 раз. Это имя восходит к древнееврейскому глаголу «быть». «Я есмь Сущий» по-русски означает примерно то же, что и «Яхве» на иврите. Моисей, безусловно, понял, что Господь говорит ему, что Он извечен, что Он был, есть и будет. То же самое говорит о Себе Иисус Христос (Ин. 8:58). В отличие от сотворенного Авраама, Он, Иисус, Сын Божий, извечен, не имеет ни начала, ни конца. В связи с тем, что имя Яхве почиталось как святое святых, суеверные иудеи считали невозможным произносить его. В связи с этим у иудеев к 300 году до н.э. сложилась практика при чтении Писания заменять имя собственное Яхве другим словом — Адонай, что в переводе с иврита означает «Мой Господь». О благоговейном трепете иудеев перед именем Яхве свидетельствуют современники. Иосиф Флавий пишет: «Моисей умолил Бога сообщить ему Свое имя и то, как его произносить, для того чтобы Моисей мог взывать к Господу в священнодействии, и потому, что Бог общается с теми, кому известно Его имя, но для меня было бы большим грехом назвать его». Другой историк сообщает, что четыре буквы ЙХВХ могли быть слышаны или произносимы лишь святыми людьми, чьи уши и языки были очищены и приготовлены для этого. Для непосвященных произнести имя Бога — смертельный грех.
В связи с этим становится понятным, почему фарисеи хотели побить камнями Иисуса Христа.
Интересны слова Яхве, записанные Захарией: «…они воззрят на Него, Которого пронзили…» (12:10). В оригинале: «Меня, Которого…», т.е. Яхве говорит о Своем распятии.
В Септуагинте слово ЙХВХ из Быт. 3:14 на греческом записано как «egw eimi» — «Я есмь». Иисус Христос много раз говорит о Себе: «egw eimi» (Ин. 6:35, 41, 48; 8:58; 11:25; 14:6; 15:1; 15:5).
Кроме этого, в Новом Завете Иисус Христос совершает то, о чем было предсказано в Ветхом Завете относительно Яхве. Так, например, в Псалме 118 десятки раз говорится о том, что Яхве (ЙХВХ, в данном случае в русском переводе — Господь) оживляет и сохраняет жизнь (например, стихи 25, 50, 88, 93 и др.). А в Евангелии от Иоанна читаем «Ибо, как Отец воскрешает мертвых и оживляет, так и Сын оживляет, кого хочет» (5:21).
Голос Яхве у пророка Иезекииля описан «как шум вод многих» (43:2), этот же голос у Иисуса Христа (Откр. 1:15). Существует множество параллелей между Яхве, описанным в Ветхом Завете и Иисусом Христом, описанным в Новом Завете
Что же касается Исповедания веры христиан-баптистов (под редакцией Одинцова), то в нем мы не найдем слов о происхождении Сына, но это исповедание говорит: «…Сын — истинный вечный Бог…» Таким образом, баптистское вероисповедание не допускает мысли о происхождении Сына, утверждая Его извечное бытие, чего не делает вероучение евангельских христиан.
(Продолжение следует)
[1] Если передавать в русской транскрипции то, что записано на иврите, то имя Яхве можно представить как ЙХВХ. Дело в том, что на иврите текст писался без гласных букв. При переписывании Ветхого Завета мазоретами (еврейская богословская школа Х века н.э.) в текст были добавлены гласные буквы. К согласным ЙХВХ были добавлены гласные из АДОНАЙ (Мой Господь), что сделано было совершенно неправомерно. Таким образом появилось слово ИЕГОВА. Следует отметить, что в Септуагинте (перевод Писания на древнегреческий язык, сделанный до рождества Христова) имени Иегова нет, но есть Яхве.
Из архива журнала «В начале», 1999 год.
Автор текста: Георгий Вязовский