Минск, Багратиона, 30. Богослужение: воскресение – 11:00, вторник – 19:00.

День Реформации и Беларусь


MP3


День Реформации и Беларусь

Евр. 13:7:

7 «Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их».

Пред нами прямое указание: Помните своих учителей, своих пасторов, и, глядя на их кончину, вспоминайте об их жизни и их вере.

31 октября 1517 года в Виттенберге один монах прибил к дверям церкви 95 тезисов. Этот день принято считать Днем Реформации, монахом же эти был Мартин Лютер.

Мы с вами понимаем, что Реформация конечно же, началась не от прибитого к двери куска пергамента, тезисы Лютера не были даже сигналом для начала Реформации. Сам Мартин Лютер не имел каких-то революционных мыслей, и по сути своей тезисы не были антипапскими, так что даже, когда папа прочитал их, он не увидел в них никакой проблемы. Папа сказал, что это просто ссора двух монахов — Лютера и Тетцеля.

Однако германские студенты сразу же перевели эти тезисы на немецкий язык и разослали в маленькие типографии всей Германии. Это всколыхнуло верующих.

Теперь обратимся к 3 Цар. 19:1:

«И пересказал Ахав Иезавели всё, что сделал Илия, и то, что он убил всех пророков мечом. И послала Иезавель посланца к Илии сказать: пусть то и то сделают мне боги, и еще больше сделают, если я завтра к этому времени не сделаю с твоею душею того, что сделано с душею каждого из них».

Мы помним, что Илия выступил против языческих пророков Иезавели, которые поклонялись Ваалу. Мы хорошо помним историю о бессилии и смерти 450 пророков. Иезавель пообещала убить Илию, и Илия бежит от ее гнева в пустыню. Там он садится под можжевеловым кустом и просит себе смерти. Он говорит:

«Довольно уже, Господи; возьми душу мою, ибо я не лучше отцов моих. И лег и заснул под можжевеловым кустом. И вот, Ангел коснулся его и сказал ему: встань, ешь. И взглянул Илия, и вот, у изголовья его печеная лепешка и кувшин воды. Он поел и напился и опять заснул. И возвратился Ангел Господень во второй раз, коснулся его и сказал: встань, ешь, ибо дальняя дорога пред тобою. И встал он, поел и напился, и, подкрепившись тою пищею, шел сорок дней и сорок ночей до горы Божией Хорива. И вошел он там в пещеру и ночевал в ней. И вот, было к нему слово Господне, и сказал ему Господь: что ты здесь, Илия? Он сказал: возревновал я о Господе Боге Саваофе, ибо сыны Израилевы оставили завет Твой, разрушили Твои жертвенники и пророков Твоих убили мечом; остался я один, но и моей души ищут, чтобы отнять ее».

Но Господь является ему в тихом веянии ветра и отвечает:

«Я оставил между Израильтянами семь тысяч [мужей]; всех сих колени не преклонялись пред Ваалом, и всех сих уста не лобызали его».

Так и нам порой кажется, что истинных христиан практически не осталось, что их совсем мало, единицы, чуть ли не я один остался. Но всегда на протяжении всей истории Церкви были мужи, которые не поклонялись Ваалу и не лобызали его.

В немецком городе Вормс, который непосредственно связан с именем Мартина Лютера, есть грандиозный монумент, посвященный ему и Реформации. В его центре стоит величественная фигура Лютера, а вокруг основания — изваяния четырех проповедников Божьего Слова. Они суть — Джон Уиклиф, Ян Гус, Пьер Вальдо и Джироламо Савонарола. Это люди разных национальностей, поэтому Реформация не является исключительно немецким или швейцарским явлением. Реформация явление общеевропейское.

Отметим, что двое из этих реформаторов связаны непосредственно с Беларусью. Это Джон Уиклиф и Ян Гус. Их деятельность осуществлялась за 100 и за 150 лет до того, как Лютер прибил свои тезисы к двери церкви.

Джон Уиклиф родился в 1320-1330 годах. В 16 лет он поступил в Оксфордский Университет, где получил степень доктора, он был всесторонне развитым человеком, занимался работами по физике, математике, астрономии и богословию. Основные богословские труды Джона Уиклифа пришлись на время 100-летней войны между Англией и Францией. В это время французские короли, в силу своего коварства, похитили папский престол, и поселили пап в Авиньоне. Французы считали, что пап лучше держать при себе.

Уиклиф же поддерживал взгляды английской короны, воевавшей с Францией. Англия в то время тяготилась владычеством римских пап и хотела освободиться от них, ибо было очень неприятно иметь престол Церкви в стране, с которой воюешь.

Пример сегодняшнего дня. Украинцы не желают, чтобы в их стране была православная церкви московского патриархата.

Уиклиф попал в благодатную струю, и, будучи профессором Оксфордского Университета, сильно критиковал папскую власть, за что ему была прислана папская булла. Но королевский двор Англии защитил его и отправил в маленькую деревню, где он был пастором местной церкви. Там он смог продолжить перевод Библии с латыни на староанглийский язык.

Вместе с тем английская элита не одобряла утверждения Уиклифа, что при осуществлении вечери Господней хлеб не превращается в тело Христа, а вино — в кровь. До конца своей жизни Уиклиф занимался богословскими исследованиями. Умер он в конце 14 века, от инсульта. Через некоторое время после смерти его назвали еретиком и постановили выкопать и сжечь его кости.

Но дело его не умерло, книги Уиклифа чудесным образом оказались в Праге, где ими заинтересовался студент Пражского университета Ян Гус, ставший впоследствии профессором этого университета.

Гус проникся взглядами Уиклифа и также стал критически относится к католической церкви. В Чехии зародилось гуситское движение за очищение церкви.

Вот некоторые из требований гуситов:

  1. запретить взимать плату за таинства и продавать церковные должности,
  2. нельзя слепо подчиняться указаниям церкви,
  3. люди сами должны изучать Священное Писание и жить по нему,
  4. каждый христианин должен искать правду, и даже, рискуя собственным благополучием, отстаивать истину.

Кроме того гуситы заявляли, что власть, нарушающая заповеди Бога, не может быть признана ни Богом, ни Церковью.

В 1415 году Яна Гуса приговорили к сожжению на костре. Во времена его деятельности в 1397 году в Пражском университете была создана специальная коллегия для студентов из Великого Княжества Литовского.

А ВКЛ — это уже часть нашей истории. Оно состояло из Жамойтских земель (современная Литва), Литовских земель (современная Беларусь), и русских (юго-западная Украина). Друг и сподвижник Яна Гуса Иероним Пражский в 1413 году посетил Вильню, столицу ВКЛ, потом Полоцк, затем Витебск, и проповедовал здесь целый год. Потом он вернулся в Прагу, где в 1416 году был сожжен инквизицией.

Студенты — шляхтичи, которые обучались в Пражском университете, возвращаясь домой в ВКЛ, стали создавали гуситские общины. По политическим причинам их взгляды были очень привлекательны для шляхты своей независимостью и вольностью. Они были настолько популярны, что властям пришлось прибегнуть к инквизиции в борьбе с гуситской ересью, но на территории ВКЛ инквизиция большого успеха не достигла.

Мы всегда должны помнить нашу историю и обращаться к ней, помнить Реформацию и её героев, не должны слушать сказки о том, что испокон веков здесь была не Европа, а Российское государство. Эти земли всегда были европейскими, люди учились в Европе, верили по-Европейски.

Реформатская Церковь — это не американская церковь. В то время США еще не существовали. Она европейская, в основе ее лежит реформированное учение, построенное по Писанию, ей не чужда европейская культура.

Идеи, к которым стремились сподвижники реформирования Церкви — это жизнь по Слову Божию, прославление Его. Мы знаем, что Господь в «тихом веянии ветра». Маленькая церковь Джона Уиклифа (около 70 человек) дала начало большому движению. Иероним Пражский приехал один и проповедовал на этой земле. Все начиналось с малого. Потом было процветание, был закат, и опять процветание. Господь никогда не оставляет свой народ. Оглянувшись на Господа, мы должны вспомнить, что в тяжелые времена Израиля, когда Илия думал, что остался один, он не был одинок. Ибо было еще огромное количество людей, которых Господь называл Своими и которые не преклонились перед Валом и не лобызали его.

Господь да благословит нас на нашем христианском пути, чтобы мы были свидетелями Христа, свидетелями Словом Божьим и своей жизнью. Пусть благословит Господь нашу землю и нашу страну, ибо милость Его велика!


Дата: 01 ноября 2015
Темы:
Библия: Евреям


Пастор Евангелической реформатской церкви
Всего материалов автора: 310

Обратите внимание:


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Имя*  
Email*