Иисус Христос и Закон
17 Не думайте, что Я пришёл нарушить закон или пророков: не нарушить пришёл Я, но исполнить.18 Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все.
Слово Закон чаще всего ассоциируется с Декалогом. Фарисейское отношение к субботе. Закон был дан в пустыне для построения еврейского общества. Иисус исполнил обе части Закона – церемониальный и моральный. В Новом Завете Иисус обобщает заповеди Декалога.
Тема сегодняшней проповеди «Иисус Христос и Закон». Прочитаем из Евангелия от Матфея из 5-й главы, 17-й и 18-й стих. «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить. Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна йота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все». Отрывок начинается со слов «не думайте». Люди думали, что Он пришел нарушить Закон, более того, они надеялись, что Он отменит Закон, и на то были у них основания, которые они строили на Писании.Теперь несколько слов о том, с чем ассоциируется слово «Закон». Если, например, я скажу слово «мяч», у каждого из нас возникнет свое представление – у кого-то футбольный, у кого-то теннисный, у кого-то детский резиновый мячик. Слово Закон у большинства из нас ассоциируется с Декалогом. Мы смотрим на то время, не на сегодняшний день. Во времена Господа Иисуса Христа слово Закон означало у евреев четыре вещи: первое – Декалог, второе –Пятикнижие Моисея и пророки, третья – Писание в целом, четвертое – это то, чему учили фарисеи, их интерпретация Закона. Все это стопроцентно верно. Книжники и фарисеи представляли при этом свою интерпретацию Закона. В 23 главе Евангелия от Матфея Иисус Христос говорит: «Горе, горе, горе…». «И сказал: на Моисеевом седалище сели книжники и фарисеи… связывают бремена тяжелые и неудобоносимые и возлагают на плечи людям, а сами не хотят и перстом двинуть их…» (Ев. от Матфея 23:2,4) Люди стонут под бременем и ожидают, что придет кто-то и изменит Закон.
В декалоге есть заповедь: «Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай всякие дела твои, а день седьмой — суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришелец, который в жилищах твоих…». (Исход 20:8-10) По сути понятная заповедь – не работай. А что есть работа? Кто-то сегодня работает, например, корректором и читает, это работа или нет? Книжники подумали и решили, что работа – это перенос каких-то тяжестей. Тогда возникает другой вопрос, что есть тяжесть? По долгом рассуждении книжники и фарисеи пришли к такому заключению. Тяжесть – это пища, равная весу сухой ягоды инжира, равная весу чаши вина, равная большому глотку молока, меду, прикладываемому к ране, равная количеству воды для промытия глаза, весу чернил для написания двух букв, равная весу пергамента для записи рецепта, все это в конце концов и есть бремена неудобоносимые. Нельзя передвинуть в субботу светильник с места на место, нельзя женщине одевать брошь, нельзя воткнуть иголку в одежду — все это тяжести. Носить парик, брать ребенка на руки, все это нельзя. Это было бременем для народа, люди стонали и ждали того, что обещал пророк Иеремия. «Вот, наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет…». (Иеремия 31:31) Значит, будет новый Завет, и все ждали Мессию. Тут появляется Иисус, но Он учит, что Новый Завет и новый Закон – это не одно и то же. Новый Завет — это завет благодати, спасения по благодати. А что же с Законом? Закон остается Законом как и был. Христос говорит: «Не думайте, что Я пришел нарушить Закон или пророков, не нарушить пришел Я, но исполнить».
Если мы ассоциируем слово Закон с Декалогом, то что имел ввиду Иисус, когда говорил: «Не думайте, что я пришел нарушить Закон или пророков»? В те времена такие понятия как Закон Божий, Закон и пророки, Писания, Слово Божие были равнозначны и взаимозаменяемы и имели одно и то же значение. Все то, что мы называем сейчас Ветхим Заветом, люди воспринимали как Закон. Поэтому Иисус говорит, что Он пришел не разрушить Ветхий Завет, но исполнить. «Закон и пророки до Иоанна; с сего времени Царствие Божие благовествуется, и всякий усилием входит в него. (Ев. от Луки 16:16) Это значит, что от начала творения до Иоанна Крестителя были Закон и пророки, со времен Иоанна Крестителя благовествуется Царство Божие и всякий усилием входит в него. «И, начав от Моисея, из всех пророков изъяснял им сказанное о Нем во всем Писании». (Ев. от Луки 24:27) «И сказал им: вот то, о чем Я вам говорил, еще быв с вами, что надлежит исполниться всему, написанному о Мне в законе Моисеевом и в пророках и псалмах». (Ев. от Луки 24:44) Всё, абсолютно всё говорит о Господе Иисусе.
Теперь поговорим более подробно о Законе. «И говорил Господь к вам из среды огня; глас слов Его вы слышали, но образа не видели, а только глас; и объявил Он вам завет Свой, который повелел вам исполнять, десятословие, и написал его на двух каменных скрижалях…» (Второз. 4:12,13) Речь идет о Декалоге, о двух каменных скрижалях, одна из которых об отношении человека к Богу, а вторая – об отношении человека к человеку. «И повелел мне Господь в то время научить вас постановлениям и законам, дабы вы исполняли их в той земле, в которую вы входите, чтоб овладеть ею». (Второз. 4:14) Это уже не Декалог, это постановления, повеления и законы. Это есть не что иное как основы для судебной системы и религиозной практики.
Евреи толпой вышли из Египта, у них тогда не было закона ни о богослужении, ни о межличностных отношениях между собой. Они жили в Египте по законам фараона, где поклонялись жуку и жабе. Выйдя из Египта, евреи сталкиваются с проблемой: они толпа, и ей надо управлять. Самоуправление необходимо на чем-то основывать. Поэтому Бог диктует через Моисея весь Закон для построения общества: как наказывать за преступление, как и кому передавать наследие, кто может, кто не может наследовать – огромное количество всевозможных законов, которые должны были регулировать вновь появившееся общество людей. Они должны были регулировать все аспекты их жизни. Условно можно было все разделить на три части: Декалог, судебная система и религиозные церемонии. Декалог – это общечеловеческие моральные принципы, необходимые каждому народу. Каждый народ должен жить по этим принципам: почитай Бога, не кради, не убивай, шесть дней работай, а седьмой день Богу. Судебная система и жизнь Израиля – юридическая система взаимоотношений между людьми. Третья часть о том, как проводить богослужения: во что должен одеваться священник и т.д., и это конкретно касалось еврейского общества. О каком же из этих трех законов говорит Иисус? Обо всех трех, о всем Писании. Он исполняет Закон, не только делая, но и тем, Кем Он является. В книге Бытие Он – семя жены, лев из колена Иудина, в книге Исход Он пасхальный Агнец, в книге Левит Он первосвященник, в книге Чисел Он столп огненный ночью и столп облачный днем, во Второзаконии Он пророк из среды Израиля как и Моисей, в книге Иисуса Навина Он начальник спасения, в книге Судей он главенствующий судья, в книге Руфь Он родственник и спаситель, в первой и второй книге Царств – пророк, которому можно верить, в третьей и четвертой книге Царств Он верховный Царь, в книге Ездры Он верный книжник, в Неемии – строитель разрушенной стены, в книге Есфирь – Мардохей, спасающий евреев, в книге Иова – вечно живой Искупитель, в Псалтире – пастырь наш, в книге Премудрости – премудрость, в Песне Песней Он жених. Пророки все о Нем говорят.
Как Господь Иисус Христос исполнил юридический закон для еврейского народа? Что есть Крест? Крест — это окончательное отвержение Израилем Мессии. Мессия умирает на кресте, рождается Царство Божие. Нужда в прообразе, которым было израильское государство, отпадает, Бог перестает иметь дело с Израилем – разрушение Иерусалима, Храма, прекращение жертвоприношений, рассеяние евреев по всему лицу земли. Нет своего государства, нет своего закона, куда они приезжают, по тем законам и живут. Многие из евреев принимают местные законы, как государственные, так и религиозные. Так, в семье Мендельсона после рождения Феликса, отец и прадед, и сам знаменитый композитор принимают лютеранство. Юридический закон Господь Иисус Христос исполнил, и государство Израиль больше не нужно на сцене истории. Нация отвергает Мессию, Бог отвергает нацию, Храм разрушен, Иерусалим разрушен, евреи рассеиваются и живут по юридическим законам тех стран, куда они приехали.
Церемониальный закон был исполнен через смерть Господа Иисуса Христа на Кресте, Он умирает, и вся церемониальная составляющая Ветхого Завета теряет смысл: одежды священнослужителей, священники и первосвященники, все приношения, потрясания, воскурения. Всё теряет смысл, становится ненужным. Автор Послания к евреям пишет: «Итак, братия, имея дерзновение входить во святилище посредством Крови Иисуса Христа, путем новым и живым, который Он вновь открыл нам через завесу, то есть плоть Свою, и имея великого Священника над домом Божиим, да приступаем с искренним сердцем, с полною верою, кроплением очистив сердца от порочной совести и омыв тело водою чистою, будем держаться исповедания упования неуклонно, ибо верен Обещавший. (Посл. к Евреям 10:19-23). «Отменение же прежде бывшей заповеди бывает по причине ее немощи и бесполезности, ибо закон ничего не довел до совершенства; но вводится лучшая надежда, посредством которой мы приближаемся к Богу». (Посл. к Евреям 7:18,19)
После того, как Иисус Христос был распят на Кресте пропала нужда в содержании государства Израиль, стала абсолютно ненужной церемониальная составляющая этого закона. Но не Декалог. Обобщение всех десяти заповедей в Новом Завете дает Иисус Христос, говоря: «Возлюби Бога всем сердцем своим, всею душою и всей крепостью своею и ближнего как самого себя». Иисус все это исполнил. Он начало и конец, Он альфа и Омега, через Него сотворены небо и земля. Все через Него начало быть, что начало быть. Он семя жены, Ковчег спасения, Он – нарцисс Саронский, лилия долин, Он – камень, который отвергли строители, Он источник воды в пустыне и источник живой воды для нас, Он – мой Бог, Он – мой Спаситель, Ему слава вовеки! Аминь!
«Но поверьте мне, речь не идёт о декалоге» — ФЕЕРИЧЕСКИЙ аргумент :)))) Так кому я должен верить — тебе или Евангелию? 🙂
Когда в Евангелии нет НИКАКОГО ВООБЩЕ магического разделения закона на части, когда апостол свидетельствует, что если кто-то держится хоть какой-то части закона, то «он должен исполнить ВЕСЬ закон» (Гал. 5:3). И такое исполнение там же названо «игом рабства», от которого освободила свобода Христа (Гал. 5:1). Правда Божия явилась «НЕЗАВИСИМО от закона» (Рим. 3:21). О том, что декалог якобы остаётся в силе, НЕТ нигде НИ СЛОВА вообще.
Христос — КОНЕЦ ЗАКОНА (Рим. 10:4). Если КОНЕЦ закона — то как может остаться какая-то «часть»?
«…по причине немощи и бесполезности» — это о церемониальном законе, но декалог остаётся» — серьёзно? КТО это сказал, что за «авторитет»? Это блядословие англо-голландских масонов, которые злобно извратили теологию Великого Христианина Кальвина и создали псевдо-«реформатскую» англиканскую церковь, основанную на поклонении Моисееву декалогу и уничтожающую настоящую евангельскую реформатскую теологию. Это не то, что начинали делать Лютер и Кальвин. Кальвин бы ужаснулся, если бы увидел, во что превратили его теологию англо-голландские масоны и их лукавые последователи с бредом о «частичном исполнении закона». Перечитайте Кальвина — где вы у него видели «частичное исполнение закона»?..
«Наставления в христианской вере», ч. 2, гл. 7, п. 14:
«…утверждают, что в отношении верующих Закон отменён и скрижали разбиты (я постоянно имею в виду НРАВСТВЕННЫЙ закон). Не в том смысле, что Закон более не указывает им, как прежде, на доброе и святое, но в том смысле, что для них он уже не таков, как в давние времена: он не отягощает их сознания ужасом смерти.
И действительно, св. Павел ясно указывает, что В ЭТОМ СМЫСЛЕ ЗАКОН ОТМЕНЁН».
и далее: ч. 3, гл. 11 «Об оправдании верой», п. 19:
http://jeancalvin.ru/institution/3/11/
«…И с помощью какой клеветы смогут они исказить сказанное в другом месте, что правда Божия открывается в Евангелии (Рим 1:17)? Если она там открывается, то не наполовину, не отчасти, но ПОЛНОСТЬЮ И СОВЕРШЕННО. Отсюда следует, что ЗАКОН ЗДЕСЬ ИСКЛЮЧАЕТСЯ. В самом деле, их ухищрения выглядят не только лживыми, но и смешными, когда они твердят, что «только верой» мы добавили от себя. Ведь разве тот, кто лишает дела оправдывающей силы, не приписывает её целиком вере? Что иное означают речения св. Павла, что правда Божия явилась независимо от Закона, что человек оправдывается даром, без помощи дел (Рим 3:21,24,28)?
Но тут наши противники прибегают к очень тонкой уловке: они говорят, что речь идёт о делах обрядового, а НЕ МОРАЛЬНОГО порядка. Это совершенно бесполезная попытка, хотя они и возводят её к Оригену и некоторым иным древним писателям. Они настолько увлечены этим лаем в своих школах, что забывают о самых основах диалектики. Неужели они полагают, что апостол утратил здравый смысл, когда приводил в подтверждение своих слов такие сентенции: «кто исполняет его [Закон], тот жив будет им» (Гал 3:12); «проклят всяк, кто не исполняет постоянно всего, что написано в книге закона» (Гал 3:10)? Если они не совсем лишились рассудка, то не скажут, что вечная жизнь была обещана соблюдающим обряды и что прокляты лишь нарушающие их. Если отдавать себе отчёт в том, что в этих отрывках подразумевается (также и) нравственный закон, то не остаётся сомнений, что СИЛА ОПРАВДАНИЯ ОТНЯТА ИМЕННО У ДЕЛ МОРАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА.
Доводы, которые приводит апостол, направлены к той же цели. Например, он говорит: «законом познаётся грех» (Рим 3:20), а не праведность; «закон производит гнев» (Рим 4:15). Следовательно, он не приносит спасения. Поскольку Закон не в состоянии утвердить совесть, он не может принести праведность. А также: «Воздаяние верующему вменяется не по милости, но по долгу; а не делающему … вера его вменяется в праведность» (Рим 4:4-5). «Если мы оправданы верой, то нам нечем хвалиться» (Рим 3:27). «Если бы дан был закон, могущий животворить, то подлинно праведность была бы от закона; но Писание (у Кальвина – «Бог») всех заключило под грехом, дабы обетование верующим дано было по вере» (Гал 3:21-21). Пусть наши противники твердят, если смеют, что это сказано о церемониях, а не о делах морального порядка. Но даже малые дети будут смеяться над их глупостью. Так что можно считать решённым, что если ОПРАВДЫВАЮЩАЯ СИЛА У ЗАКОНА ОТНЯТА, то эти слова представляют собой ВСЕОБЩЕЕ правило».
ЖАН КАЛЬВИН.
Уважаемый, если бы вы читали Жана Кальвина внимательнее, то непременно заметили бы, что даже в цитируемых вами отрывках он учит совсем не тому, что вы увидели, а как раз обратному.
Итак «Наставления в христианской вере», ч. 2, гл. 7, п. 14, кстати, не «ч. 2», а книга 2:
«Некоторые люди, ссылаясь на то, что Закон не связывает совесть верующих проклятием, а пробуждает их от лени, вдохновляет и наказывает за ошибки, и желая подчеркнуть факт освобождения от проклятия Закона, утверждают, что в отношении верующих Закон отменён и скрижали разбиты (я постоянно имею в виду нравственный закон). Не в том смысле, что Закон более не указывает им, как прежде, на доброе и святое, но в том смысле, что для них он уже не таков, как в давние времена: он не отягощает их сознания ужасом смерти».
Здесь пока остановимся. Есть люди, которые утверждают, что закон отменён — «скрижали разбиты». К ним относитесь и вы. И тут же Кальвин говорит о разделении закона: «(я постоянно имею в виду нравственный закон)», — т.е. по Кальвину есть понятие «нравственный закон», и это не англиканская церковь придумала и тем более не я.
«И действительно, св. Павел ясно указывает, что в этом смысле Закон отменён» — в каком смысле?
В том, о котором он говорит чуть выше: «Не в том смысле, что Закон более не указывает им, как прежде, на доброе и святое, но в том смысле, что для них он уже не таков, как в давние времена: он не отягощает их сознания ужасом смерти». Иными словами реформатор говорит, что в отношении «доброго и святого» он остаётся в силе, а вот в отношении спасениях в освобождении от «ужаса смерти» — увы.
Далее Кальвинизм пишет: «Итак, чтобы не впасть в заблуждение, нам следует чётко различать, что в Законе отменено и что остаётся незыблемым. Господь Иисус, говоря, что Он пришёл не нарушить Закон, но исполнить, что, доколе не прейдут небо и земля, ни одна буква не прейдёт из Закона, пока не исполнится всё, указывает, что с его пришествием необходимость почитания Закона и послушания ему нисколько не уменьшилась».
Иными словами в моральном отношении Закон остаётся в силе, но в вопросе вины за его нарушен все изменилось. Далее Кальвин пишет: «И это вполне естественно, ибо Он пришёл дать целебное средство от нарушений Закона. Так что Иисус Христос ни в чём не нарушил его: научая, увещевая, укоряя и исправляя, Закон нацеливает нас на добрые дела». Т.е. не отменить закон, а дать лекарство от его нарушения.
Ваша проблема в том, что у вас и мухи и котлеты вместе. Есть понятия в богословии — оправдание и освящение.
Оправдание — это все что вы цитировали в отношении закона. Закон в деле оправдания не имеет силы, но, оправдавшись по вере, мы тут же становимся на путь освящения. Будучи оправданными и спасёнными мы должны более и более уподобляться Христу (хотя бы перестать материться и тыкать незнакомым людям — «… и ближнего своего, как самого себя»).
Но где взять ориентиры на пути освящения? Что делать можно, а чего желать нельзя, что хотеть можно, а чего хотеть нельзя? Не для спасения, а для духовного роста. В этом же отрывке Кальвин указывает: «Не в том смысле, что Закон более не указывает им, как прежде, на доброе и святое» — указывает.
Так что если благодать коснулась вас, и вы действительно оправданы по вере, тогда освящайтесь — Закон вам в руки.