Минск, Багратиона, 30. Богослужение: воскресение – 11:00, вторник – 19:00.

Образ Божий: от нечестия к славе

Исторический фон

Пот. Кровь на песке. Стон рабов. Фараон, восседающий в тронном зале. Рабство. Изгнание. Безнадежность. Пустыня. Египет. Голос Бога. Все это припомнилось Моисею после того, как он вывел израильский народ из Египта. Прошло всего несколько месяцев, как воды Чермного моря сомкнулись над головами солдат египетской армии.

Один мудрец сказал, что, когда Моисей вывел израильтян из Египта, понадобилось еще сорок лет для того, чтобы «вывести» Египет из израильтян. С Моисеем была не отважная армия Единого Бога, а огромная толпа вчерашних рабов. Идеологическая пропаганда использовалась не только Коммунистической партией бывшего Советского Союза. Она также была хорошо продумана и организована в Древнем Египте. Главным инструментом пропаганды являлась сравнительно простая социально-экономическая, или кастовая, пирамида. Современные исследования в области египтологии подтверждают это. На самой верхушке этой пирамиды находился фараон, считавшийся образом божества на земле. Только он был наделен бессмертием и божественной природой. За ним следовали представители знати, которые, несмотря на свое более низкое происхождение по сравнению с фараоном, все же были выше остальных египтян. Затем шли простые египтяне. В самом низу египетской пирамиды важности находились израильские рабы, не имевшие никаких прав, так как они не были народом фараона и, следовательно, не имели вообще никакого достоинства.

С детства израильтянам внушалось, что они представители самого низкого класса общества и что именно поэтому они обречены быть рабами. Это их судьба и предназначение в жизни.

Перед Моисеем стояла трудная задача. Он должен был помочь израильтянам осознать, что они были народом великого Бога, что они наделены великим достоинством, одновременно с этим оставаясь хрупкими творениями Того же Самого Бога.

От бесчестия к достоинству

Моисей описал историю первых людей таким образом, чтобы израильтяне смогли проникнуться тем, что произошло в Эдемском саду. Моисей объяснял израильтянам, что они обладают личным достоинством, что каждый человек благороден, так как является образом Божьим, сотворен по Его подобию. Мы читаем (Быт.1:26): «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему…».

Моисей обратился к израильтянам со словами о том, что не только фараоны или цари, но и они — бывшие рабы — созданы по образу Бога. Моисей говорил о великом достоинстве, которым Бог наделил каждого человека, включая каждого израильтянина. Человек является представителем Бога на земле. Бог — Царь, а человек — Его царский представитель. Д-р Ричард Пратт в своей книге под названием «Наделенный достоинством» пишет следующее: «Моисей открыто заявил, что каждый человек имеет образ Бога. Каждый потомок Адама и Евы был благороден в этом смысле. Бог наделил почетом и достоинством не только некоторых, а всех членов человеческой расы»[1].

В наши дни мало кто верит, что достоинство человека определяется царским саном. Мы изобрели свою собственную кастовую систему. Мы судим о человеческом достоинстве по внешности, красноречию, образованию, финансовому или социальному положению в обществе, по марке машины, имеющейся у человека, или отсутствию таковой. Изменились только времена, но проблемы остались те же. Святое Писание призывает каждого человека переменить свое мировоззрение. Мы должны отвергнуть пирамиду достоинств и признать равенство всех перед Богом. Представьте себе, насколько изменится наше отношение друг к другу, если мы будем смотреть на людей таким образом. Наши отношения друг к другу резко изменятся, если мы осознаем, что имеем дело с высокопоставленными послами Небесной империи, а не, так сказать, «простыми смертными».

Трагедия грехопадения

В Пятикнижии Моисей говорит не только о великом достоинстве всего человечества, но и о том, что давало израильтянам достаточно оснований не возгордиться данными им званием и почестями. Он рассказал о великой трагедии, произошедшей в Едемском саду. Моисей говорит (Быт. 9:6): «Кто прольет кровь человеческую, того кровь прольется рукою человека: ибо человек создан по образу Божию».

Несмотря на то, что грехопадение принесло человечеству смерть, страдания и болезни, нанеся серьезный урон качеству отражения Бога в человеке, в нем все же остался Божий образ. Мы видим это из того, что и после грехопадения Бог говорит о человеке как о созданном по Своему образу.

Бог, который видит все, мог назвать грешных людей сотворенными по образу Божьему. И нам следует это помнить. Мы не в состоянии увидеть все мысли, слова и действия людей, поэтому не имеем права сплетничать и обливать грязью других людей. Мы не смеем обращаться с нашими близкими так, как будто в них нет и тени благородного происхождения. Почему бы не посмотреть на человека, который сделал вам что-то плохое, и не решить ответить ему добром на зло, потому что он сотворен по подобию Божьему, хотя образ Божий так затуманен и расплывчат в нашем понимании?

С одной стороны, учение об образе Божьем является сугубо богословским учением. С другой стороны, как всякое богословское учение, оно имеет для нас практическое значение. Например, если бы в первой половине двадцатого века люди Западной Европы приняли эту точку зрения, то Гитлер не смог бы осуществить свои зловещие планы.

После трагедии

Адам и Ева не были оставлены Богом без надежды на искупление, Творец пообещал им, что наступит день, когда семя Евы (Мессия) победит Сатану (Быт. 3:15): «И вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту». Уже в Едемском саду Бог пообещал Адаму и Еве спасение. Уже в Едемском саду у Адама и Евы был доступ к Божьему прощению. Процесс восстановления образа Божьего начался еще там.

Ной стал знаком того, что Бог дает человечеству возможность начать все сначала. Когда Ной вышел из ковчега, Бог повторил ему поручение, данное когда-то Адаму (Быт. 9:1): «И благословил Бог Ноя и сынов его, и сказал им: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю». Программа по восстановлению Божьего образа в его былой славе продолжилась во время Ноя, но не закончилась с ним.

Авраам получил великое обетование о том, что все народы земли благословятся в нем (Быт.18:18): «От Авраама точно произойдет народ великий и сильный, и благословятся в нем все народы земли». С самого начала Бог дал знать, что план спасения людей не ограничивался Израилем. Народ Израиля являлся инструментом благословения для всего мира. Бог благословил Израиль для того, чтобы все народы земли получили благословения через него. Иными словами, избрание Израиля не делало этот народ элитой, а только скальпелем в руках небесного хирурга, который уже приступил к операции избавления людей от смертельной болезни греха.

Моисей получил обетование о том, что Израиль станет народом священников, посредниками между Богом и всеми народами земли. В Священном Писании мы читаем (Исх. 19:3-6): « Моисей взошел к Богу на гору, и воззвал к нему Господь с горы, говоря: так скажи дому Иаковлеву и возвести сынам Израилевым: вы видели, что Я сделал Египтянам, и как Я носил вас как бы на орлиных крыльях, и принес вас к Себе. Итак, если вы будете слушаться гласа Моего и соблюдать завет Мой, то будете Моим уделом из всех народов: ибо Моя вся земля; а вы будете у Меня царством священников и народом святым. Вот слова, которые ты скажешь сынам Израилевым». Народу Израиля была поручена миссия священничества. Господь возлюбил весь мир, и Израиль был избран для того, чтобы стать свидетелем миру.

Давиду было обещано вечное царство. Бог пообещал ему, что у Израиля всегда будет царь и что царство Израиля под руководством его потомков возрастет в победоносную империю образов Божьих (2 Цар. 7:16): «И будет непоколебим дом твой и царство твое на веки пред лицем Моим, и престол твой устоит во веки».

Если бы кто-нибудь из сегодняшних режиссеров решился создать многосерийный художественный фильм о том, что произошло после грехопадения, то подходящее название для этого кинофильма могло бы быть таким: «Царство Небесное наносит ответный удар».

Вся история искупления является историей борьбы Божьей империи с империей сатаны. Имея в виду окончательную победу Царства Божьего, Иисус сказал апостолу Петру (Мтф. 16:18): «И Я говорю тебе: ты — Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее…». Иисус, истинный и последний сын Давида, пришел для того, чтобы нанести решающий удар. Смерть Иисуса Христа вызвала радость в стане врага. Но воскресение Его из мертвых навечно нарушило планы врагов. Мы поговорим об этом ниже более подробно.

После царя Давида работа по восстановлению Царства Божьего шла с переменным успехом. Израильский народ хронически забывал о своей священнической миссии по отношению ко всем народам земли. Много раз полное восстановление царства Божьего откладывалось на более позднее время в связи с непослушанием Израиля. Реформы Езекии и Иосии, израильских царей, сходили на нет после их смерти. В конце концов Бог послал самое ужасное проклятие завета на израильское царство — проклятие изгнания и плена. В 722 году до Р.Х. столица северного Израиля Самария пала от рук солдат Ассирийской империи. В 586 году до Р.Х. столица южного государства Израиля, Иерусалим, под напором Вавилона также пала. Так как Израиль не пошел к другим народам, чтобы поделиться благословениями веры, Господь распорядился, чтобы другие народы пришли к Израилю. Плен был наказанием для Израиля, но также и временем вынужденного миссионерского движения. Находясь в Вавилоне, израильтяне вольно и невольно свидетельствовали многим народам Вавилонской империи о Царстве Божьем.

В наше время верующие должны осознавать, что Господь остается верным Своему обещанию о спасении людей из каждого колена, народности, языка и племени. Церковь в наше время также должна проповедовать Евангелие, не обходя те места, где имя Иисуса Христа вообще не известно. Уроки истории достаточно ясны. В наше время верующие должны осознать, что они пишут историю, живя на земле. История может быть плохой или хорошей, но человечество не в состоянии уйти от ее авторства. Следует помнить, что все заветы в Библии заключают в себе не только обещание Божией благодати, но и элемент человеческой ответственности. Проклятия следуют за непослушание условиям завета, благословения — результат послушания. Верующие не должны просто цитировать Божии обещания о восстановлении Царства, они должны приложить все усилия для исполнения завета, должны помнить, что Небесный Садовник периодически отсекает ветви, не приносящие плода.

Новый Завет

Интересна история одного дома семьи Юсуповых в Петербурге. С приходом советской власти он был отнят у хозяев и передан в руки нового городского управления. Семья была вынуждена бежать за границу.

Прошло много лет. В России началась перестройка. Родственники бывших хозяев приехали из Франции, чтобы вернуть свой дом, но здание настолько обветшало, в нем ничего не напоминало о его прежней привлекательности и величии. Начальство города с радостью отдало полуразвалившееся здание правнукам бывших владельцев. В тот же день рядом с домом был установлен столб, к которому прикрепили табличку с надписью: «Частная собственность Юсуповых». Началось восстановление дома. Оно продолжалась более двух лет.

И вот долгожданное окончание строительных работ! Здание вновь приобрело привлекательность. Семья Юсуповых отремонтированное здание подарило городу. Здесь разместился областной музей, открытие которого было торжественно отмечено.

Что-то похожее произошло с Царством Божьим.

От Вавилона до Иисуса

Израиль был взят в плен. Царь лишился престола, храм разрушен. Пророк Иеремия, пророчествовавший в этот период, говорил о том, что изгнание Израиля из земли обетованной продлится 70 лет (Иер. 25), вопреки лжепророчествам о раннем возвращении. Однако по прошествии семидесяти лет Израиль все еще не покаялся. В соответствии с условиями завета благословение восстановления было отложено на срок, превышающий первое наказание в семь раз (Лев. 26:16-19; Дан. 9).

В Евангелии от Матфея говорится, что рождение Иисуса непосредственно связано с вавилонским изгнанием и надеждой на освобождение. В Мтф. 1:17 говорится так: « Итак всех родов от Авраама до Давида четырнадцать родов; и от Давида до переселения в Вавилон четырнадцать родов; и от переселения в Вавилон до Христа четырнадцать родов». Матфей описал генеалогическое древо Мессии в контексте краткой истории Израиля.

Для Матфея история народа Божия разделилась на три четко различимых периода: 1) от Авраама до Давида, 2) от Давида до вавилонского пленения, 3) от вавилонского пленения до пришествия Мессии Иисуса. Со времен Авраама народ Божий возрастал в численности и силе вплоть до периода царствования Давида и его сына Соломона. Однако последняя часть жизни Соломона ознаменовала начало падения, которое в конце концов закончилось вавилонским пленением в 586 году до Р.Х. Однако Матфей показал, что Бог не оставил свой народ в таком плачевном положении, Он послал Мессию, с целью осуществления полного восстановления Царства. Мессия Иисус пришел для того, чтобы совершить восстановление Царства людей, созданных по образу Божьему.

Начало реставрации

Когда Иисус Христос начал свое служение, будучи истинным и последним Сыном Давида, царем Израиля, царство Израиля находилось в тяжелом положении как в духовном, так и в политическом смысле. Иисус Христос пришел для того, чтобы провозгласить права на потерянное, а точнее, на падшее имение и начать работу по восстановлению образа Божия на глазах у всех. Со стен падала штукатурка алчности и неверия. Крыша истинного поклонения протекала уже долгие годы. Белоснежный цвет стен послушания Господу почернел. Царство Израиля было порабощено не только Римской империей, но и империей сатаны, которая повязала не только руки, но и сердца народа Божьего. Иисус своей смертью целиком и полностью искупил грех Своего народа, а Своим воскресением Он объявил о том, что дом Израиля теперь принадлежит Богу.

Новость о том, что Иисус даровал победу своему народу, дает нам великую радость. Мы должны смиренно исповедовать, что только Господь спасает (Пс.3:9). Мы не в состоянии оживить духовно мертвых и привести их ко спасению; только Господь способен на это (Еф. 2:1-4). Однако Иисус не заканчивает наступление своей империи на вражью силу сатаны, всего лишь объявляя, что хозяин дома возвратился и вновь получил права владения. Нет. Он начинает саму работу реставрации.

В Новом Завете Иисус запечатлен как Царь Израилев (Мтф. 27:42), как Мессия (Ин. 4:25), Сын Бога Живого (Мтф. 16:16). Иисус приносит истинное восстановление Царского Сана (Лк. 2:25-32) и Храма Божьего (Мтф. 27:40). Более того, в соответствии с Писанием Он сам является и Царем Израилевым, и истинным Храмом Божьим. Воскреснув из мертвых, Иисус был объявлен Царем Израиля, и, приняв небесный престол, при своем вознесении он привел в действие программу реставрации (Деян. 2:22-24).

Продолжение реставрации

Евангелист Лука во второй своей книге описал служение Иисуса Христа словом и делом, после воскресения. С проповедью благой новости от Иерусалима по всей Римской империи начинается вторая фаза периода реставрации. Однако в Книге Деяния святых Апостолов описывается лишь начало восстановительных работ, которые продолжаются на протяжении всей истории Церкви. Реставрация продлится до второго пришествия Иисуса Христа.

История обветшалого здания и процесс его реставрации поможет нам понять это важное библейское учение. Со времени воздвижения креста на Голгофе на здании Царства висит табличка с надписью: «Частная собственность Иисуса. Идет реставрация». Здание все еще выглядит плохо, но рабочие усердно трудятся. Табличка будет висеть до возвращения Мессии.

Так как мы с вами живем именно в период продолжения реставрации, т.е. в период начатого, но еще не завершенного восстановления, мы должны приложить все усилия для выполнения своей роли в этом строительном проекте. Мы должны приложить все усилия к распространению Евангелия по всей земле, чтобы все народы могли обратиться к Живому Богу и присоединиться в нашем поклонении Богу Израиля. Нам надо делать это словом и делом. Церковь должна мобилизовать свои ресурсы в деле свидетельства миру о благодати и любви Иисуса Христа. Нам следует проповедовать Евангелие не только о том, что Иисус оправдывает нас перед Отцом, но и о том, что Он дает нам дар Святого Духа для того, чтобы дать нам силу, необходимую для служения.

Завершение реставрации

Библия говорит также и о том, что произойдет в будущем. Эта информация дает силу усердно продолжать работу по реставрации Царства Божьего.

Вера в то, что когда-то работа реставрации подойдет к концу, вселяет надежду. Очень трудно выполнять работу, не надеясь на успех. Зная об этом, Господь открыл нам будущее образа Божия — будущее человечества. Он сделал это для того, чтобы наши руки не опустились перед трудностями реставрации нашего задания. Послушайте, как ученик Иисуса Иоанн говорит о том, что наше существо изменится во время второго пришествия (1 Ин.3:2): «Возлюбленные! мы теперь дети Божии; но еще не открылось, что будем. Знаем только, что, когда откроется, будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть». Иными словами, Иоанн учит, что, несмотря на то, что мы и сейчас являемся детьми Божиими через веру в Мессию, в будущем наступит время, когда наше сыновство дойдет до полноты совершенства.

Мы не должны опускать рук, прилагая все свои усилия к проповеди Евангелия словом и делом, мы должны верить, что наступит время, когда процесс реставрации завершится. Второе пришествие Иисуса будет очень важным событием для всего творения. Люди будут вновь провозглашены царскими представителями Бога на Новой Земле, где не будет больше ни болезней, ни слез, ни смерти (Откр. 21).

Апостол Павел, адресующий свое послание к ранним верующим в Риме, преследуемым за веру в Иисуса, утверждает (Рим.8:18): «Ибо думаю, что нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас». Апостол Павел жил верою в то, что наступит время, когда образ Божий в человеке перейдет от бесчестия к достоинству.

Заключение

Мы — падшие потомки Адама и Евы. Одновременно каждый из нас является образом Бога, каждый наделен великим достоинством. Мы — граждане великого Царства и слуги великого Царя, принадлежащие не себе, а своему верному Спасителю Иисусу Христу. Он ценой своей собственной крови начал процесс восстановления, который никто не в силах остановить. Своим возвращением Мессия приведет этот процесс к завершению, восстановив совершенное правление Бога над землей через нас, Его искупленных носителей Его образа.

 

Из архива журнала «В начале», 2001 год.

Автор текста: Илья Лизоркин


Дата: 07 декабря 2001
Темы:


Автор:
Всего материалов автора: 69

Обратите внимание:


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Имя*  
Email*