Часто на христианских собраниях в церквах и в общении верующих можно услышать такие слова: «Господь, благослови нас»; «благослови тебя, Господь»; «будьте благословенны». О чём мы думаем, когда произносим их, каких благословений желаем и о каких мечтаем?
Исследуя книги Ветхого Завета, мы неизбежно приходим к выводу, что в них Бог говорит о пяти благословениях относительно Израильского народа:
- здоровье,
- богатство,
- долголетие,
- дети,
- мир в стране.
К сожалению, и сегодня многие христиане, размышляя о благословениях, в первую очередь думают именно о названных. Но в связи с этим возникает вопрос, благословлён ли Богом христианин, имеющий физический недуг, или тот, у которого нет средств к существованию, или тот, у которого не сложилась семейная жизнь? А если у него нет детей или вообще семьи?
Некоторые скажут: «Грешник, поэтому Бог не благословляет его». Но давайте посмотрим на жизнь Апостола Павла, которого, без сомнения, Бог благословил и благословил немало, через призму всех пяти ветхозаветных благословений. Что мы видим? Апостол Павел не имел ни одного из них.
Самая благословенная жизнь — это жизнь, которую прожил на земле Господь Иисус Христос. Но и Он не обладал ни одним из пяти ветхозаветных благословений. С человеческой точки зрения мы можем прийти к выводу, что жизнь Иисуса — это жизнь несчастного человека, но с точки зрения Бога она является самой благословенной. В новозаветное время изменились приоритеты Божьих благословений. Бог не обещает благословить сегодня всех христиан ветхозаветными благословениями, сегодня Его благословения в основном духовные, сегодня можно не иметь ни одного из ветхозаветных благословений и быть христианином, благословлённым Богом.
Наша привязанность к земному настолько велика, что мы хотели бы видеть свои благословения, потрогать их собственными руками. Хорошо было бы, например, поставить их в шкаф и, периодически открывая, иметь возможность брать их в руки и говорить: «Это моё благословение!» Но духовные благословения нельзя ни увидеть плотскими глазами, ни потрогать руками. О них необходимо знать, их необходимо принять верой и жить в соответствии с этим знанием.
Новый Завет говорит нам о семи благословениях, о которых не надо молить Бога, но которые имеет каждый христианин, переживший духовное возрождение. Я поделюсь с вами своими мыслями о семи благословениях, которые помогают мне в моей повседневной христианской жизни. Итак, первое из них — избрание.
1. Избрание (дар вечной жизни)
…Так как Он избрал нас в Нем прежде создания мира, чтобы мы были святы и непорочны пред Ним в любви…
Ефесянам 1:4
В некоторых христианских церквах эта тема вовсе не находит своего отражения в проповедях. В других она искажается, а в третьих её не хотят вообще принимать. Но, тем не менее, избрание — самое наиважнейшее благословение, которое мы имеем во Христе. Без него мы не могли бы иметь и все остальные. Избрание — это вневременной выбор Бога, это Его желание и решение, которое Он совершил, когда нас ещё не было и мы не совершили ни плохого, ни хорошего. Оно не является следствием наших дел, и наше хотение не может повлиять на него. И Апостол Павел подчёркивает это: «…по благоволению воли Своей» (Еф. 1:5); «открыв нам тайну Своей воли…» (Еф. 1:9); «…по определению Совершающего всё по изволению воли Своей» (Еф. 1:11).
Историю пишет Бог, и смерть Иисуса Христа на кресте — не нелепый случай, но Божье предопределение. Оно направлено на то, чтобы подарить спасение всем тем, кого Он привлечёт «по богатству благодати Его» (Еф. 1:7).
Но как это благословение должно повлиять на жизнь христианина? Дело в том, что Бог указал нам цель нашего избрания: «…чтобы мы были святы и непорочны пред Ним в любви…» (Еф. 1:4).
Бог избирает грешника ко спасению не для того, чтобы тот оставался жить во грехах, но чтобы, воздав всю славу Богу за Его милость и увидев, что такое благодать, он начал стремиться ко святой жизни, чтобы всё больше походить на Господа Иисуса Христа. Представьте себе такую ситуацию: вы хотите стать студентом престижного вуза. Но для поступления вам необходимо сделать немалый денежный взнос. А у вас нет никакой возможности найти эти деньги. Однако ректор решил сам заплатить за обучение одного из студентов, и выбор пал на вас. Ректор внёс необходимую за вас сумму — это его милость. Теперь вы студент, но сейчас вам необходимо приложить много стараний. В конце учёбы для всех студентов будет радостный день — выпускной вечер, но дипломы с оценками будут разные, и не один скажет в тот день: мог же лучше, но не старался, ленился и т.д. Что-то подобное будет и с нами. Мы становимся учениками Христа по милости Бога Отца. Христос внёс выкуп за нас. Теперь нам необходимо приложить старание в «школе Христа», и в конце жизни всех нас ждёт «выпускной вечер» — «судилище Христово» (2 Кор. 5:10). Там будет подведен итог нашей жизни на земле для Иисуса Христа. На нем не будет решаться вопрос о вечном пребывании, это будет радостный день, но каждому будет своя похвала от Бога (1 Кор. 4:5).
Правильное понимание учения об избрании должно побудить каждого истинного христианина к святой жизни.
2. Усыновление
…Предопределив усыновить нас Себе чрез Иисуса Христа, по благоволению воли Своей…
Ефесянам 1:5
Это второе благословение. Представьте себе ребёнка, брошенного родителями, скитающегося по помойкам, отверженного всеми, живущего без цели, радости и надежды на будущее. Но вот кто-то, увидев его, усыновляет и даёт ему всё самое лучшее, что у него есть. Такое может случиться в земной жизни, но крайне редко, однако, это сделал для нас Бог. Он нас усыновил. Теперь каждый христианин, и только он, может обращаться к Богу: «Авва, Отче!» (Гал. 4:6). Удивительное благословение! Были чада гнева (диавола), стали: дети Божьи.
Но что это значит для меня?
В Евангелии от Луки описана история об исцелении Иисусом слепого (Лк. 18-35-40). Иисус был популярен. На улицах Иерихона Его окружала большая шумная толпа. У дороги сидел слепой (отверженный), который начал кричать и просить о милости: «Иисус, Сын Давидов! помилуй меня!» Его заставляли молчать, у него не было надежды, что его голос будет услышан в шуме толпы. Но если Иисус и услышит, то вряд ли обратит на него внимание. Но ещё меньше надежды у него было на то, что Он окажет ему помощь. Однако крик отверженного о милости заставил Иисуса остановиться. В шуме толпы Иисус услышал крик этого человека, «Иисус остановившись велел привесть его к Себе» (Лк. 18-40).
Почему я привёл в пример эту историю, как она связана с тем, что Бог — наш Отец?
Если Бог услышал крик отверженного о милости, то Он тем более слышит молитвы Своих детей. В трудные минуты жизни я думаю о Боге как об Отце и знаю, что как бы тихо я ни молился (в глубине сердца), Он слышит меня.
Вспоминая своё детство, я помню, что всегда чувствовал себя в безопасности рядом с отцом. Бог Всемогущ, и, когда я думаю о Нём как об Отце, я чувствую себя в безопасности. Когда Бог меня наказывает, я тоже думаю о Нём как об Отце. Мой Отец — Святой Бог. Он знает, что грех не принесёт мне счастья и хочет отвернуть меня от него.
Когда мы примем это благословение и поймём, что Бог является Отцом для каждого верующего, то в трудностях и испытаниях будем не отдаляться от Него, а, наоборот, прибегать к Нему, чтобы чувствовать себя в безопасности.
3. Искупление (заплатить выкуп)
…В Котором мы имеем искупление Кровию Его, прощение грехов, по богатству благодати Его…
Ефесянам 1:7
Третьим новозаветным благословением является искупление. Во времена Апостола Павла существовало рабство. Рабов покупали и продавали на рынке. Параллель между нашим прежним состоянием и рабством очевидна, и в Послании к Римлянам апостол пишет, что все мы «были рабами греха» (6:20). Каждый неверующий человек находится во власти сатаны, а Христос выкупил нас, и цена нашего искупления — Кровь Христа. Но для чего всё это было сделано? Чтобы освободить нас.
Мы были / Стали
1) под проклятием / под благословением
2) под осуждением закона / под благодатью
3) осуждены к смерти / освобождены к жизни вечной
4) из-под власти греха / к праведной жизни
5) из царства тьмы / введены в Царство Света
Президент Линкольн отменил рабство, но рабовладельцы на местах скрывали это от рабов, и те, не зная, что они свободны, продолжали работать на своих хозяев. Господь хочет, чтобы мы знали: мы теперь не рабы греха, сатана не имеет над нами власти. Иисус Христос внёс выкуп за нас. Мы принадлежим Ему и должны жить для Него новой жизнью, «Ибо вы куплены дорогою ценой. Посему прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии» (1 Кор. 6:20).
4. Прощение грехов
…В Котором мы имеем искупление Кровию Его, прощение грехов, по богатству благодати Его.
Ефесянам 1:7
Следующее благословение — прощение грехов. Обычно тех, кто приходит к Богу, смущают следующие мысли:
1) я такой грешник, что, наверное, Бог меня не простит;
2) нет уверенности в том, действительно ли Бог простил все мои грехи и принял меня в число Своих детей.
Благословение, о котором мы говорили, даёт уверенность, что с нас сняты всякая вина и обвинение со стороны Бога за все наши грехи (Кол. 2:13), потому что Бог смотрит не на меня (достоин я прощения или нет). Он смотрит на жертву Иисуса Христа. Она совершенна в Его глазах. Она удовлетворяет Его. Её достаточно, чтобы покрыть все мои грехи.
5. Премудрость и разумение
…Каковую Он в преизбытке даровал нам во всякой премудрости и разумении, открыв нам тайну Своей воли по Своему благоволению, которое Он прежде положил в Нем…
Ефесянам 1:8,9
Для мира смерть Иисуса Христа является одновременно и тайной, и безумием. И это оттого, что трудно поверить в то, что Бог станет человеком, что Он будет распят и воскреснет и что этим создаст условия для прощения грехов и спасения людей. Поверить в то, что один человек умер в определённое время в определённой части мира и этим определил судьбу каждого человека по тому, как каждый из нас отнесётся к этому событию, — эта мысль кажется невозможной, безумной для человеческой мудрости и философии (1 Кор. 2:14). Философия (человеческая мудрость) не в состоянии понять духовные истины. Человек не способен без просвещения от Святого Духа познать Бога. В Вифлееме эта мудрость была открыта и мудрецам с востока (учёным), и необразованным пастухам. Постижение мудрости не зависит ни от способностей человека, ни от его образования: она открывается Богом, это Его дар и благословение, которым обладает каждый христианин.
«Но, как написано: “не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его”. А нам Бог открыл это Духом Своим; ибо Дух все проницает, и глубины Божии» (1 Кор. 2:9-10). Люди идут к гадателям и астрологам, чтобы узнать своё будущее, они обращаются к тем, у которых самих нет будущего. Но каждому христианину через Слово Божье и просвещение Святого Духа открыт весь план спасения, мы знаем наше будущее.
В Еф. 1:17 Павел молится за церковь, чтобы верующие, получив это благословение, могли и желали возрастать в познании Иисуса Христа. К этому призывает церковь и апостол Петр в 2 Пет. 3:18: «…но возрастайте в благодати и познании Господа».
6. Наследники
…В Нем мы и сделались наследниками, бывши предназначены к тому по определению Совершающего все по изволению воли Своей…
Ефесянам 1:11
Бог обещает в будущем в полной мере излить Свои благословения на каждого верующего. Слово «сделались» означает то, что должно ещё произойти, хотя и стоит в форме прошедшего времени. Это слово и рядом стоящие слова имеют значение «сделаться наследниками».
Греки, если были уверены в том, что какое-то событие в будущем непременно произойдёт, часто говорили о нём, как о уже случившемся. Такую форму глагола апостол Павел использует и во 2-й главе: «посадил на небесах» (стих 6), т.е. это обязательно произойдёт в будущем, и поэтому мы можем уже сейчас смотреть на себя как на уже сидящих на небесах. Так и с нашим наследством. Мы уже наследники, хотя будем обладать им и распоряжаться только в вечности. Мы можем быть в этом уверены, потому что уже сейчас духовно соединены со Христом (Еф. 1:1-13). Апостол Павел в первой главе послания семь раз говорит, что мы «в Нём», мы «во Христе».
Представьте, если мы возьмём лист и вложим его в книгу, то всё, что будет происходить с книгой, будет происходить и с листом, потому что он в ней. Так и мы уже в Нём, во Христе, а это значит, что всё, происшедшее со Христом (воскресение и вознесение на небеса), обязательно произойдёт с каждым из нас.
Однажды, отдыхая в Крыму, мы ехали по побережью и проезжали место, называемое Форос. Водитель рассказывал нам о бывшей даче Горбачёва, находящейся здесь, и мы свернули с трассы, чтобы подъехать поближе и посмотреть на неё. С того места, с которого мы смотрели, она была как на ладони: великолепная дача в живописном месте. В моё сердце проникла обыкновенная зависть, и я не выдержал и сказал: «Везёт же людям!» Не знаю, почему, но в этот момент мне вспомнился стих Еф. 1:11 с изложенным там благословением. Когда я вспомнил, кто я во Христе, то смог посмотреть на это совершенно другими глазами и сказать: «Пошли, я знаю: есть места и получше». Это благословение помогает правильно относиться к материальным ценностям и верно расставлять приоритеты: на первом месте Бог и духовные ценности, потому что они вечны и нетленны. Это помогает не приковывать своё сердце к земным богатствам и не завидовать тем, у кого они есть. Это огромное утешение и ободрение для тех христиан, которые живут для Христа и не имеют материальных благ в достатке. Бог предусмотрел для нас нечто лучшее, мы Его наследники, и наше наследство хранится для нас на небесах (1 Пет. 1:4).
7. Гарантия спасения — печать Святого Духа
…В Нем и вы, услышавши слово истины, благовествование вашего спасения, и уверовавши в Него, запечатлены обетованным Cвятым Духом, Который есть залог наследия нашего, для искупления удела Его, в похвалу славы Его.
Ефесянам 1:13,14
Сегодня ни один документ не действителен без печати. Государства, предприятия и простые граждане свои договоры, завещания, дарственные и другое скрепляют печатью. Но люди, как предприятия и государства, не всегда выполняют свои соглашения. Многие сегодня боятся хранить деньги в банке, особенно старшее поколение (их уже обманывали). Мы привыкли, что нас всюду обманывают, и потому нам иногда кажется, что и Бог такой, как мы, что и Он может изменить и нарушить Своё Слово. Но Бог в отличие от нас так не поступает. «Ибо дары и призвание Божие непреложны» (Рим. 11:29), т.е. Бог не сожалеет о Своих дарах и не меняет Своих решений, потому что знает, что делает, и Своё Слово Он скрепляет печатью Святого Духа. Практика скрепления печатью пришла из древности, у всех царей был перстень, который одновременно являлся и печатью.
Печать царя могла свидетельствовать о следующем.
1. О неизменности слова царя, невозможности вскрытия какого-либо документа до срока, установленного самим царём, что обеспечивало сохранность данного документа.
Примеры:
а) царь Дарий бросил Даниила в ров со львами и запечатал вход печатью (Дан. 6:16, 17);
б) царь Артаксеркс издал указ об уничтожении всех евреев, но когда заговор Амана был открыт, не мог отменить указ и издал новый, позволяющий им защищаться (Есф. 8:8);
в) вход в пещеру, где лежало тело Христа, был также запечатан Римской печатью (Мтф. 17:66);
2. На печати было изображение царя, что говорило о её подлинности и о том, что она является собственностью царя.
Итак, понятие печати апостол Павел взял из практики Ветхого Завета, чтобы раскрыть для нас смысл и понимание 7-го благословения т.е. в этих двух стихах (Еф. 1:13,14) дано завещание Бога каждому верующему, скреплённое печатью Святого Духа о том, что Бог не сожалеет о том, что спас нас по Своей милости и подарил нам жизнь вечную, о том, что Он никогда не заберёт Свой дар обратно, о том, что мы теперь и навсегда являемся Его собственностью («для искупления удела Его»), что нам гарантирована безопасность нашего спасения до конца нашей земной жизни или Второго пришествия Иисуса Христа (Ин. 10:27-29; Фил. 1:6).
Что же должно изменить это благословение в жизни христианина?
1. Оно даёт радость и надежду в испытаниях, в скорбях, в духовной борьбе, свидетельствует, что мы устоим и будем сохранены силою Святого Духа (Рим. 8:35-37).
2. Мы являемся дипломатами Небесного Царства, имеющими дипломатическую неприкосновенность и находящимися на вражеской территории «князя мира сего» и это должно побуждать нас жить на земле достойно звания Небесного Царства.
3. Печатью Святого Духа скреплены отношения нашего сердца с Богом, это побуждает каждого христианина хранить чистым своё сердце, потому что Святого Духа оскорбляют наши грехи.
Если пять благословений Ветхого Завета имел не каждый израильтянин, то семь благословений Нового Завета являются собственностью каждого христианина. Найдите время, чтобы вспоминать о них и быть благодарными Богу за Его милость. Подумайте о каждом из них в отдельности (избрание, усыновление, искупление, прощение грехов, премудрость, наследство, гарантия спасения), о том, как знания об этих благословениях должны помочь вам ежедневно жить для Христа, как они изменяют вашу жизнь. Иисус обращается также и к тем, кто не имеет их. Он говорит человеку, что необходимо стать причастником этих благословений. «Покайся и веруй» в Господа Иисуса Христа, и тогда ты можешь быть уверен, что ты благословлен Богом, потому что ты будешь в Нём (во Христе). «Будьте благословенны!»
Из архива журнала «В начале», 1999 год.
Автор текста: Игорь Прокопов