Все те, кто оправдывает крещение младенцев, в той или иной форме ссылаются на замещение в Новом Завете обрезания крещением. Они рассуждают примерно так: обрезание – это внешнее свидетельство принадлежности людей к народу, имеющему завет с Богом. В Новом же Завете внешним свидетельством принадлежности людей к благодати Божией является крещение. Лишить детей верующих родителей крещения — значит лишить их принадлежности к завету благодати. На “очевидную” параллель между обрезанием и крещением указывают, по их рассуждениям, слова апостола Павла: “И вы имеете полноту в Нем, Который есть глава всякого начальства и власти; в Нем вы и обрезаны обрезанием нерукотворенным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым; бывши погребены с Ним в крещении, в Нем вы и совоскресли верою в силу Бога, Который воскресил Его из мертвых…” (Кол. 2:10-12).
Зададим себе вопрос: “О каком крещении говорит апостол Павел?” О погружении в воду или же о “совлечении греховного тела плоти”? А может быть, “совлечение греховного тела плоти” и есть водное крещение? Но “…как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков…” (Рим. 5:12). Все мы имели тела плоти, унаследованные от Адама, а теперь “совлекли” эти тела, облекшись в тело Иисуса Христа. Во время ли водного крещения? “Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились? Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни” (Рим. 6:3-4). А во втором стихе этого послания апостол утверждает: “Мы умерли для греха…” (6:2). Как это понять? В шестой главе Послания к Римлянам в стихах с третьего по одиннадцатый Павел излагает учение единения со Христом. Не поняв этого учения, мы никогда не поймем слов: “Мы умерли для греха…”, — и останемся в неведении относительно крещения и возможности рассматривать обрезание как прообраз крещения.
Говорит ли апостол в Кол. 2:11, 12 и Рим. 6:3 о спасении через водное крещение?
В представлении учения единения со Христом апостол использует слово “крестились”, которое, понимаемое буквально, уводит от сути учения. Если мы согласимся с тем, что в данных отрывках говорится о погружении в воду, значит, мы должны согласиться с крещением младенцев или с учением о спасении через водное крещение. Но как мы можем согласиться с этим вопреки учению всего Нового Завета, что крещение совершается по вере? (евнух, Корнилий, страж темничный – все крещены по вере). Детей вообще начали крестить с VIII века.
Всегда ли слово “креститься” употребляется в Библии в значении “погружаться в воду”? Если да, то как тогда быть с крестившимися в Моисея во время исхода из Египта (1 Кор. 10:2)? Все израильтяне крестились в подчинение Моисею, погрузились в его волю, они послушались его. Здесь апостол Павел использует слово “крестились” образно, чтобы на примере погружения в воду “с головой” показать погружение (крещение) в волю Моисея.
Предположим, что и в Кол. 2:11, 12, и Рим. 6:3 апостол использует его тоже образно. Что получим? Получим погружение во Христа. Погружение не только в Его волю, но и в Его смерть, погребение и воскресение.
В Первом послании к Коринфянам 12:13 мы читаем: “Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело, Иудеи или Еллины, рабы или свободные, и все напоены одним Духом”. Тема двенадцатой главы – Церковь как тело Христово. Христос есть глава, а мы – тело. Мы все соединены с главой и друг с другом, но посредством чего? Неужели посредством водного погружения, а может быть, посредством крещения Духом Святым? Дух святой крестит нас в тело Христово, и таким образом мы приобретаем единение с Иисусом Христом (о крещении Духом Святым подробнее в журнале “В начале…” № 9). Дух Святой буквально погружает нас (крестит) в тело Иисуса Христа. Так что и в Кол. 2:11,12, и Рим. 6:3 апостол не имеет в виду водное погружение, но погружение в Иисуса Христа. Тем более, что в Рим. 6:5 Павел пишет: “соединены (sumfutoi — греч. соединены, привиты) с Ним”. Все согласятся с тем, что буквальные значения слов “прививать” и “погружать” разные, но в духовном понимании в рассматриваемых нами отрывках они имеют одно и то же значение. Главная мысль и в Кол. 2:11,12, и в Рим. 6:3 не “погружение” (крещение) и не привитие, а единение со Христом. Дух Святой волен делать это как крещением (погружением в тело), так и привитием к нему. Суть остается та же.
Обратимся к Посланию к галатам: “Я сораспялся Христу, и уже не я живу, но живет во мне Христос. А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня” (2:19,20). Очевидно, что здесь, несмотря на отсутствие слова “креститься”, апостол Павел говорит о том же, о чем говорит в Кол. 2:11,12, и в Рим. 6:3. Он соединился со Христом, и это главное! Водное крещение не есть спасение, хотя оно важно, крайне важно, ведь это таинство, заповедь Иисуса Христа.
Но единение со Христом дается нам через рождение свыше, оно открывает путь к освящению, дает уверенность в спасении и вечную безопасность, ту безопасность, которую не понявшие учения единения со Христом отвергают. Если я во Христе, если я сораспялся с ним, если я умер для греха, если я обрезан “совлечением греховного тела плоти”, то как я могу потерять спасение?
Раньше мы были соединены с Адамом, его грех был нашим грехом, а теперь мы соединены со Христом, Его святость – наша святость. “Ибо благодатию вы спасены чрез веру, и сие не от вас, Божий дар…” (Еф. 2:8), “Что же скажем? оставаться ли нам в грехе, чтобы умножилась благодать? Никак. Мы умерли для греха: как же нам жить в нем? Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились?” (Рим. 6:1-3). Мы крестились в смерть, погребение и воскресение Христа, мы крестились в Него Духом Святым, поэтому ходим в обновленной жизни во Христе. В этом смысл учения единения со Христом.
Жаль, что многим братьям слово “крещение” преграждает путь к осязанию (принятию) благодати всей душой и всем сердцем. Мы были в Адаме, теперь мы во Христе. Проповедь Евангелия – не просто слова: “Придите ко Христу, и Он сделает для вас то, и то и то”. Нет! Это не полное Евангелие, это не вся благая весть. Благая весть в том, что я могу совлечь Адама, покончить с грехом раз и навсегда, умереть для него и облечься во Христа. Я во Христе, и поэтому все Его благословения – мои благословения. “Неужели не знаете?..” (Рим. 6:3). Апостол уверен, что эта истина открыта римлянам, открыта она и нам. “Разве вы не знаете элементарного? Конечно, знаете, вы умерли для греха!” Убого и жалко то христианство, которое не познало этой истины. Христианство ли оно вообще, если у него нет учения о единении со Христом, а учение о спасении строится на самоправедности и собственных добрых делах? На обрезании, замещенном водным крещением!
“…Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились?” (Рим. 6:3), а в другом месте апостол пишет: “…И вы имеете полноту в Нем…” (Кол. 2:10). Когда, сейчас или потом? Потом, но и сейчас! “От Него и вы во Христе Иисусе, Который сделался для нас премудростью от Бога, праведностью и освящением и искуплением” (1 Кор.1:30). Полнота в Иисусе – свершившийся факт. Это не личный опыт, это состояние . Праведность, освящение и искупление не мои, они Христовы, но вменены мне по вере. Чтобы осознать это и получить совершенную, ни с чем не сравнимую радость, надо глубже погрузиться в учение. Учиться необходимо! Мы обладаем всем с момента покаяния (крещения Духом), но осознание этого приходит постепенно, благодать, которой мы обладаем полностью, открывается для нас постепенно, шаг за шагом, в процессе изучения Слова Божьего. Случись нам умереть сегодня, мы, независимо от познания, предстанем пред Господом во всей славе. Но почему не постараться получить эту неземную радость здесь через осознание того, что имеем “полноту в Нем” верою? Не надо обкрадывать себя!
Итак, если я во Христе, я в Его смерти, погребении, воскресении и славе, я крещен (погружен) в Иисуса Христа. А крещение через погружение в воду – свидетельство тому. Свидетельство Господу и миру, что я уже умер для греха, я погребаюсь в воду и восстаю из нее с обещанием “Богу доброй совести” (1 Пет. 3:21).
Что же тогда обрезание? Это тень будущих благ. Первым был обрезан Исмаил – отец мусульманского мира (Быт. 17:23), мусульмане и евреи и по сей день обрезают крайнюю плоть, но Слово Божие говорит об Иисусе Христе: “…Ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись” (Деян. 4:12).
И еще, если крещение пришло на смену обрезанию, то слова: “Еще свидетельствую всякому человеку обрезывающемуся, что он должен исполнить весь закон” (Гал. 5:3). Получается, что и принявшему крещение вместо обрезания надлежит исполнить весь закон, а это, увы, было под силу лишь одному человеку-Иисусу и то лишь потому, что Он — Бог.
Друзья, зачем лишать себя благодати Божией? Если водное крещение есть всего лишь замещение обрезания, то исполните весь закон для того, чтобы обрести спасение. Под силу ли вам это?
Различия между крещением и обрезанием
Обрезание — свидетельство будущих благ (обещание грядущего Мессии).
Крещение — свидетельство того, что произошло в прошлом (спасение Мессией, т.е. Христом).
Обрезание — свидетельство обещания, данного Аврааму, но не мне.
Крещение — свидетельство того, что Бог даровал лично мне.
Обрезание — для детей народа Ветхого Завета, в основе его – закон “…исполнивший его человек жив будет им” (Рим. 10:5).
Крещение — для верующих Нового Завета “Верующий в Сына имеет жизнь вечную…” (Ин. 3:36).
Обрезание – свидетельство от Бога о Его обещании обрезаемому.
Крещение – послушание и обещание Богу от крещаемого.
Обрезание – свидетельство принадлежности к избранному обществу на земле.
Крещение – свидетельство принадлежности к Царствию Небесному.
Обрезание – свидетельство отделения от язычников, окружавших народ Израиля.
Крещение – свидетельство личного погребения для старой жизни и воскресения для новой жизни: “Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни” (Рим. 6:4).
Из архива журнала «В начале», 1998 год, №11.