Закон извечный и вечный
Сегодня мы обратимся к наиболее часто читаемому и цитируемому отрывку Библии — книге Исход 20 глава, стихи со 2-го по 17-ый.
2 Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства; 3 да не будет у тебя других богов пред лицем Моим. 4 Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; 5 не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня, 6 и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои. 7 Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно. 8 Помни день субботний, чтобы святить его; 9 шесть дней работай и делай всякие дела твои, 10 а день седьмой — суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих; 11 ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его. 12 Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе. 13 Не убивай. 14 Не прелюбодействуй. 15 Не кради. 16 Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего 17 Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего.
Заметим, что эти стихи не только наиболее часто читаемы и цитируемы, но вокруг них постоянно ведутся споры. И не только в последнее время. Древние иудеи также часто спорили по поводу декалога. В одном из отрывков Евангелия мы видим, как один юноша спрашивает у Иисуса Христа о наибольшей заповеди в Законе.
Стихи с 2-17 принято называть Декалогом. Хочется отметить, что он не является аналогией устава караульной службы, где шаг влево или вправо наказывается расстрелом. Также недопустимо ограничивать заповеди Божии рамками записанного в Декалоге. Каждая из десяти заповедей не была «Синайской премьерой», каждая существовали задолго до того, как Господь написал их Своим перстом на скрижалях.
Если представить историю человечества как ткущееся полотно, то нити основы его уходят в бесконечное прошлое, где главным является любовь и куда органично вплетаются нити Закона. И нити повелений Божьих начали вплетаться в полотно от дней творения, еще до Грехопадения.
Так, до грехопадения Господь повелел Адаму следить за садом, Адаму и Еве — плодиться и размножаться и населять землю, а также не есть от древа познания добра и зла. Все эти повеления вплетаются в канву Божией любви.
Важно отметить, что закон вечен и предвечен для всех живущих на Земле. Что мы имеем ввиду, когда говорим «закон», и что имеет в виду Библия, и что имел в виду Христос, когда говорил «закон и пророки»? Вроде бы одно и тоже слово, но в зависимости от контекста, смысл его меняется. Иисус Христос говорит (Лк. 16:16): «Закон и пророки до Иоанна; с сего времени Царствие Божие благовествуется, и всякий усилием входит в него».
То есть все Писание Ветхого Завета, за исключением книг пророков, в глазах Иисуса Христа и иудеев того времени — это Закон. Книга Бытие по этому определению тоже входит в Закон. После грехопадения появляются новые заповеди, хотя они не записаны, но их существование очевидно. Иначе, на каком основании старый Иаков на смертном одре, благословляя своих сынов, осуждает Симеона и Левия?
Вот его слова: «Симеон и Левий братья, орудия жестокости мечи их; в совет их да не внидет душа моя, и к собранию их да не приобщится слава моя, ибо они во гневе своем убили мужа и по прихоти своей перерезали жилы тельца» (Быт. 49:5).
Мы знаем, что они мстили за свою изнасилованную сестру Дину, но отец, тем не менее осуждает их за жестокость и убийство. Если нет закона, нет и его нарушения. Нети нарушения, нет преступления. Вот и Каин на заре человеческого рода был осужден за убийство, значит заповедь «не убивай» существовала уже и тогда.
Тоже самое касается и заповеди «не прелюбодействуй». В Бытие, 39 читаем следующее: «И обратила взоры на Иосифа жена господина его и сказала: спи со мною. Но он отказался и сказал жене господина своего: вот, господин мой не знает при мне ничего в доме, и все, что имеет, отдал в мои руки; нет больше меня в доме сем; и он не запретил мне ничего, кроме тебя, потому что ты жена ему; как же сделаю я сие великое зло и согрешу пред Богом?».
Но ведь до синайских скрижалей еще 400 лет! Тем не менее, для Иосифа было очевидным не делать того, что просит эта женщина. Это грех перед Богом. Кто-то скажет: «Это общечеловеческие ценности». Да, но откуда они взялись?
Апостол Павел в Рим. 2:14 пишет: «Ибо когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон», то есть люди, не имеющие ни Библии, ни Талмуда, ни Закона, поступают по заповедям иудейским, показывая, что дела Закона у них в сердцах. Как они запечатлеваются в сердцах людей? Мы не знаем, но они запечатлеваются.
Часто в слово «закон» вкладываются и иные понятия, например, собрание ритуалов и обрядов, обязанности священников, правила жертвоприношения. Эту часть иногда называют церемониальным законом, ибо благодаря ритуалам и обрядам заповеди этого закона указывают на грядущего Иисуса Христа. Апостол Павел подчеркивает, что эта часть закона более не властвует над нами. Все исполнилось в Господе Иисусе Христе, и в ритуалах уже нет надобности. Более того, апостол Павел упрекает Петра за то, что он возвращается к «гастрономическому» закону — разделению чистой и нечистой пищи, что нисколько не влияет на спасение.
В Гал. 5:14 апостол Павел подчеркивает, что христиане не под Законом: «К свободе призваны вы, братия, только бы свобода ваша не была поводом к угождению плоти, но любовью служите друг другу. Ибо весь закон в одном слове заключается: люби ближнего твоего, как самого себя».
Но если мы совершенно свободны от всякого закона, то почему мы должны любить друг друга? Ответ прост — Павел говорит о разных законах: во Христе церемониальный иудейский закон уже исполнился, а извечный Божий закон любви был, есть и будет. ёПавел призывает галатов жить по духу, а не плоти (5:16): «Я говорю: поступайте по духу, и вы не будете исполнять вожделений плоти».
И далее перечисляются вожделения плоти: «Дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, (соблазны,) ереси, ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное. Предваряю вас, как и прежде предварял, что поступающие так Царствия Божия не наследуют».
Напротив, плод духа — любовь. Галаты свободны от всех церемониальных законов, но подчиняются закону любви. Они свободны от закона Моисея, но не от Декалога, который вечен, который является моральным законом устроения человеческого общества.
У язычников, не знающих Закона, существует почти такое же законодательство, те же человеческие ценности, внедренные Господом в человека. Может возникнуть вопрос — христиане находятся под моральным законом? А весь мир? Никто морального закона не отменял, и верующие находятся под ним. Христос учил, что доколе небо и земля не прейдут, ни одна йота или черта не пропадет из закона.
Иисус Христос не только не отменяет Закона, но толкует и углубляет его понятие. Также и апостол Павел, обращаясь к верующим из Эфеса, говорит о Законе (6:1-2): «Дети, повинуйтесь своим родителям в Господе, ибо сего требует справедливость. Почитай отца твоего и мать, это первая заповедь с обетованием», то есть вспоминает заповеди из Декалога.
В Кол. 3 читаем: «Итак, умертвите земные члены ваши: блуд, нечистоту, страсть, злую похоть и любостяжание, которое есть идолослужение, за которые гнев Божий грядет на сынов противления, в которых и вы некогда обращались, когда жили между ними. А теперь вы отложите все: гнев, ярость, злобу, злоречие, сквернословие уст ваших; не говорите лжи друг другу». Павел всякий раз говоря о делах плоти, осуждает их на основании Декалога.
Апостол Иоанн говорит: «Всякий, делающий грех, делает и беззаконие; и грех есть беззаконие» (1Ин. 3:4). О каком грехе идет речь? Понятно, что речь идет не о жертвоприношении, но о гневе, убийстве, о нелюбви. Святой Дух сошел на Землю не для того, чтобы научить людей обходить законы, но для того, чтобы дать нам любовь к заповедям, чтобы написать их на скрижалях сердца, чтобы они не были ненужной книгой, но поселились в сердцах. И Дух Святой помогает нам исполнять эти заповеди. Исполнять не для получения спасения, ибо для этого приходил Господь Иисус Христос, а для исполнения воли Божией в нашей жизни. Христиане, водимые Духом Божиим, любят Закон: «Ибо это есть любовь к Богу, чтобы мы соблюдали заповеди Его; и заповеди Его не тяжки»(1 Ин. 5:3).
Дух Святой показывает верующему ценность Закона. Декалог — это не бич, это отражение любви Божией.
В Деяниях мы читаем о том, как апостол Петр видит большое полотно, привязанное за четыре угла и опускаемое на землю, с разными зверями, пресмыкающимися и птицами. Был глас к Петру: «Заколи и ешь». Это значит, что «гастрономический» закон больше не существует, Бог его отменил. В тоже время Он нигде и никому не говорит: «Встань и убей», или: «Укради», или «Позавидуй».
Нынешнее поколение верующих — первое за всю историю христианства, усомнившееся в актуальности Закона. Якобы, закон не наш, и мы под ним не живем. Но согласно Христу, Павлу, Иоанну, это не так. Еще один вопрос — под законом или нет неверующие? В Послании к Римлянам, в главах 1-3 Павел учит, что как евреи, так и еллины будут судиться на основании Божьего закона. В Рим. 1:18 читаем: «Ибо открывается гнев Божий с неба на всякое нечестие и неправду человеков, подавляющих истину неправдою. Ибо, что можно знать о Боге, явно для них, потому что Бог явил им. Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы, так что они безответны. Но как они, познав Бога, не прославили Его, как Бога, и не возблагодарили, но осуетились в умствованиях своих, и омрачилось несмысленное их сердце; называя себя мудрыми, обезумели, и славу нетленного Бога изменили в образ, подобный тленному человеку, и птицам, и четвероногим, и пресмыкающимся, то и предал их Бог в похотях сердец их нечистоте, так что они сквернили сами свои тела».
То есть, они, пустившись во все тяжкие, нарушили все, что касается второй скрижали. Поэтому Бог предал их в похотях сердец их нечистоте и превратному уму: однополые браки, воровство, убийство, войны и так далее — огромный список.
В стихе 32 читаем: «Они знают праведный суд Божий, что делающие такие дела достойны смерти; однако не только их делают, но и делающих одобряют». И на суде для них будет иная кара. И еще. Десять заповедей отличаются от всего остального закона тем, что сам Господь Бог Своим перстом написал их на камне, все остальные написаны на папирусе человеком.
Где хранились каменные скрижали? В Ковчеге завета, в Святом Святых. Яхве восседает над этими скрижалями и управляет еврейским народом. И это является для нас руководством к жизни, и это — отражение Божией воли. В чем состоит в моей жизни Божья воля? В стремлении поступать по заповедям. Если мы что-то делаем, преступая Декалог, то на это нет Божией воли и быть не может. Декалог это путеводитель по жизни. Мы ничего не можем сделать для нашего спасения, все для нас сделал Иисус, исполнив весь Закон. И Он взошел на Голгофский крест вместо нас, неся вину нашего непослушания. Мы согрешили и виноваты, Он заплатил за нас. Мы нарушили каждую из заповедей, и только по милости Божией мы имеем возможность находится в Святое Святых, потому что завеса в Храме разодралась надвое, и мы можем быть в общении с Иисусом Христом. Вины на нас уже нет, ибо нам вменилась праведность Христа. Аллилуйя и слава Господу!