Цель страданий Иова
Послание Иакова глава 5
10 В пример злострадания и долготерпения возьмите, братия мои, пророков, которые говорили именем Господним. 11 Вот, мы ублажаем тех, которые терпели. Вы слышали о терпении Иова и видели конец оного от Господа, ибо Господь весьма милосерд и сострадателен.
Аннотация: У Господа есть цель относительно Иова. Иов рассуждает о своей непорочности. Абсолютной святости Божьей Иов не соответствует. Величественный монолог Господа. В конце истории мы видим Иова кальвинистом.
В предыдущие воскресения мы говорили об Иове. Сегодня мы продолжим рассуждения наши рассуждения о нем и о его «кальвинизме». Зачем понадобились все эти страдания? Но сначала зададимся вопросом: что мы знаем об Иове?
До сих пор мы говорили только об испытаниях, которые выпали на долю этого многострадального человека. Вне всякого сомнения, Господь Бог послал страдания Иову, несмотря на то, что Иов был «человек непорочный, справедливый, богобоязненный, удаляющийся от зла».
Сегодня речь пойдет о том же, но в свете Нового Завета и того, что написал апостол Иаков. В тексте есть такие слова: «…и видели конец оного от Господа, ибо Господь весьма милосерд и справедлив». Сложно соединить вместе «человек непорочный, справедливый, богобоязненный и удаляющийся от зла» и те страдания, которые выпали на его долю. А к этому ещё и слова, которые сказал Иаков: «Господь весьма милосерд и справедлив». В чем же тогда проявляется милосердие и сострадание Господа Бога? Он наказывает Иова, посылает на него бедствия. Как все это соединить вместе? Немного прояснить это нам поможет обращение к оригиналу. В послании Иакова читаем: «Вы слышали о терпении Иова и видели конец оного». Но на самом деле в оригинальном тексте слова «оного» нет. Более того, там есть слово «телос», которое переводчики перевели как «конец». Но это неверно. «Телос» — это «цель». Ближе всего к оригиналу перевод «Слово жизни», и он звучит так: «Вы слышали о терпении Иова и видели, какова была цель Господа, потому что Господь богат милостью и состраданием». Господь милостив, Господь сострадателен, у Господа есть цель в отношении Иова, и эту цель Он преследует. Бог побудил сатану обратить внимание на Иова, Он был инициатором разговора об этом человеке. Он сконцентрировал внимание сатаны на нём.
Итак, Иов терпел страдания, он потерял всё, кроме жены, и за всем этим стоял Господь Бог у Которого была определенная цель. Что же это была за цель? Иаков говорит, что ее мы видели у Господа. Иов был человек непорочный, справедливый, богобоязненный и удаляющийся от зла. Но непорочность Иова была не той непорочностью, которая отвечает требованиям абсолютно святого Бога. В наших глазах он был непорочным и безгрешным, как говорит автор книги, «во всем этом Иов не согрешил». С самого начала может показаться, что Иов был таким, даже Бог говорит сатане: «Нет подобного ему». Да, возможно, что это самый лучший из всех живущих на земле человек, но он человек, и он не отвечает Божьим требованиям абсолютной святости.
В начале книги мы сталкиваемся с трудностями, ведь мы научены через Новый Завет, что «все согрешили и лишены славы Божьей», и Иов не вписывается в эту истину. Он будто бы признан безгрешным, и его реакция тоже поражает: «Наг я вышел из чрева матери, наг и возвращусь, Господь дал, Господь и взял, да будет имя Господне благословенно. Во всем этом не согрешил Иов и не произнес ничего неразумного».
Кажется, что еще можно потребовать от этого человека? Но суть Иова другая. После второго испытания он говорит: «Неужели доброе мы будем принимать от Бога, а злого не будем принимать». И далее идет подведение итога: «Во всём этом не согрешил Иов устами своими». И все же, что с сутью Иова? Да, он смиренно терпел то, что на него обрушилось. Потом к нему пришли его товарищи с тем, чтобы утешить. И суть проявилась! В 19-й главе мы читаем слова Иова: «Вот, я кричу: «обида!», и никто не слушает; вопию, и нет суда» (Иов 19:7) Обида и жалость к себе — это грех. «Он преградил мне дорогу, и не могу пройти, и на стези мои положил тьму. Совлек с меня славу мою и снял венец с головы моей» (Иов 19:8,9) Получается, что Иов приписывает себе славу? Мы читали, что Господь говорил об Иове, что нет такого человека, как Иов: «богобоязненный, справедливый, непорочный». Не напоминают ли слова Иова те слова, которые сказал богатый юноша, когда вопрошал Христа о вечной жизни?». Он сказал Господу, что соблюл все заповеди от своей юности.
Иов говорит о Всевышнем: «Совлек с меня славу мою и снял венец с головы моей». И далее: «Воспылал на меня гневом своим и считает меня между врагами своими». То есть вину за случившиеся с ним беды, Иов возлагает на Бога. Именно вину, тем не менее, Бог ни в коей мере не считал Иова своим врагом. Иов говорит о Боге: «Он нашел обвинения на меня и считает меня своим противником». Это клевета на Бога. Эти мысли, которые Иов высказал вслух, показывают нам его не совсем таким, как в начале книги. Это немного другой человек, и его сущность открывается перед нами. Мы понимаем, что все согрешили ещё в Адаме и Еве и унаследовали от них падшую натуру.
Оказывается, Иов не отвечает требованиям абсолютной святости Божьей. Бог же не считает Иова врагом, у Бога есть цель. «И продолжал Господь и сказал Иову: будет ли состязающийся со Вседержителем еще учить? Обличающий Бога пусть отвечает Ему. И отвечал Иов Господу и сказал: вот, я ничтожен; что буду я отвечать Тебе? Руку мою полагаю на уста мои. Однажды я говорил — теперь отвечать не буду, даже дважды, но более не буду» (Иов 39:31-35).
Далее следует величественный монолог Господа Бога, который не оставляет никаких сомнений в том, что Библия есть слово Божье. Господь вопрошает Иова: «Где был ты, когда Я полагал основания земли, скажи, если знаешь. Кто положил меру ей, или кто протягивал верфь по ней?». Это поэзия, поэзия Святого Духа, который вдохновил автора послания книги Иов. «На чем утверждены основания её или кто положил краеугольный камень её при общем ликовании утренних звезд, когда все сыны Божии восклицали от радости?» «Где путь к жилищу света и где место тьмы?». «Ты, конечно, доходил до границ ее и знаешь стези к дому ее. Ты знаешь это, потому что ты был уже тогда рожден, и число дней твоих очень велико». (Иов 38:20,21)
Результат потрясающий: цель, которую поставил Господь Бог, достигнута. Иов стал настоящим кальвинистом. «И отвечал Иов Господу и сказал: знаю, что Ты все можешь, и что намерение Твое не может быть остановлено. Кто сей, помрачающий Провидение, ничего не разумея? — Так, я говорил о том, чего не разумел, о делах чудных для меня, которых я не знал. Выслушай, взывал я, и я буду говорить, и что буду спрашивать у Тебя, объясни мне. Я слышал о Тебе слухом уха; теперь же мои глаза видят Тебя; поэтому я отрекаюсь и раскаиваюсь в прахе и пепле» (Иов 42:1-6). Бог всегда прав, Его намерения остановить невозможно. Павел в Послании к Римлянам говорит, что сосуд не может возмущаться горшечником, потому что Тот сделал его не вазой для цветов, а ночным горшком.
Мы должны иметь смирение и понимать, кто есть мы, а кто есть Господь, чтобы наши глаза постепенно открывались для истины, что Господь есть Бог, Вседержитель, Он делает всё, что Ему угодно и доводит это до конца. Всё в этом мире происходит для блага верующих. Слава и благодарение Господу нашему! Да прославится имя Бога нашего Отца, Сына и Святого Духа!
Аминь.