Минск, Багратиона, 30. Богослужение: воскресение – 11:00, вторник – 19:00.

Sola gratia. Только благодатью.


MP3


Sola gratia. Только благодатью.

Послание к Римлянам глава 3
23 потому что все согрешили и лишены славы Божией,
24 получая оправдание даром, по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе,
25 которого Бог предложил в жертву умилостивления в Крови Его через веру, для показания правды Его в прощении грехов, соделанных прежде,

Каждый человек мертв духовно и находится под гневом Божьим. Пять соло христианской веры. По благодати Бог оживотворил нас со Христом. Благодать есть всецело Божий дар. Бог избрал нас во Христе, чтобы мы славили Его.

Тема сегодняшней нашей проповеди: «Только благодать». Прочитаем отрывок из послания апостола Павла к Римлянам, из 3-ей главы, 23-го стиха: «…потому что все согрешили и лишены славы Божией, получая оправдание даром, по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе, Которого Бог предложил в жертву умилостивления в Крови Его через веру, для показания правды Его в прощении грехов, соделанных прежде…» (Рим. 3:23-25). В прошлый раз мы говорили о том, что сделала протестантская реформация 16-го века для Церкви в целом. А сделала она величайшее открытие, суть которого в том, что на основании Слова Божьего сформулировали следующую идею. Во-первых, каждый человек находится под гневом Божьим. Вторая проблема – каждый человек мертв духовно. Поэтому каждый человек должен выйти из-под гнева Божьего, и второе – каждый человек должен родиться свыше, родиться духовно. Возможно ли это? И реформаторы ответили «Да, все возможно, но только во Христе Иисусе».

Повторим пять столпов протестантской Реформации: первый – только благодатью, второй – только на основании заслуг Христа, третий – только верой, четвертый – всё только во славу Божью, пятый – все основывается только на Писании. Все пять соло отражены в коротком отрывке, который есть в послании апостола Павла к Римлянам. Слово «правда», встречающееся в послании к Римлянам, имеет три значения: правда, праведность, справедливость. Все они уместны. В прочитанном отрывке из 3-ей главы, под правдой подразумевается справедливость. Первое, на что мы обращаем внимание: «все мы согрешили и лишены славы Божьей». Все согрешившие, которые получают оправдание, получают его даром, то есть они объявляются чистыми, то есть невиновными, по благодати Божьей. Бог начал относиться к нам, верующим во Христа Иисуса, как к праведным, хотя все мы прекрасно понимаем, что все это далеко не так, наше состояние далеко от праведности. Но что-то случилось, и это случилось по благодати Божьей, по Его милости.

В прочитанном нами отрывке мы находим все пять соло: только по благодати, только во Христе, или только по заслугам Христа, только через веру. Эти три соло содержаться в Писании, и здесь мы можем видеть четвертый принцип – только Писание. Все это происходит для одного, и это пятый принцип — все для славы Божьей. Мы видим в этом отрывке три соло, но два вытекают из этого текста и приплюсовываются. Однако, сегодня нас интересует соло «только благодатью». По благодати Божьей мы выходим из-под гнева Божьего, получаем прощение грехов, воскресаем к новой жизни. Благодать – это дар, который мы не заслужили, не заработали. Мы получаем его не потому, что мы хорошие или лучше, чем другие. Мы такие же грешники, но по благодати Божьей, мы есть, что мы есть.

Благодать – это дар, и добавить к этой благодати мы ничего не можем. В послании к Ефесянам во второй главе, с 4-го стиха мы читаем: «Бог, богатый милостью, по Своей великой любви, которою возлюбил нас, и нас, мертвых по преступлениям, оживотворил со Христом, — благодатью вы спасены, — и воскресил с Ним, и посадил на небесах во Христе Иисусе, дабы явить в грядущих веках преизобильное богатство благодати Своей в благости к нам во Христе Иисусе. Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился. Ибо мы — Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять». (Еф. 2:4-10) То есть, Бог, богатый милостью, по Своей великой любви, возлюбил нас, и нас, мертвых по преступлениям, воскресил со Христом. Обратим внимание, что здесь апостол Павел перечисляет действия, которые сделал Бог. Возникает цепочка из действий, которая разрывается посередине, потому что апостол Павел вставляет особую вставку: «благодатью вы спасены». Почему же апостол Павел делает эту вставку? Потому что благодать – это наиважнейшее в Евангелии, что должны понять люди. Благодарение Богу, реформаторы увидели и рассмотрели это и «вытащили» это на свет Божий. Благодать – Божий дар, не от дел, чтобы никто не хвалился.

Мы все имеем тенденцию находить в чем-то свои заслуги. Бог нас возлюбил и оправдал, но иногда нам кажется, что и мы своей свободной волей избрали Бога. Но такого в Писании нигде нет. С самого начала до самого конца мы спасаемся только благодатью Божьей. Понятно, почему апостол Павел при перечислении дел, которые Господь Бог сделал, вставляет «благодатью вы спасены». Это архиважно. Чтобы не получилось, как в пословице: «Со свиным рылом в калашный ряд». Павел, как-будто чувствуя арминианское присутствие, пишет: «не от дел, чтобы никто не хвалился». Не надо со своими идеями о свободной воле лезть куда не надо. Все по благодати Божьей. Если мы мертвы по преступлениям и грехам, то что мы можем сделать? Вспомним историю с Лазарем. Он лежал умерший во гробе, обвитый пеленами, и что он мог сделать для своего воскресения? Иисус говорит: «Отнимите камень». Сестра умершего Марфа говорит: «Господи, уже смердит, ибо уже четыре дня как он во гробе». Что мог сделать Лазарь? Ничего. Что же делает Иисус? Он может сделать все. Он отваливает камень и говорит: «Лазарь, иди вон!». Кто же дает жизнь Лазарю? Конечно же Господь Иисус Христос. Это иллюстрация к тому, что происходит с нами, духовными мертвецами – мы для своего спасения ничего сделать не можем. До того самого момента, пока Господь, по Своей великой любви и милости Духом Святым не коснется наших сердец, и тогда в них пробуждается вера. Благодать – это подарок, который никто не мог, да и не хотел получить, подарок, которого никто не заслужил. Мы были неверующими, или верующими в то, что Бог есть. Так, Никодим был человеком верующим, но он понимал, что у него не все в порядке, потому что он не был рожден свыше. Никто не заслужил этот дар, но зачем же он тогда дается? Ответ содержится в том же отрывке: «Чтобы явить в грядущих веках преизобильное богатство благодати Своей». Благодатью через веру мы спасены. Откуда же вера? «Сие не от вас», — пишет апостол Павел. Это Божий дар. Благодарение Тебе, Боже наш, за то, что Ты решил подарить нам веру, она не сама зародилась в нашем сердце или мозгу, ее доставил нам Святой Дух по благодати Божией. Духовным мертвецам Бог дает веру, дает дар благодати, хотя и не всем. Это бесценный Божий дар. Мы спасены через веру, и это не от нас, это Божий дар. Хвалите Господа, славьте Его святое имя! Аллилуйя Господу, это Его дар!

Вера не есть результат наших стараний. Вера – это дар благодати. И далее следует причина: «Чтобы никто не хвалился». Мы – уверовавшие, мы Его творение, мы созданы Им во Христе Иисусе на добрые дела. Сначала Божья любовь, потом Божья благодать, и только потом идут дела. Слово Божье утверждает и учит нас, что всё, что делается без веры есть грех. Если человек без веры, хотя и выглядит хорошо в глазах людей, в глазах Бога – он грешник, и даже самые добрые его деяния являются грехом. Апостол Павел спрашивает: «Ты имеешь веру? имей ее сам в себе, пред Богом. Блажен, кто не осуждает себя в том, что избирает. А сомневающийся, если ест, осуждается, потому что не по вере; а все, что не по вере, — грех». (Рим. 14:22,23) Человек неверующий, не рожденный свыше, чтобы ни делал, делает грех. Если человек в вере, он все делает во славу Божью. «Итак, едите ли, пьете ли, или иное что делаете, все делайте во славу Божию». (1-е Кор. 10:31) Потому что в нас живет Христос. Одно и то же действие, и совершенно разная оценка этих действий: грех и во славу Божию.

В послании к Галатам апостол Павел пишет: «и уже не я живу, но живет во мне Христос. А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня». (Гал. 2:20) Наше спасение – не результат добрых дел, но действие в нас Бога, чтобы мы делали добрые дела. Бог нашел нас мертвыми по грехам и преступлениям, дал дар благодати, то есть веру, чтобы оживотворить со Христом. Это дар. Апостол Павел говорит о себе: «Но благодатию Божиею есмь то, что есмь; и благодать Его во мне не была тщетна, но я более всех их потрудился: не я, впрочем, а благодать Божия, которая со мною». (1-е к Кор. 15:10) Был гонителем Церкви, стал апостолом, человеком, который насаждал церкви по всей Европе. В том, кем он стал  — заслуга только благодати, как он сам и говорит об этом.

Следующий отрывок из 2-го послания к Коринфянам: «Бог же силен обогатить вас всякою благодатью, чтобы вы, всегда и во всем имея всякое довольство, были богаты на всякое доброе дело…» Бог дает силы и желание, побуждает нас Святым Духом делать добро, и мы делаем по милости Божьей, не мы, но благодать, которая в нас. Следующий отрывок из послания к Римлянам, стихи 5 и 6: «Так и в нынешнее время, по избранию благодати, сохранился остаток. Но если по благодати, то не по делам; иначе благодать не была бы уже благодатью. А если по делам, то это уже не благодать; иначе дело не есть уже дело». Нас Бог избрал до сотворения мира, как говорит апостол Павел в послании к Ефесянам, и если есть, хоть какая-то наша малейшая заслуга, то благодать перестает быть стопроцентной благодатью. В послании к Римлянам, в 9-й главе мы читаем: «Ибо, когда они еще не родились и не сделали ничего доброго или худого, — дабы изволение Божие в избрании происходило, не от дел, но от Призывающего, — сказано было ей: «бо́льший будет в порабощении у меньшего». Так и нас Бог решил облагодетельствовать этим даром, который ни вы, ни я не заслужили. Таким образом, Solo gratia это:

— Божье избрание основано только на благодати, и ни в коем случае на каких-либо заслугах человека; (Рим. 11:5-6; 9:11-12)

— Божья искупительная работа, умилостивление только по благодати (Рим. 3:24)

— Божья возрождающая работа была проделана по благодати; (Еф. 2:5-10)

— Божья освящающая работа только по благодати; (1Кор.15:10)

Только благодатью Божьей духовно мертвые грешники могут выйти из-под святого и справедливого гнева Божьего, благодаря заместительной жертве Христа, и мы уже не враги Богу, а свои. Ради того, чтобы мы во веки веков возносили Ему хвалу и благодарность за Его благодать, нашему Богу Отцу и Сыну и Святому Духу. Аминь!

 


Дата: 02 февраля 2020
Темы: , , ,
Библия: Римлянам


Пастор Евангелической реформатской церкви
Всего материалов автора: 312

Обратите внимание:


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Имя*  
Email*