Покаяние. В чем проблема Иоаннова крещения?
Евангелие от Матфея глава 3
1 В те дни приходит Иоанн Креститель, и проповедует в пустыне Иудейской,2 и говорит: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное.3 Ибо он тот, о котором сказал пророк Исаия: «глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему».4 Сам же Иоанн имел одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих, а пищею его были акриды и дикий мёд.5 Тогда Иерусалим и вся Иудея и вся окрестность Иорданская выходили к нему6 и крестились от него в Иордане, исповедуя грехи свои.7 Увидев же Иоанн многих фарисеев и саддукеев, идущих к нему креститься, сказал им: порождения ехиднины! кто внушил вам бежать от будущего гнева?8 Сотворите же достойный плод покаяния9 и не думайте говорить в себе: «отец у нас Авраам», ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму.10 Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь.11 Я крещу вас в воде в покаяние, но Идущий за мною сильнее меня; я не достоин понести обувь Его; Он будет крестить вас Духом Святым и огнём;12 лопата Его в руке Его, и Он очистит гумно Своё и соберёт пшеницу Свою в житницу, а солому сожжет огнём неугасимым.
Крещение Иоанново не дает спасения. Царство приблизилось, но необходимо покаяние. Три составляющие истинного покаяния. Фарисеи и саддукеи объединились против Иоанна. Иоанн крестит в воде и возвещает, что Христос будет погружать нас в Святой Дух.
Тема сегодняшней нашей проповеди: «Покаяние. В чем проблема Иоаннова крещения?».
На самом деле проблема есть и заключается она в следующем. В книге Деяния святых апостолов мы читаем следующие слова. Когда Павел находит учеников в Ефесе, он спрашивает их: «приняли ли вы Святого Духа, уверовав? Они же сказали ему: мы даже и не слыхали, есть ли Дух Святой. Он сказал им: во что же вы крестились? Они отвечали: во Иоанново крещение. Павел сказал: Иоанн крестил крещением покаяния, говоря людям, чтобы веровали в Грядущего по нем, то есть во Христа Иисуса».
Мы видим, что ни покаяние, проповедуемое Иоанном, ни крещение, которое он преподавал, никакого спасения не дает. Зачем же все нужно было делать? Дело в том, что Иоанн – последний пророк Ветхого Завета. Бог говорил через пророков, говорил, а потом замолчал на 400 лет. Это большой срок. Например, 400 лет назад Беларусь была Великим Княжеством Литовским и находилась в своем золотом веке. Это было время Радзивилов, время Вильяма Шекспира в Британии и других многих великих людей, время Иоанна Грозного, который начал делать поползновения и оттяпал Полоцк от Княжества Литовского. Все это было 400 лет назад, и это огромный срок. Бог молчал 400 лет. И как гром среди ясного неба – в пустыне появился человек по своему обличию и образу жизни, по горящему взору напоминающий пророка. Все области Израиля, Иерусалим, Иудея приходили к нему креститься. Да, он последний пророк, он воплощение слов пророка Малахии, который писал о слове Бога: ««Вот, Я пошлю к вам Илию пророка пред наступлением дня Господня, великого и страшного. И он обратит сердца отцов к детям и сердца детей к отцам их, чтобы Я, придя, не поразил земли проклятием».
Вот и явился Илия-пророк в пустыне и кричит: «Покайтесь! Ибо приблизилось Царство Небесное». Люди ждали, ждали, когда придет Мессия, когда придет избавитель и настанет век благосостояния и будет восстановлено царство Давида. Ждали, ждали и дождались. Илия проповедует у Иордана: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное. Приготовьтесь. У меня для вас есть две вести: хорошая и плохая. Хорошая в том, что Царство, которого все ждали, приблизилось. Второе –увы, вы недостойны, вы не сможете войти. Покайтесь!»
Что такое библейское покаяние? Оно предполагает три шага: умственное, ментальное осознание греха, чувственное осознание греха, и третье – желание перемен. То есть понимание умом, понимание сердцем и желание что-то изменить. Все это должно соединиться в те слова, которые буквально накричал в послании к Римлянам апостол Павел: «Бедный я человек! Кто избавит меня от этого тела смерти?» Любой из этих трех шагов – это дар Божий. Мы можем и должны молиться об этих дарах. Сами мы не можем ни осознать грех, ни почувствовать сердцем, ни тем более потребовать каких-то перемен. Во 2-м послании к Тимофею мы читаем: «рабу же Господа не должно ссориться, но быть приветливым ко всем, учительным, незлобивым, с кротостью наставлять противников, не даст ли им Бог покаяния к познанию истины». Так вот, Бог дает и первое, и второе, и третье.
Первое – умственное осознание того, что есть грех. Это вступление в покаяние. Если мы не будем знать, что такое грех, то все останется на своих местах. Покаяние начинается с умственного познания, и здесь особых проблем нет. Совесть и закон говорят нам о грехе. Можно спросить любого человека на улице, и он ответит, что согрешает, как и все. Умом знает, понимает, грех к себе применяет, иногда, правда, с задержкой. Так, Давид после согрешения с Вирсавией и убийства чужими руками Урии, ее мужа, жил спокойно, пока Нафан не обличил его. Тогда только у Давида что-то «щелкнуло» в голове. То есть люди знают о грехе, но без продолжения это знание абсолютно ничего не дает. Согрешил и никаких проблем. Фараон. Сколько раз из десяти казней, начиная с четвертой, он говорит: «Согрешил я пред Господом». А дальше – передумал, ожесточил сердце свою, вернулся «на свою блевотину». Валаам. Он, морально нестойкий, призываемый произнести проклятие, обличенный ослицей тоже говорит: (Чис. 22:34) «согрешил я». И что дальше? Пошел продолжать свою нестойкость. Ахан. Из книги Иисуса Навина. Он припрятал из заклятого, и когда все выяснилось, он говорит: «Согрешил я пред Господом Богом Израилевым». И что? Ничего. Саул. Сколько раз говорил он, что согрешил пред Господом, когда пытался убить Давида. И что? Ничего. Ни в одном из этих случаев не видно продолжения сердечного вопля, сердечного переживания. Знание своего греха должно привести к духовному переживанию, иначе ничего не будет. Если мы не поймем грех сердцем, если не будет духовных переживаний, ничего не может измениться. Яркий пример этому Давид. В псалме 50-м он говорит: «Помилуй меня, Боже, по великой милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих изгладь беззакония мои». Сердце Давида прониклось ужасом того поступка, который он совершил. «…от греха моего очисти меня, ибо беззакония мои я сознаю, и грех мой всегда предо мною». Не просто знает, но и переживает. Его эмоции и чувственные переживания как раз и требуют перемен. «Сердце чистое сотвори во мне, Боже, и дух правый обнови внутри меня», — говорит Давид. Это желание. Сначала он умом понимает, потом начинаются духовные переживания, затем желание что-то менять.
Чувственные переживания не всегда правильные, и история с богатым человеком из евангелия от Луки, из 18-й главы тому свидетельство. «И спросил Его некто из начальствующих: Учитель благий! Что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?» Мы помним продолжение, Иисус спрашивает, знает ли он основные заповеди из закона. Законник отвечает, что делает он все это с детства. Но если ты такой весь правильный, продай имущество свое и раздай нищим. «Он же, услышав сие, опечалился». Это печаль сердца. Тут тоже человек опечалился, но не в ту сторону.
Каждый человек должен осознать свою несостоятельность перед Богом. Многие люди сожалеют о последствиях – испорченная репутации, испорченное будущее, что-то не так. Но это не есть библейское покаяние. Иуда, как пишет Матфей, раскаялся, сделав зло, но не покаялся перед Богом, а пошел и удавился.
Знания пробуждают чувства, и если они направлены в правильную сторону, то пробуждают желание. Желание перемен, поворот на 180 градусов. Это и есть обращение. В Новом Завете масса примеров: притча о блудном сыне – осознал, почувствовал, захотел, пошел и покаялся. Кающийся разбойник на кресте говорит: «И мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли, а Он ничего худого не сделал. И сказал Иисусу: помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое!»(Ев. от Луки 23:41,42). Тут есть осознание греха, переживание и желание перемен. Именно такого покаяния требует Иоанн Креститель. Да, но оно не дает спасения, потому что нет последнего звена. Покаяние покаянием, но нет веры в Господа Иисуса Христа. Иоанн Креститель только готовит всех к приходу Царя. Люди с таким покаянием должны легко принять Господа Иисуса Христа.
Тут на сцене появляются книжники, фарисеи и саддукеи. Это непримиримые враги. Фарисеи – это консерваторы, а саддукеи – это либералы. Они не могут сосуществовать вместе, казалось бы, но они могут дружить против кого-то и еще как. Мы видим, что во всех евангелиях они объединялись. Две противоположности, но «они сошлись вода и камень, стихи и проза, лед и пламень», чтобы дружить против Иоанна Крестителя и против Христа. Но на всякий случай они решили принять крещение от Него, чтобы не оказаться за бортом общества, при этом продолжать свои дела. Иисус же говорит им: «не думайте говорить в себе: «отец у нас Авраам», ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму. Вообще, тогда крестили только язычников, и в результате крещения они отказывались от своего язычества и входили в еврейское общество.
Дальше Иоанн говорит о суде: «Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь». Покаяние должно принести какой-то плод. Если не будет плода доброго, то будет суд. Огонь в Библии означает суд, это видно из огромного количества отрывков Нового и Ветхого завета. Например, в книге Бытие 19:24 написано: «И пролил Господь на Содом и Гоморру дождем серу и огонь от Господа с неба». «И вышел огонь от Господа и пожрал тех двести пятьдесят мужей, которые принесли курение. (Числа 16:35). Ибо Господь, Бог твой, есть огонь поядающий, Бог ревнитель (Втор. 4:24).
Иоанн Креститель говорит о трех крещениях: «Я крещу вас в воде в покаяние, но Идущий за мною сильнее меня; я не достоин понести обувь Его; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем…» (Ев. от Матфея 3:11). Духом Святым и огнем –это разные крещения. Многие полагают, что крещение Духом Святым и огнем – это одно и то же крещение и ссылаются на день Пятидесятницы. Но в тот день были языки «как бы огненные». Но перед этим Иоанн говорит об огне, как о суде. Крещение – это погружение. «Я погружаю вас в покаяние, Идущий за мной будет погружать вас в Дух Святой». Это отдельная тема о погружении в Святого Духа. Но это именно то, что следует за покаянием, это погружение в Господа Иисуса Христа верою. «Он будет погружать вас в Духа Святого, чтобы вы, погрузившись в Него, вышли верующими людьми». Дальше он говорит…и огнем. И это о суде. Пшеницу собирают в житницу, а мусор собирают – и в печку. Поэтому Иоанн Креститель и призывает приготовиться. Этот призыв звучал для тех людей, он звучит и сегодня для каждого из нас. У нас, в отличие от времени Иоанна Крестителя, есть ключевой момент этой истории – Господь Иисус Христос. Покаяние, которое заканчивается верою в Господа Иисуса Христа. Мы не можем исполнить заповеди Господа так, как Он этого требует. Притворно и на словах – возможно, но не на самом деле. Плоть требует от нас плотского, а дух духовного. Мы живем в состоянии войны, но на нашей стороне Господь, который дает силы противостоять злу и ведет нас по жизни. Он принял мучения на Голгофском кресте, беря на Себя вину за наши грехи. С этой нашей виной Он предстал пред Господом Богом, и Бог отвернулся от Него. «Боже мой! Боже мой! Для чего Ты оставил Меня?». За наши грехи Господь Иисус был наказан смертью. Он умирает, но оставляет нам уникальную возможность принять праведность Иисуса Христа, которая вменяется по вере. Сегодня мы вспоминаем о страданиях нашего Господа. К каждой Вечере мы должны подходить серьезно, понимая и осознавая, что есть грех и что он сотворил с нами, с Господом Иисусом Христом, которому пришлось умереть за наши грехи. В смирении мы должны припасть к ногам Спасителя и принять плоть Его и кровь Его. Аминь.