Оправдание
Важность учения об оправдании. В какого «Иисуса» мы должны верить? «Червячки и грызуны» внедрившиеся в Церковь с «другим» Евангелием. Человек оправдывается только верой – сущность истинного Евангелия.
Сегодня мы обратимся к Евангелию от Иоанна, 20-й главе, и тема наших размышлений – важность учения об оправдании. Мы прочитаем стихи 30-31. «Много сотворил Иисус пред учениками Своими и других чудес, о которых не написано в книге сей. Сие же написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его». Мы подошли к завершению изучения Евангелия от Иоанна — замечательной книги, далее мы переходим к учению об оправдании. Сегодня мы будем говорить о важности оправдания, но сначала мы обратим внимания на причину, по которой апостол написал это евангелие. Он объясняет: «дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и веруя имели жизнь во имя Его». Две причины, причем одна вытекает из другой. Первая – чтобы вы уверовали. Для чего? Чтобы веруя, вы имели жизнь во имя Господа. Конечная цель – имели жизнь, то есть спаслись, то есть имели вечную жизнь. Описать вечную жизнь невозможно, и мы даже не можем представить, что это такое и как это будет, ибо это превосходит наше разумение. Мы, верующие, понимаем важность спасения, и мы понимаем, что это жизнь с избытком, дар Божий по благодати.
Однако, чтобы обрести эту прекрасную, выше всякого разумения жизнь, надо веровать, что Иисус есть Христос, есть Сын Божий, Спаситель. Здесь возникает вопрос, в какого Христа мы должны верить? Неужели их много? Да. Их много. Многие люди имеют в своей голове плод своего воображения, и этому плоду они присваивают имя Иисус Христос. Но этот плод воображения не может дать жизнь вечную, и часто бывает даже наоборот. Приведу пример из своей жизни: в юности у меня в голове родилась мысль, что Иисус Христос это хиппи, такой длинноволосый парень, который нигде не работал и гулял беззаботно по Палестине. Мог ли тот «Иисус» дать мне жизнь? Конечно же нет. Потому что это жуткая профанация.
Можно ли назвать Спасителем того «Иисуса», который якобы раздает по просьбе машины, яхты, квартиры направо и налево, он ли дает жизнь вечную? Нет, такой «Иисус» является лишь плодом воображения. Нам необходим Иисус Библии, Иисус благой вести, Иисус Евангелия. Но не все воспринимают Библию так, как она изложена, и поэтому на протяжении всей истории Церкви возникают заблуждения или ереси. В первом веке – назорейство, во втором – ювенианство, в третьем – манихейство, арианство, несторианство, где Иисус представлялся либо не Богом, либо не членом Троицы, то есть не Тем, кем Он описан в Евангелии.
О первом заблуждении мы читаем у апостола Павла в Послании к Галатам с 6-го стиха, 1-й главы: «Удивляюсь, что вы от призвавшего вас благодатью Христовою так скоро переходите к иному благовествованию, которое, впрочем, не иное, а только есть люди, смущающие вас и желающие превратить благовествование Христово. Но если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема. Как прежде мы сказали, так и теперь еще говорю: кто благовествует вам не то, что вы приняли, да будет анафема». Апостол Павел не пишет грубых слов, он вежливый человек, он удивлен тому, что его братья и сестры вдруг от благодати переходят к другому благовествованию, хотя другого и нет, их просто обманывают. Есть люди, желающие перевернуть и переиначить благовествование Христово. Но Евангелие только одно – Божье.
Бог хранит Свою церковь, и для ее развития допускает всевозможным червям и гусеницам вгрызаться в Церковь. Господь допускает это, ибо знает, что служит к нашему благу, и если бы не было таких глобальных заблуждений, то не были бы выработаны стройные церковные учения о спасении, об оправдании, о Троице. Хотя откровение во времена апостолов прекратилось, Бог перестал говорить, но Святой Дух продолжает работать, и люди создают систематические богословия и всевозможные богословские объяснения, происходит развитие. И после каждого очередного стресса Церковь становилась более подготовленной как в учении, так и в практике.
И вот такие «грызуны и гусеницы» вгрызлись в Галатийскую церковь, и, если бы они тогда не вгрызлись в нее, мы не имели бы стройного и четкого учения апостола Павла. Вначале люди спаслись по благодати через веру, но затем пришли какие-то учителя и стали учить, что для спасения надо еще немного закона, обрезание, правильное питание. То есть нужен для спасения Иисус Христос, но и самим надо немного постараться. Сверх написанного добавим еще чего-нибудь своего.
Сегодня никто не требует обрезания или отказа от свинины, но можно ввести законы о стиле одежды, наличии косметики, золотых украшений и другое, кто во что горазд. Такие незначительные вещи становятся вдруг во главу угла. Я конечно же против курения, но это не является определяющим фактором веры или неверия человека. Это лишь спекуляция со Словом Божьим.
Апостол Павел говорил, что лучше он не будет совсем есть мяса и пить вина, чтобы не соблазнить кого из верующих, и он это делает по большой и искренней любви к верующим. Он не вычеркнул из своей жизни Марка, хотя и не взял его в следующее путешествие, но никто Марка не отлучал от Церкви, апостол Павел проявил действенную любовь к нему.
По отношению к «другому» евангелию, апостол Павел дважды произносит анафему или проклятие. «Червячки и грызуны» в церкви привели ее к такому состоянию в средние века, что и восточная и западная церковь погрузились во мрак. Учение о спасении по благодати или об оправдании растворилось и исчезло в это время.
В Женеве. в духовном центре Европы, в парке Реформации имеются барельефы знаменитых реформаторов, которые в 16-ом веке разрабатывали идеи Реформации. На этой стене на латыне написаны слова: «После тьмы – свет». Европа опустилась во тьму, и вдруг воссиял свет, который сделал Европу тем, что она есть. Свет заключался в том, что Реформация вернула идею Августина о том, что человек оправдывается верой и только верой. Что нужно человеку, чтобы он мог предстать пред Богом? Ему необходимо быть оправданным. Человек сам по себе греховен, что может быть общего у света со тьмою? Если мы сами по себе предстанем пред Богом, греховные, мы погрузимся в небытие, а если мы оправданы, то мы имеем отношения с Богом, и это прекрасно. Человеку необходимо оправдание, чтобы предстать невиновным перед святостью Божьей. Как же получить оправдание? Это основной вопрос, на котором, по словам Лютера, стоит или падает Церковь. Как только Церковь перестает держаться доктрины об оправдании, она падает, и это точка зрения реформаторов 16-го века. Для реформаторов учение о благодати стало определяющим.
Является ли определенная группа верующих христианской Церковью? Любой компромисс, допущенный по данному вопросу церковной группой, чреват утратой этой группой статуса христианской Церкви. Сказано жестко, но менее жестко, чем анафема апостола Павла на «другое» благовествование. Поэтому в глазах реформаторов 16-го века церковь, которая не придерживалась учения об оправдании верой, лишалась христианского статуса. Это оправдывало их разрыв с римской церковью. Чудовищный вал заблуждений захлестнул и запад, и восток.
В Европе западная церковь понемногу реформируется, и может когда-нибудь примет доктрину о спасении так, как она изложена в Священном Писании. Хотя Господь милостив и к Востоку, и там может случится пробуждение.
Сегодня мы начали серию проповедей об оправдании, в дальнейшем, если будет угодно Господу, мы будем двигаться дальше, ибо это учение об оправдании архиважно. За все слава и благодарение нашему Господу! Аминь.