Минск, Багратиона, 30. Богослужение: воскресение – 11:00, вторник – 19:00.

Чистое сердце

Всегда видел я пред собою Господа, ибо Он одесную меня; не поколеблюсь.

Псалом 15:8

Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.

Евангелие от Матфея 5:8

Атеисты довольно часто приводят наивный довод: «Я никогда не видел Бога, поэтому я не верю в Него». Их логика проста: раз я не видел Бога, значит, Его нет, а если Бога нет, то тогда мое неверие в Него оправдано и разумно. Но Иисус говорит о другой причине: люди не видят Бога, не потому, что Его нет, а потому, что только чистые сердцем могут увидеть Бога. И тот факт, что материалисты не видят Бога, говорит не о том, что Бога нет, а о том, что у них нечистое сердце. То, что они не видят Бога, не должно успокаивать их, они не должны этим фактом оправдывать свое неверие. Наоборот, он должен заставить их беспокоиться о состоянии своего сердца. Иисус говорит, что Бога увидеть можно, но путь к этому духовному видению лежит через чистое сердце. И сегодня мы постараемся ответить на три вопроса: что значит увидеть Бога, что такое чистое сердце и как приобрести чистое сердце.

Итак, первый вопрос. Означают ли слова Христа, что мы увидим Бога буквально, своими физическими глазами? В вечности, возможно, да. Апостол Иоанн пишет так: «Возлюбленные! мы теперь дети Божии; но еще не открылось, что будем. Знаем только, что, когда откроется, будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть» (1 Ин. 3:2). В будущем, на небесах, мы увидим Господа таким, какой Он есть и, возможно, эти слова означают, что мы увидим Господа буквально, своими телесными глазами. Но что касается нашей земной жизни, то, конечно, мы видим Бога только духовно. Помните, апостол Павел пишет в Послании к Коринфянам: «Мы ходим, живем верою, а не видением».

Как же мы видим Бога? Мы видим Его в природе, в истории, в обстоятельствах собственной жизни, и это не значит, что природа, история и обстоятельства жизни являются Богом: мы не пантеисты, мы не верим, что природа и Бог это одно и то же, что Бог «разлит» в природе. Нет, мы верим в то, что Бог сотворил этот мир и что Он отличен от природы, но, когда мы созерцаем природу, когда мы размышляем над историей и наблюдаем за событиями в своей жизни, мы видим могущество Бога и Его мудрость, Его красоту и ненависть ко греху. Точно так же мы «видим» поэта, когда читаем его стихи. Стихи и поэт — это не одно и то же. Но через стихи мы знакомимся с поэтом, с его внутренним миром, с чертами его характера.

Мы также видим Бога в те минуты, когда общаемся с Ним. Мы начинаем лучше понимать Его отношение к нам, к нашей жизни. Мы изменяем свое отношение к Нему. Наша душа соприкасается с Богом в молитве, в поклонении Ему, и таким образом мы «видим» Его.

Иисус, будучи на земле, тоже видел Бога духовно, хотя Он и был Сыном Божиим. И в пятнадцатом псалме мы находим удивительное пророчество о Мессии. Давид говорит не о себе, а о Христе: «Всегда видел я пред собою Господа». Этими словами Давид пророчески описывает духовную жизнь Мессии. Иисус всегда и во всем видел Отца.

Иисус видел Отца тогда, когда воскрешал Лазаря, и Он сказал об этом народу. Иисус видел Отца, когда молился в Гефсиманском саду. Иисус видел Отца на кресте: первую Свою молитву на кресте Он начал со слов: «Отец, прости им, ибо не знают, что делают», и последнюю Свою молитву на кресте Он также начал со слов: «Отец, прими Дух Мой». Иисус видел Бога, когда встречался со слепыми и прокаженными, и говорил, что теперь пришло время прославиться Его Отцу. Иисус видел Отца во время бури на озере, когда по ночам уходил один на гору, и там, в молитве, Он видел Отца. Не было такой плохой или хорошей, обыденной или необычной, радостной или скорбной ситуации, в которой бы Иисус не видел Своего Отца. «Всегда видел я пред собою Господа».

Я задам вам вопрос. Однако сразу хочу предупредить, что я сужу о других людях по себе: я считаю, что у других людей такие же проблемы, как и у меня. Я обращаюсь к вам, потому что этот вопрос я сначала задал себе. Когда вы в последний раз видели Бога? Когда вы в последний раз видели Бога в молитве? Когда вы в последний раз видели Бога в своей жизни так, как Его видел Иисус? Может, это было давно…. Почему так получается, что хотя мы и дети, но не часто видим Отца?

Иисус видел Отца перед Собой всегда. Давид не всегда видел перед собой Господа. У псалмопевца был период длиной в девять месяцев, пока не родился ребенок у Вирсавии, в течение которого Давид не видел Господа. Петр не всегда видел Господа, он не видел Его в ту ночь, когда в его жизни участвовал петух. Даже Павел не всегда видел Господа, и великие пророки не всегда видели Бога. Только Христос всегда видел Господа перед Собой. Почему? Чем Он отличается от других? Дело в том, что у Него было чистое сердце. Именно чистота сердца — путь к тому, чтобы видеть Бога перед собой в любой момент своей жизни, в любой ситуации.

Что значит чистое сердце? Это второй вопрос, на который нам с вами нужно ответить. Сердце — это суть личности человека. Сердце — это то, что человек из себя представляет внутри. Сердце, то есть внутренне состояние личности, определяет внешний образ действий человека. Сердце — это не только чувства, но это еще и разум, и воля. Иисус говорит, что чистые сердцем блаженны, потому что они могут увидеть Бога. Фарисеи, основные противники Христа на земле, говорили, что внешнее поведение — пост, правильная одежда, правильные слова, правильная молитва — вот это путь к Богу. Саддукеи говорили, что главное — интеллект, им было мало дела до церемоний фарисейских, главное — знать Писание, хорошо разбираться в тексте. Однако Иисус говорит и фарисеям, и саддукеям: «Нет!» Он говорит, что блаженны чистые сердцем, то есть чистые внутренне, а не внешне; не те, кто набил свою голову знаниями и горд этим, блаженны, а те, у кого чистое сердце, ибо только они увидят Бога.

Что значит чистое сердце? Мало сказать, что это сердце свободное от нравственных пороков. С одной стороны, чистое сердце — это сердце, в котором нет ни лжи, ни лицемерия, ни зависти, ни равнодушия, ни жестокости. С другой стороны, чистое сердце — это сердце, наполненное любовью к Богу и любовью к людям. Вспомните Христа во время последней вечери с учениками. Он — пример для нас, пример чистого сердца. В последний день Своей жизни Христос думал, конечно же, о самом главном, и вот тогда мы видим, что было в Его сердце и чем оно было наполнено. И если вы перечитаете главы с 14 по 17 Евангелия от Иоанна, то увидите, что Христос думал в этот вечер только о двух вещах: о том, что Он идет к Отцу и скоро увидит Его, и об учениках, которых Он оставляет и которые нуждаются в Его утешении и поддержке. Мы видим, что в тот вечер в сердце Христа было стремление к Отцу, то есть любовь к Отцу, а также забота о Своих учениках, то есть любовь к людям. Вот это и есть чистое сердце: оно свободно от всякого нравственного порока и наполнено любовью к Богу и к людям.

Давайте зададим последний вопрос. Как можно приобрести чистое сердце? Что мы можем сделать, чтобы у нас было чистое сердце? Дать нам чистое сердце может только Господь Бог. Давайте прочитаем несколько отрывков из Нового Завета. Апостол Павел пишет: «А вас Господь да исполнит и преисполнит любовью друг к другу и ко всем, какою мы исполнены к вам, чтобы утвердить сердца ваши непорочными…» (1 Фес. 3:12). Заметьте, что Павел молится не о том, чтобы Бог помог верующим утвердить сердца в непорочности, а о том, чтобы Бог сам сделал сердца чистыми. Аналогичную молитву мы находим в последней главе того же Послания к Фессалоникийцам: «Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока…» (1Фес. 5:23). Опять Павел молится о том, чтобы Сам Бог освятил фессалоникийцев. Вот еще один пример молитвы апостола: «Посему и я… непрестанно благодарю за вас Бога, вспоминая о вас в молитвах моих, чтобы Бог… просветил очи сердца вашего» (Еф. 1:15-18). Очи нашего сердца будут просвещены только в том случае, если Сам Бог просветит их. Наверное, наиболее четко эта мысль выражена в одном из псалмов Давида: «Сердце чистое сотвори во мне, Боже, и дух правый обнови внутри меня» (Пс. 50:12). Давид осознает, что у него будет чистое сердце только в том случае, если Бог сотворит это чистое сердце. Чистое сердце — это, по словам Давида, результат творения, а кто может творить, кроме одного Бога?

Можем ли мы что-то предпринять, чтобы сделать свое сердце чистым? Например, будем заниматься йогой и делать какие-то дыхательные упражнения. Но тогда очистится наше тело, а сердце останется таким же. Может быть, мы попробуем поститься? Но и пост очистит наше тело, оставив наше сердце прежним. Очевидно, что мы также не можем решить проблему волевым решением: «Завтра (или через месяц) мое сердце будет чище, чем сейчас». Мы не видим своего сердца, мы не можем дотронуться до него, мы не знаем, какие инструменты применить к нему. Мы просто не знаем, что нужно сделать, чтобы изменить свое сердце, и это лишний раз свидетельствует о том, что чистое сердце дело рук одного только Бога. Если в нашей жизни происходят какие-то внутренние, духовные изменения, то это делает только Святой Дух.

С другой стороны, Новый Завет призывает нас очищать свои сердца! Например, Иоанн пишет, что всякий, имеющий надежду на встречу с Господом, очищает себя: «…увидим Его, как Он есть. И всякий, имеющий сию надежду на Него, очищает себя так, как Он чист» (1 Ин. 3:2, 3). Иаков тоже недвусмысленно призывает: «Приблизьтесь к Богу, и приблизится к вам; очистите руки, грешники, исправьте сердца, двоедушные» (Иак. 4:8). И Павел присоединяется к другим апостолам: «Итак, возлюбленные, имея такие обетования, очистим себя от всякой скверны плоти и духа, совершая святыню в страхе Божием» (2 Кор. 7:1).

«Очистим себя от всякой скверны плоти и духа». Что значат эти слова? Неужели в одно время апостолы понимали, что только Дух Святой может очистить наши сердца, а в другое не понимали? Неужели они забыли, кто творит чистое сердце в верующих людях? Нет, все они помнили и понимали. Они имеют в виду, что, хотя только Святой Дух может изменить наши сердца к лучшему, мы не должны оставаться безучастными. Я подчеркиваю: мы не можем сами исправить свое сердце, у нас нет для этого средств, но мы не должны оставаться безучастными в этом процессе.

Что мы можем делать? Самый первый шаг состоит в том, чтобы осознать испорченность своего сердца и понять, что в нем еще много нравственной нечистоты, хотя мы уже и христиане. С этого начинаются заповеди блаженства: «Блаженны нищие духом…». (Не потому ли мы редко молимся о сотворении чистого сердца в нас, что не видим нужды в этом?) А далее следует плач о своем сердце, который ведет к полному смирению перед Богом: «Блаженны плачущие…, блаженны кроткие…». Потом появляется мучительная жажда праведности Христа, и, наконец, мы ее обретаем. Точно так же происходит очищение нашего сердца: осознание, плач, смирение перед Богом и принятие Его пути спасения.

Кроме того, мы просто должны делать то, что нам говорит Господь Бог, мы должны повиноваться Ему, и тем самым мы будем участвовать в очищении сердца. Вы знаете, что большинство посланий апостола Павла, таких, как к Римлянам, Ефесянам, Галатам, делятся на две части. Первая — теоретическая, в которой описывается теория нашего спасения, т. е. как Господь спасает нас и других людей, как Он нас предопределяет, что значит искупление, оправдание по вере и т. д. Но вторая часть всех этих посланий говорит нам, что мы должны делать, т. е. что Господь повелевает нам делать. Например, 3-я глава Послания к Колоссянам. «Итак, если вы воскресли со Христом, то ищите горнего;… о горнем помышляйте, а не о земном… А теперь вы отложите все: гнев, ярость, злобу, злоречие, сквернословие уст ваших; не говорите лжи друг другу, совлекшись ветхого человека с делами его.… Итак облекитесь, как избранные Божии, святые и возлюбленные, в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение, снисходя друг другу и прощая взаимно, если кто на кого имеет жалобу: как Христос простил вас, так и вы…» (3:1, 8:12-13). Мы знаем, что делать, поэтому не можем сидеть сложа руки. Мы не можем быть совершенно пассивными в деле своего освящения.

Так кто же все-таки очищает сердце: мы или Бог? Как мы можем участвовать в том, что под силу только Богу?

Давайте вспомним Гедеона, чтобы совместить эти две, казалось бы, взаимоисключающие истины: только Бог может изменять сердца, но и мы тоже должны принимать в этом участие. У Гедеона была «большая» армия, целых 300 человек! Он выступил против действительно огромного воинства мадианитян (180 тысяч) и победил. Как вы думаете, кто победил в этой войне, Гедеон или Господь? Конечно, Господь Бог. Бог вел эту войну, и Он победил. Однако Гедеон не сидел дома. Мы находим стих, говорящий о том, что Гедеон и его воины настолько устали в этой битве (которую вел Господь!), что вынуждены были остановиться, чтобы подкрепить себя хлебом и водой.

Такова и наша жизнь. Господь ведет войну с мадианитянами, Господь Бог изменяет наши сердца. А мы, осознавая нищету своего сердца, делаем то, что Он говорит нам. И таким образом наше сердце очищается. А чистое сердце — это путь к тому, чтобы видеть перед собой Господа всегда.

 

Из архива журнала «В начале», 2001 год.

Автор текста: Ярослав Вязовский


Дата: 07 декабря 2001
Темы:


Автор:
Всего материалов автора: 69

Обратите внимание:


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Имя*  
Email*