Минск, Багратиона, 30. Богослужение: воскресение – 11:00, вторник – 19:00.

Учение о благодати, или кальвинизм

Часть 1

В январе 2000 года в церкви «Завет Христа» проходил богословский семинар. Основными вопросами, рассматривавшимися на семинаре, были вопросы, связанные с темой «Учение о благодати, или кальвинизм». К сожалению, в последнее время многие говорят о предмете, не зная его сути. В связи с этим мы предлагаем познакомиться с выступлением на семинаре Джефа Волкера.

Джеф Волкер: Я рад вас видеть. С некоторыми я уже знаком, с другими надеюсь познакомиться.

Цель нашего семинара — рассмотреть учение о благодати. Причина, по которой мы обращаемся к этому учению, связана с тем, что оно является основополагающим для понимания Библии. Учение о благодати раскрывает то, что совершает Бог.

Но перед тем, как перейти непосредственно к изложению вопроса, я хотел бы предложить вам задать вопросы в любой момент моей речи. Не бойтесь перебивать меня.

Из истории церкви

Мы начнем разговор с истории церкви. В начале XVI века Евангелие было во многих отношениях потеряно. Общепринятым мнением христианской церкви к этому времени было мнение о том, что благосклонность Бога необходимо заслужить. Однако Господь открыл глаза немецкому монаху из Виттенберга, которого звали Мартин Лютер. Бог дал ему возможность увидеть, что Библия ясно учит тому, что Бог неба и земли может нас принять единственным образом — через Иисуса Христа. И, конечно, оправдание возможно только верой. Это в корне противоречило учению Римской католической церкви. Папа римский призвал на помощь учёного, которого звали Эразм Роттердамский, чтобы тот написал труд, направленный против Лютера и его учения, с целью заставить реформатора замолчать.

Эразм Роттердамский был католиком, но вопросы веры его не особенно беспокоили. Он хотел реформировать католическую церковь, но, в отличие от Мартина Лютера, не выходя из нее, а оставаясь в ней. Он не стремился заниматься политикой и хотел, чтобы его оставили в покое, чтобы он как ученый мог больше времени уделять книгам.

Не желая больно ранить Лютера, Эразм Роттердамский решил выбрать такую тему для труда против немецкого реформатора, которая, по его мнению, смогла бы удовлетворить римского папу и не нанести большого вреда учению Лютера. Эразм написал сочинение против Лютера, озаглавленное «О свободе воли». Лютер написал Эразму: «Другие люди критиковали меня по мелочам за мои взгляды на папу, чистилище и индульгенции, но только вы затронули самую суть».

В ответ на книгу «О свободе воли» Лютер написал свой монументальный труд под названием «О рабстве воли», в котором он говорил, что величайшая проблема людей состоит в том, что человек не может сам прийти ко Христу, потому что не хочет этого. Протестантская церковь того времени полностью поддержала Мартина Лютера, и спор на некоторое время затих.

За Мартином Лютером последовал Жан Кальвин, а после — Теодор Беза. Это уже вторая половина XVI века. У Безы был студент, которого звали Якоб (Яков) Арминий. Арминий, получив образование под руководством Безы, вернулся в Нидерланды, чтобы стать там профессором богословия. Арминий был очень популярным профессором богословия. Однако с годами его взгляды стали расходиться со взглядами нидерландской церкви. А после его смерти в начале XVII века взгляды Арминия получили такое распространение, что вызвали дискуссию на государственном уровне. Последователи Арминия стали называться ремонстрантами. Организация ремонстрантов существует и сегодня. Слово «ремонстрант» означает человека, подающего какую-либо жалобу. У ремонстрантов было пять конкретных жалоб против нидерландской церкви, которые они направили в парламент Нидерландов. И в первой четверти XVII века нидерландская церковь созвала синод в Дорте. Там состоялись дебаты, и синод пункт за пунктом ответил на все жалобы и возражения. Ответ ремонстрантам пункт за пунктом получил название «Пять пунктов кальвинизма». Эти пять пунктов называют также учением о благодати. Но я бы лучше назвал это так: «То, чему учит Библия о том, как нас спасает Бог».

Полная греховность

Итак, первый пункт — «полная греховность». Для нас важным являются не слова, а их суть. В результате греха Адама в Едемском саду каждый человек приходит в мир не только виновным во грехе Адама, но и с ненавистью к Богу. Каждый человек рождается эгоистом. Грех настолько поражает его, что он никогда не захочет прийти самостоятельно к спасительной вере в Иисуса Христа. Откройте третью главу Послания апостола Павла к Римлянам. Первые три главы Послания говорят, что каждый человек в этом мире, будь то иудей или язычник, отчаянно нуждается в спасении. С девятого стиха третей главы Павел начинает подводить итог своим рассуждениям о том, почему человек находится в безнадёжном положении.

«Итак что же? имеем ли мы преимущество? Нисколько; ибо мы уже доказали, что как Иудеи, так и Еллины, все под грехом,

10 Как написано: «нет праведного ни одного;

11 Нет разумевающего; никто не ищет Бога;

12 Все совратились с пути, до одного негодны: нет делающего добро, нет ни одного.

13 Гортань их — открытый гроб; языком своим обманывают; яд аспидов на губах их;

14 Уста их полны злословия и горечи.

15 Ноги их быстры на пролитие крови;

16 Разрушение и пагуба на путях их;

17 Они не знают пути мира.

18 Нет страха Божия перед глазами их».

Данные стихи показывают, какими мы являемся изнутри. Но именно таковыми мы и являемся внутренне. Таковыми мы и останемся, если Бог позволит нам идти своей дорогой.

Для того, чтобы уживаться с другими людьми, необходимы разработанные системы взаимоотношений, своеобразный институт вежливости. Например, вам кто-то не нравится, но вы не можете просто подойти и сказать человеку об этом, потому что это может повлиять на вашу карьеру, нарушить ваши взаимоотношения с этим человеком и т.д. Поэтому мы выработали правила уживаться с другими посредством того, что не говорим им правды. Мы пожимаем им руки, тепло приветствуем, говорим, как мы рады их видеть, в то время как у нас нет никакого желания проводить время с ними.

В Америке среди бизнесменов есть традиция: когда вы уходите после деловой встречи, надо предложить: «Давайте вместе как-нибудь отобедаем». Но на самом деле скорее ад замёрзнет, чем вы действительно отобедаете с этим человеком. Люди, которые ещё не научились искусству вежливости, — дети. Вот почему маленькие дети часто заставляют краснеть своих родителей.

Дядя Иван, навещающий вас время от времени, выглядит как-то смешно. Но вы ему об этом не говорите. Он ваш родственник. Но ваш маленький ребёнок сразу же выпаливает: «У тебя такой смешной нос». Или, например, ваша тётя. Может быть, от неё нехорошо пахнет. Но она ваша тётя, и вы просто ей прямо никогда об этом не скажете, потому что не хотите оскорбить её чувства. Но маленький ребёнок говорит прямо перед вами: «Тётя, ты так воняешь!». Вас чуть не сражает удар. Но то, что говорит ребёнок, — истина, хотя об этом вы не говорите.

Именно таким образом неверующие люди живут в мире. Если бы вы говорили всем людям то, что вы о них думаете, у вас бы не было ни работы, ни жены, ни друзей. Поэтому люди разработали искусство лжи. Оно даёт нам ощущение респектабельности. В третей главе Послания к Римлянам Господь и говорит, что если убрать оболочку вежливости, то мы ужаснемся, увидев сердце неверующего.

На кого мы были похожи, будучи неверующими?

Приведем пример. Допустим, у вас внутренний нарыв. Врач вскрывает его, чтобы помочь вам. Но при вскрытии распространяется зловонный запах тления. Вам и окружающим неприятно. Так же неприятно видеть сердце неверующего.

В Послании к Римлянам 3:11 говорится, что никто не ищет Бога. Многие могут возразить. Мы видим многих неверующих, которые, кажется, ищут Бога. Но Писание говорит, что никто не будет искать истинного Бога самостоятельно. Конечно, человек может быть религиозным. Все в какой-то мере обладают внутренним религиозным чувством. Но по своей сути никто никогда не будет искать Бога Писания, вседержавного, суверенного Властителя.

Существует такое представление о суверенности Бога: Бог смотрит в будущее от начала времени и видит тех, кто придёт к вере в Иисуса, и на основании этого избирает их. Иные думают, если Он смотрит в будущее от начала времени, то что Он там видит? Богоненавистников и эгоистов. И когда Бог сам пришёл на землю в образе человека, Его, отвергнув, распяли. Только маленькая группка людей приняла Его.

Вопрос:

Что означает всё-таки, что люди внешне ищут Бога?

Ответ:

Итак, вопрос в том, как объяснить тот факт, что некоторые люди ищут Бога. Можно объяснить это двумя способами. Или они ищут не истинного Бога, в этом случае они просто пытаются удовлетворить потребности в религиозных чувствах, или же Бог начинает процесс привлечения их к Иисусу. Мы обсудим эту тему, рассматривая второй пункт учения о благодати. В последнем случае человек, конечно, будет искать истинного Бога, потому что Бог сам его привлекает. Как узнать, ищет кто-нибудь истинного Бога или нет? Ответ такой: вы не узнаете это до тех пор, пока он не поверит.

Вопрос:

В Послании к Римлянам, 8:29, написано: «…кого Он предузнал…»

Ответ:

Мы детально разберёмся с этим вопросом далее в ходе семинара. Это хороший вопрос.

Вопрос:

В Послании написано: «ищите Господа, пока ещё можете Его найти».

Ответ:

В Писании не раз предлагается всем людям искать Бога. Вот один из примеров: «верь в Господа Иисуса Христа и спасёшься». Вопрос в том, кто же будет искать? Кто поверит? Приглашение покаяться обращено ко всем людям, но вопрос в том, ответит ли кто-нибудь на это приглашение самостоятельно? Библия говорит, что нет.

В двенадцатом стихе третьей главы написано, что никто не делает добра, ни один человек. Опять-таки, это утверждение может показаться сомнительным. У нас есть неверующие родственники, члены семьи, соседи, и они делают то, что мы называем очень хорошими делами. Но тут говорится о делах добрых по Божественным стандартам. Я обращаю ваше внимание на Первое послание к Коринфянам, 10:31:

«Итак, едите ли, пьете ли, или (иное) что делаете, все делайте в славу Божию».

Важно не просто помочь человеку перейти через улицу, важна причина, по которой вы это делаете. Если вы это делаете не для того, чтобы прославить Бога Писания, истинного Бога, то это — грех. Как только вы начинаете понимать это, то вы видите, в каком безнадёжном положении находятся все люди. Если неверующий человек не любит Бога Писания, то он ничего не будет делать, чтобы угодить ему. Конечно, он может делать и делает дела, которые выглядят добрыми, но, согласно Божьему стандарту, это просто грех.

Вопрос:

Можно я уточню? Скажем, родители любят своего ребёнка, и тут же говорится «всё — грех». И любовь матери к ребёнку — тоже грех?

Ответ:

Да. Так должно быть. Вопрос в том, почему она любит своего ребёнка. Вот где мы видим, насколько серьёзно наше положение перед Богом.

В Послании к Римлянам, 3:23, читаем, что все согрешили и лишены славы Божией. Слыша Евангелие и слыша о святости Бога, люди часто признают: «Ну, конечно, никто не совершенен». Но Евангелие говорит не об этом. Оно утверждает, что у каждого человека есть очень большие проблемы, потому что святой Бог, который абсолютно справедлив, против него. И вы должны дать Ему отчёт о том, исполнили ли вы Его закон в совершенстве или нет. А один из Его законов такой: всё должно быть сделано по правильным мотивам. И когда вы делитесь своей верой в Иисуса с другими, то должны нарисовать для них честную картину их положения. Это означает не просто сказать, что если они не примут Иисуса, то упускают лучшую часть своей жизни. Это означает не просто сказать, что без Иисуса они не смогут самореализоваться в жизни. Конечно, это всё так, но это не главное. Главное то, что в свете того, кто я есть на самом деле и что я совершил, Святой Бог не может меня когда-либо принять. И если я всё же буду принят, то Богу нужно сделать всё от начала до конца в моем спасении. Мне нечего предложить, я оскверняю всё, до чего я дотрагиваюсь. Это реалии нашего положения перед Богом.

Вопрос:

Начиная с десятого стиха третьей главы, идут цитаты из Ветхого Завета, из псалма. Если мы откроем Псалтирь, мы увидим, что Давид так обращается к современникам. Его современники не искали Бога. Может быть, апостол Павел имеет в виду тех людей? Почему мы берём стихи из Ветхого Завета и применяем ко всем людям?

Ответ:

Это хороший вопрос. Давид говорил о людях, окружавших его, потому что израильский народ в целом всегда был неверующим. В нём была только маленькая группка верующих. Но контекст третей главы Послания к Римлянам говорит нам, что эта истина применима ко всем людям. Обратите внимание на девятый стих:

«Итак что же? имеем ли мы преимущество? Нисколько; ибо мы уже доказали, что как Иудеи, так и Еллины, все под грехом…»

Сейчас он утверждает то, что является основным выводом его рассуждений. До этого апостол Павел рассуждал на тему, почему как язычники, так и иудеи нуждаются в Спасителе. Он отвечал на возражения иудеев, которые говорили, что Спаситель им не нужен. И Павел делает вывод, что мы все нуждаемся в Спасителе, и объясняет почему. В стихах с десятого по восемнадцатый он цитирует отрывок из Ветхого Завета, где говорится о неверующих современниках Давида. Неверие было присуще не только им, но и всему миру. Откройте Первое послание апостола Павла к Коринфянам, вторую главу, четырнадцатый стих. Контекст говорит о работе Духа Святого в жизни верующего:

«Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно». Апостол Павел описывает неверующего как человека, не имеющего духа. Эта фраза помогает нам понять дела Бога, описанные в других местах Библии. Без работы Святого Духа никто не может поверить. Однако в Евангелии от Иоанна, 7:37-39 говорится, что до Пятидесятницы Святой Дух ещё не был дан. Это звучит довольно странно, потому что можно взять симфонию и найти там множество примеров того, как Дух Божий действовал в Ветхом Завете. Мы не совсем понимаем, что же автор хотел сказать. Во времена, описанные в Ветхом Завете Бог имел дело только с израильским народом. Но Израиль, если говорить в целом об Израиле, никогда не верил. Несмотря на то, что иудеи назывались народом Божиим, в действительности они были лишь прообразом истинного народа Божия, причём неверующим прообразом. Век веры начинается только с Пятидесятницы. Конечно, до Пятидесятницы тоже были верующие, но их было мало по сравнению с общим числом людей.

Для того, чтобы было понятнее, предположим, что до дня Пятидесятницы верующих не было. Век Духа, век веры начинается с этого дня. И в 1Кор. 2:14 неверующий описывается как человек без Духа. Если неверующий описывается как человек без Духа, то как бы мы описали эпоху Ветхого Завета? Как эпоху, не имеющую Святого Духа, при этом имея в виду не то, что Его вообще не было, а то, что это было время неверия. И стих 14 говорит, что человек без Духа не принимает того, что от Духа Божия. По двум причинам. Первая причина состоит в том, что он почитает это безумием. Такое утверждение очень ответственно. Если вы заключаете, что я глуп, то это значит, что вы так судите обо мне. Вы выслушали меня, проанализировали мои рассуждения и пришли к выводу, что я глупый.

Вторая причина — невозможность понять духовное.

Неверующий является неверующим только потому, что он или она заслуживает состояния неверия. Никто не будет в аду незаслуженно. Ни один человек, действительно желающий попасть на небеса, не будет в аду. Не существует ни одного человека, который отчаянно пытался бы попасть на небеса, но Бог не пустил его, потому что он не избран. Никто не хочет попасть на небеса, потому что все ненавидят Бога, который на небесах.

Выбирать вместо небес ад — безумие, но неверие всегда выбирает его. Блестящий неверующий учёный, использующий безупречную логику мышления во всех своих работах, задумывающийся над вопросом, нужно ли ему принять Бога, обязательно придёт к неверному решению. В четырнадцатом стихе говорится не только о том, что человек отвергает Евангелие, потому что считает его глупостью, но и о том, что он и не может понять Евангелие из-за своей духовной слепоты. В результате греха Адама все люди приходят в мир неспособными прийти ко Христу. Их воля связана. Невозможно, чтобы каждый сам по себе пришёл ко Христу. Поэтому каждая из двух точек зрения истинна. Никто не хочет приходить ко Христу, никто не может прийти ко Христу. Мы обсудим кажущуюся дилемму ниже.

Вопрос:

В следующий раз мы рассмотрим, как Бог призывает тех, кто не может ответить?

Ответ:

Да.

Вопрос:

У меня вопрос, может быть, не совсем по теме. Я хотела бы выяснить, что такое грех. Если я правильно поняла, действие состоит из двух частей: из мотива и непосредственно самого действия. Но когда человек приходит ко Христу, он может совершать какое-либо действие по правильным мотивам, но само действие может не являться правильным. Например, есть верующие, которые, проповедуют Христа в общественном транспорте. И это не всегда вызывает правильную реакцию у людей. Некоторые, наоборот, ещё сильнее начинают отвергать благую весть. Является ли такая проповедь грехом? Здесь налицо правильный мотив и не совсем правильное деяние.

Ответ:

Хороший вопрос. Откройте 1 Ин. 3:4. Здесь Иоанн описывает признаки истинной веры. Четвёртый стих третьей главы говорит: «Всякий, делающий грех, делает и беззаконие; и грех есть беззаконие». И это значит, что любой поступок, который не соответствует в совершенстве требованиям Бога, Его законам, является грехом. И поэтому даже верующий человек, думая, что делает что-то правильное, может заблуждаться. Это результат незнания Писания, он нарушает то, что говорит Писание, поэтому грешит. Вот почему мы должны очень хорошо знать всё то, о чём говорит Библия. Вот почему вам нужно находиться в здоровой церкви, где подготовленные учителя учат вас тому, что говорит Бог, где вокруг вас истинно верующие, которые помогают вам понять, что говорит Библия. И, кроме того, вы изучаете Библию самостоятельно. Все эти три возможности должны использоваться вами, чтобы знать волю Бога.

Вопрос:

По отношению к какому закону совершается преступление: к Божьему или к государственному? О каком законе говорится в этом отрывке?

Ответ:

В 1 Ин. 3 говорится о законах, которые относятся к нам, живущим в эру Нового Завета. В Библии отражены два периода истории: эра Ветхого Завета и эра Нового Завета. Это детально описывается в Послании к Евреям и в Послании к Галатам. Эра Ветхого Завета начинается на горе Синай и продолжается до креста. В это время Бог сформировал израильский народ и дал ему закон. Эра Нового Завета начинается с креста и Пятидесятницы и продолжается до сего дня. Сущность закона, исполнение которого Бог потребовал от Израиля, отражается в десяти заповедях. Они выражают сущность Моисеева закона. Завтра здесь, в церкви, мы поговорим о Новом Завете и о том, как Ветхий Завет закончился на кресте, поэтому и закон Ветхого Завета пришёл к концу. Но пока существует грех, есть закон. И мы сегодня по-прежнему грешим. Вот почему в эру Нового Завета управляет закон Христа, это — закон данной эры. Идентичен ли этот закон Моисееву закону? Нет. Но и Моисеев закон и закон Христа имеют один и тот же фундамент. В Евангелие от Матфея, 22, Иисуса спрашивают, какова, по Его мнению, величайшая заповедь. Иисус отвечает: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим»: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: «возлюби ближнего твоего, как самого себя»; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки». Закон Христа, т. е. закон эры Нового Завета, включает и части Моисеева закона, Библия говорит об этом. Но теперь это уже не части Моисеева закона, а части закона Христа. Мы поговорим об этом завтра более подробно.

Давайте подведём итоги сказанному о полной греховности. В результате греха Адама каждый человек приходит в этот мир, находясь под властью греха, воля человека связана, и никто никогда не захочет прийти ко Христу самостоятельно. Ситуация эта была бы абсолютно безнадёжной, если бы спасение зависело от нашего собственного выбора. Но если человек обращается, то это заслуга Бога, а не человека. Об этом мы поговорим в следующей части. Совершим молитву.

Безусловное избрание

Мы переходим к рассмотрению так называемого второго пункта кальвинизма – «безусловное избрание». В результате грехопадения Адама каждый человек рождается в мир лишенным желания обратиться ко Христу. Бог избрал некоторых людей, чтобы спасти их. Давайте откроем первую главу Послания к Ефесянам и обсудим учение об избрании, а затем, конечно, о предопределении. Прочитаем стихи 3, 4 и 5:

«Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, благословивший нас во Христе всяким духовным благословением в небесах, так как Он избрал нас в Нем прежде создания мира, чтобы мы были святы и непорочны пред Ним в любви, предопределив усыновить нас Себе чрез Иисуса Христа, по благоволению воли Своей…»

И одиннадцатый стих:

«…В Нем мы и сделались наследниками, бывши предназначены к тому по определению Совершающего все по изволению воли Своей…»

Основная тема первой главы Послания к Ефесянам — спасение. Здесь очень ясно выражена мысль, что если кто-то и придёт ко Христу (а Библия говорит, что многие придут), то только в том случае, если Бог изберёт его. И в этом суть того, что мы называем кальвинизмом. Кальвинизм — это просто техническое слово для описания того, чему учит Библия о спасении. Позвольте дать мне определение сути кальвинизма. Это очень короткое определение: Бог спасает грешников. Спасение было Божиим замыслом, не нашим. И когда Бог спасает человека, Он действительно спасает каждого, кто уверует. И Бог спасает тех людей, которые первоначально не хотели быть спасёнными. Есть ли вопросы?

Вопрос:

Иисус умер за всех?

Ответ:

Умер ли Христос за всех людей? Нет. Когда мы будем рассматривать третий пункт кальвинизма, мы разберёмся с этим вопросом. Мы поговорим о кресте и подробно остановимся на этом вопросе. Но сейчас мы должны поговорить о предопределении и о спорах, связанных с ним. В Послании к Ефесянам, 1:11, сказано «…в Нем мы и сделались наследниками, бывши предназначены к тому по определению Совершающего все по изволению воли Своей…» Заметьте, тут не говорится, что Бог делает почти всё по изволению Своей воли, тут говорится, что Бог делает ВСЁ по изволению Своей воли.

Наилучшее объяснение учения об избрании мы находим в девятой главе Послания к Римлянам. Давайте откроем Библию. Нам надо понять контекст девятой главы. Вчера вечером с Георгием и Славой мы обсуждали вопрос о том, что является самым необходимым для понимания Библии. В этой связи мы обсуждали вопрос о значении знания греческого языка, на котором написан Новый Завет. Если у вас есть возможность выучить греческий, я бы советовал вам сделать это. Но знание греческого языка — это одна сторона дела. Очень важен при толковании Библии контекст. Большая часть ошибок при толковании Библии совершается из-за неправильного понимания контекста. В первых восьми главах Послания к Римлянам апостол Павел излагает, как Бог чудесным образом спасает и преобразует людей.

Но, начиная с девятой главы, поднимается вопрос в отношении Израиля. Ведь он назван народом Божиим. Но в целом этот народ не верит во Христа. И если ты, Павел, говоришь, что спасение настолько прекрасно, что люди изменяются и начинают верить во Христа и любить Бога, то почему народ, который назван народом Божиим, в большинстве своём неверующий? Именно поэтому Павел и написал девятую главу Послания к Римлянам. В 9-11 главах он описывает роль Израиля в плане Бога. И, начиная с шестого стиха девятой главы, Павел говорит, что если вы думаете, что израильтяне были верующими, то вы ошибаетесь. Он говорит, что человек не становится верующим человеком просто потому, что он родился евреем. Бог должен избрать вас. И в стихах 6-9 говорится:

«Но не то, чтобы слово Божие не сбылось. Ибо не все те Израильтяне, которые от Израиля, и не все дети Авраама, которые от семени его, но (сказано): «в Исааке наречется тебе семя». То есть, не плотские дети суть дети Божии; но дети обетования признаются за семя. А слово обетования таково: «в это же время приду, и у Сарры будет сын».

В книге Бытие описывается, как Бог заключил завет с Авраамом и пообещал дать ему много потомков. И буквальное исполнение этого обещания мы видим в израильском народе. Они называются детьми Авраама. И Павел говорит, что обещание Бога не нарушилось из-за того, что Израиль не уверовал, так как, говорит он, не каждый человек, рождённый евреем, настоящий иудей. Не все дети Авраама — дети Авраама. Израиль являлся просто образом истинного народа Божьего. Для человека единственный способ стать истинно верующим заключается в том, чтобы Бог избрал его. И поэтому Павел дает здесь объяснение учению об избрании. Давайте прочитаем 10-13 стихи:

«И не одно это; но так было и с Ревеккою, когда она зачала в одно время двух сыновей от Исаака, отца нашего; ибо, когда они еще не родились и не сделали ничего доброго или худого, — дабы изволение Божие в избрании происходило не от дел, но от Призывающего, — сказано было ей: “больший будет в порабощении у меньшего”, как и написано: “Иакова Я возлюбил, а Исава возненавидел”».

В восьмом стихе сказано, что «не плотские дети суть дети Божии; но дети обетования признаются за семя».

Здесь тоже идёт речь об избрании. Дети Авраама являются примером тому. У Авраама было два сына: Измаил и Исаак. Бог избрал Исаака. У Исаака тоже было два сына-близнеца: Исав и Иаков. Отвержение Исава и принятие Иакова является очень хорошим примером избрания. В девятой главе Послания к Римлянам Павел написал всё очень ясно и открыто. Он сказал, что когда эти дети еще не родились и не сделали ничего доброго или худого, Бог сделал выбор. Бог не смотрел в будущее, чтобы узнать, что у Исава будет плохое сердце, у Иакова — доброе, Писание ничего не говорит об этом. Ни в Исаве, ни в Иакове не было ничего доброго, за что Бог мог бы избрать кого-либо из них. И в конце Павел цитирует слова Бога: «Иакова Я возлюбил, а Исава возненавидел». И сразу же после этого Павел задаёт вопросы: «Что же скажем? Неужели неправда у Бога?». Он задаёт эти вопросы потому, что это, то есть избрание Иакова, а не Исава, выглядит несправедливо. Похоже, что апостол Павел преднамеренно формулирует свои аргументы таким образом, чтобы у человека возникло ощущение несправедливости. Апостол как бы провоцирует возмущение читателя, чтобы сказать, что у Бога нет неправды.

Люди, не верящие в избрание, пытаются объяснить слова: «Иакова Я возлюбил, а Исава возненавидел», — таким образом: апостол, говоря эти слова, имел в виду, что Бог возлюбил Иакова более, нежели Исава. Как будто Бог говорит, что Он дал Иакову три пирожных, а Исаву два. Но это противоречит написанному. Девятая глава говорит о том, как человек становится верующим человеком. Израильтяне по плоти неверующие. Так как же они становятся верующими? Ответы апостола Павла на свои же вопросы: «Что же скажем? Неужели неправда у Бога?» — крайне важны. Потому что фактически получается, что Бог избирает одного быть в раю, а другого — в аду. Бог неправ? Апостол говорит, что такого не может быть. Бог абсолютно свят. Он не может поступить неправильно. «…Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы» (1Ин. 1:5). Далее апостол Павел цитирует Моисея, и мы ждем, что апостол Павел разъяснит ситуацию. «Ибо Он говорит Моисею: кого миловать, помилую; кого жалеть, пожалею» (Рим. 9:15). Очевидно, что помилование зависит не от человека, но от Бога, что и записано в следующем стихе: «Итак помилование зависит не от желающего и не от подвизающегося, но от Бога милующего». Но ситуация яснее не становится. Кажется, что нас загнали в угол. Рассуждая по-человечески, мы придем к выводу, что Бог — хулиган. Это типичная ошибка. Мы примеряем Бога на себя, как будто не мы сделаны по Его образу и подобию, а Он по нашим и образу, и подобию. Но это не так. Бог по Своей сути совершенно не такой, как мы. Мы — образ и подобие Божие только в некотором, ограниченном смысле.

В стихе 17 апостол Павел обращается к книге Исход. «Ибо Писание говорит фараону: “для того самого Я и поставил тебя, чтобы показать над тобою силу Мою, и чтобы проповедано было имя Мое по всей земле”» (9:17). Итак, Бог кого хочет миловать, милует, а кого хочет, ожесточает. И это записано в Послании к Римлянам, а не в мало читаемой Книге пророка Софонии. Мысль об избрании заключена в самом сердце книги, предметом которой является спасение. В связи с этим важно понять, о чем говорит Павел. Крайне безответственно и неправильно не разъяснять учение девятой главы Послания к Римлянам верующим. Бог определяет все. Он — Бог. Можем мы постичь дела Божии в полноте? Нет. Попытки судить о Боге приводят к тому, что человек начинает говорить, что автором греха является Бог. Обратимся к книге Деяния святых апостолов, 4:27-28. Петр и Иоанн только что были освобождены из синедриона, где они держали ответ перед первосвященником и старейшинами, и теперь сообщают церкви о том, что с ними происходило там.

«Ибо поистине собрались в городе сем на Святаго Сына Твоего Иисуса, помазанного Тобою, Ирод и Понтий Пилат с язычниками и народом Израильским,

28 Чтобы сделать то, чему быть предопределила рука Твоя и совет Твой…» (Деян. 4:27-28).

Кто виновен в том, что Христа распяли? Стих 27 говорит, что виновники — Ирод, Пилат, язычники и иудеи. Все виноваты. Но следующий стих говорит, что они сделали то, что Бог предопределил им сделать. Библия всегда таким образом разрешает дилемму всевластия Бога и ответственности человека. С одной стороны, Библия говорит, что Бог является первопричиной всего и все предопределяет, в том числе и зло, оставаясь при этом невиновным. Распятие Иисуса на Голгофе является величайшим преступлением и величайшим благом одновременно. Когда же вы спрашиваете, кто же виновен во грехе, Библия всегда указывает на человека, но не Бога. Библия говорит, что Бог предопределяет все, оставаясь святым, но человек ответственен за свои поступки. Библия не предлагает нам решения кажущегося парадокса. Два утверждения не являются противоречием, не являются они и иррациональными. Два утверждения — парадокс в узком смысле слова. Мы не в состоянии примирить эти два утверждения. Современные словари определяют слово «парадокс» как противоречие. Но в классическом Оксфордском словаре одно из значений слова «парадокс» — «неразрешимая проблема». В нашем случае подходит как раз это значение.

Подытоживая сказанное, отметим: Библия говорит, что Бог предопределяет все, но человек несет ответственность за свои поступки. Таким образом, будет неправильно сказать, что человек обладает свободной волей. Ни один человек по своей сути не хочет уверовать во Христа. Но, с другой стороны, мы должны сказать, и это зафиксировано в классический «кальвинистских» вероисповеданиях, что Бог не заставляет человека делать что-то. В этом смысле свобода у человека есть. Он совершает определенные поступки потому, что на это есть определенные причины.

Бог делает так, что мы совершаем то, что угодно Ему, без насилия, но как это происходит, мы не знаем. И когда вы принимали решение уверовать во Христа, Бог побуждал вас сделать это. Хотя вы самостоятельно обдумывали вопрос о возможности принятия веры и самостоятельно принимали решение, но делали абсолютно то, что было предопределено.

Вопросы?

Вопрос:

Я хотел бы разобраться, побуждает Бог человека ко греху или нет?

Ответ:

Постановка вопроса о виновности Бога во грехе неправомерна.

Рассмотрим историю с ожесточением сердца фараона в книге Исход, 9:12. Здесь описывается одна из египетский казней.

«Они взяли пепла из печи, и предстали пред лице фараона. Моисей бросил его к небу, и сделалось воспаление с нарывами на людях и на скоте.

11 И не могли волхвы устоять пред Моисеем по причине воспаления; потому что воспаление было на волхвах и на всех Египтянах.

12 Но Господь ожесточил сердце фараона, и он не послушал их, как и говорил Господь Моисею.»

Двенадцатый стих говорит о том, что Бог ожесточил сердце фараона. Обратимся к восьмой главе, где описана казнь с жабами. Будем читать стихи с 12 по 15.

«Моисей и Аарон вышли от фараона; и Моисей воззвал к Господу о жабах, которых Он навел на фараона.

13 И сделал Господь по слову Моисея. Жабы вымерли в домах, на дворах и на полях.

14 И собрали их в груды, и воссмердела земля.

15 И увидел фараон, что сделалось облегчение, и ожесточил сердце свое, и не послушал их, как и говорил Господь.»

В девятой главе читаем, что Бог ожесточил сердце фараона, а в восьмой, что фараон сам ожесточил свое сердце. И то, и другое является истиной в определенном смысле. Если задать вопрос в свете предопределения: «Каков был план Божий по отношению к фараону?» — то ответом будет: «Ожесточить его сердце». Но зададим и другой вопрос: «Виноват ли фараон в том, что ожесточил свое сердце?» Ответ будет: «Да». Фараон отверг Бога, отказался слышать о Нем и слушаться Его. И Библия очень ясно рисует нам эту картину.

Первопричина — извечный план Божий. Детали этого плана сокрыты от нас.

Но когда свершается какое бы то ни было зло, то те и только те, кто совершил это зло, виновны в нем. Библия — подтверждение сказанному.

Вопросы?

Вопрос:

Важно говорить людям истину. Насколько целесообразно говорить ее тем, кто только идет к Богу?

Ответ:

Все сказанное — для верующих. Почему? По той простой причине, что полное предопределение Богом всего является источником утешения в жизни верующего. Мы можем освободиться от тревоги и беспокойства только в том случае, если знаем, что Бог контролирует все. Мы должны благодарить Бога за все происходящее потому, что Бог — источник всего. И Писание учит нас этому. В Послании к Римлянам, 8:28, читаем: «Притом знаем, что любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу…» Если бы Бог контролировал не все, то данный стих звучал бы диссонансом. Даже грех и падения в жизни верующего Бог использует на благо верующему, но при этом вина за грех не уменьшается. Я считаю, что учение о предопределении — это учение, дающее покой. Уничтожьте учение об предопределении, и вы уничтожите уникальность христианской жизни.

Вопросы?

Вопрос:

Мой вопрос о духе заблуждения и о том, что люди будут верить лжи. Не инициатор ли Бог той лжи, которой люди верят?

Ответ:

В книге Откровение сказано, что все испытания посланы от Бога. В Божьем плане есть место и для зла. В Третьей книге Царств говорится, что Бог послал пророкам дух лжи для того, чтобы исполнить Свой план, но во лжи виноваты пророки, а не Бог.

Еще один пример — история Иова. Сатана терзал Иова с согласия Бога. Иов ничего не знал о сатане, Бог никогда не говорил Иову о сатане, но Иов знал, что все его трудности исходят от Бога. Бог не виноват во зле, причиненном Иову, в нем виноват сатана. Однако Иову не надо было знать о сатане, ему важно было знать, что все, что ни делает Бог, Он делает во благо ему. И поэтому когда Иов начал подвергать сомнению благость Бога, тогда Бог ответил ему из бури. И Он ответил таким образом, что Иов раскаялся «в прахе и пепле», полагая руки свои на уста свои.

Вернемся к Посланию к Римлянам, 9:19: «Ты скажешь мне: “за что же еще обвиняет? ибо кто противостанет воле Его?”» Может ли Бог возлагать ответственность на человека за то, что тот не приходит ко Христу, несмотря на то, что человек сам не может сделать это? Считает ли Бог виноватыми тех людей, которые не обращаются ко Христу? Да. И, более того, эти люди отправляются в ад.

Другой вопрос. А если бы Бог не избрал вас, была бы у вас хоть малейшая возможность спастись? Нет. И об этом свидетельствует Писание. И вот мы ожидаем, что апостол Павел даст глубокое философское объяснение проблеме. Но нет. Вместо этого Павел говорит: «А ты кто, человек, что споришь с Богом?» Бог — Творец, и Он имеет право поступать со Своим творением так, как Ему угодно. Возможно, нам не нравится то, что апостол напоминает, что мы всего лишь творения. Но нам такое напоминание необходимо. Истинный верующий должен любить такого Бога. Именно поэтому апостол Павел останавливается на этом вопросе. Мы преподаем эту истину вновь обращенным, потому что мы хотим, чтобы они знали, какому Богу они себя посвятили, Богу Священного Писания или же богу, придуманному их воображением. Спасти может лишь Бог Священного Писания. Если истинный Бог кажется вам непривлекательным, то вы верите не в истинного Бога.

Что значит «предузнал»?

Вопрос:

Стоит ли говорить неверующему человеку о предузнании?

Ответ:

Нет, Евангелие не имеет никакого отношения к предопределению. Евангелие говорит об ответственности. Призыв покаяться и уверовать относится ко всем людям, как и призыв обратиться ко Христу. Но когда кто-то становится верующим, тогда мы обязаны объяснить, что слава спасения принадлежит Богу. Евангелие фокусирует свое внимание на ответственности человека, на том, что он должен сделать. Только когда человек становится верующим и когда у него появляется разум Христов, только тогда он начинает видеть в Писании Слово Божие, он начинает любить его и того Бога, Который отражен на страницах Писания. Пытаться объяснить учение о предопределении неверующим — значит метать бисер перед свиньями.

Вопрос:

Неверующие оправдывают свое неверие тем, что им якобы не дано веровать. Вера принадлежит избранным. И в какой-то мере, не понимая, что они говорят, они, тем не менее, говорят истину.

Ответ:

Да, это так. Бог действительно многих не избрал. 19-й стих в девятой главе Послания к Римлянам — ответ на вопрос. Если я, не уверовав, предстаю пред судом, то мой аргумент Богу, что я не виноват, Ты не избрал меня, непозволителен. Именно об этом говорит упомянутый стих. Неверующий говорит: «Да, я не веровал. Но я знаю, что Ты не избрал меня, поэтому я иду в ад. Но как Ты, Святой Бог, можешь поступать так?» Единственный аргумент, который дает Библия: «Кто ты, человек, чтобы обвинять Бога?»

Предопределение не является предлогом не верить и не освобождает от ответственности. В исламе тоже есть учение о предопределении. Но оно звучит несколько иначе: «Что желает Аллах, то Он желает, и то, что вы делаете, не имеет никакого значения». Но такое предопределение не имеет под собой библейского основания. Библия учит, что Бог извечно все предопределил, но то, что ты делаешь, имеет значение, и ты дашь ответ за свои действия.

Вопросы?

Вопрос:

Я приведу такой пример. Кто-то бросил трех котят в воду. Потом двоих достал, а третьего оставил на погибель. Третий спрашивает: «Почему меня не спасаешь?» Бросивший отвечает: «А я тебя не бросал».

Ответ:

Любая попытка объяснить, как и почему, обречена на провал. Библия дает нам две истины, но никогда и нигде не пытается примирить их. Бог предопределил тех, кто окажется на небесах. Но ты, человек, ответственен за свои грехи, в том числе и за грех неверия.

В качестве комментария приведу не менее душещипательную историю, чем история с котятами. Человек выкопал пруд и поставил табличку: «Плавать опасно». Пришли трое детишек и, войдя в воду, стали тонуть. Хозяин достал двух, а третьего оставил в пруду. Проблема в том, что мы — не дети, а арминиане используют небиблейские примеры, чтобы вызвать негодование у слушателей. Однако эта история не имеет ничего общего с Библией, это вымысел, направленный на вызывание эмоций, а не на желание понять истину. Ситуации с котятами и детьми неадекватны той ситуации, в которой находится человек после грехопадения.

Продолжение следует…

 

Из архива журнала «В начале», 2000 год.

Джеф Волкер


Дата: 06 декабря 2000
Темы:


Автор:
Всего материалов автора: 69

Обратите внимание:


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Имя*  
Email*