Минск, Багратиона, 30. Богослужение: воскресение – 11:00, вторник – 19:00.

Вечная безопасность

Но умы их ослеплены: ибо то же самое покрывало доныне остается неснятым при чтении Ветхого Завета, потому что оно снимается Христом.

2 Кор. 3:14

Прежде всего хотелось бы поблагодарить редакцию журнала «Крынiца жыцця» за бесплатную рекламу журнала «В начале…». Нам впору удваивать тираж.

Что же касается совместной статьи П. Плешко и редакции журнала «Вечная безопасность», то с богословской точки зрения она откровенно слаба. Жаль, что редколлегии богословского журнала ничего не известно не только о завете благодати, но, по-видимому, и об учении Августина. В противном случае статья «Вечная безопасность» не увидела бы свет.

Для наших читателей сообщаем, что П. Плешко в своей статье представил автором учения о вечной безопасности змея из третьей главы Бытия, а Жана Кальвина его верным учеником.

Уважаемая редколлегия журнала во главе с ее главным редактором и автор статьи! Нам вас искренне жаль, потому что вы находитесь в ситуации худшей, чем та, в которой находился Никодим (Ин. 3). Учитель израильский, пребывая в узах завета дел, не находил в нем удовлетворения. Он чувствовал, что кроме завета дел, есть что-то еще, чего он понять не может, а именно: «И дам им сердце единое, и дух новый вложу в них, и возьму из плоти их сердце каменное, и дам им сердце плотяное…» (Иез. 11:19). Ратуя на словах за благодать и за спасение по вере, вы отсылаете своих читателей в Эдемский сад, полагая, что между Богом и Адамом был заключен завет благодати. Увы, это не так.

Благодати там не было и в помине.

Там были дела.

Завет дел

Первый завет между Богом и человеком был заключен в Эдемском саду. Бессмысленно спорить с тем, что завета между Богом, с одной стороны, и Адамом и Евой, с другой, не было. Пророк Осия говорит: «Они же, подобно Адаму, нарушили завет и там изменили Мне» (6:7). Таким образом, завет был. Суть его была такова: Бог обещал Адаму и Еве вечную жизнь в том случае, если те не будут есть «от дерева познания добра и зла» (Быт. 2:17). Этот завет был заветом дел. Бог со Своей стороны обещал человеку вечную жизнь, если человек выполнит свое обязательство — не будет есть «от дерева». Обобщая сказанное, отметим, что в договор было включено три пункта:

Человек не ест «от дерева».

Бог дает человеку вечную жизнь.

В случае нарушения завета Бог лишает человека жизни.

О равноправии сторон-участников завета-договора не может быть и речи. Господь по Своему вседержавному праву возложил на Адама и Еву обязанности, те же не могли изменить условий завета ни на йоту. Единственное, что они могли сделать, — это либо исполнить, либо не исполнить первое требование завета. Таким образом, вечная жизнь Адама и Евы была в их руках. Ни о какой благодати в Эдемском саду речи не шло.

Остается ли в силе завет дел сегодня? С одной стороны, да, но только для наказания. Апостол Павел говорит: «А закон не по вере; но кто исполняет его, тот жив будет им» (Гал. 3:12). Однако при этом следует помнить, что «возмездие за грех — смерть» (Рим. 6:23) и что «кто соблюдает весь закон и согрешит в одном чем-нибудь, тот становится виновным во всем» (Иак. 2:10). Таким образом, завет дел остается в силе для наказания тех, кто не во Христе и для кого «покрывало доныне остается неснятым при чтении Ветхого Завета» (2 Кор. 3:14). Единственный человек, кому удалось исполнить завет дел, — Иисус Христос, Он исполнил его вместо Своих людей: «Посему, как преступлением одного всем человекам осуждение, так правдою одного всем человекам оправдание к жизни. Ибо, как непослушанием одного человека сделались многие грешными, так и послушанием одного сделаются праведными многие» (Рим. 5:18-19). Посему христиане становятся участниками другого завета — завета благодати, но об этом позже.

Завет искупления

Богословы отмечают, что кроме заветов между Богом и человеком (завет Эдемского сада, завет между Богом и Ноем, между Богом и Авраамом, между Богом и Моисеем и др.), существует завет, заключенный внутри Святой Троицы. Его еще называют Божьим планом искупления людей. Обратимся к первой главе Послания апостола Павла к Ефесянам.

3 Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, благословивший нас во Христе всяким духовным благословением в небесах,

4 Так как Он избрал нас в Нем прежде создания мира, чтобы мы были святы и непорочны пред Ним в любви,

5 Предопределив усыновить нас Себе чрез Иисуса Христа, по благоволению воли Своей,

6 В похвалу славы благодати Своей, которою Он облагодатствовал нас в Возлюбленном,

7 В Котором мы имеем искупление Кровию Его, прощение грехов, по богатству благодати Его,

8 Каковую Он в преизбытке даровал нам во всякой премудрости и разумении,

9 Открыв нам тайну Своей воли по Своему благоволению, которое Он прежде положил в Нем,

10 В устроение полноты времен, дабы все небесное и земное соединить под главою Христом;

11 В Нем мы и сделались наследниками, бывши предназначены к тому по определению Совершающего все по изволению воли Своей,

12 Дабы послужить к похвале славы Его нам, которые ранее уповали на Христа;

13 В Нем и вы, услышавши слово истины, благовествование вашего спасения, и уверовавши в Него, запечатлены обетованным Святым Духом,

14 Который есть залог наследия нашего, для искупления удела Его, в похвалу славы Его.

Бог Отец избрал верующих до сотворения мира (стих 4). Это избрание входило в Его план. Он избрал верующих во Христе Иисусе (стих 4), надо полагать, что сделал Он это с согласия Сына. Бог Отец предопределил усыновить искупляемых через Сына (стих 5), Сын не возражает. Во Христе мы сделались наследниками, согласно Божьему плану, при согласии Отца и Сына (стих 11). Святой Дух выступает в роли залога за верующих (стих 14). Святая Троица в абсолютном согласии принимает план спасения людей, или завет искупления.

Суть его состоит в следующем:

Бог Отец по условию завета «обязуется»:

— дать Сыну людей, которых Тот искупит для Него (Ин. 17:2,6);

— послать Сына быть представителем этих людей (Ин. 3:16; Рим. 5:18-19);

— принять Сына как представителя искупленных Им людей (Евр. 9:24);

— дать власть Сыну как на небе, так и на земле (Мтф. 28:18);

— дать власть Сыну излить обещанный Отцом Святой Дух (Деян. 1:4; 2:33).

Сын «обязуется»:

— воплотиться в человека и подчиниться завету дел, или закону (Гал. 4:4);

— подчиниться воле Отца (Евр. 10:7-9);

— подчиниться даже до смерти, т.е. умереть за грехи данных Ему людей (Фил. 2:8);

— соблюсти данных Ему Отцом, чтобы никто не погиб (Ин. 17:12).

Святой Дух «обязуется»:

— поддержать Иисуса Христа в служении (Мтф. 3:16; Лк. 4:1, 14, 18; Ин. 3:34);

— продолжить искупительную работу Христа после Его вознесения (Ин. 14:16-17; Деян. 1:8; 2:17-18; 33).

Завет благодати

Зная, что человек нарушит завет дел (от Бога ничего не сокрыто), Бог до сотворения мира установил завет благодати. Завет этот заключен между Богом и людьми, которые должны быть искуплены. Однако представителем (ходатаем) людей в данном завете выступает Иисус Христос. «Но Сей Первосвященник получил служение тем превосходнейшее, чем лучшего Он ходатай завета, который утвержден на лучших обетованиях» (Евр. 8:6); «И потому Он есть Ходатай нового завета, дабы вследствие смерти Его, бывшей для искупления от преступлений, сделанных в первом завете, призванные к вечному наследию получили обетованное» (Евр. 9:15). В том, что Иисус Христос исполняет завет дел вместо искупленных, состоит коренное отличие завета благодати от завета дел, заключенного с Адамом. Сын Божий не был посредником между Богом и Адамом, поэтому Адам и Ева сами ответили за свой поступок. В завете дел человек отвечал за себя сам, в завете благодати за грехи верующих отвечает Иисус Христос.

На какой завет вы полагаетесь? Я — на завет благодати, потому что немощен.

Итак,

участники завета

— Бог, с одной стороны, и Иисус Христос как представитель людей с другой;

условие завета

— вера людей в то, что совершил Иисус Христос. Верой спасаемся мы, верой спасались люди, жившие в период Ветхого Завета (Рим. 4:1-15). Отличие их веры заключается в том, что они верили в то, что совершит для них Искупитель в будущем;

начало завета благодати

— вера во Христа, его продолжение — послушание Ему. Послушание не дает спасения, но истинная вера рождает послушание. «Так и вера, если не имеет дел, мертва сама по себе» (Иак. 2:17), кроме того, послушание Христу является свидетельством истинного обращения: «Кто говорит: «я познал Его», но заповедей Его не соблюдает, тот лжец, и нет в нем истины; а кто соблюдает слово Его, в том истинно любовь Божия совершилась: из сего узнаем, что мы в Нем. Кто говорит, что пребывает в Нем, тот должен поступать так, как Он поступал» (1 Ин. 2:4-6);

обещания завета

— вечная жизнь с Богом. Это обещание неоднократно повторяется как в книгах Ветхого Завета, так и в книгах Нового Завета. Бог говорит, что Он будет Богом людей-участников завета и что эти люди будут Его людьми. «И поставлю завет Мой между Мною и тобою и между потомками твоими после тебя в роды их, завет вечный в том, что Я буду Богом твоим и потомков твоих после тебя» (Быт. 17:7); «Но вот завет, который Я заключу с домом Израилевым после тех дней, говорит Господь: вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу его, и буду им Богом, а они будут Моим народом» (Иер. 31:33) (См. также: Иер. 32:38-40; Иез. 34:30-32; 36:28; 37:26-28). Эта тема находит подтверждение в Новом Завете: «Какая совместность храма Божия с идолами? Ибо вы храм Бога живого, как сказал Бог: вселюсь в них и буду ходить в них; и буду их Богом, и они будут Моим народом» (2 Кор. 6:16); «Но вы — род избранный, царственное священство, народ святый, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет; некогда не народ, а ныне народ Божий; некогда непомилованные, а ныне помилованы» (1 Пет. 2:9-10). Говоря о завете благодати, автор Послания к Евреям цитирует пророка Иеремию (глава 31): «Вот завет, который завещаю дому Израилеву после тех дней, говорит Господь: вложу законы Мои в мысли их и напишу их на сердцах их; и буду их Богом, а они будут Моим народом» (Евр. 8:10), — подтверждая таким образом то, что пророки Ветхого Завета говорили о завете благодати (новом завете). Обетования завета благодати начали исполняться в Церкви Божьей, полное же их исполнение будет с приходом нового неба и новой земли: «И услышал я громкий голос с неба, говорящий: се, скиния Бога с человеками, и Он будет обитать с ними; они будут Его народом, и Сам Бог с ними будет Богом их…» (Откр. 21:3).

Прошло уже два тысячелетия, как Иисус Христос снимает покрывало, под которым скрывается тайна благодати Божьей, но для многих оно «доныне остается неснятым».

Слово Божие говорит, что «всякий муж, молящийся или пророчествующий с покрытою головою, постыжает свою голову…» (1 Кор. 11:4).

Очень жаль, что многие из нас молятся с «покрытою головою» и хотят покрывало водрузить на головы тех, с кого это покрывало снял Сам Иисус Христос.

 

Из архива журнала «В начале», 2001 год.

Автор текста: Георгий Вязовский


Дата: 07 декабря 2001
Темы:


Автор:
Всего материалов автора: 69

Обратите внимание:


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Имя*  
Email*