Фома неверующий
Неверие Фомы и страх учеников, оставшихся без Учителя. Только Святой Дух может наполнить сердце познанием истины, радостью и смелостью. Блаженны те, которым Господь дает веру.
Тема наших сегодняшних рассуждений – «Фома неверующий». История про апостола Фому записана в Евангелии от Иоанна, в 20-й главе. В ней рассказывается, как в первый день недели Господь Иисус Христос воскрес из мертвых, и вечером этого воскресного дня явился Своим ученикам, и мы говорим, что наш Господь, наш Спаситель – первенец из мертвых. И это для нас великая надежда, ибо мы веруем, что воскреснем тоже.
Иногда спрашивают, если Он – первенец, то что же сказать о Лазаре, дочери Иаира и о других? Они действительно были воскрешены Господом, но их воскресение кардинально отличалось от воскресения Господа тем, что они воскресли в своих телах. Господь же воскрес в усовершенствованном, в прославленном теле, такие тела будут и у нас.
Итак, сидят ученики за запертыми от страха перед иудеями дверями, и вдруг посреди их встает Господь Иисус Христос, встает в новом теле, которое может перемещаться в пространстве. Ученики, увидев Иисуса, испугались еще больше, и подумали, что это дух Иисуса. Он же сказал им: «Посмотрите на руки Мои и на ноги Мои; это Я Сам; осяжите Меня и рассмотрите; ибо дух плоти и костей не имеет, как видите у Меня».(Ев. От Луки 24:39). Другое чудо, когда Он явился ученикам на дороге в Эммаус. Но они не узнали Его сразу, и только потом, когда сердце их колотилось, они поняли, что с ними разговаривал Господь.
На самом деле страх – не плохое чувство. Испытывая страх, мы начинаем искать опору, чтобы уменьшить страх. Кто-то находит истинную опору в Господе Иисусе Христе, кто-то ложную, когда надеется на свои силы или на что-то иное. «Мир вам», — говорит Господь ученикам, и это можно рассматривать как еврейское приветствие, эти слова записаны в Новом Завете на греческом, но это то же, что «шалом алейхэм». Иисус повторяет это дважды. И это не просто приветствие, это желание успокоить. На русском языке слово «мир» многозначно, оно означает и космос, и общество вне церкви, и противоположность войне, и также «мир» — душевное спокойствие. Он предлагает нам не волноваться, иметь мир, потому что все находится под Его контролем, Святой Дух контролирует все. «Не бойтесь, Я с вами до скончания века». Ученики обрадовались, сразу предложили Христу печеной рыбы и меда, и Он ел с ними. Фомы с ними не было, он пришел позже, и они рассказали ему об Иисусе. Но Фома не верит.
Так что же, выражение «Фома неверующий» — это обвинение или констатация факта? Мы и не можем и можем обвинять Фому. Почему же не можем? Потому что человек сам по себе уверовать не может, хоть десять, хоть двадцать человек скажут, что Господь Иисус есть Бог и Спаситель, что для спасения просто надо принять Его в сердце с верою, все бесполезно, потому что человек не способен сам уверовать по причине первородного греха. Но в любом случае ответственность за неверие лежит на человеке, ибо призыв к покаянию звучит, но он отказывается, он не хочет. Бог не виноват.
И Фома – прекрасный пример тому, как зарождается вера, не плоть и кровь открыли истину ему, но Святой Дух. И в этой главе есть прекрасная фраза апостола Иоанна, «Сказав это, дунул и говорит: «Примите Духа Святого». Многих вводит в замешательство эта фраза, ибо к чему тогда отнести праздник Троицы, который будет через 49 дней после воскресения Господа Иисуса Христа? Здесь Иоанн пишет, что они получили Духа Святого, а Лука говорит, что это произошло только на Троицу или Пятидесятницу?
На самом деле Святой Дух сошел в день Пятидесятницы и начал мощно работать. Здесь же у Иоанна – это только образ. Образ того, что Дух дышит, где хочет. Когда Фома на восьмой день встретился с Иисусом, мы помним, что ученики снова сидели за запертыми дверями.
Но что же произошло с ними, когда они приняли Святого Духа в день Пятидесятницы? Они открыто начали проповедовать Евангелие, и Петр громко и открыто, не боясь, проповедует иудеям и говорит, что «вы руками беззаконных убили Его, пригвоздив ко кресту». В результате люди начинают каяться, ибо понимают, что это действительно был Сын Божий, и они Его распяли.
Дух, дыхание, в евангелии от Иоанна эти слова взаимозаменяемые, и мы сами должны догадаться, о чем идет речь, и раз мы читаем слово Святой, то понимаем, что речь идет о Духе.
Что же происходит с Фомой? Иисус предлагает вложить пальцы в раны Иисуса. Фома восклицает в ответ: «Господь мой и Бог мой». То есть – Господин, властелин мой. Все в нем перевернулось, и он понял, что отныне будет служить Господу. Иисус говорит ему: ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие.» Обвинение ли это Фоме? Я думаю, что нет. Миллионы верующих не видели, но они блаженны.
Часто слово «блаженны» у людей ассоциируется со словом «сумашедший», но слова эти разные, имеющие разную этимологию. Надо отметить, что в силу своей лености, человечество стремится к состоянию Эллочке Людоедки, которой было достаточно тридцати слов, чтобы выразить любую свою мысль. У Пушкина же, например, насчитали словарный запас 21 330 слов, не считая имен собственных, географических названий и иностранных слов, которые он использовал. Сегодня люди обходятся иногда 10-12 словами для выражения своих мыслей, самое приличное из которых «жесть».
В словаре русского языка слово «Блаженны» означает «счастливы в высшей степени». Но писать это выражение долго и говорить неудобно. Поэтому, когда при переводе слово «блаженны» заменяют словом «счастливы», происходит обкрадывание смысла. Как же могут уверовать не видевшие? Слово Божье живо и действенно, под Действием Святого Духа оно проникает в нашу душу как дыхание. Слово Иисуса дышит в нас, и те слова, которые казались нам глупостью, юродством проповеди спасают людей. Это происходит самым удивительным образом, потому что Дух Святой действует на земле и продолжает Свою работу до сего времени.
Можно много раз говорить о Христе человеку, но если не произойдет вмешательство Духа Святого, ничего не изменится. Поэтому мы безмерно благодарны Господу за воскресение Иисуса Христа и за то, что эту историческую истину Святой Дух приложил к нашему сердцу и уму, иначе все ограничилось бы просто традициями, которые часто мешают увидеть истину. И я благодарю Господа, что Он через Свое Слово открывает истину нам, и мы можем внимать Ему. Мы благодарны Господу за работу Святого Духа. Слава нашему великому Богу Отцу, Сыну и Святому Духу. Аминь!