В основу данной статьи положены семь проповедей доктора Ричарда Белчера. Доктор Белчер проповедовал в минской баптистской церкви «Завет Христа» в июле 2001 года. Тему Божиих Заветов можно не без основания считать основополагающей в богословии. Она открывает путь к пониманию учений о крещении, об избрании, о спасении, о благодати и вообще открывает глаза на понимание Библии и Бога.
Я собираюсь проповедовать о заветах в Библии. Их семь.
В этом номере:
1. Извечный завет благодати (Завет Святой Троицы)
2. Завет дел (завет с Адамом до грехопадения)
3. Завет обещания Искупителя (Завет с Адамом после грехопадения)
Извечный завет благодати (Завет Святой Троицы)
Предлагаю обратиться к Посланию апостола Павла к Ефесянам. Мы прочитаем 1:3-11:
«Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, благословивший нас во Христе всяким духовным благословением в небесах, так как Он избрал нас в Нем прежде создания мира, чтобы мы были святы и непорочны пред Ним в любви, предопределив усыновить нас Себе чрез Иисуса Христа, по благоволению воли Своей, в похвалу славы благодати Своей, которою Он облагодатствовал нас в Возлюбленном, в Котором мы имеем искупление Кровию Его, прощение грехов, по богатству благодати Его, каковую Он в преизбытке даровал нам во всякой премудрости и разумении, открыв нам тайну Своей воли по Своему благоволению, которое Он прежде положил в Нем, в устроении полноты времен, дабы все небесное и земное соединить под главою Христом. В Нем мы и сделались наследниками, быв предназначены к тому по определению Совершающего все по изволению воли Своей».
В начале нашей беседы хотелось бы задать вопрос: кто правит миром сегодня? Может быть, президент Америки? Может быть, президент России управляет этим миром?
Нет, ни один человек не правит миром: миром управляет Бог. В связи с этим я хотел бы задать вам следующий вопрос: есть ли у Бога какой-нибудь план управления этим миром? Или Он пустил все на самотек?
Посмотрим, что говорит Библия. В Ефесянам 1:11 сказано, что Он все делает «…по изволению воли Своей».
В Псалме 113:11 сказано, что наш Отец на небесах и что Он делает то, что Ему угодно. В Псалме 32 в стихах 10-11 сказано, что «Господь разрушает советы язычников, уничтожает замыслы народов. Совет же Господень стоит вовек; помышления сердца Его — в род и род». И в Книге пророка Исаии 46:9 находим такие слова: «…Я Бог, и нет иного Бога…»
Таким образом, мы видим, что Бог и только Бог управляет этим миром, более того, у Бога есть план, как править этим миром. Никто и ничто не может остановить Бога в осуществлении Его плана.
Но в чем же состоит Божий план? Каким образом Бог претворяет свой план в жизнь? Передо мной стоит цель помочь вам понять то, что Бог действует в этом мире в соответствие со Своими заветами. Вся наша история — исполнение Божиих заветов. Бог управляет людьми и всей Вселенной с помощью заветов. С их помощью Он претворяет в жизнь Свою волю на земле, управляет всем миром, всем Своим творением без исключения, осуществляет Свои планы.
Знаете ли вы, что в Библии слово «завет» употребляется 302 раза? Божии заветы называются святыми заветами, вечными заветами, непреходящими заветами. Бог заключает завет с человеком. Бог чтит Свои заветы и никогда не забывает о них.
Но знаете ли вы, что люди делают с заветами?
Люди нарушают Божьи заветы и забывают о них, искажают их суть, несмотря на то, что Бог заповедал их исполнять. В Библии заветам уделяется очень важное место. Что же такое завет? На этот вопрос я постараюсь ответить очень простыми словами.
Завет — это соглашение между двумя сторонами. Два человека заключают завет тогда, когда они встречаются и вступают в договорные отношения. Когда я женился, это было в 1954 году, я вступил в завет с молодой девушкой Марианной. И я посвятил себя ей, чтобы чтить ее, любить ее, заботиться о ней и быть верным, пока смерть не разлучит нас. И она вступила в тот же завет со мною, со своей стороны. И мы живем под этим заветом в согласии друг с другом уже почти пятьдесят лет. Это пример семейного завета, или брачного завета.
Приведу другой пример. Когда вы покупаете дом, вы вступаете в завет. Я вижу дом, который хочу купить. Я предлагаю продавцу этого дома какое-то количество денег. Продавец говорит: «Да, я согласен, покупайте». Или: «Нет, маловато, добавьте еще».
Мы торгуемся некоторое время и в конце концов приходим к согласию, бьем по рукам (т.е. заключаем завет), и я покупаю дом. Мы с продавцом стали участниками завета.
Когда я покупаю машину, то иду к продавцу автомобилей и спрашиваю:
— Сколько стоит?
— Столько-то и столько.
— Ну, столько я вам не дам, могу дать меньше.
Он может сказать «да» или «нет». Поторговавшись, мы приходим к соглашению. Я даю ему деньги, а он дает мне машину. Мы стали участниками завета.
В Библии, как и в нашей жизни, мы встречаемся с двумя типами заветов.
Завет могут заключать неравные стороны. Но зачастую заветы заключаются между господином и его подданным, между тем, кто выше, и тем, кто ниже. В древние времена цари заключали завет с теми народами, которые они завоевывали. Царь-завоеватель приходил и говорил: «Условия таковы, и они будут таковыми. И вы ничего не можете сказать против этого, потому что я — царь». Примерно такая же картина наблюдается в наших взаимоотношениях с правительством. Оно требует платить налоги, и я ничего не могу с этим поделать, я должен их платить.
Читая Библию, мы встречаемся с этими двумя типами заветов. В ней есть заветы, в которых Бог вступает в отношения с человеком. В этой ситуации Бог является Царем, Он полностью определяет условия завета. Большинство заветов Библии говорят о том, что Бог — Господин, а человек Его вассал. Примечательно, что заветы между Богом и человеком — это заветы жизни и смерти. Поэтому для человека вступление в завет с Богом является очень важным шагом.
Однако сейчас мы будем говорить о том завете, который заключен между равными сторонами. Скажите, можете ли вы перенестись во времени назад в вечность? Можете ли представить себе ту вечность, в которой существовали только Бог Отец, Бог Сын и Бог Святой Дух? Тогда еще не был сотворен человек, даже окружающий нас мир не существовал. И вот в той вечности Бог строит Свой план. Бог Отец, Бог Сын и Бог Святой Дух, будучи равными друг другу, как равные стороны вступили в завет между собой. Бог Отец, Сын и Святой Дух пришли к согласию о сотворении мира. И святая Троица приняла решение: будет сотворен человек. И Бог Отец, Бог Сын и Бог Святой Дух решили, что Они спасут часть людей из падшего человечества: «…так как Он избрал нас в Нем прежде создания мира…» (Еф. 1:4).
Теперь я хотел бы изложить несколько принципов, которые очень важно усвоить: они помогут дальнейшему пониманию предмета нашего разговора.
Скажите, разве Библия не называет какое-то количество людей избранными Божиими? Например, в Послании к Римлянам 8:33 сказано: «Кто будет обвинять избранных Божиих?» В Послании к колоссянам 3:12 избранные Божии призываются облечься в нового человека. В Первом послании Петра 1:1-2 сказано, что мы спасены по предопределению Бога. В Евангелии от Матфея 24:24 Иисус говорит: «…чтобы прельстить, если возможно, и избранных». В Евангелии от Луки 18:7 сказано, что Господь защитит своих избранных. Это лишь некоторые примеры.
Итак, у Бога на земле есть группа людей, которую Библия называет избранными Божиими. Каким же образом эти люди стали избранными? Библия говорит, что Бог избрал их. Слово «избрание» очень часто встречается в Библии. Обычно оно относится к спасающему действию Бога. Помните, Библия говорит, что «много званых, а мало избранных» (Мф. 20:16)?
Библия говорит, что Павел был «избранным сосудом». И мы в самом начале прочитали в Ефесянам 1:4: «…Он избрал нас…» В другом месте читаем, что избранные Божии дороги в глазах Господа. Итак, у Бога есть группа людей, которые называются избранными. Но зададим вопрос: когда же Господь сделал этот выбор?
Согласно Ефесянам 1:4 Бог сделал выбор прежде сотворения мира. Бог избрал людей еще до сотворения мира, от самой вечности, еще до того, как первый человек появился на земле. Другими словами, когда Бог начал творить мир, у Него уже был план в отношении этого мира. Он не просто так подумал и сказал: «Я хочу сотворить мир. Что же мне сделать?» Нет, у Бога был план, и у Бога была цель для своего избранного народа.
До сотворения мира происходило много событий. Но самым главным из всех событий было то, что Бог избрал людей и решил, что они будут Его людьми вечно.
В этом заключается причина, по которой Бог сотворил мир.
Он сотворил мир для того, чтобы явить Свою славу в спасении людей, которых Он избрал прежде сотворения мира. И частью этого плана было сотворение мира. Его частью было сотворение человека. Даже позволение человеку впасть в грех тоже было частью плана. Еще прежде сотворения чего-либо Бог решил спасти людей. Он выбрал некоторых людей для спасения, приготовил царство для этих людей, и подготовил смерть Христа для спасения этих людей. Он запланировал каждую деталь истории для того, чтобы спасти своих избранных. Бог избрал их и записал их имена в книге жизни еще от вечности.
Библия говорит, что Бог дал этих людей своему Сыну Иисусу. Иисус Христос говорит Отцу: «Я открыл имя Твое человекам, которых Ты дал Мне от мира…» (Ин. 17:6). Бог Отец поручил своему Сыну дело: совершить труд на этой земле ради избранных. Библия говорит, что Христос пришел на эту землю для того, чтобы исполнить волю Отца. Христос часто говорит о деле, которое Отец дал Ему исполнять. Христос пришел на землю, чтобы дать вечную жизнь именно этим людям. И мы читаем в Писании, что все, что произошло с Христом, было предопределено Богом Отцом.
Вы помните, что сказал Христос в предсмертном вздохе? Он сказал: «Совершилось!» Что совершилось? Свершился план, который был у Бога еще от вечности, план по спасению избранных. И в этом заключается причина творения мира. Бог сотворил мир не для того, чтобы Америка когда-то стала великой державой. Бог сотворил мир не для того, чтобы Россия стала великой страной. Они стали великими по Божьему плану в соответствии с Его волей. Однако, Бог сотворил этот мир для того, чтобы спасти Своих людей, которых Он избрал еще до создания мира. Лишь эта часть истории действительно важна. Великие народы думают о своей значимости, президенты разных стран думают, что на них держится весь мир. Законодатели думают, что их деятельность очень важна. Богатые люди думают, что они имеют власть. Великие спортсмены думают, что они самые-самые важные. Но единственное, что важно в этом мире, это то, что Бог избрал людей, и Он спасет их.
Когда люди пишут историю, они пишут о величии других людей. Когда Бог написал книгу, Он написал о Своем величии.
Мне нравится подход Чарльза Сперджена, великого английского проповедника, к идее завета. Он говорит, что когда Бог Отец, Бог Сын и Бог Святой Дух еще в вечности приняли решение, то Они вступили друг с другом в завет. Согласие было заключено между лицами Троицы. Одни богословы называют этот завет извечным заветом искупления, другие — извечным заветом благодати. И без этого извечного завета благодати, который был заключен до сотворения мира, вообще не было бы никакого творения. Потому что Бог сотворил мир именно для того, чтобы явить свою славу спасения людей. Давайте посмотрим, как Сперджен представлял себе этот завет внутри Троицы. Мы отправляемся в прошлое, далеко-далеко в глубокое прошлое.
Бог Отец обращается к Богу Сыну и Богу Святому Духу. И Бог Отец говорит следующие слова: «Я всевышний Иегова, Я даю Моему возлюбленному Сыну бесчисленное количество людей. Они будут омыты Его кровью от греха. Этих людей Мой Сын будет хранить и вести. В конечном итоге, Сын представит их пред Моим престолом без всякого пятна и порока». И Бог Отец дальше продолжил свою речь и сказал: «Я клянусь самим Собой, поскольку Я не могу поклясться никем больше, что те люди, которых сейчас Я даю Христу, будут объектом Моей вечной любви. И этих людей Я прощу, благодаря жертве Христа. Этим людям Я дам полную праведность. Этих людей Я усыновлю и удочерю, и они будут править со Мною, царствовать со Мною через Христа вечно».
Вы видите, что сделал Отец? Он вступил в завет с Сыном и Святым Духом для того, чтобы спасти людей. Бог как бы посвятил себя спасению людей. Он дал этих людей Своему Сыну, чтобы Тот стал их спасителем. После этого Сперджен представляет, как ответил Сын: «Мой Отец, со Своей стороны Я обещаю, что когда придет полнота времени, Я стану человеком. Я облекусь в тело падшего человека, Я буду жить в этом ужасном и несчастном мире. Я в совершенстве исполню закон Твой. Я приобрету беспорочную праведность, которая будет полностью удовлетворять Твоим святым требованиям, Твоим законам. И Я понесу грехи этих людей на себе. И наказание мира этого будет на Мне. Они исцелятся Моими ранами, и Я буду послушен даже до смерти, и смерти крестной. Я превознесу Твой закон и покажу Его святость. Я перенесу те же страдания, что и люди. Я буду испытывать всю меру Твоего гнева за грехи людей. И после этого Я воскресну, после этого Я вознесусь на небеса и буду ходатайствовать по Твою правую руку. И Я беру на себя ответственность, чтобы ни один из тех, кого Ты даешь мне, не был потерян. Я приведу домой назад всех овец, которых Ты дал Мне.
И после этого Сперджен представляет себе, как говорил Святой Дух. Святой Дух говорил: «Всем тем, кого Бог Отец дал Сыну, Я в свое время дам рождение свыше. Я покажу этим людям нужду в искуплении. Я заберу у них все ложные надежды на спасение. Я разрушу их ложные убежища. И Я приведу их к крови Христа, покажу им ее. Я дам им веру, которой они смогут принять благословения этой крови. Я дам им все добродетели. И Я буду поддерживать их веру живой. Я буду изгонять всякую испорченность из них. И в конечном итоге, Отец, они предстанут перед Тобой беспорочными».
Вы понимаете, о чем говорил Сперджен? В глубоком-глубоком прошлом, в вечности, еще до того, как вы или я существовали, до того, как был сотворен мир, Бог Отец, Бог Сын и Бог Святой Дух запланировали наше спасение. И в тот момент, в невообразимой вечности, Отец избрал меня, чтобы я принадлежал Ему. Не потому, что во мне Он нашел что-то (в то время я вообще даже не существовал). Он избрал меня не потому, что предвидел, что я буду существовать и буду обладать еще какими-то качествами, а потому что Он знал, что я буду частью этого падшего человечества. Но тогда, миллионы, миллиарды лет назад (если вообще можно говорить о времени, говоря о вечности) Бог Отец избрал меня. И Бог дал меня Сыну. И Сын согласился умереть за меня. Сын согласился принять на Себя всю меру гнева Божьего, который должен был бы обрушиться на меня. Сын согласился умереть вместо меня на моем месте. Это я должен был быть на кресте на Голгофе, но благодаря тому, что Бог Отец дал меня Сыну, Сын сказал: «Я займу его место на кресте». Сын согласился умереть, воскреснуть и вознестись на небеса ради меня. Святой Дух сказал: «Да, Я покажу ему его греховность и Я дам ему рождение свыше. Я дам ему дар покаяния и веры, Я запечатлею его до дня искупления, чтобы он не был потерян. Я поселюсь в нем, Я наполню его, чтобы он жил благочестивой жизнью».
Вы понимаете, что если вы спасены, это значит, что Бог в том глубоком прошлом думал о вас? Если вы один из Божиих избранных, Отец избрал вас и дал Сыну, Сын согласился умереть на вашем месте, Святой Дух согласился передать вам эти благословения Голгофы. Но все это произошло в том первом великом завете. Согласие между Отцом, Сыном и Святым Духом в той вечности, глубочайшем прошлом. Наш мир был сотворен для того, чтобы у Бога был народ. Мы не нужны были Ему, тем не менее, Бог испытывает огромную радость, спасая нас. Я опять спрашиваю вас, вы понимаете это?
Может быть, вы ничем не примечательный человек, скажем, многодетная мать, и немногие знают о вас. Но Бог знал о вас еще до сотворения мира. И Бог избрал дать вас Христу. Может быть, вы работаете в деревне, на поле, огороде, работаете много, весь день, и, возможно, ваше имя никогда не появится на первых полосах столичных газет. Тем не менее, Бог Отец знал о вас еще до сотворения мира. И Он избрал вас, если вы спасены, и дал Сыну, и Сын согласился умереть за вас, и хранить вас, и Дух Святой согласился для вас сделать реальностью голгофскую жертву. Понимаете ли вы это? От сотворения мира этот великий завет благодати, завет, в котором Бог, избрав нас, дал нас Сыну, а Сын согласился умереть за нас, заплатить за наши грехи, и Дух Святой согласился передать нам благословения Христа. Именно благодаря этому завету вы здесь сегодня.
Многим людям подобные конференции неинтересны. Во время моего перелета из Америки в Минск мне пришлось побывать в нескольких аэропортах. Я был в аэропорте в Нью-Йорке, в Варшаве, и я был в минском аэропорте тоже. Толпы людей шли во всех направлениях, летели в разные концы мира, но кто из них знает Господа? А вы знаете. Почему такая разница? В Варшаве я видел людей, проходящих мимо меня. Кто-нибудь когда-нибудь благовествовал им? Люди в аэропортах очень заняты, они сосредоточены на самих себе. «То, что я делаю сейчас, — это самое важное дело в мире», — думают они. Почему? Почему вы отличаетесь от толпы, окружающих вас людей? Почему они не думают об Иисусе? Различие объясняется заветом, вечным заветом благодати, в котором Бог избрал людей, дал их Сыну, Сын согласился умереть за них, и Святой Дух согласился передать благословения Голгофы людям. Никто не вспомнит по прошествии ста лет о том, кто выиграл на каком-то чемпионате в каком-то году. Никто не вспомнит о каком-то очень богатом человеке, который жил четыреста-пятьсот лет назад. В вечности эти вещи не имеют никакого значения. Имеет значение лишь избрание. Когда мир придет к своему концу, история завершится. Бог напишет историю, и в этой истории не будут упомянуты великие народы. В божественной истории будут записаны только Его люди, будет описано только их спасение, их жизнь, посвященная славе Христа.
Друзья, не думайте, что вы никчемные, ненужные никому люди. Может быть, для этого мира вы не важны, но если вы Божьи избранные, то ваша жизнь важна для Бога. Потому что Он запланировал ваше спасение до сотворения мира в извечном завете благодати.
Вы понимаете это? Вы верите в это? Возрадуйтесь тогда! Возрадуйтесь сегодня! Я один из Божиих избранных! Избран до сотворения мира, и я хожу по этой земле как сын великого Царя. И Бог сотворил этот мир для того, чтобы спасти Своих избранных, чтобы они были свидетелями всему этому миру о Его святости и величии.
Но так произошло только благодаря благодати — вы не можете спасти сами себя. Не вы избрали себя — вы не можете избрать себя. Бог избрал вас в вечном завете благодати. Бог принял решение, что вы будете спасены. И с тех пор как Бог вступил в этот завет, началась история сотворения мира и вашего спасения. Весь мир в его бытии находится как бы под сенью этого великого извечного завета благодати. Познали ли вы Господа? Радуетесь ли вы в Нем? Склоним наши головы в молитве.
Аминь.
Завет дел (завет с Адамом до грехопадения)
И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь.
Бытие 2:16-17
Итак, Бог Отец, Сын и Святой Дух заключили извечный завет благодати для того, чтобы спасти людей. Теперь я предлагаю рассмотреть, как Бог вступает в разные заветы с человеком.
Бог воплощает в реальную жизнь извечный завет благодати посредством заветов с людьми.
Но все же между извечным заветом благодати и заветами, заключенными с людьми существует различие. В извечном завете благодати все участники равны. Сын равен Отцу, Святой Дух равен Сыну. В заветах же, заключенных с людьми, Бог выступает в роли Царя и Господа. Человек не может ставить условий. На нем лежит ответственность признать или не признать власть Бога, склониться перед Ним или нет, повиноваться Ему или жить «по воле князя».
Первым заветом, заключенным Богом с людьми, был завет с Адамом. Я хочу, чтобы вы представили себя на месте Адама в саду. Вас Бог сотворил не ребенком, но взрослым человеком. Тело ваше развито, как развиты интеллект и сознание. Представьте себе первое мгновение, когда к вам пришло сознание: «Кто я такой? Где я? Как сюда попал? Что здесь происходит?»
Адам пришел в этот мир взрослым человеком, скорее всего, это пришествие было для него немалым шоком. Наверное, он просто стоял в благоговении и страхе: «Я могу думать, я могу двигаться!» Потом он спросил себя: «А кто все это сделал?» И он начал понимать, что существует всемогущий Создатель, Творец всего, Который есть Бог. Именно Бог был благодетелем, который дал ему все. И Бог приходил к Адаму в сад, ходил вместе с ним, разговаривал, был с ним в общении. Разве не очевидно, что Бог и Адам находились в завете? И все это было результатом извечного завета благодати. Адам получил от Бога так много, что будет любить Его вечно, будет поклоняться Ему и повиноваться. Конечно же, Адам понимал, что он ответственен перед Богом, потому что все, что он получил, было от Бога.
Некоторые богословы называют это заветом дел. Но я бы добавил, что это благодатный завет дел. Бог не поместил Адама в сад, чтобы он жил так, как считает нужным. Бог сотворил Адама и хотел дать ему все самое лучшее. Бог — Творец, человек — творение. Бог бесконечен, человек ограничен своим телом. Бог всемогущ, человек слаб. Бог всеведущ, человек ограничен в своих знаниях. Бог вездесущ, а человек жил в саду. Бог обладал полной властью в отношениях с Адамом. И именно Бог заключил завет и сделал его таким, какой он был.
Адам не просил: «Господи, сотвори меня, пожалуйста», потому что тот, кто не сотворен, не может говорить. Бог обладал полной властью в этом завете, Он определил условие. Он контролировал исполнение завета, и Адам не торговался с Богом. Он не обсуждал условия завета. Бог сотворил совершенный сад, Эдемский сад — рай. Бог насадил в раю деревья. В самом центре сада было дерево жизни. Также там было дерево познания добра и зла. Дерево жизни символизировало жизнь и, возможно, даже давало жизнь. Дерево познания добра и зла могло дать человеку еще большее знание.
В этом саду не было никакого греха. Там не было ни грусти, ни печали, не было никаких сожалений, испытаний и скорбей, не было смерти и бедности, наркоманов и алкоголиков, разводов и воровства, насилия и убийства, слез, боли, болезни, не было кладбищ, больниц и похорон. Был идеальный климат, не было ни мух, ни комаров, не было лжи, политики, преступлений и старения. Адам мог обладать всем этим всю вечность. Абсолютно идеальное окружение, совершенное тело, идеальное здоровье и прекрасная жена Ева. Библия говорит, что Адам был помещен в сад, чтобы возделывать его. Он должен был возделывать и хранить сад. Итак, в этом завете на человека была возложена обязанность работать, трудиться.
Заметьте, что труд не является результатом греха, как многие ошибочно полагают. Человек и до грехопадения должен был трудиться.
Адам, как участник завета, должен был повиноваться Богу. Бог сказал: «Адам, ты можешь вкушать от любого дерева в этом саду, но не ешь от дерева познания добра и зла, потому что в день, в который вкусишь, смертью умрешь».
Тогда человек мог повиноваться или не повиноваться Богу. Все это происходило еще до того, как грех вошел в мир. Ум Адама был ясен, он не был поражен грехом. Его воля была свободна, она не была в рабстве греха.
Возникает вопрос: «Повиновался ли Адам Богу? Выполнил ли он обязательства завета? Возлюбил ли Адам Того, Кто возлюбил его и дал ему все необходимое и даже больше? Или он засомневался в Божьей любви? Или он восстал против Бога? Или он нарушил заветные отношения?» Самый главный вопрос: «Смог ли Адам исполнить завет, сохранить его?» Бог сотворил Адама не для того, чтобы тот жил по своей воле. Бог хотел, чтобы Адам исполнял волю Бога. И если бы Адам всегда исполнял Божью волю, то был бы счастлив вечно.
Посмотрите, в завете с Адамом Бог дает некоторые установления для человечества. Например, брак. Брак был частью завета с Адамом. Бог сотворил женщину, и между Адамом и Евой был заключен брак. Это описывается во второй главе Бытия. Бог не сотворил мужчину и мужчину, женщину и женщину, но мужчину и женщину. И Бог дал им счастье. Они были в этом саду безо всякой одежды. Вы можете себе это представить? В то же время они чувствовали себя естественно, потому что были невинны. У них не было никакого знания о грехе, потому что греха вообще еще не было. И не было вины, потому что не было греха. А если нет греха — нет стыда. Нет греха — нет вины. Нет греха — нет необходимости исповедовать свой неправильный поступок.
Итак, Бог сотворил Адама и поместил его в саду. Бог дал Адаму все самое лучшее, и Он хотел, чтобы и в будущем Адам обладал всем самым лучшим. Бог хотел, чтобы Адам жил вечно в этом замечательном, совершенном состоянии.
Бог присутствовал с Адамом во всем Своем могуществе и готов был сделать для него все. Но исполнил ли человек завет? В третьей главе Бытия описывается, как Адам нарушил завет. Враг, сатана, дьявол пришел и начал искушать Еву. Дьявол подверг сомнению Божью благость. Он спросил Еву: «Бог действительно сказал тебе это? Бог действительно сказал тебе не есть от деревьев в саду?» Сатана не пришел и не сказал: «Привет, Ева, я дьявол, сейчас я введу тебя в грех». Он начал с того, что посеял в сердце Евы семя сомнения. И Ева поверила сатане, потому что сатана сказал: «Ты не умрешь, Бог обманул тебя, Он лжец. Ты не умрешь».
Ева поверила этой дьявольской лжи. Вы знаете, что потом произошло? Женщина увидела, что плод прекрасен на вид, и она возжелала его. И в Бытие 3:6 сказано, что она взяла его и принесла своему мужу, и вместе они вкусили от этого плода и нарушили Божий завет. В Первом послании к Тимофею 2:13 говорится, что Адам не был обольщен, обманута была женщина. Но это не значит, что вся вина лежит на Еве, Адам тоже виновен. И похоже, что Адам съел этот плод не потому, что был обманут, а потому что сильно любил Еву. Но, тем не менее, Адам был виновен и ответственен за нарушение святого завета Божьего.
В Послании к Римлянам 5:12 говорится, что «одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть» на всех людей. Из-за одного человека смерть царствует в теле каждого, и обязательно наступит момент, когда каждый из нас умрет.
Почему же Адам и Ева не повиновались Богу? Корень неповиновения был в неверии и в тяге ко греху. Они не поверили слову Божьему: «Ты умрешь». Они поверили сатане, который сказал: «Нет, не умрешь». Они засомневались, подвергли сомнению благость Бога, Его обещание. Они подумали, что сатана в будущем, может быть, даст им нечто лучшее. Бог показался им жестоким, Он не дал им все, Он запретил им есть от дерева, Он придержал что-то хорошее. Их грех был ужасен. Из-за их греха смерть вошла в мир. Адам и Ева стали испытывать чувство стыда из-за того, что на них не было одежды. Они попробовали прикрыть свою наготу листьями. А когда пришел Бог и начал взывать к Адаму, они убежали, попытавшись спрятаться от Бога среди деревьев рая. Вместо того, чтобы любить Бога, они теперь боялись Его, боялись Его могущества, они боялись Его суда, они боялись Его голоса.
Бог приходит к Адаму и спрашивает: «Адам, где ты?» Бог знал, где Адам, но Он хотел, чтобы Адам услышал вопрос. И человек ответил Богу: «Я услышал Твой голос, но убоялся, потому что я наг, и скрылся от Тебя». Господь спросил: «Кто сказал тебе, что ты наг? Ты ел от дерева, от которого Я сказал тебе не есть?» Адам сказал: «Я не при чем. Виновна Ева, эта женщина, которую Ты дал мне. Она дала мне плод, и я его ел». Адам обвиняет Еву и Бога: «Это Ты, Бог, дал мне женщину, которая сорвала плод». Адам не сказал: «Господи, я виноват. Прости меня». Он не сказал: «Господи, прости, что я послушался Твоего врага». Вместо этого он обвиняет самого Бога и Еву.
Ева не намного лучше. Бог обращается к Еве: «Что ты сделала?» А она всю вину возлагает на сатану: «Он обманул меня». Она признает, что была обманута, введена в заблуждение, но она не хочет нести ответственность за свой грех. Разве не очевидно, что люди сейчас делают то же самое? Они обвиняют кого угодно в своем состоянии, но только не себя. Но виновны Адам и Ева, оба. Завет дел был нарушен. Осталась ли какая-нибудь надежда?
Вы знаете, что сделал Бог? Он проклял женщину, отныне у нее будет множество скорбей при рождении детей. Теперь она будет в подчинении у мужа, муж будет властвовать над нею. Адам тоже проклят. До этого он работал на земле с радостью, а теперь это будет приносить ему большие трудности. Люди изгнаны из рая, теперь они не имеют право вкушать от дерева жизни. Они не могут наслаждаться плодом вечной жизни и будут пребывать вечно в этом ужасном, состоянии проклятия.
Но как поступает Бог? Первый завет, который Он заключил с людьми, был нарушен. Было бы справедливо, если бы Бог сказал: «На этом все, хватит. Люди заслужили наказание. Вся их вечность теперь — в аду. Они нарушили Мой завет, теперь всю вечность на них будет обрушиваться Мой гнев».
Завет обещания искупителя (завет с Адамом после грехопадения)
Однако, вспомним об Извечном завете благодати. Святая Троица в вечности заключила между Собой завет, согласно которому Бог избирает Себе людей ко спасению, Сын соглашается принять плоть человека и взять на Себя грехи избранных, а Дух Святой обязуется открыть избранным путь спасения.
И вот, в Бытие 3:15 Бог дает обещание, надежду. Он обещает, что пошлет Искупителя Господа Христа. В этом стихе мы не находим подробностей о Христе. Бог говорит змею: «Вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту». А Еве и Адаму Бог сказал: «У вас будут дети, и один из ваших потомков в будущем станет вашим Искупителем. Этот человек придет и сокрушит голову змея. Хотя змей и будет жалить Его в пяту, но Он победит в этой битве».
Мы не знаем точно, как Адам и Ева отреагировали на это обещание Бога, но, скорее всего, они поверили. Мы видим здесь новый завет. Новый завет заключен с людьми после грехопадения. Божий завет благодати одерживает верх. И хотя человек нарушил первый завет, Бог говорит: «Хорошо, Моей благодати достаточно, и Я заключаю второй завет, в соответствии с которым Я пошлю Искупителя».
Итак, мы видим новый завет, который Бог заключил с человеком. Завет дел ушел в прошлое, ни один человек больше никогда не сможет спастись по завету дел. Адам в своем невинном состоянии мог бы обладать вечной жизнью, если бы повиновался Богу. Но теперь, когда человек пал и стал грешным, он не может сделать ничего, что было бы угодно Богу и что могло бы дать ему спасение. Ему остается только жить с верой в грядущего Искупителя. Мы знаем, что этот Искупитель — Христос. Мы гораздо больше, чем Адам и Ева, знаем о Христе. Но, похоже, что и первые люди верили в грядущего Искупителя, хотя Бог не был обязан посылать Его. Бог не был обязан помогать падшему человеку.
Но Бог был обязан Самому Себе.
Бог был обязан Самому Себе, потому что в извечном завете благодати Бог Отец, Бог Сын и Бог Святой Дух пообещали друг другу, заключили завет между Собой о том, что после грехопадения Они спасут часть людей.
Некоторые люди думают, что когда завет нарушен, то он полностью теряет свою силу. Заключается новый завет, человек переходит в этот новый завет и живет в нем. Далее, когда появляется третий завет, люди начинают жить только по этому третьему завету, а первый и второй ушли бесследно. В этом есть только доля истины. При заключении очередного завета часть предыдущего теряет силу, но часть остается в силе. Человек не может больше иметь отношений с Богом на основании дел, этой возможности больше нет, она утрачена. Поэтому те люди, которые говорят, что могут спастись делами, ставя себя на место Адама, не способны на это, потому что не совершенны, как был совершенен Адам. Но в первом завете были некоторые элементы, которые перешли во второй завет, в третий, четвертый… вплоть до седьмого, Нового завета, заключенного со Христом.
БРАК
Например, в первом завете был установлен брак. Брак имеет силу и во втором завете, и во всех последующих. Этот институт дошел до наших дней.
ТРУД
Помните, в первом завете человеку было заповедано трудиться? Некоторые люди, может быть, хотели бы полностью отделаться от всякого труда, но на человеке по-прежнему лежит обязанность работать. И эта обязанность присутствует во всех заветах.
ВЛАДЫЧЕСТВО НАД ЗЕМЛЕЙ
Владычество человека над землей, над всем остальным творением также имеет продолжение во всех заветах.
ПОКЛОНЕНИЕ БОГУ
Поклонение одному Богу, которое было в первом завете, продолжается во всех заветах.
ШАББАТ
В первом завете была установлена суббота — шаббат, и это установление проходит через все заветы, вплоть до завета со Христом, в котором оно тоже есть, хотя и в измененном виде.
Итак, после нарушения первого завета спасение по делам ушло в прошлое. Но я не говорю, что первый завет полностью утратил силу, а вместо него пришел новый. В действительности каждый последующий завет строится на предыдущем, вбирая в себя элементы предыдущих до тех пор, пока заветы не достигают своей кульминации во Христе — в Новом завете. И сегодня я задаю вам вопрос: являетесь ли вы дитем Нового завета? Уверовали ли вы во Христа?
Вы не можете спастись делами. Только Адам мог получить вечную жизнь по делам, но и он не выдержал испытания. С тех пор единственный путь спасения — по благодати. И теперь во всех последующих заветах отношения между Богом и человеком могут строиться только на основании благодати, но не дел. Адам погиб, он был потерян, потому что не смог совершить те дела, которые Бог требовал от него. И с тех пор, как Адам пал, мы — грешники, никто не может спастись делами, мы можем спастись только по благодати Божией. Мужчины, женщины, мальчики, девочки, все могут общаться с Богом только на основании благодати. Но кто-то скажет: «А как насчет завета с Моисеем, десяти заповедей? Разве этот завет не был заветом дел?»
К этому вопросу мы еще вернемся. Но скажу только, что завет с Моисеем был составной частью извечного завета благодати.
И все последующие заветы, о которых мы будем говорить, являются составной частью извечного завета благодати. И каждый из этих заветов является воплощением в реальную жизнь великого извечного завета благодати. Кто-то подумает: «Если бы я был на месте Адама в раю, я бы так глупо не поступил». Но не думайте, что вы намного лучше Адама. Кто-то скажет: «Где же справедливость, согрешил Адам, а грешник — я?» Однако, унаследованный нами грех — это результат заветных отношений между Богом и Адамом. Адам был представителем всего человечества в завете дел. И когда он согрешил, мы все в нем согрешили, мы все стали грешниками.
Вы признаете свои грехи сегодня?
Разве вы не делаете зло, не грешите?
Я знаю, что кому-то не хочется признавать, что он стареет. Я помню, что когда я еще маленьким мальчиком играл на улицах того города, в котором родился, мне казалось, что я никогда не вырасту и не стану взрослым. По пятницам я смотрел, как старшеклассники играют в футбол (а мне тогда было семь или восемь лет) и думал: «Неужели я когда-нибудь вырасту и тоже смогу играть в футбол?»
Тем ребятам было по пятнадцать, шестнадцать, семнадцать лет, и я думал, что я никогда не дорасту до такого возраста. Пришло время, я стал старшеклассником и стал играть в футбол и баскетбол. Я и заметить не успел, как прошел один год, потом второй, третий и четвертый.
Я вспоминаю свой выпускной вечер. Один из выступавших там сказал: «Вы, молодые люди, надежда всего мира». Я посмотрел вокруг себя, на моих друзей и подумал: «Похоже, мир ожидают большие проблемы. На что тут мир может надеяться?»
Потом я поступил в университет, женился, у меня появились дети, они начали расти. Вдруг они тоже ушли из дома, поступили в университет. И вот мне уже сорок лет, пятьдесят, шестьдесят. Старею. Появились седые волосы, вешу немножко больше, чем сорок лет назад.
Да и вы тоже. Вы тоже стареете, и это доказывает, что все мы грешники. Это предвещает нашу смерть. Это говорит о том, что нам нужен Спаситель. Это доказывает то, что мы находимся под проклятием греха Адама.
Но, слава Богу, от самой вечности, с глубокого прошлого Бог думал обо мне. И Бог знал день, в который я приду в этот мир. Он знал, где я буду рожден. Он знал, что я буду грешником. Но по благодати своей Он говорит мне, что я принадлежу Ему.
И хотя Адам согрешил и пал, хотя и я, грешник, пал вместе с Адамом, я могу получить вечное спасение по благодати Божией. Адам нарушил завет и вверг нас во грех. Но Бог с того момента все события начал обращать к тому, чтобы пришел Спаситель. И теперь я уже не смотрю, когда придет Спаситель. Я стою с другой стороны креста, потому что Христос уже пришел. Он уже умер на кресте и умер за меня, и я знаю Его по благодати через веру.
Знаете ли вы Христа? Знаете ли вы Его? Являетесь ли вы частью божественной истории, в которой Он призывает избранных Своих? Вы находились в плане Бога от самой вечности. Возрадуйтесь, ибо то, что Бог дает во Христе Иисусе, гораздо больше того, чем мог бы обладать Адам, если бы не пал. Например, Адам никогда бы не узнал, что такое благодать Бога. Но из-за греха мы узнали величие божественного сердца, величие Его любви к грешникам, Его огромное желание спасти нас и полноту Его благословений во Христе Иисусе.
Возрадуйтесь!
Не завидуйте этому миру. Вы обладаете тем, чего мир никогда не познает, если не придет ко Христу.
Возрадуйтесь в Его благодати к грешникам, таким, как я и вы.
В следующем номере (№ 3, 2001):
4. Завет с Ноем
5. Завет с Авраамом
6. Завет с Моисеем
В № 1, 2002:
7. Завет с Давидом
Извечный завет благодати
(Завет Святой Троицы)
Из архива журнала «В начале», 2001 год.
Автор текста: Ричард П. Белчер