Творение. День седьмой. Часть 2
Бытие глава 2
2 И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил в день седьмый от всех дел Своих, которые делал.
3 И благословил Бог седьмой день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал.
Христиане всего мира собираются в Церковь в первый день недели. В седьмой день Бог почил от всех Своих дел. Церемониальная система жертвоприношений указывала на приход и жертву Мессии. Со времени воскресения Иисуса Христа поклонение Церкви происходит в первый день недели.
Сегодня мы прочитаем из книги Бытие, 2-й главы, 2-й и 3-й стих: «И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил в день седьмой от всех дел Своих, которые делал. И благословил Бог седьмой день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал». Библия знает все и дает исчерпывающие ответы на все вопросы, которые только могут возникнуть у человека. И на вопрос, почему все же воскресение, а не суббота, первый, а не седьмой день недели – день поклонения, Библия тоже дает ответ. Бог есть Дух, и Ему следует поклоняться в духе и истине. Вопрос: подходит ли для этого первый день недели, если – да, то почему? Под первым днем недели я имею ввиду воскресение. Весь цивилизованный мир начинает считать неделю от воскресенья. В нашем белорусском языке «нядзеля» – это воскресение, «панядзелак» – пасля нядзели. То есть прошла неделя и понедельник – это первый день, вторник – второй день, пятница – пятый день. Получается небольшое расхождение с мировым календарем, но особого значения это не имеет.
Как бы там ни было, почему мы здесь каждый седьмой день недели? Почему христиане всего мира приходят в Церковь в библейский первый день недели, то есть в воскресение? Не только христиане идут в воскресение в Церковь. Вспомним из советского стихотворения: «В воскресный день с сестрой моей, мы вышли со двора. «Я поведу тебя в музей», – сказала мне сестра». И так далее. В воскресный день они пришли к Ленину. То есть сестра Сергея Михалкова в воскресенье повела своего младшего братишку поклониться вождю, то есть восхититься им. Так что этот день давно и конкретно закреплен в наших мозгах и в нашем сердце.
Христиане отмечают воскресение по-разному, и отношение к первому дню разное. К сожалению, в нашей стране отношение к воскресному дню и к церкви в восточных областях за 70 лет коммунистического правления было значительно подавлено, хотя в западных областях это было не так заметно. В Европе традиция воскресного дня подавлена толерантностью и атеизмом. Исключением является только Польша, что меня поражает в хорошем смысле слова. Недавно случилось проезжать в воскресный день через Польшу, и было видно, как большинство людей сначала идут в костел, потом выходят из него, и посещающих костел стало больше, потому что запретили в воскресение торговлю в магазинах и на рынках, чтобы посвящать больше времени костелу и семье. Так было во всей Европе до войны, так было в Америке до 60-х годов. Конечно не все идут в церковь, потому что они возрожденные христиане. Многие идут потому, что это часть культуры, тем не менее, это часто помогает примириться с Богом.
Как же все это началось? Почему же первый день недели? Почему не пятница, не среда? В прошлый раз мы говорили о субботе, и о том, что иудейская суббота за ненадобностью ушла в небытие. Напомним, что суббота пришла с законом Моисея, она не пришла с сотворением мира. Про седьмой день недели мы читаем в книге Бытие, что Господь Бог почил от дел Своих. Не потому, что Он устал, а потому, что в седьмой день Он ничего не творил. Закон дает четвертую заповедь: «Помни день субботний» и связывает ее с книгой Бытия, показывая, что суббота привязана к церемониальному закону. В этот день люди приносили жертвы в храме, кровью которых окроплялось все, что нужно было окроплять, и это происходило по установленной заповеди. Мы нигде не читаем, что патриархи Авраам, Исаак и Иаков соблюдали субботу. Суббота, которая была в седьмой день творения мира, совсем не та суббота, о которой говорится в Законе. Что же предшествовало той божественной субботе? Ей предшествовали слова «и увидел Бог, что все хорошо весьма». Ни болезни, ни смерти, ни сорняков, которые надо полоть…
К сожалению, потом все изменилось. Люди согрешили и были изгнаны из рая, поэтому они болеют, умирают и борются с сорняками. Все это проклятие того страшного дня, когда человек ослушался Бога и согрешил против Него. Вся церемониальная система в иудейскую субботу призвана была напомнить людям, что они потеряли, и что они могут обрести с пришествием Мессии. Что же они потеряли? Они потеряли «хорошо весьма», они потеряли рай, общение с Богом, они стали смертными.
Когда пришел Господь Иисус Христос, Он исполнил закон, принеся Себя в жертву, о которой говорили жертвоприношения тех еврейских суббот. Еврейские субботы были не такими как суббота при сотворении, потому что это не был день покоя. Евреям необходимо было идти в храм в субботу и даже овечку нести для жертвоприношения.
Пришел Господь Иисус Христос, умер за людей, взяв на Себя их грехи. Когда это случилось, нужда в церемониальных обрядах отпала. Вот Спаситель! Вот жертва, Агнец Божий, который берет на Себя грех мира! Когда Жертва была принесена, суббота, как церемониальная связывающая всех жертвоприношений потеряла смысл. Поэтому апостол Павел пишет Колоссянам: «Итак, никто да не осуждает вас за пищу, или питие, или за какой‐нибудь праздник, или новомесячие, или субботу: это есть тень будущего…». Тень Христа. Та суббота – тень грядущего Христа. Господь Бог обещал евреям реставрацию того, что они потеряли. Через приход Мессии. Он пришел, пришел к своим, но свои Его не приняли и не поняли. Для подготовки прихода Мессии и нужна была суббота со всей системой жертвоприношений. Ветхозаветные отношения Бога с Израильским народом прекратились с распятием Господа Иисуса Христа, теперь действует Новый Завет, как сказал Он на последней Вечере: «Сия чаша есть Новый Завет в моей крови», то есть устанавливаются новые заветные отношения через кровь Господа Иисуса Христа. Через веру в Господа Иисуса Христа мы вступаем в новые заветные отношения с Господом Богом. Это было обещано еще в Ветхом завете, когда через пророков Он говорит, что даст новое, плотяное сердце, а каменное заберет.
Богу поклоняться необходимо, это ясно. Но теперь мы вспоминаем не сотворение мира, а Спасителя, и празднуем спасение, которое принес Господь Иисус Христос. Всемирная церковь отнеслась к этому очень серьезно, и вот уже две тысячи лет христианская церковь поклоняется в первый день недели. Перед проповедью было прочитано из Евангелия от Матфея, из 28-й главы: «По прошествии же субботы, на рассвете первого дня недели, пришла Мария Магдалина и другая Мария посмотреть гроб». То есть они пришли в первый день недели ко гробу, встретили ангелов, которые сказали, что Он воскрес. С этого момента первый день недели уже не тот, который был до этого, это уже абсолютно особый день. Мы читаем о первом поклонении в первый день. Когда Петр и Иоанн устремились ко гробу, чтобы удостоверились, что Господа нет в нем и шли назад, «Иисус встретил их и сказал: радуйтесь! И они, приступив, ухватились за ноги Его и поклонились Ему».
В этот же день на дороге в Эммаус Иисус Христос встречает двоих учеников и беседует с ними. Они приглашают Его покушать с ними, Он садится с ними, преломляет хлеб, и они понимают все, а Он становится невидим для них. Они бегут в Иерусалим, и вечером этого же дня, встретившись с остальными учениками, они видят снова воскресшего Иисуса. Двери и окна при этом заперты, но появляется Господь, становится посреди них и говорит: «Мир вам». И все это в первый день недели. Иоанн также повествует, что «В первый же день недели Мария Магдалина приходит ко гробу рано». У евангелиста Иоанна все события этого дня описаны, и он говорит примечательные слова в конце своего евангелия. «Много сотворил Иисус пред учениками Своими и других чудес, о которых не писано в книге сей». (Ев. от Иоанна 20:30) Много внимания сконцентрировал евангелист Иоанн именно на первом дне. Потому что именно в этот день Господь воскрес из мертвых, явился ученикам на дороге в Эммаус, первое поклонение Иисусу, второе поклонение воскресшему Господу, и все это в один день. Почему именно этот день? Почему первый день недели? Потому что Бог избрал его. Более того, Бог избрал этот день задолго до того, как свершились события, задолго до воскресения Иисуса Христа, задолго до Его рождения, задолго до написания Нового Завета.
В книге Деяний во второй главе мы читаем: «При наступлении дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе». Что это был за день Пятидесятницы? Возвратимся к Моисею, к книге Левит. «Отсчитайте себе от первого дня после праздника, от того дня, в который приносите сноп потрясания, семь полных недель, до первого дня после седьмой недели отсчитайте пятьдесят дней». Это и был как раз день сошествия Святого Духа, пятидесятый день после вознесения Иисуса Христа. В этот день от проповеди Петра покаялись около трех тысяч человек. И все это в первый день недели. Сошествие Святого Духа, проповедь Петра, покаяние и крещение около трех тысяч человек и есть начало функционирования христианской Церкви.
В Новом Завете нет заповеди о первом дне недели, но совершенно очевидно, что этот день Господь наполняет особыми благословениями. Учредив институт апостольства, Господь упрощает институт священников при храмах. Вместе с ними и церемониальный закон, храм и иудейскую субботу. Теперь у нас нет храма, нет жертвоприношений, нет священников и первосвященников, мы не являемся участниками еврейского завета, мы участники Нового завета, и у нас новый день для поклонения. Но он никак не похож на иудейскую субботу. Единственная схожесть – и тот и другой день установлен для воспоминания и поклонения. Там воспоминание о творении, здесь — о воскресении Спасителя и о самом спасении. Суббота Моисеева закона – труд и далеко не покой. Воскресение – день наслаждения общения с Богом. Мы говорим в этот день о Боге, о Его любви и милости, о будущем, которое нас ждет, этот день ни в коем случае не должен быть проклятием для нас. Он не должен быть бременен или тяжестью. Душа в этот день должна обновляться и радоваться. В этот день мы поклоняемся нашему Господу и говорим «Аллилуйя». Велик наш Бог в творении, но еще большее величие Бога в спасении. Бог отдает Своего Сына. В послании к Галатам 4:9 мы читаем: «Ныне же, познав Бога, или, лучше, получив познание от Бога, для чего возвращаетесь опять к немощным и бедным вещественным началам и хотите еще снова поработить себя им? Наблюдаете дни, месяцы, времена и годы». После пятидесятницы ученики постоянно пребывали в учении апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах. Это наш день. Общение, преломление хлеба, учение Апостолов и молитвы. Это и есть наша христианская суббота. Этому и призвано служить воскресение – чтобы мы общались, радовались общению друг с другом, вместе молились и прославляли Господа, пребывали в учении апостолов.
В Деяниях апостолов мы читаем о воскресном дне: «А мы, после дней опресночных, отплыли из Филипп и дней в пять прибыли к ним в Троаду, где пробыли семь дней. В первый же день недели, когда ученики собрались для преломления хлеба, Павел, намереваясь отправиться в следующий день, беседовал с ними и продолжил слово до полуночи».
Наставление Павла для Коринфской церкви: «В первый день недели каждый из вас пусть отлагает у себя и сберегает, сколько позволит ему состояние. Когда же приду, то, которых вы изберете, тех отправлю с письмами, для доставления вашего подаяния в Иерусалим».
Через 60 лет после воскресения Иисуса Христа апостол Иоанн пишет в книге «Откровение»: «Я, Иоанн, брат ваш и соучастник в скорби, и в царствии, и в терпении Иисуса Христа, был на острове, называемом Патмос, за слово Божие и за свидетельство Иисуса Христа. Я был в духе в день воскресный…». В оригинале стоит; «в день Господень».
Чего же ожидает Господь от нас в этот день? Чтобы мы славили Его, радовались, общались, познавали Его более и более через Писание, чтобы молились и преломляли хлеб. Мы не налагаем ни на кого никаких обязательств. Потому что, как только появляются какие-то обязательства, появляются и бремена. Наше желание добровольное, без какого-либо принуждения. Мы уже давно не говорим о том, что в воскресенье можно делать, а чего нельзя делать. Потому что это лицемерие. Мы хотим славить Спасителя, поклоняться Ему и радоваться. Мы любим Господа, славим Его и поклоняемся Ему в этот замечательный день. Пусть всех нас благословит Господь. Аминь!