Насыщение пяти тысяч
Чудо насыщения пяти тысяч человек. Аналогичные чудеса умножения хлебов из Ветхого Завета. Хлеб, который предлагает Иисус – хлеб для жизни вечной. В Евхаристии Христос предлагает Себя как хлеб жизни.
Сегодня мы прочитаем стихи из 6-ой главы Евангелия от Иоанна с 1-го по 14-ый. Из него мы увидим, что учение, которое преподает здесь Христос ученикам и народу, большинством народа не принимается. Итак, читаем: «После сего пошел Иисус на ту сторону моря Галилейского, в окрестности Тивериады. За Ним последовало множество народа, потому что видели чудеса, которые Он творил над больными. Иисус взошел на гору и там сидел с учениками Своими. Приближалась же Пасха, праздник Иудейский. Иисус, возведя очи и увидев, что множество народа идет к Нему, говорит Филиппу: где нам купить хлебов, чтобы их накормить? Говорил же это, испытывая его; ибо Сам знал, что хотел сделать. Филипп отвечал Ему: им на двести динариев не довольно будет хлеба, чтобы каждому из них досталось хотя понемногу. Один из учеников Его, Андрей, брат Симона Петра, говорит Ему: здесь есть у одного мальчика пять хлебов ячменных и две рыбки; но что это для такого множества? Иисус сказал: велите им возлечь. Было же на том месте много травы. Итак возлегло людей числом около пяти тысяч. Иисус, взяв хлебы и воздав благодарение, роздал ученикам, а ученики возлежавшим, также и рыбы, сколько кто хотел. И когда насытились, то сказал ученикам Своим: соберите оставшиеся куски, чтобы ничего не пропало. И собрали, и наполнили двенадцать коробов кусками от пяти ячменных хлебов, оставшимися у тех, которые ели. Тогда люди, видевшие чудо, сотворенное Иисусом, сказали: это истинно Тот Пророк, Которому должно придти в мир».
Чудо, которое здесь сотворил Иисус Христос особенно важно потому, что о нем упоминается во всех 4-х Евангелиях. Ученики и Иисус пришли на гору и возлежали, к ним идет огромное количество людей, желающих видеть и слушать Иисуса. Ученики обеспокоены тем, что у этих людей нет еды. Тогда два ученика Андрей и Филипп велят другим ученикам рассадить народ, и начинается великое действие. Но теперь хотелось бы обратиться к трем отрывкам из Ветхого Завета. Прочитаем из книги Исход 16-ой главы, 3 и 4 стихи: «и сказали им сыны Израилевы: о, если бы мы умерли от руки Господней в земле Египетской, когда мы сидели у котлов с мясом, когда мы ели хлеб досыта! ибо вывели вы нас в эту пустыню, чтобы все собрание это уморить голодом. И сказал Господь Моисею: вот, Я одождю вам хлеб с неба, и пусть народ выходит и собирает ежедневно…» Мы все помним, что речь здесь идет о манне небесной, которую Господь посылал Израильскому народу, чтобы кормить его после выхода из египетского плена. Далее 3-я книга Царств, 17-й глава, с 8-го стиха: «И было к нему слово Господне:
встань и пойди в Сарепту Сидонскую, и оставайся там; Я повелел там женщине вдове кормить тебя. И встал он и пошел в Сарепту; и когда пришел к воротам города, вот, там женщина вдова собирает дрова. И подозвал он ее и сказал: дай мне немного воды в сосуде напиться. И пошла она, чтобы взять; а он закричал вслед ей и сказал: возьми для меня и кусок хлеба в руки свои. Она сказала: жив Господь Бог твой! у меня ничего нет печеного, а только есть горсть муки в кадке и немного масла в кувшине; и вот, я наберу полена два дров, и пойду, и приготовлю это для себя и для сына моего; съедим это и умрем. И сказал ей Илия: не бойся, пойди, сделай, что ты сказала; но прежде из этого сделай небольшой опреснок для меня и принеси мне; а для себя и для своего сына сделаешь после; ибо так говорит Господь Бог Израилев: мука в кадке не истощится, и масло в кувшине не убудет до того дня, когда Господь даст дождь на землю. И пошла она и сделала так, как сказал Илия; и кормилась она, и он, и дом ее несколько времени». И еще один был случай с Елисеем, когда он кормил пророков и обезвредил ядовитую похлебку. Читаем об этом в 4-й книге Царств с 42-го стиха, 4-й главы: «Пришел некто из Ваал-Шалиши, и принес человеку Божию хлебный начаток — двадцать ячменных хлебцев и сырые зерна в шелухе. И сказал Елисей: отдай людям, пусть едят. И сказал слуга его: что тут я дам ста человекам? И сказал он: отдай людям, пусть едят, ибо так говорит Господь: «насытятся, и останется». Он подал им, и они насытились, и еще осталось, по слову Господню».
Все эти истории знали евреи, пришедшие к Иисусу Христу. Все то, что творил Иисус перед их глазами должно было удостоверить их, что это Мессия и Сын Божий, потому что таких чудес никто делать не может. Там находились около 15 тысяч человек, мужчин, женщин и детей. Но все это огромное количество людей едят и насыщаются. Раздают же еду апостолы. Даже, если предположить, что по 250 грамм хлеба на человека, это 3 тонны 750 килограмм хлеба должно было бы быть на всех. Если разделить на 12 апостолов, это значит 300 кг хлеба поднимать в гору одному апостолу, то есть подниматься и возвращаться вновь и вновь, а еще и рыба, которой надо для насыщения 500-600 грамм. Невероятное что-то. И богословы 19-го века, когда пытались очистить Евангелия от сомнительных с их точки зрения чудес и объяснить все с рациональной точки зрения, представляли Христа как Учителя этики. Они говорили, например, про мальчика, который делится своим хлебом, а все остальные, видя это, устыдились и стали доставать из своих корзин продукты и делиться с соседями. Мы не знаем конкретно, как именно это было сделано, но это было сделано, так что люди скаали: «это истинно Тот Пророк, Которому должно придти в мир». Как будто они «нащупали» и увидели то, что хотел показать Иисус, и вспомнили возможно те истории, когда Бог делал невозмозможное, как например насыщение манной в пустыне, или как Елисей 20-ю ячменными лепешками накормил много человек. С точки зрения человека, этого не может быть. А как возможно сотворить мир Словом? Это возможно? Речь здесь идет о разных категориях, и то, что невозможно человеку, возможно Богу. Нам не важны детали, но главное – Бог восполняет наши нужды с избытком.
У Бога нет недостатка ни в чем, и Он может и дает все необходимое верующему человеку для его жизни и жизни вечной. У Бога все с избытком. Хлеб и вино, которые сегодня у нас перед глазами – символ того, что Бог дает нам все. Жизнь вечная дается нам, благодаря ломимому хлебу, который есть «хлеб, сошедший с небес», и крови Нового Завета, которая проливается за нас. Мы не можем что-либо рассматривать, вырывая из общего контекста Библии. Только все вместе указывает на определенные ценности. Люди увидели, что это пророк и сделали выводы, но выводы неправильные: «Иисус же, узнав, что хотят прийти, нечаянно взять его и сделать царем, опять удалился на гору один». Они хорошо сориентировались, что пророк этот может сделать их сытыми и счастливыми, если сделать Его царем, и Он вернет их величие. Но «Иисус сказал им в ответ: истинно, истинно говорю вам: вы ищете Меня не потому, что видели чудеса, но потому, что ели хлеб и насытились». То есть им именно сейчас надо поесть.
В нашей стране Никита Хрущев обещал, что в 70-м году будут бесплатные детские сады, квартиры, санатории, почти коммунизм, и люди поверили в это. Но получилось так, что государство, выпустив огромное количество облигаций, ограбило народ, а деньги потерялись из-за бездарного ведения экономики. Иисус говорит, что они думают только о земном, но земное — это очень короткий промежуток времени, это миг, по сравнению с вечностью. Что важнее? Мы цепляемся за современность, за то, что есть сейчас, не доверяя тому, что приготовил для нас Господь. Проблема в том, что мы, рожденные по плоти, мы все во грехах, не имеем представления о духовном в полной мере, евангельские уроки иногда просто сводятся к этике. Подобное старались делать коммунисты, опираясь на моральный кодекс строителей коммунизма, и ничего не добились этим, потому что строили только эту жизнь, не зная о другой.
Чудо происходит с нами, когда мы получаем рождение свыше, когда свет небесный начинает сиять для нас, когда мы прикасаемся к чистоте, красоте, справедливости и любви Иисуса Христа. Но вначале мы прикасаемся только чуть-чуть, и лишь потом, пребывая в Слове Божьем, мы возрастаем в познании, укрепляемся в вере. Слово открывается нам все больше и больше. Но, конечно же, не до конца. Поэтому периодически наши мысли срываются на земное, и происходит борьба: « плоть желает противного духу, дух – противного плоти». С древних времен, от Иоанна Златоуста и ранее, этот отрывок рассматривался как вступление перед Евхаристией.
Апостолы собрали 12 коробов остатков после того как все ели и насытились. Бывает иногда, можно заплатив за вход в кафе, потом кушать сколько хочешь. И тогда там можно было есть рыбы и хлеба сколько хочешь, недостатка у Бога нет. Все наши нужды и недостатки восполняет Его тело, ломимое за наши грехи и кровь пролитая на Голгофе, на условиях Нового Завета, заключенного внутри святой Троицы до сотворения мира, когда Господь избрал своих ко спасению, чтобы для них потом открыть Евангелие, и чтобы для них воссиял дивный свет. Мы сегодня вспоминаем о страданиях и о воскресении Господа, о Его церкви, вселенской церкви Божией, и благодарим Господа за Его желание восполнить все наши нужды, которые Он и восполняет. Слава Ему за это! Аминь!