Минск, Багратиона, 30. Богослужение: воскресение – 11:00, вторник – 19:00.

Шаббат — регулярность поклонения.


MP3


Шаббат — регулярность поклонения.

Исход глава 20
8 Помни день субботний, чтобы святить его;
9 шесть дней работай и делай всякие дела твои,
10 а день седьмой – суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришелец, который в жилищах твоих;
11 ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его.

 

 Аннотация: Бог требует регулярности поклонения Ему. Заповеди нужны для изменения состояния нашего сердца, а не для буквального исполнения. В седьмой день недели народ Божий собирается для поклонения. С воскресения Иисуса Христа началась новая эра, днем поклонения стал первый день еврейской недели.

Сегодня мы завершаем цикл проповедей по теме Поклонение Богу. Это довольно важная тема, потому что все люди должны поклоняться Богу, причём так, как того требует Бог. Что касается нас, то мы склонны поклоняться Ему так, как это нравиться нам, а не так, как того требует того Бог. Поэтому сегодняшняя тема: «Шаббат — регулярность поклонения». Бог требует регулярного поклонения: «Помни день субботний». Мы помним, что первая скрижаль — это четыре заповеди, посвящённые нашим отношениям с Богом. Первая скрижаль также учит нас поклонению: как мы должны поклоняться Богу и почему должны поклоняться Ему. Поклоняться должны все люди без исключения, поклоняться должны истинному, правильному, живому Богу, поклоняться Ему надо с особым почтением, никакого панибратства, ибо Он есть Творец всего видимого и невидимого, Он мой Спаситель, Он принес Себя в жертву за меня.

Четвертая же заповедь о регулярности поклонения. «Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай всякие дела твои, а день седьмой — суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришелец, который в жилищах твоих; ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его» (Исход 20:8-11). Баптистская или реформатская церковь придерживается либо Вестминстерского исповедания веры, либо Баптистского вероисповедания 1689 года. Оба эти исповедания в вопросе поклонения как близнецы, практически ничем не отличаются друг от друга в отношении дня покоя. В 21-й главе Вестминстерского исповедания в 7-м пункте сказано: «Необходимость уделять часть времени служению Богу заложено в нашей природе и в Слове Божьем ясно выражена вечная нравственная заповедь, обязательная для всех людей во все времена и во всем мире: «Святить в Господе один день из семи, особо указанный Богом. От сотворения мира до Господа Иисуса Христа этим днем был последний день недели, а со времени воскресения Иисуса Христа им стал первый день недели, именуемый в Писании днем Господним. Празднование первого дня как христианской субботы сохранится до конца времен».

Так думали авторы вероисповеданий 17-го века, они серьезно относились к Слову Божьему и старались жить по нему. Сегодня не все церкви, считающие себя реформатскими, придерживаются своих исторических вероисповеданий, а обновленные варианты настолько куцые, что диву даешься. И заповедь о субботе в них либо отсутствует вообще, либо представляется неким рудиментом Ветхого Завета, она, будто бы, не для сегодняшнего дня. Но отказ от четвертой заповеди говорит о непонимании сути Закона вообще.

К толкованию закона можно подойти по-разному. Существует три основных принципа. Первый из них — это буквализм, или законничество. Второй — морализм. Третий — христоцентричность.

Из-за нежелания понять, что за Декалогом стоит Евангелие (третий принцип), возникает желание отказываться от заповедей. Но ведь заповеди не являются способом «заработать очки» перед Богом, они необходимы нашему сердцу, они служат нашему благу и ведут ко Христу.

Последствия грехопадения укоренили в сердце человека тенденцию воспринимать заповеди буквально. Буквальный подход к толкованию и восприятию заповедей снижает стандарты Божьих требований к святости. Эти стандарты при буквалистском подходе к заповедям разрушаются.

Примером может послужить буквальное отношение к заповеди «Не произноси имя Господа Бога твоего напрасно». С точки зрения буквалиста, эту заповедь исполнить довольно просто. Откажись от упоминания фраз «Бог с тобой», «не дай Бог» и им подобным, и всё. Согласно такому принципу ты исполнишь требование Закона. Но за заповедью стоит гораздо больше — состояние души и сердца. Благоговейное отношение к Господу — вот что важно, а не формальный подход.

Чтение нотаций, основываясь на Законе — это тоже тупик, но вернемся к субботе.

Так актуальна ли сегодня заповедь о субботе? Проблема заключается в том, что историю отношений Бога с человеком разделили на два периода, первый период — времена Ветхого Завета, а второй — Нового Завета. Это диспенсациализм. Период Ветхого Завета требовал одних заповедей, в эпоху Нового Завета многие из заповедей стали ненужными. У верующих Нового Завета свои заповеди, законы и отношение к Богу. И аргумент сторонников такого мнения строится на четвертой заповеди, она, мол, нигде в Новом Завете не повторяется. Отсюда делается вывод, что раз не повторяется, то, значит, она и не нужна. Но тут возникает вопрос, где в Новом Завете повторяется первая заповедь? Где повторяется вторая заповедь? Где в Новом Завете повторяется третья заповедь? А девятая и десятая? В том виде, в каком они записаны в Декалоге, они не повторяются. Поэтому вряд ли кто-то будет утверждать, что актуальными для нас остались лишь пятая, шестая и седьмая заповеди, ведь только они повторяются в Новом Завете.

Действительно, не все, что записано в Законе актуально сегодня, но это касается Закона в целом, но не десяти заповедей. Закон Ветхого Завета является сплетением законов церемониального, гражданско-правового и морального. Закон Ветхого Завета не поделен на разделы, в этом не было нужды, и, кроме того, Библия не является учебником богословия.

Церемониальный закон говорит о Христе: жертвоприношения, оформление сначала скинии, потом храма и так далее, всё указывает на Господа Иисуса Христа. По Его пришествию, жизни, смерти и воскресении церемониальная часть закона потеряла свою актуальность, ибо всё исполнилось во Христе.

Что касается гражданско-правового закона, то Израиль, выйдя из Египта, стал новой политической формацией. Он не мог жить по законам Египта, ему, как вновь сформировавшейся нации, необходимы были свои законы. Свое государственно-правовое устройство. И Бог дал им этот закон. Мы живем в иное время и в иной общественно-политической обстановке. Правовой закон Израиля для нас неприемлем. Он утратил силу.

Моральный закон — это свод законов, построенных на базе общечеловеческих моральных принципов, которые приемлемы и сейчас. Моральные принципы десяти заповедей верны на все времена, до второго пришествия. Моральная составляющая десяти заповедей обязательна для всех людей без исключения. Иными словами, Декалог — это закон для жизни. Идеальная страна для жизни это та, которая живет по законам Декалога. Никакого лжесвидетельства, никакого обмана в суде, никакого насилия, никакой злобы. Другой вопрос, как построить такую страну?

В связи с вышесказанным делаем вывод: восприятие любой из десяти заповедей зависит от того, с какой платформы мы к ней подходим: с законнической, с моралистической, или смотрим на нее через призму Евангелия Иисуса Христа. Поэтому важны не только заповеди «Не убивай», «Не прелюбодействуй», «Не лжесвидетельствуй», но также и заповедь «Помни день субботний, чтобы святить его». И это не для того, чтобы спастись, не для того, чтобы «заработать очки» перед Богом. Все грехи наши омыты кровью Иисуса Христа, вина наша оплачена. В нас должна жить благодарность, и Господь определяет периодичность или цикличность этой благодарности. Шесть дней работай, а в седьмой день народ Божий собирается для прославления Бога.

К сожалению, не во всех людях живет чувство благодарности. Только один из исцеленных десяти прокаженных вернулся поблагодарить Господа.

В какой же день следует помнить этот день: в субботу или в воскресенье? До середины 19-го века вопросов ни у кого не возникало: все четко знали, что поклоняться следует в воскресный день, потом появилась Елена Уайт и объявила, что надо праздновать субботу. Она считала себя пророчицей и «пророчествовала», что в середине 19-го века Иисус Христос придет на землю. Когда это не сбылось, она выкрутилась и сказала, что Он приходил, но духовным образом.

Апостолы поклонялись Богу в первый день недели, но они также приходили в храм по субботам. В четвертом веке император Константин принял закон, что христиане не должны иудействовать и быть праздными в субботу, но должны работать в этот день. Так было до 19-го века.

В 16-м веке началась Реформация, она пыталась вернуть церковь на апостольские позиции. Реформаторы переводили Библию на родные языки, а господствующая церковь начала сжигать людей даже за то, что они имели копию молитвы «Отче Наш» на родном языке. Люди, переводившие Писание, шли на костер, они отстаивали истину. При этом у них никогда не возникала мысль реформировать день поклонения и вернуть его на субботу.

Но о чем вообще четвертая заповедь? О дне недели или о поклонении Богу? Дни недели — это все очень условно. Мы поклоняемся не в день Солнца, как называется седьмой день у европейцев и американцев, но в день, когда воскрес Иисус Христос.

Закон неизменен, и духовное понимание заповеди о субботе, это то, чтобы шесть дней человек работал, как заповедал человеку Господь. В шесть дней сотворил Бог небо и землю, а в седьмой день Он почил. Эта заповедь есть отражение Божьей сути, Его естества.

Если буквально походить к заповеди о Шаббате, то кажется, что его исполнить можно. В Израиле есть так называемый лифт-Шаббат, который при движении останавливается на каждом этаже автоматически. Сделано это с тем, чтобы люди не нажимали на кнопки, выполняя тем самым работу. Буквализм — это рабство, Христос нас освободил от рабства. Мы свободно, без принуждения приходим поклониться Богу, прославить Его за то, кто Он есть и что Он делает, сказать вместе «Аллилуйя». «Помни день субботний, чтобы святить его. Посему благословил Господь день субботний».

Итак, первая заповедь: «Я Господь, да не будет у тебя иных Богов». Вторая: «Не делай себе кумира, потому что Я Господь». Так же и в четвертой, «Я Господь». Есть Бог, а есть человек. Мы творение, а Он Творец.

С воскресения Иисуса Христа начинается новая эра, новое творение, ведь древнее прошло, идет реконструкция рухнувшего в грехе мира. Во время второго пришествия Иисуса Христа всё вернется к тому, как было при сотворении, только уже не будет возможности грешить, всё будет во Христе. Сам человек слаб, и несмотря на то, что он был сотворен по образу и подобию, он не был Богом, поэтому пал. Стремиться к исполнению заповедей, конечно, надо, но для нашего прощения, для нашего спасения, для нашего стояния перед Богом всё сделал Иисус Христос. Слава Ему за это, нашему великому Богу, Отцу, Сыну и Святому Духу!

Аминь.


Дата: 21 декабря 2020
Темы:
Библия: Исход


Георгий Вязовский
Пастор Евангелической реформатской церкви
Всего материалов автора: 227

Обратите внимание:


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Имя*  
Email*