Что есть Церковь Бога Живого
14 Сие пишу тебе, надеясь вскоре прийти к тебе,15 чтобы, если замедлю, ты знал, как должно поступать в доме Божием, который есть Церковь Бога живого, столп и утверждение истины.
Определение Церкви в Новом Завете. Церковь – это собрание верных Богу. Верующие не должны быть в дружбе с миром. Дом Божий – место поклоняющихся в духе и истине. Дом Божий – жилище и обитель любви.
Тема сегодняшней проповеди: «Что есть Церковь?». Существует много определений для Церкви, но мы остановимся на определении, которое дает апостол Павел в послании к Тимофею. «Сие пишу тебе, надеясь вскоре прийти к тебе, чтобы, если замедлю, ты знал, как должно поступать в доме Божием, который есть Церковь Бога живого, столп и утверждение истины». (1-е к Тимофею 3:14,15) Апостол Павел написал это послание, когда отправлялся в Македонию, и попросил Тимофея посетить церковь в Эфесе, потому что пришли какие-то люди, которые вместо проповеди Иисуса Христа начали заниматься пустословием, рассказывать байки и басни. Такое часто происходит и сегодня, когда говорят с кафедры или трибуны что угодно, только не Слово Божье. Причина написания послания: «чтобы ты знал». Это напоминание и Тимофею и всем нам. В послании к Тимофею апостол учит своего верного ученика какой должна быть Церковь и как в ней себя вести. Он напоминает Тимофею, что такое Церковь, и он говорит, что в первую очередь – это дом Божий. В нем, как и в любом доме, свои правила, установки и требования.
Поэтому каждый верующий должен знать, как должно поступать в доме Божьем. Если нас, например, пригласят в резиденцию президента, то нас научат как одеться, как вести себя, научат, о чем молчать, и что можно сказать. Будь то прием Елизаветы или нашего президента. Также и в Церкви – доме Божьем существуют определенные правила: как относиться к старшим, как относиться к младшим, как никого не обидеть и не выдавить из Церкви. Церковь – живой и сложный организм. Поэтому каждый должен знать, как себя вести, и как встроиться в этот «столп и утверждение истины». Взятый нами отрывок раскрывает суть дома Божьего. Первое – этому дому дано славное имя «Церковь Бога живого».
Когда мы слышим слово «Церковь» мы часто воображаем себе здание, здание с куполами, величественное или не очень. На греческом это слово звучит как «экклесиа», что означает «собрание», это не дом и не здание, но собрание. Собрание верных Богу людей, которые наставлены в истине и которые продолжают наставляться в ней, получать знание о Боге и об Иисусе Христе. Церковь – это вовсе не толпа, которая пришла поглазеть, умилиться сердцем, послушать прекрасную музыку. Церковь – это собрание людей, имеющих перед собой определенную цель – прославлять Бога, поклоняться Ему, потому что Он достоин этого. Церковь – это собрание призванных Святых. Святой – это взятый из общего употребления для особых целей. Бог взял нас из этого мира, «чтобы мы были святы и непорочны пред Ним в любви». Церковь собирает не строгий пастор, но побуждает Дух Святой. Иногда человек не слышит тихий и нежный голос Святого Духа, тогда Его увещевание может быть более жестким. Собрание Бога Живого есть Дом Божий, и каждый приличный дом имеет ограду, чтобы оградить собрание людей от мира, ибо мир — это мир, и он приносит в Церковь такие элементы, которые убивают ее. Апостол Павел пишет: «И потому выйдите из среды их и отделитесь, говорит Господь, и не прикасайтесь к нечистому; и Я прииму вас». (2-е к Кор. 6:17)
В последнее время в церквах появилась порочная практика, что мы и вы(мир) – одно и то же, и мы от вас ничем не отличаемся. На самом деле очень отличаемся. Мы знаем, кто есть Господь Иисус, знаем нашим обновленным сердцем, знаем обновленным духом, мы знаем и не сомневаемся в этом. Церковь Бога Живого не может быть собранием неверующих людей. Для неверующих, или сомневающихся неверующих есть другая экклесия, есть другое собрание. Экклесия или сборище сатаны. Милейшие люди могут находиться в таком собрании, желающие помогать и поддержать, но неверующие, и потому это собрание нечестивых.
Мы не говорим о Церкви какого-либо города или страны, мы говорим о Церкви Божьей. Мы привыкли называть церковь по местонахождению, или придумываем какие-то названия. Но когда Христос повелевает апостолу Иоанну написать послания, Он не говорит писать, например, в церковь «Пробуждение», «Завет Христа» или «Голгофа». Он велит написать Смирнской, Лаодикийской церкви, то есть туда, где есть Церковь, и она Церковь Бога Живого. Однажды Он был распят и умер, но Он воскрес, Он жив, и Он среди нас. Иисус жив. И Его Церковь – Церковь Бога Живого. Поэтому не рожденные свыше люди не могут быть ее частью.
«И вас, мертвых по преступлениям и грехам вашим». Те, которым пишет апостол Павел некогда были мертвыми по преступлениям и грехам. Каждый из нас может спросить себя: «Могу ли я отнести эти слова к себе?». Да, я был мертвым по преступлениям и грехам моим, а теперь я оживотворен Божьей благодатью. Мы были мертвыми, но стали живыми. А может мы продолжаем еще жить по обычаям мира сего, по воле князя, действующего в сынах противления? Уверены ли мы, что он не руководит нами? Да, он вмешивается, это безусловно, он ходит как лев рыкающий. Все это так. Но он не может нам диктовать свою волю. Поэтому, дорогие друзья, покайтесь и примите Иисуса Христа всем сердцем, всем разумением, здесь и сейчас. Блажен, кто ходит по воле Господа Иисуса Христа. Славное имя – «Церковь Божья». Второй момент: Церковь – это собрание, но это и дом. Апостол Павел говорит о Церкви Божьей как о доме Божьем». В Деяниях апостолов мы читаем: «Соломон же построил Ему дом. Но Всевышний не в рукотворенных храмах живет…». Не в соборах, не в церковных зданиях, не в молитвенных домах, не в капличках. Господь там, где люди поклоняются Ему в духе и истине. Церковь – это поклоняющиеся Богу люди, чтущие Его и рожденные свыше. Невозрожденный человек может лишь играть в церковь, и это театр, даже, если он не осознает этого. Душа, не познавшая Бога и благодать Иисуса Христа, Богу поклоняться не может. О тех, кто чтит Иисуса Христа только устами, Иисус говорит жесткие слова: «Ваш отец – дьявол». Станьте частью Церкви, примите Христа, и все станет на свои места.
Еще один момент о доме. Под домом часто понимается домашний уют. «…вселюсь в них и буду ходить в них; и буду их Богом, и они будут Моим народом». (2-ек Кор. 6:16) Бог вездесущ, Он везде одновременно, но Церковь – Его дом, где Ему уютно. Бог вездесущ, но есть место, где Ему уютно. Если вы рождены свыше, то Бог обитает в вас Святым Духом. Жить можно и в гостинице, но дом — это дом. Проблемы могут существовать в доме, и апостол Павел пишет, что из-за неустройства и всяких проблем «…многие из вас немощны и больны и немало умирает». А Исаия говорит: «Идите, идите, выходите оттуда; не касайтесь нечистого; выходите из среды его, очистите себя, носящие сосуды Господни!» (Исаия 52:11) «Носящие сосуды Господни» – это мы, потому что Дух Святой обитает в каждом из нас. С утра до вечера человек работает в поте лица, чтобы купить и хлеба, и чего-нибудь еще для уюта. Для этого он рано встает и поздно ложиться, он работает, чтобы принести что-то в свой дом.
В Псалтире Давид пишет: «Откровения Твои несомненно верны. Дому Твоему, Господи, принадлежит святость на долгие дни» (Пс.92:5). «Будьте святы, ибо Я свят», — требует Господь. Будьте святы, чтобы не увидеть то, что увидел Иаков. «И убоялся и сказал: как страшно сие место! Это не иное что, как дом Божий, это врата небесные». (Бытие 28:17) Почему же он испугался дома Божия? Наверное, он что-то за собой чувствовал. Значит ли это, что мы должны что-то чувствовать за собой? Ни в коем случае. Нам вменена святость Господа Иисуса Христа, Господь взирает на нас через вмененную праведность Господа. Нам нечего бояться, уверовавшим в Господа Иисуса Христа.
Дом Божий – это жилище и обитель любви, написано: «…ибо Сам Отец любит вас, потому что вы возлюбили Меня и уверовали, что Я исшёл от Бога». «Дети, любите друг друга». «И мы познали любовь, которую имеет к нам Бог, и уверовали в нее. Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем». (Первое послание Иоанна 4:16) Церковь является не только домом, но также столпом и утверждением истины. Реформатская церковь, начиная с 16-го века является возвращением церкви к утерянной истине. Каждый верующий в Иисуса Христа должен быть носителем и распространителем этой истины. Каждый должен быть столпом этого дома. Чтобы распространять истину, ее надо постигать и знать. Церковь не только хранит истину в себе для своего личного духовного роста, но она получает и познает истину, чтобы светить миру. Наша обязанность – нести свет миру. Чтобы быть источником этого света и нести истину, необходимо ее получать. И не от случая к случаю, а систематически. И это не система, но жизнь церкви, которая должна быть регулярной. Церковь – это жизнь. Пусть Господь благословит нас, во имя Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа! Аминь.