Нагорная проповедь: утерянная суть
Важность Вечери и ответственность человека. Нагорная проповедь не является сборником моральных правил. Как правильно понимать слово «блаженны». Нагорная проповедь убеждает в невозможности исполнить Закон.
Тема наших сегодняшних размышлений – Нагорная проповедь. Но вначале мы обратимся к 1-му Посланию к Коринфянам, 11-й главе, 28-му стиху: «Да испытывает себя человек, и таким образом, пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей. Ибо кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет в осуждение себе, не рассуждая о теле Господнем. Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает». Умирает не в одночасье, как Анания и Сапфира, но все же умирает. Поэтому участие в Вечере Господней – дело архисерьезное, и неподобающее в ней участие порой влечет серьезные последствия. Ответственность за неподобающее участие в Вечере лежит как на ее участниках, так и на пресвитерах церкви. Мы верим, что принимать участие в Вечере человек может только после того как он принял водное крещение и заключил завет с Господом. Если же водного крещения не было, человек должен осознавать, что его могут постигнуть бедствия. Пасторы и пресвитера церкви должны научить, что есть Вечеря, и не становиться церберными псами, которые не пускают человека к вечере. У каждого из нас есть разум, и все мы понимаем, что есть Вечеря. Все мы крестились и все научены в той или иной мере.
Нагорная проповедь Иисуса Христа записана в Евангелии от Матфея с 5-ой по 7-ую главу. Начинается она словами Иисуса Христа: «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное». Есть люди, которым в силу определенных обстоятельств принадлежит Царство Небесное. И этим обстоятельством является нищета духа – духовное банкротство. Без этой нищеты духа не может быть никакого общения с Господом в принципе. Это четко и ясно объяснено Господом Иисусом Христом и описано Лукой в 18- ой главе Евангелия от Луки, где Иисус говорит притчу к некоторым, которые говорили о себе, что они праведные и уничижали других . Таковых в Церкви бывает очень много. Господь рассказывает притчу о том, как два человека вошли помолиться в Храм, один из них был фарисей, а другой мытарь. Вывод Господа из этой притчи — один скорее пойдет оправданным, чем другой. Потому что тот, который не смел глаз поднять, тот, который искренне раскаивался, он и является примером нищеты духа. Это пример тех нищих духом, о которых говорит Иисус Христос в Нагорной проповеди.
К сожалению, в силу «учительской» работы подавляющего числа проповедников, Нагорная проповедь разобрана на цитаты и поэтому превратилась в сборник моральных наставлений о том, как следует жить христианину. Но Господь, в отличие от многих сегодняшних учителей, никогда не говорил, что конкретно нельзя делать, а что можно. Он показывал суть, но не предлагал никакого законничества. Мы читаем Слово Божье, и в силу того, что у каждого из нас есть разумение и знание, мы можем определять, что можно нам делать, а что нет. Человек сам ответственен за свой выбор. Нагорная проповедь не является новым законом, который принес Иисус Христос, ибо Он и сам говорит, что Его вполне устраивает тот закон, который был дан через Моисея.
«Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить. (Ев. от Матфея 5:17)». Иисус является концом закона только о заместительной жертве, но есть еще моральный закон, и дальше Он говорит: «Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна йота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все». Но небо еще не прошло, и земля еще есть.
Господь ничего не отменяет, Он лишь подчеркивает, что Его слушатели неправильно понимают закон, который дал Моисей. Он приводит примеры того, что люди неправильно толковали и толкуют закон по сегодняшний день.
Блаженны нищие. Мы неоднократно подчеркивали, что это прекрасное и не устаревшее слово «блаженные» является выражением сути того, что говорит Господь Бог. Это слово не архаичное, оно из современного русского языка. Как же оно понимается? Многие сегодня не понимают этого слова, ибо словарный запас некоторых современных людей очень ограничен. Человек теряет понимание красоты окружающего мира через потерю в языке. У Евтушенко есть замечательное стихотворение про инфантильность людей, где он пишет: «…мальчик подлипало, мальчик спальчик с кем попало…книг хороших нечитальщик», то есть, откуда же тогда язык, если даже книг не читать.
Приведу светский пример. В конце 19-го века в Сан-Франциско родился человек в рабочей семье, имя мальчика было Джек. С 6 лет он уже продавал газеты – утренние и вечерние. Он закончил только начальную школу, с 14-ти лет он работал в прачечной по 14 часов в день. Когда он столкнулся с людьми не своего круга, он понял, что ничего не знает, очень сильно отстал, и тогда он устремился к самосовершенствованию и самовоспитанию, вместо прачечной по 14 часов он стал сидеть и читать словари, чтобы понять смысл слов. Благодаря этой титанической работе и своему таланту он сделал величайший прорыв. Джек Лондон был на втором месте по читаемости в Советском Союзе после Ганса Христиана Андерсена.
Итак, язык очень важен, так как он несет краски, несет чувства, многое наполняет смыслом. «Блаженный» в словаре Ожегова означает как «в высшей степени счастливый». По Ушакову это «счастливый, невозмутимо радостный». Новый толковый словарь Ефремовой – «тот, кто несказанно счастлив». Состояние счастья зависит от внешних обстоятельств, блаженство же не зависит от внешних обстоятельств, но дается оно благодаря связи с Богом. Существует два вида бедности: первая, когда у человека ничего нет на сегодняшний день, но он может заработать дневное пропитание, вторая – это полная нищета, невозможность добыть что-либо. В Деяниях, 3-ей главе, с 1-го стиха читаем: «Петр и Иоанн шли вместе в храм в час молитвы девятый. И был человек, хромой от чрева матери его, которого носили и сажали каждый день при дверях храма, называемых Красными, просить милостыни у входящих в храм. Он, увидев Петра и Иоанна перед входом в храм, просил у них милостыни». Здесь мы видим абсолютно беспомощного человека, пристально вглядывающегося в глаза апостолов.
В Нагорной проповеди нет инструкций и правил поведения, но через нее становится очевидной невозможность исполнить закон. Закон не плох, но плохи мы, и становимся еще хуже, когда надеемся, что можем из закона что-то исполнить. Закон есть отражение Божьей святости, мы не можем исполнить закон. Иисус говорит, что Он закон не отменяет, а призывает нас сокрушиться сердцем оттого, что не можем его исполнить. Нищие духом призываются наследовать царствие Божье, и обладают праведностью, которая превосходнее праведности книжников и фарисеев. Далее Иисус объясняет: «Вы слышали, что сказано древним: «не убивай, кто же убьет, подлежит суду». А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду». Кто может исполнить эту заповедь?
«Вы слышали, что сказано древним: «не прелюбодействуй. А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем. Если же правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну. И если правая твоя рука соблазняет тебя, отсеки ее и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну». Я так и вижу церковь одноруких и одноглазых. Дальше он говорит о разводе, и это является эдаким коньком для чистюль, дескать, я то — не разведен. А то, что я бью жену, то это ничего».
«Вы слышали, что сказано: «око за око и зуб за зуб». А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую…». Скажем честно, ничего из прочитанного у нас не получается. Если кто-то судится с тобой, отдай ему больше, чем он хочет. Кто может любить своих врагов? Все это невыполнимо. Все ли согрешения братьев и сестер наших мы забыли? Конечно нет. «Посему говорю вам: не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться». И это тоже не получается у нас.
Дальше сказано: «Многие скажут Мне в тот день: «Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили?». И тогда объявлю им: «Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие». Все добродетели, с которыми мы пришли к воротам Царства, ничего не стоят, потому что надо было просто услышать: «блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное». Аминь!