Любовь в избрании
Мал. 1:1:
Пророческое слово Господа к Израилю через Малахию.
Книга пророка Малахии является последней книгой Ветхого Завета, который представляет собой сборник исторических, поэтических, нравоучительных и пророческих книг. Пророческие книги условно делятся на книги великих и малых пророков. К великим пророкам относятся книги Исаии, Иеремии, Иезекииля и Даниила. К малыми пророческими книгам относятся остальные, и названы они так не потому что малозначимы, а потому что их объем несравненно меньше великих (больших) пророческих книг.
Кроме того пророческие книги делятся на три группы по принципу времени их написания: до вавилонского пленения, во время вавилонского пленения и после него. Книга пророка Малахии относится к последней группе. Время ее написания — 430 год до нашей эры. После ее написания Бог прекратил непосредственное общение с Израилем. Бог не говорил к Израилю через пророков до появления Иоанна Крестителя. Это для израильтян было весьма тягостным.
В 1 Тим. 3:16 апостол Павел говорит: «Все Писание богодухновенно и полезно». О каком писании говорит апостол Павел, если Нового Завета еще не было? Да, Тимофей был научен на книгах Ветхого Завета, которые были полезны для обличения, для исправления, для наставления в праведности.
Вдохновленный Святым Духом пророк Малахия пишет то, что Господь хочет сказать Своему народу в период пост вавилонского пленения. Город Иерусалим восстановлен, стена и храм отстроены, налажены богослужения, снова приносятся жертвы. Все хорошо, но что-то идет не так.
Вроде бы все есть: храм, богослужения, жертвоприношения и молитвы. Израиль ни с кем не воюет. И все же Бог через Малахию выражает Свое недовольство. Люди удивлены, они не видят за собой никакой вины, и Бог объясняет и приводит доказательства. Структура книги выглядит следующим образом: Господь выдвигает обвинение, люди недоумевают, Господб приводит доказательста.
Пример. Мал 1:2: «Я возлюбил вас, говорит Господь. А вы говорите: «в чем явил Ты любовь к нам?» — Не брат ли Исав Иакову? говорит Господь: и однако же Я возлюбил Иакова, а Исава возненавидел и предал горы его опустошению, и владения его — шакалам пустыни. Если Едом скажет: «мы разорены, но мы восстановим разрушенное», то Господь Саваоф говорит: они построят, а Я разрушу, и прозовут их областью нечестивою, народом, на который Господь прогневался навсегда. И увидят это глаза ваши, и вы скажете: «возвеличился Господь над пределами Израиля!».
Бог говорит евреям о Своей любви: «Я возлюбил вас. Я возлюбил вас любовью, которая продолжается и по сей день. Я любил вас, люблю и буду любить в будущем. Я возлюбил вас так, как родители любят своих детей. Даже, если вы, Израиль, нарушаете мою волю, делаете непотребные вещи, Я все равно люблю вас. Вы огорчаете меня, а Я люблю вас».
Какова же реакция Израиля? Цинизм: «В чем Твоя любовь?», – спрашивает Израиль. «Мы не верим. А вот Ты докажи, слабо?». И Бог доказывает. Он приводит пример, что бывает с теми, кого Он не любит: «Я возлюбил Иакова, а Исава возненавидел».
Иаков – это евреи, Исав – едомляне. Что происходит с Едомом, которого Бог возненавидел? Ненависть Божья не похожа на ненависть человека. Бог просто оставляет людей в том состоянии, в котором они находятся. Он не стирает их в порошок, Он просто проходит мимо. И человек, оставленный Богом, по своей злой воле совершает грехи.
Уверяя евреев в Своей любви, Господь напоминает в чем она проявлялась ранее, как она проявляется сейчас, и как проявится в будущем.
Ранее. Пример Исаака и Исава. Дети близнецы. Никто из них не сделал ничего хорошего или плохого, тем не менее, Бог возлюбил одного из них. Это избрание. Любовь проявляется в избрании. Бог решает пройти мимо одного, а другого благословляет. Он избирает по Своей воле. Он так захотел, а почему именно так, нам, творению, знать не дано.
Настоящее (во время написания книги). В настоящем Бог также любит Израиля. Соседи Израиля – едомляне, потомки Исава. Они жили к югу от Мертвого моря, и когда пришел Навуходоносор, они вступили с ним в союз и выступили против израильтян. Навуходоносор потом их обманул и пленил, как и евреев. И теперь Господь напоминает Израилю, что Его любовь проявляется в возможности отстроить стену, город и храм. Возобновить богослужение и жертвоприношение.
Едомляне же, те, кого Бог не любит, говорят: «Мы разорены, но восстановим разрушенное». На что Господь отвечает: «Они построят, а Я разрушу». Мы видим два народа – Израиль и Едом. Братские народы, они одинаково были пленены, одинаково отпущены, но результат разный. Возлюбленный народ восстанавливает город и храм, невзлюбленный сделать это не может.
Будущее. Господь говорит так: «И увидят это глаза ваши, и вы скажете: «Возвеличился Господь над пределами Израиля».
Анализ этого отрывка показывает, любовь Божья не универсальна. И хотя написано, что Бог возлюбил весь мир, написано также, что «всякий верующий в Него не погибнет, но будет иметь жизнь вечную». Избранных и не избранных Бог любит по-разному. Избранных Он привлекает к Себе, дает им силою Святого Духа веру, и мы бесконечно благодарны Ему за это, ибо сами бы мы никогда не пошли бы за Ним. Однако люди хотят верить в универсальную любовь Божью, потому что ум их поврежден, и они не хотят видеть и слышать очевидное. Они находят массу возражений против учения об избрании, но апостол Павел говорит: «Не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего».
Ум наш не должен оставаться на до христианском уровне. Он должен под влиянием Слова Божьего обновляться. Неважно, что думаю я, важно то, что считает справедливым Бог. Он думает правильно, а я неправильно, я ошибаюсь, потому что я унаследовал первородный грех. Все мое естество разрушено, я не могу думать, как Бог. Мы меряем все не той меркой. Нам кажется, что если Бог любит нас, то Он должен благословлять нас деньгами, состоянием и так далее. Но эта мера человеческая, у Бога иная мера. Не благословляет ли Он Израиля, посылая в Египетское рабство? Из Египта выходит народ: было тяжело, были проблемы, сложности, но Господь являет славу и выводит народ из Египта, ведет его в пустыню и водит его там 70 лет, чтобы ввести в землю, где течет молоко и мед.
Можно было бы благословить Авраама за рекой и произвести народ в Вавилоне. Но у Господа другие планы. Важно, что любовь Божия безусловна. Единственное условие Его любви – Его воля. Что было бы с младшим братом Исава Иаковом, если бы Господь не благословил его? Он также как и Едом, исчез бы с лица земли. Где вы найдете едомлянинина? А еврея? Потомки Исава растворились в других народах. Но с Иаковом все не так.
Какое отношение эта древняя история имеет к нам? Что из этой древней истории имеет отношение к нам?
Если кратко, то Бог нас любит. Я имею в виду тех, кто верит. Возлюбив их, Он дал им веру. И сомневаться в Его любви мы не можем, не имеем права. Есть вера, как проявление Божьей любви. Она проявляется в том, что Господь благословляет. Есть трудности, но тем не менее Господь дает через Свое слово уверенность, что Он не оставит и не покинет и доведет до конца. Бог любит верующих. Посмотрите, наказание для Иакова и для Исава было одинаковым. Но результат разный. Мы должны быть бесконечно благодарны Господу за то, что Он нас возлюбил. Что касается скептицизма в отношении избрания, то это грех, свидетельство духовной слепоты и гордыни. Иисус Христос, Сын Божий пришел, чтобы взять мои грехи и вознести их на крест. Сын Божий и крест – это дар, и вера – тоже дар Божий. Мы недостойны этих даров, но Господь возлюбил и дал. Ему одному за это слава!