Первая скрижаль как учебник поклонения
Исход 20 глава
Аннотация: Закон был дан еврейскому народу, но актуален для всех. Гражданский, нравственный и церемониальный закон в Торе. Все богослужение в Храме указывало на Мессию. Закон показывает, что хорошо, а что плохо. Все люди обязаны поклоняться Богу.
Мы живем в довольно интересное и непростое время, непростое для всего мира, а для нашей страны особенно. Это и COVID, и сложная политическая обстановка. Тем не менее, несмотря на сложности, нас никто не освобождал от обязанности поклоняться Господу Богу. Эта обязанность существует для каждого жителя планеты Земля. Благодатью Божией нам с вами дана вера, вера в Господа Иисуса Христа, а значит, и спасение, и даровано нам оно благодатью Божией. Спасение по вере, и это не от вас, Божий дар. Внешние же неверующие люди, зная о Боге, не воздали Ему хвалу и благодарность как Богу, но погрязли в пустых рассуждениях. Зная о Боге, они не поклонились Ему, и их неразумное сердце объяла тьма.
Люди инстинктивно знают о Боге, но они подавляют инстинкт навязанными извне знаниями. И эти «знания», пришедшие из области тьмы, уничтожают память о Боге, и сатана торжествует — люди Богу не поклоняются! Внешние.
Но мы-то с вами люди не внешние, мы приняты в семью Божию, а в каждой семье существуют свои порядки и правила, которые являются своеобразным законом, закон же имеет огромное количество значений. В нашем контексте закон — это регулятор отношений между субъектами. Закон регулирует, какие отношения должны быть правильными, какие неправильными, между субъектами общества, между членами семьи и отцом семейства. Закон Божий призван регулировать отношения между человеком и Богом.
Во многих современных церквах, к сожалению, Закон в пренебрежении. Почему так происходит? Скорее всего из-за непонимания его сути. Закон не к спасению, это факт, цель Закона — Христос.
Закон в том виде, как он представлен в Ветхом Завете, был дан еврейскому народу при исходе из Египта, из египетского рабства. Четыреста лет евреи жили в рабстве, над ними владычествовал фараон и египтяне. Из одной семьи появился народ, но он появился в рабстве. Отцы, деды и прадеды вышедших из Египта были рабами, они не знали ничего, кроме рабства, ничего, кроме закона рабовладельческого государства, закона, установленного фараоном. Господь вывел их из Египта, и они оказались в пустыне. Как жить, как регулировать отношения друг с другом, как строить общество? Ведь при отсутствии законов каждый человек имеет право делать то, что он считает нужным. Кто-то считает нужным прелюбодействовать, кто-то считает нужным красть или попирать Бога и не поклоняться Ему, и все правы, ибо как такового закона нет. Отсутствие закона открывает дорогу реальному беспределу, но долго беспредел длиться не может, потому что всегда находится более сильный, который издает свои законы, и этими законами он порабощает остальное общество, и оно начинает вынуждено подчиняться его желаниям.
Человеческому обществу необходим регулятор, который определяет, что можно делать, а что делать нельзя. И если что-то можно, то должно быть урегулировано, как это можно делать, а как нельзя.
Четыреста лет евреи были рабами, но вот они вышли, миллион или более человек, огромное количество людей. Господь Бог даровал евреям законы, вернее, один закон, который евреи отождествляли с Торой, это книги Моисея плюс пророки. Мы смотрим на закон по-иному, и можем определить, что в нем находятся три составляющие — гражданский закон, нравственный закон, церемониальный закон. Они переплетены, но совершенно различны.
Гражданский закон был дан евреям, чтобы строить гражданское общество. Этот закон должен был отличаться от того закона, который был в Египте. Евреи — новая нация, новый народ, и у него новые порядки. Рабство не было запрещено этим законом, оно существовало и могло существовать. Для иноземцев рабство было постоянным, для евреев только на время. При этом рабу была законом гарантирована телесная целостность, увечье раба влекло за собой его освобождение, убийство раба судилось по закону.
Гражданский закон, данный евреям, был построен на принципах морального закона, то есть Декалога. Кроме того, у Бога на Израиль были свои планы, из этого народа должно было выйти обещанное семя — Христос. Кроме того, евреи должны были почитать своего Бога всем сердцем, всей душою и поклоняться Ему и совершать определенные служения. Всё богослужение в целом, включая жертвоприношения и церемонии, указывали на грядущего Мессию, который должен был прийти. Христос пришел, взошел на Голгофу, принеся Себя единократно в жертву, поэтому возникает вопрос, нужна ли нам сегодня церемониальная составляющая закона? Нет, потому что Христос из церемониального закона исполнил всё. Не актуален также и гражданский закон, данный евреям. Сегодня мы живем в другое время и в другом обществе, у нас должны быть свои законы.
Моральный же закон необходим человечеству, и это безусловно. Посмотрите на современные законы разных стран. В их основе лежит вторая скрижаль Декалога. Что касается первой скрижали, так Бог реален, Он существует, и Ему должно поклоняться.
Церемониальные и гражданские законы евреев нам не нужны, моральный же закон нам необходим. Все христиане согласны с этим, но не все согласны с количеством заповедей, многие считают, что заповедь «Помни день субботний» потеряла силу. Но делающие такой вывод не понимают сути закона, которая заключается в том, что законом спастись невозможно. Апостол Павел пишет, что «делами закона не оправдывается никакая плоть». Закон является индикатором для определения, что хорошо, а что плохо. Возникает тогда вопрос: может ли человек спастись, исполнив закон? Нет, потому что невозможно исполнить требование закона во всей полноте. Лишь Господь Иисус Христос исполнил закон, и его исполнение вменяется нам по вере в Господа Иисуса Христа. Апостол Павел говорит, что, если бы не заповедь «не пожелай», он бы не узнал, что он грешник.
Спасает не закон, а благодать, но нужно ли исполнять закон для освящения? Мы знаем, что только Святой Дух производит освящение. Закон же показывает, что хорошо, а что плохо. Плохо не поклоняться Богу или поклоняться Ему нерегулярно, плохо поклоняться неблагоговейно, без должного почтения и совсем отвратительно поклоняться не Богу Библии, а иному богу.
Суть первой скрижали в Новом Завете выражена словами: «Возлюби Бога всем сердцем своим и всею душою своею». Первая скрижаль является учебником для поклонения Богу. «Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства; Да не будет у тебя других богов пред лицом Моим». Извечный Бог не имеет ни конца, ни начала, Он был, есть и будет. «Я есмь Сущий», — отвечает Господь на вопрос Моисея об имени Его. Он Творец всего видимого и невидимого, повелитель всего, по Его воле движутся планеты, галактики, а также мельчайшие атомы, всё под Его контролем. Триединый Бог, Отец, Сын и Святой Дух управляет этим миром и открывается нам в Сыне. Все люди должны поклоняться Всемогущему, Премудрому Богу Вседержителю, и христиане в первую очередь.
Некоторые поклоняются Богу, но не верят, например, в существовании ада. Если кто-то верит, что справедливый и любящий Бог не отправляет грешников в ад, то он поклоняется не Яхве, а какому-то образу, который родился у него в голове и который не соответствует Богу Библии, это другой бог.
Если поклоняться такому богу, то это значит быть виновным в идолопоклонстве, в поклонении плоду своего воображения, а не истинному Богу.
В книге Левит в десятой главе записана одна история. «Надав и Авиуд, сыны Аароновы, взяли каждый свою кадильницу, и положили в них огня, и вложили в него курений, и принесли пред Господа огонь чуждый, которого Он не велел им; и вышел огонь от Господа, и сжег их, и умерли они пред лицом Господним. И сказал Моисей Аарону: вот о чем говорил Господь, когда сказал: в приближающихся ко Мне освящусь и пред всем народом прославлюсь. Аарон молчал. И позвал Моисей Мисаила и Елцафана, сынов Узиила, дяди Ааронова, и сказал им: пойдите, вынесите братьев ваших из святилища за стан. И пошли, и вынесли их в хитонах их за стан, как сказал Моисей. Аарону же, и Елеазару, и Ифамару, сынам его, Моисей сказал: голов ваших не обнажайте и одежд ваших не раздирайте, чтобы вам не умереть и не навести гнева на все общество; но братья ваши, весь дом Израилев, могут плакать о сожженных, которых сожег Господь, и из дверей скинии собрания не выходите, чтобы не умереть вам, ибо на вас елей помазания Господня. И сделали по слову Моисея» (Левит 10:1-7).
Господь указал, как правильно Ему надо поклоняться, и предупредила что в противном случае могут быть проблемы. Даже Аарон не мог оплакивать своих сынов. Здесь Бог может показаться жестокосердным, но Бог благ ко всем Своим детям. Он требователен, просто люди не могут делать то, что хотят делать в отношении Его.
Бог по благодати и по милости Своей даровал нам веру и спасение, Он желает, чтобы мы Ему поклонялись так, как Он того требует.
Только так, и никак иначе.