Избрание
Бог Сам определяет кому быть избранным, а кому – нет. Человеческая свобода ограничена. Спасение — это дар. Примеры избрания в Ветхом и Новом Завете.
Тема сегодняшней проповеди о благодати. О благодати – в рамках учения об избрании. Мы обратимся к Слову Божьему – пророку Исаии, 55-й главе, с 8-го стиха: «Мои мысли — не ваши мысли, ни ваши пути — пути Мои, говорит Господь». Мы подумаем, какое отношение эти слова имеют к избранию? Учение об избрании для многих верующих и для всех неверующих как кость в горле. Несмотря на то, что это учение понятно и недвусмысленно изложено в Писании, его почти везде и всегда воспринимают в штыки. Потому что для не принимающих учение об избрании, Бог кальвинистов выглядит как своевольный и угрюмый диктатор. Пять пунктов кальвинизма превращают Бога в монстра, ибо в избрании присутствует несправедливость, потому что безусловное избрание несправедливо по своей сути. Но Бог не может измеряться человеческими мерками понимания сути справедливости. То, что человек считает справедливым, Бог не обязательно считает справедливым, а чаще даже наоборот. Господь говорит через Давида в псалме 49:21: «Ты подумал, что Я такой же как ты. Изобличу тебя и представлю пред глаза твои грехи твои». Корень проблемы – поврежденный грехом разум человека пытается научить Бога, что есть справедливо, а что – не справедливо. Поврежденный первородным грехом разум человека пытается сделать Бога подобным человеку, удобным и похожим на человека. Человек находит массу оговорок, чтобы доказать, что библейское избрание является выдумкой кальвинистов. Дорогие братья и сестры, послушаем, что говорит Бог, а не критики Бога. У Него свои пути и свои мысли. В послании к Римлянам апостол Павел пишет, что есть мысли Божьи: «О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его, ибо кто познал ум Господень? Или кто был советником Ему? Или кто дал Ему наперед, чтобы Он должен был воздать? Ибо все из Него, Им и к Нему. Ему слава вовеки, аминь.
Итак, Бог определяет законы, определяет, что правильно, а что нет, Он определяет, что такое справедливость, Он свят и все, что Он делает свято, Он никогда не ошибается и ничего не может сделать неправильным. Он есть сама справедливость. Что стоит за Его справедливостью? За ней стоит Его свободная воля.
У человека есть свобода? Да, но только свобода в рамке клетки, в которую мы попали из-за нашего греха. Как Жучка на привязи, на полтора-два метра. Никакой свободы. Господь не поступает так, как поступает человек, который сначала видит что-то, а потом определяет справедливо это или нет. Бог же хочет и делает справедливо, и все Его поступки справедливы, что бы Он ни сделал, и чего бы Он ни захотел. Мы можем многого не понимать в силу испорченности нашего разума. Кто давал советы Господу, когда Он сотворил землю, кто протягивал вервь, когда строилась земля? В силу первородного греха и приобретенных впоследствии грехов, никто из людей не заслужил никакого спасения и прощения, напротив, все заслужили наказания. Но кого-то из заслуживших наказание Бог избирает к жизни. Но почему же не всех Он избирает к жизни?
Спасение человека не является предметом темы «честно-нечестно», потому что спасение — это дар благодати, подарок, который Господь дарит человеку, который этого подарка не заслужил. Только милость, только благодать Божья. В 1-ом послании к Коринфянам 1:21 апостол Павел пишет: «Ибо когда мир своею мудростью не познал Бога в премудрости Божией, то благоугодно было Богу юродством проповеди спасти верующих». Каких же верующих? «Посмотрите, братия, кто вы, призванные: не много из вас мудрых по плоти, не много сильных, не много благородных; но Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное…для того, чтобы никакая плоть не хвалилась пред Богом». Если же предположить, что человек имеет свободную волю, то он сам избирает Бога, я хороший, я сделал усилия над собой и достоин похвалы. Но все совсем не так. Бог избрал нас Сам, без какого-либо условия. «От Него и вы во Христе Иисусе, Который сделался для нас премудростью от Бога, праведностью и освящением, и искуплением, чтобы было как написано: «хвалящийся хвались Господом» (1-е Посл. К Коринфянам1:30.31). Христос – спасение наше, оправдание и воцарение наше, прославление наше. Все во всем. Спасение — это дар, это благодать, добрый, благой, незаслуженный дар. Посмотрите, кого в Новом Завете спасает Христос – мытарей, блудниц. С кем Он ест и пьет? С грешниками. Он собирает весь «люмпен» и дает им дар.
Избрание есть, принимает ли это человек или нет. Учении об аде мало проповедуют, чтобы не тревожить, но от этого ад не растворяется, молчим ли мы о нем или говорим. Он есть. Так есть и избрание, и это реальность. Учение об избрании присутствует как Ветхом, так и в Новом Завете.
Из всего человечества Господь избирает одного – из халдеев, из язычников и приказывает ему встать и идти, ибо из него Он хочет произвести великий народ. Авраам встает и идет, поверив Богу. Здесь явно избрание. Израиль избранный народ, но в основном этот народ неверующий, это показывает вся история Ветхого Завета. Но тем не менее это избранный народ. В псалме 105:43 читаем: «Вывел народ свой в радости, избранных Своих в веселии». Для того, чтобы им вверить Слово Божье, для того, чтобы из них родился Христос, чтобы из них было спасение миру. «Господь избрал Себе Иакова, Израиля в собственность Свою». Второзаконие 7:6 и 14:2 повторяет это. «Ибо ты народ святый у Господа Бога твоего, тебя избрал Господь Бог твой, чтобы ты был Его собственным народом из всех народов земле». «Не потому, чтобы вы были многочисленнее всех народов, принял вас Господь и избрал вас, ибо вы малочисленнее всех народов, но потому, что любит вас Господь».
Новый Завет. «Кто будет обвинять избранных Божьих?». В послании к Колоссянам 3:12 читаем: «Итак, облекитесь, как избранные Божии, святые и возлюбленные, в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение…» Избранные верующие – собственность Господа, мы принадлежим Ему. «Не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поставил вас, чтобы вы шли и приносили плод и чтобы плод ваш пребывал», — говорит Иисус. «Я о них молю, не о всем мире молю», — читаем слова Его в Евангелии от Иоанна, — но о тех, которых Ты дал Мне, потому что они Твои». Такими они были до сотворения мира. Как яснее можно сказать об избрании?
В книге Деяний мы читаем о том, как Варнава и Павел проповедуют язычникам. Читаем в 13-й главе, 48-м стихе: «Язычники, слыша это, радовались и прославляли слово Господне, и уверовали все, которые были предуставлены к вечной жизни». То есть, они до сотворения мира были предуставлены к вечной жизни, они и уверовали. Но не все язычники уверовали, а только те, которые были предуставлены через избрание и никак иначе.
Апостол Павел в послании к Римлянам приводит пример о братьях Иакове и Исаве: «Ибо, когда они еще не родились и не сделали ничего доброго или худого, — дабы изволение Божие в избрании происходило, не от дел, но от Призывающего, — сказано было ей: «больший будет в порабощении у меньшего», как и написано: «Иакова Я возлюбил, а Исава возненавидел». Только верой можно принять, что это справедливость.
Далее, ведомый Святым Духом, апостол Павел пишет: «Что же скажем? Неужели неправда у Бога? Никак». В Исходе 33:19 мы читаем: «И сказал Господь: Я проведу пред тобою всю славу Мою и провозглашу имя Иеговы пред тобою, и кого помиловать — помилую, кого пожалеть — пожалею». Это не зависит от человека, ни на сколько, все в воле Божьей. Итак, помилование зависит не от желающего и не от подвизающегося, но от Бога милующего (Послание к Римлянам 9:16). Илия жалуется Богу на Израиля, что остался он один, все неверующие, непорядочные и плохие. А Господь отвечает ему (Рим.11:5): «Так и в нынешнее время, по избранию благодати, сохранился остаток». Апостол Петр говорит: «Петр, Апостол Иисуса Христа, пришельцам, рассеянным в Понте, Галатии, Каппадокии, Асии и Вифинии, избранным…» (1-е Петра 1:1). Все послания обращены к избранным, призванным. «Верен Бог, которым призваны вы в общение Сына Его Иисуса Христа», — пишет апостол Павел в Послании к Коринфянам. Призванных действенным призванием. В богословии призыв описывается двух видов: один общий, который звучит всем людям. Но «много званых, мало избранных». Избранным же звучит действенный призыв, которому человек не может противостать никак. «Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, благословивший нас во Христе всяким духовным благословением в небесах, так как Он избрал нас в Нем прежде создания мира», — говорит апостол Павел в Послании к Ефесянам. Конечно же не просто так избрал, чтобы мы «позадирали носы». Нет. Но «чтобы мы были святы и непорочны пред Ним в любви…» Есть у Бога цель относительно нас. Так устремимся же к этой святости и непорочности пред Господом Богом, доверяясь Святому Духу и прося у Него мудрости, и возрастая в святости. Пусть Господь благословит Церковь, которую Он поставил на земле и нашу общину. Во имя Господа Иисуса Христа. Аминь.