Рождество Иисуса Христа и непорочное зачатие
Евангелие от Матфея 1:18-25
18 Рождество Иисуса Христа было так: по обручении Матери Его Марии с Иосифом, прежде нежели сочетались они, оказалось, что Она имеет во чреве от Духа Святого.
19 Иосиф же, муж Её, будучи праведен и не желая огласить Её, хотел тайно отпустить Её.
20 Но когда он помыслил это, – се, Ангел Господень явился ему во сне и сказал: Иосиф, сын Давидов! не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святого;
21 родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасёт людей Своих от грехов их.
22 А все сие произошло, да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит:
23 «се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, что значит: с нами Бог».
24 Встав от сна, Иосиф поступил, как повелел ему Ангел Господень, и принял жену свою,
25 и не знал Её, как наконец Она родила Сына Своего первенца, и он нарёк Ему имя: Иисус.
Что означает термин «непорочное зачатие». Царское и Божественное происхождение Иисуса Христа в евангелии от Матфея. Мифы древних греков. Ангел во сне является Иосифу. Сбывшееся пророчество Библии о месте рождения Мессии. О сновидениях.
Тема сегодняшней нашей проповеди: «Рождество Иисуса Христа и непорочное зачатие». Евангелие от Матфея, 1-я глава, с 18-го стиха: «Рождество Иисуса Христа было так: по обручении Матери Его Марии с Иосифом, прежде нежели сочетались они, оказалось, что Она имеет во чреве от Духа Святого. Иосиф же, муж Ее, будучи праведен и не желая огласить Ее, хотел тайно отпустить Ее. Но когда он помыслил это, — се, Ангел Господень явился ему во сне и сказал: Иосиф, сын Давидов! не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святого; родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их. А все сие произошло, да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит: «се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, что значит: с нами Бог». Встав от сна, Иосиф поступил, как повелел ему Ангел Господень, и принял жену свою, и не знал Ее, как наконец Она родила Сына Своего первенца, и он нарек Ему имя Иисус».
Определимся прежде всего с термином «непорочное зачатие». Ни в коем случае не надо думать, что законные половые отношения являются пороком. При сотворении мира Господь дал людям заповедь плодиться и размножаться, и населять землю. Непорочное зачатие означает, что первородный грех не входит в зачатое существо. В этом смысле такой человек рождается, не будучи носителем первородного греха. Евангелист Матфей написал свое евангелие после 10-15 лет после воскресения Иисуса Христа. Цель написания его в том, что родившиеся церкви и распространившиеся тогда по всей империи стали допускать сомнения в том, что Господь Иисус Христос был Богом, что Он был простым человеком или учителем и так далее.
Обратим наше внимание на начало первого и восемнадцатого стиха евангелия от Матфея. В первом стихе — начало родословия Иисуса Христа, в восемнадцатом – рождество Иисуса Христа. Что же общего в этих отрывках? Если посмотреть на оригинал этого текста, то картина выглядит иначе. В оригинальном греческом тексте и в первом и в восемнадцатом стихе используется слово «генезис». Тогда начала этих стихов будут выглядеть примерно так: «Книга генезиса Иисуса Христа», и «генезис Иисуса Христа». При переводе этот нюанс теряется, но в чем же он? Нюанс в том, что с первых стихов апостол Матфей показывает царское происхождение Иисуса Христа, что Он – Царь, Его происхождение царское, а начиная с 18-го стиха описывается Его Божественное происхождение. Нам открывается, что Иисус Христос стопроцентный человек и стопроцентный Бог. Не полубог и получеловек, как кентавры. Это подтверждает христианское богословие о триединстве Бога. Дьявол, видя, как распространяется христианская Церковь, видя, что его рабов расхищает Сын Божий, очень активно начал бороться против Господа Иисуса Христа. В одном месте в евангелии от Матфея Иисус Христос спрашивает у книжников и фарисеев: «что́ вы думаете о Христе? чей Он Сын? Говорят Ему: Давидов. Говорит им: как же Давид, по вдохновению, называет Его Господом, когда говорит: «сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих»? Итак, если Давид называет Его Господом, как же Он Сын ему?». Обращаясь к Мессии, Давид называет Его Господом. Получается, что Он – Сын Божий, и в то же время, Он – Сын Давида. Поэтому имели место нападки на происхождение Иисуса Христа, и сомнения, что отцом Его является Святой Дух. Люди того времени имели другую культуру, другое образование, у них были другие радости и много чего другого. Жизнь греков того времени была очень интересна, и очень сильно она отличалась от жизни евреев, которая обуславливалась законом и строилась по закону. У греков же существовало очень много мифов и воспоминаний о снисхождении богов на землю с целью войти к женщине, чтобы она зачала и родила ребенка. У евреев таких мифов не было, сексуальные отношения строго регламентировались законом. Нарушение этих законов могло привести к высшей мере наказания – побиванию камнями. Греки же поклонялись огромному количеству богов, среди которых был и Дионис, бог вина и винограда, он же Вакх, и по-латински Бахус. От Вакха произошло слово «вакханалия». На таких вакханалиях греки наливались вином, от которого бывали беспутства, и потом у них рождались дети. При этом они говорили, что боги посетили женщину. Был такой царь Филипп второй, Македонский, у него была жена Олимпиада, и сучилось так, что она зачала и родила ребенка, а Филипп оказался ни причем. Считалось, что Зевс пришел к ней в образе змея, после чего родилось дитя, которое потом стало Александром Македонским. Легенда эта постоянно поддерживалась его матерью Олимпиадой, да и сам Александр не отрицал этого.
Критики божественного происхождения Иисуса Христа говорили, что с Иисусом Христом и Девой Марией произошло что-то подобное. Но на самом деле история с Македонскими выглядит какой-то грязной, в божественной же истории грязи никакой нет. У Матфея мы читаем: «…по обручении Матери Его Марии с Иосифом, прежде нежели сочетались они, оказалось, что Она имеет во чреве от Духа Святого». Совсем другая история, чем про Зевса и Олимпиаду.
Иосиф, как человек набожный, хотел отпустить Марию, но ему явился во сне ангел и сказал: «Иосиф, сын Давидов! не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святого; родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их». Наверное, Иосиф был в шоке от произошедшего, он был в замешательстве. Но «Иосиф же, муж Ее, будучи праведен и не желая огласить Ее, хотел тайно отпустить Ее». Среди огромного количества евреев были люди реально набожные и реально праведные с точки зрения праведности закона. Таковым был и Иосиф, он был человеком верующим и пребывающим в Слове Божьем, он молился, постился, соблюдал закон. В главе 2, в евангелии от Матфея мы читаем: «Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с востока и говорят: где родившийся Царь Иудейский?». Узнав об этом, царь Ирод позвал к себе книжников, первосвященников, тех, кто разбирался в Писании, и эти люди, на основании Писания, указали Ироду на город Вифлеем. Очень важно, как мы относимся к Писанию, как Слову Божью или как к выдумкам людей. Если это Слово Божье, и оно говорит о том, что Царь должен родиться в Вифлееме, то волхвы, изучавшие Писание, приходят к Ироду и спрашивают, где же Царь? Ирод встревожен и повелевает искать Его, искать в Вифлееме, как говорит Слово Божье. «…и ты, Вифлеем, земля Иудина, ничем не меньше воеводств Иудиных, ибо из тебя произойдет Вождь, Который упасет народ Мой, Израиля».
Еще один пример. Симеон. «…муж праведный и благочестивый, чающий утешения Израилева; и Дух Святой был на нем. Ему было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня. И пришел он по вдохновению в храм. И, когда родители принесли Младенца Иисуса, чтобы совершить над Ним законный обряд, он взял Его на руки, благословил Бога и сказал: ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром…» Мы видели, что были люди, которые трепетно относились к Слову Божьему и воспринимали его, как именно Слово Божье.
Итак, Иосиф, муж Марии, после сообщения ангела был в шоке, но тот указывает ему на Писание, на пророка Исаию и говорит: «…все сие произошло, да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит: «се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, что значит: с нами Бог». Это увидел Иосиф во сне. О сновидениях потом говорит Петр в Деяниях Апостолов: «И старцы ваши сновидениями вразумляемы будут».
Что же такое сновидения? Это субъективное восприятие образов, зрительных, слуховых, тактильных, вкусовых и обонятельных, возникающих в сознании спящего человека, а также и у некоторых животных. Эти образы мы переживали раньше, они могут видоизменяться, но строятся они на пережитом нами в действительности. Если же человек пребывает в Слове Божьем и молитве, может ли это отображаться во сне? Я не призываю купить сонники и разгадывать сны, но тем не менее пережитое нами может приходить к нам в виде каких-то подсказок и может оказывать на нас влияние. Иосиф спал, и проснувшись от сна, он принял Марию. Пользуясь случаем, призываю вас больше пребывать в Слове Божьем, потому что это так или иначе может отражаться на нашем восприятии образов, даже тех, которые приходят к нам во сне. Возможно, и нам Ангел хочет нам что-то сказать или нашептать. Пусть наше мировоззрение больше и больше будет строиться на восприятии Слова Божьего. Всех поздравляю с Рождеством Христовым, благословений вам, благодати, здоровья и счастья в Наступающем году! Мир в ваши дома и всем вам! Слава Господу за все Его милости, за все Его великие дела! Аминь!