Казни египетские: их цель
Сегодня мы продолжим изучение книги «Исход». Благодарение Богу, мы уже подошли к 7-ой главе этой замечательной книги, к казням египетским. Всего их 10, но мы не будем останавливаться на каждой из них подробно. Мы со времён воскресной школы, и из собственного опыта чтения Библии помним про тьму Египетскую, песьих мух, мошек, саранчу и т.п. За каждой из этих казней стоит какой-то определенный смысл, но есть один общий смысл и нам необходимо понять его.
Зададим вопрос: зачем вообще нужны были эти казни?
Неужели Господь Бог не мог просто вывести Свой народ из Египта что называется за руку? А просто остановить фараона? Конечно же, мог, но у Бога была особая цель. Суть ее мы находим в Исх. 10:1-2:
1 «И сказал Господь Моисею: войди к фараону, ибо Я отягчил сердце его и сердце рабов его, чтобы явить между ними сии знамения Мои, 2 и чтобы ты рассказывал сыну твоему и сыну сына твоего о том, что Я сделал в Египте, и о знамениях Моих, которые Я показал в нем, и чтобы вы знали, что Я Господь».
Назначение казней — быть свидетельством для потомков, великим и страшным свидетельством. Сквозь тысячелетия многие из нас смотрят на ту историю, которая случилась в Египте, и думают, действительно ли события происходили именно так, как они описаны в Исходе?
Но такой вопрос не стоял перед евреями, ведь они сами видели, что сотворил Господь. И это всё это врезалось им в память на генетическом уровне. Евреи из поколения в поколение должны были рассказывать о том кошмаре, который обрушился на египтян. Вот и цель: во свидетельство в роды и роды, во свидетельство египтянам, во свидетельство всему миру. Во свидетельство и нам: Господь Бог есть Бог великий, и ничто и никто не может противостоять Его могуществу.
Предыстория этих казней записана в 7 главе и свидетельствует о том, что исход творил Господь. «Моисей был восьмидесяти, а Аарон [брат его] восьмидесяти трех лет, когда стали говорить они к фараону (Исход 7:7)»
Моисей и Аарон не были военачальниками, они даже не были воинами, не были сильными мужчинами. Два старца. Хотя Моисей был крепок, но ему было уже 80, а Аарону и того больше — 83. Именно в этом возрасте они пришли к фараону и просили отпустить израильский народ. Их возраст есть свидетельство могущества Бога.
Оглядываясь назад и вспоминая эту историю, каждый человек должен признать: «Господь рукою Своею твердою вывел Израильский народ из Египетского плена. Во всем и везде только Господь».
Возраст этих старцев лишь подтверждает это.
Исх. 7:10-12: «Моисей и Аарон пришли к фараону [и к рабам его] и сделали так, как повелел [им] Господь. И бросил Аарон жезл свой пред фараоном и пред рабами его, и он сделался змеем. И призвал фараон мудрецов [Египетских] и чародеев; и эти волхвы Египетские сделали то же своими чарами: каждый из них бросил свой жезл, и они сделались змеями, но жезл Ааронов поглотил их жезлы».
На самом ли деле те волхвы могли создать змеев? Вряд ли, но они были великими фокусниками. Возможно, они принесли их с собой. Мы не знаем, как это на самом деле произошло, можем лишь предполагать. Волхвы — это религиозные служители египтян, и Господь показывает, что эта их религия ничего не стоит. Но есть единый живой Господь Бог, и змей, которого Он послал, пожирает змеев волхвов. Весьма символично, как и казнь, которая совершилась после этого.
Чудеса и казни призваны показать несостоятельность египетской религиозной системы. Каждая из казней направлена на что-то, обожествляемое египтянами. Они искренне верили в своих богов, в божественность фараона и в то, что река Нил, например, создана им и является для них источником жизни, кроме того, она была обиталищем многочисленных «богов» — змей, лягушек, крокодилов и т.п., среди них был даже ящер. Поэтому первая казнь была направлена на то, чтобы поразить первого «бога» — реку Нил.
Река всегда несла жизнь, и ее обожествляли, но на самом деле она не бог, она несла жизнь по милости Всевышнего, а теперь несет смерть. Кто здесь главный? Египтяне, во что вы верите? Ваши боги должны нести вам жизнь, но несут они смерть.
В Исх. 7:20 читаем: «И сделали Моисей и Аарон, как повелел [им] Господь. И поднял [Аарон] жезл [свой] и ударил по воде речной пред глазами фараона и пред глазами рабов его, и вся вода в реке превратилась в кровь».
Идол — ничто, а Бог — всё. Волхвы тут же подсуетились, стали стучать своими палками и сделали то же чудо. Но какое чудо? Вода уже превратилась в кровь. Затейники, прямо, как современные чудо-целители.
Возможно, у них получилось создать какую-то видимость чуда, но почему бы им было не превратить кровь в воду и вернуть реке жизнь? Но этого они не в состоянии сделать, им под силу только фокусы, только профанация.
Далее, жабы. Священные для египтян животные вдруг полезли в кастрюли египетских домохозяек, на стол, в постель. Мы читаем, как собрали их в груды, и воссмердела земля. Боги египтян стали дурно пахнуть. Люди, в кого вы верите? Посмотрите на Бога живого, Который стоит за всем этим.
Кажется, фараон прозрел, он просит Моисея: «Помолитесь обо мне и о народе» (Исх 8:9). «Моисей сказал фараону: назначь мне сам, когда помолиться за тебя, за рабов твоих и за народ твой, чтобы жабы исчезли у тебя».
Ответ сражает наповал: завтра. Время безжалостно, но — завтра! Давай завтра! Может быть, срастется, может быть, пройдет!? Может и Христос подождет, обращусь завтра. Но не срослось. Жабы — это не случайно.
«И увидел фараон, что сделалось облегчение, и ожесточил сердце свое, и не послушал их, как и говорил Господь».
Мошки. «Аарон простер руку свою с жезлом своим и ударил в персть земную, и явились мошки на людях и на скоте. Вся персть земная сделалась мошками по всей земле Египетской. Старались также и волхвы чарами своими произвести мошек, но не могли. И были мошки на людях и на скоте. И сказали волхвы фараону: это перст Божий».
Они либо осознали, что Господь Бог евреев является Всевышним, либо оправдывали себя: «Это перст Божий». Они признали, что Бог евреев истинен, но что из того? Ничего от этого не изменилось. Обратились ли волхвы к Богу? Пали ли они перед Ним ниц? Сказали ли: «Прости нас, что мы проповедовали не Тебя, а жаб и крокодила»?
Далее — песьи мухи, моровая язва на скоте. В главе 9:16 читаем: «Но для того Я сохранил тебя, чтобы показать на тебе силу Мою, и чтобы возвещено было имя Мое по всей земле».
Вот еще одна цель египетских казней. Фараон не стерт с лица земли для того, чтобы быть примером величия Бога живого.
И ожесточение фараона продолжается. Град. Он побивает не весь скот и не всех людей. Кто поверил Господу и спрятал скот и рабов — те не пострадали.
«Те из рабов фараоновых, которые убоялись слова Господня, поспешно собрали рабов своих и стада свои в домы; а кто не обратил сердца своего к слову Господню, тот оставил рабов своих и стада свои в поле. И сказал Господь Моисею: простри руку твою к небу, и падет град на всю землю Египетскую, на людей, на скот и на всю траву полевую в земле Египетской. И простер Моисей жезл свой к небу, и Господь произвел гром и град, и огонь разливался по земле; и послал Господь град на [всю] землю Египетскую и был град и огонь между градом, [град] весьма сильный, какого не было во всей земле Египетской со времени населения ее. И побил град по всей земле Египетской все, что было в поле, от человека до скота, и всю траву полевую побил град».
И тогда фараон говорит: «На этот раз мы виновны». Но наступает облегчение, и вновь «ожесточилось сердце фараона [и рабов его], и он не отпустил сынов Израилевых».
Саранча. Фараон начинает торговаться с Моисеем: мужчины пусть идут, женщины останутся, дети и скот пусть останутся. И так далее. Какой вывод можно сделать из этих историй?
Да, верно. Велико могущество Божье! Необходимо, чтобы из рода в род передавалось то, что Господь Бог есть Бог Вседержитель. Шутки с Ним не доведут до добра. Важно то, что человеческое сердце — это камень, и усилия человека сокрушить этот камень бесполезны. Ни человек, ни чудеса не имеют никакого действия. Иисус Христос воскресил Лазаря, и молва об этом доходит до Иерусалима, и всё равно — сердца каменные. Знающие о воскресении Лазаря распинают Христа руками беззаконных.
Волхвы. Во все времена человечества существовали шаманы, потому что у человека есть смутное представление о существовании какой-то высшей силы. Когда, например, приходила засуха, или не удавалась рыбалка или охота, действовали шаманы. Так создавалась религия, она удерживала людей и не давала места живой вере.
Пустые ведра, черная кошка — та же религия. Но она не спасает, так же, как и чудеса. Ложные чудеса оставляют людей в религии, но не приводят их к вере. Поэтому они очень опасны, так как уводят в сторону от Слова Божьего, единственной истины, которая указывает путь к спасению.
Сентиментальность и боязнь неприятностей не спасают. Казалось бы, фараону стало страшно, и он убоялся Бога. Но страх прошел, и желание общаться с Богом ушло вместе с ним.
Причина — каменное сердце. Иисус Христос говорит Никодиму: «Истинно, истинно говорю тебе, кто не родится свыше, не может увидеть Царствие Божие».
Каменное сердце в груди человека может раздробить только Святой Дух. У человека может возникнуть вопрос «А если я захочу, чтобы сердце мое изменилось?» Ответ простой — человек, ты никогда не захочешь этого. А если захочешь, то только потому, что Святой Дух даст тебе это желание. Потому что твоё каменное сердце противится этому, и никогда в нем не поселится желание обратиться к Богу. Только вмешательство Святого Духа по милости Божией может изменить сердце человека. Тогда в силу вступает Новый Завет, заключенный в Святой Троице, и Господь Бог спасает и обращает, и ведет по пути спасения.
И это поразительно! Что бы мы делали, если бы не милость Господа? И где бы я был, если бы Он ещё до сотворения мира не посмотрел на меня, как и на вас, и не определил в какой-то момент сокрушить сердце каменное и даровать новое, плотяное, родить свыше и вместе с этим рождением дать жизнь вечную.
Слава и благодарение Господу! Вовек милость Его!