Оправдание — часть 2 — «Лютер»
Лютер и Реформация. История возникновения индульгенций. Лютер прибивает свои тезисы к воротам церкви. Внутренние терзания Лютера из-за непонимания праведности Божией. Бог открывает Лютеру через послания апостола Павла, что истинная праведность приходит от Бога через веру во Христа по благодати.
Сегодня мы будем говорить об оправдании и рассмотрим тему Лютера. Имя его сразу ассоциируется с тем событием, когда 500 лет назад были прибиты 95 тезисов к воротам церкви, поэтому 31 октября 1517 года принято считать днем Реформации.
Но вначале мы обратимся к Посланию к Римлянам, к 32-му стиху из 1-й главы: «Они знают праведный суд Божий, что делающие такие дела достойны смерти; однако не только их делают, но и делающих одобряют», и 17-й стих из этой же главы: «В нем открывается правда Божия от веры в веру, как написано: праведный верою жив будет».
325-й год. Рим. Построили храм Святого Петра, и это место стало резиденцией папы римского на долгие годы. Но в 1506 году храм был разрушен. Папе нужен был дом, где проводить богослужения, и нужны были деньги. Следовательно, нужны индульгенции, которые быстро напечатали и начали продавать.
В римской церкви учение об индульгенциях обосновывается так: существует место — чистилище, куда попадают души после смерти и находятся там определенный промежуток времени. В зависимости от количества грехов, эти души испытывают мучения. Но там есть хранилище или сокровищница, в которой находятся добродетели Христа, Девы Марии, святых апостолов и добрые дела, совершенные в жизни. Для того, чтобы душа вышла из чистилища и попала в рай, ей требуется определенное количество добродетелей. Папе же вручены ключи апостола Петра, и он может отпускать души из чистилища. Если с покаянием от чистого сердца жертвовать, то церковь выдает сертификат, и человек уверен, что этим пополняет сокровищницу и выкупает своих родных из чистилища. На самом деле, это учение вначале очень нравилось Мартину Лютеру. Даже как-то он посетовал на то, что его родители живы, потому что он мог бы своими молитвами и добродетелями помочь им выйти из чистилища. К тому же он был действительно верующим и набожным человеком и одним из лучших монахов.
Но тут в его жизни появился монах по имени Тецель, бизнесмен, который все переиначил, отверг главное, что касается пожертвований — добровольность, непринужденность, покаяние. Он имел ящик, на котором было написано: «Как только монетка зазвенит, душа из чистилища улетит». Люди верили в это, а проходимец просто собирал деньги.
В действительности, Лютер не собирался делать никакой реформации и выступать против папы, он был монахом этой церкви, все, что нужно соблюдать, он соблюдал и не собирался устраивать скандала. Поэтому тезисы были написаны на латыне, он их повесил на доску объявлений церкви. Для своих собратьев — августинцев он написал это на латыне, чтобы обсудить вопросы при встрече. Он спрашивал, знает ли папа о том, что делает этот монах Тецель, одобряет ли он это? Но студенты прочитали эти тезисы и перевели их на немецкий язык. К тому времени в Европе уже была распространена машина для печатания, и тезисы в короткий срок распространились по всей Германии. Семечка упала на здоровую почву, и многие осознали, что их обманывают. Лютер не хотел выступать против папы, он лишь хотел обсудить эту тему. Вот что по этому поводу написал Карл Бард: «Лютер был подобен человеку, который в полной темноте карабкается по винтовой лестнице внутри колокольни древнего собора. Во мраке он споткнулся, и ища поры, наткнулся на канат, который был прикреплен к колоколу, колокол зазвенел, и он остолбенел, услышав колокольный звон».
Слух о тезисах Лютера прошел по всем городам Германии, начались возмущения. Тезисы дошли до папы Льва Х. Прочтя их, папа сказал: «Лютер — пьяный немец, он изменит свое мнение, когда протрезвеет. Это ссора двух монахов». Но буря не утихала, потому что многие люди увидели себя обманутыми. С другой стороны, богатые князья Германии не хотели делиться своими деньгами с Римом, и они стали поддерживать Лютера. В этом, безусловно, было и провидение Божье. Тогда папа написал булу против Лютера и приказал сжечь все его книги.
Но у Лютера была проблема большая, чем индульгенции. Это была его внутренняя проблема. Он был очень верующим человеком, он испробовал все средства современной ему католической церкви для облегчения мук отчужденного от Бога духа. Когда он читал в Послание к Римлянам, в 1-ой главе о существующих грехах, он ужасался и проводил много времени в исповедании. В 5017 году его назначили профессором библеистики Питтенбергского университета, где он начал писать комментарии к Псалтири и Посланию к Римлянам.
Мы должны знать, что до того, как стать монахом, Лютер изучал юриспунденцию и был выдающимся юристом. Лютер злился на Бога за Его праведность. В каждом языке существует свое понимание термина «праведность». Мы под праведностью понимаем безгрешность, чистоту, немцы же понимают это слово по большей части как «справедливость». И Лютер считал, что Бог должен блудников, лихоимцев, воров, обманщиков обязательно наказать и другого пути нет. И ему никак не открывалось, что «праведный верою жив будет». Где же тогда справедливость?
С течением времени, особенно при изучении трудов Августина, он пришел к пониманию того, что праведный верою жив будет. На самом деле эта фраза сложна для понимания, и именно на ней строится богословие. Библейская праведность — это праведность, которая от веры. Лютер понял это. Его осенило, и он освободился от мук, от угрызений совести, понял, что он оправдан верою. Он верит в Господа Иисуса Христа, в Его кровь, поэтому на него ничего не должно влиять. Он понял, что Бог не считает благом наказание грешников. «Я жаждал понять послание Павла к Римлянам, и ничто не препятствовало мне, кроме одной фразы «праведность Бога», — говорил Лютер. Но тем не менее, его осенило, что благодать — это дар добра, и в этой благодати открывается праведность Божья.
Если нарисовать три круга, один из них — Бог, второй — Христос-человек, третий — человек. И потом, если представить шкалу чистоты, то Бог окажется абсолютно белым, Христос также белый, а человек — серый, коричневый, черный. Лютер понял, что такое вмененная праведность. Об этом говорит апостол Павел в Послании к Римлянам 4:5: «Что’ же, скажем, Авраам, отец наш, приобрел по плоти? Если Авраам оправдался делами, он имеет похвалу, но не пред Богом. Ибо что’ говорит Писание? Поверил Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность. Воздаяние делающему вменяется не по милости, но по долгу.
А не делающему, но верующему в Того, Кто оправдывает нечестивого, вера его вменяется в праведность». И эта чернота человека забирается и передается Христу, а чистота Божья вменяется человеку. Вмененная праведность от веры. Поверил Авраам Богу, и эта вера вменилась ему в праведность. Авраам становиться белым, а все темное забирает Христос. Оправдание по вере — это стержень, это скала, это основа христианской жизни. Это то учение, на котором Церковь стоит или падает. Мы стоим и верим, что мы оправдываемся верою. Иначе Церковь перестает был Церковью. Как бы мы ни старались, наша праведность будет как запачканная одежда. Мы уповаем только на праведность Божью, и благодарим за нее Господа. «Блажен, чьи беззакония прощены и чьи грехи покрыты, блажен человек, которому Господь не вменит греха». Блажен, потому что ему не вменяется грех, вменяется грех Христу, и Христос за все это заплатил. Мы благодарим и славим Господа за все Его милости. Аминь!