Минск, Багратиона, 30. Богослужение: воскресение – 11:00, вторник – 19:00.

Не поклоняйся им


MP3


Не поклоняйся им

Исход 20 глава

4 Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли;
5 не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня,
6 и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои.

 

Аннотация: Поклоняться Богу нужно так, как хочет Он. Примитивное восприятие заповедей есть духовное невежество. Христос призывает увидеть величие любой заповеди. Вестминстерский Катехизис о второй заповеди.

Вспомним историю о богатом юноше, записанную в евангелиях от Матфея и от Марка. «Некто, подойдя, сказал Ему: Учитель благий! что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную?… Если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди. Говорит Ему: какие? Иисус же сказал: «не убивай»; «не прелюбодействуй»; «не кради»; «не лжесвидетельствуй»; «почитай отца и мать»; и: «люби ближнего твоего, как самого себя». «Юноша говорит Ему: всё это сохранил я от юности моей» (Матфея 19:16-20).

Мы тоже сохранили от своей «баптистской юности» заповедь «Не делай себе кумира». Возможно, что до обращения у нас и были какие-то кумиры, но мы после обращения все из наших домов вынесли, и теперь как бы невиновны в нарушении второй заповеди. Так ли это?

Мы поклоняемся Богу, а значит, восхищаемся тем, кто Он есть, и восхищаемся тем, что Он сделал.

Однако, поклоняться Богу надо так, как Господь указал в Своем Слове. Не мы определяем, каким должно быть поклонение Богу, а определяет Господь Бог. Мы поклоняемся Ему, потому что Он Сущий, Яхве. Об этом ясно говорится в предисловии к Декалогу, где Господь говорит такие слова: «Я Господь Бог твой», «Яхве, Элохим твой», это то, Кто Он есть. Наш Бог Сущий. А что Он сделал? Он вывел нас из земли Египетской, из дома рабства. Это актуально для нас и сегодня. Господь Бог, Сущий, Яхве вывел нас из дома рабства этого мира и даровал нам Своё царство. Аналогия ясная, и мы знаем, что Ветхий Завет является прообразом жизни Церкви сегодняшней. Вспоминая, кто Он есть, что Он для нас сделал, мы поклоняемся Ему. Поклоняемся так, как Он установил. Иные формы поклонения, которые Он не устанавливал, поклонением не являются. Примером этому может служить поклонение Каина, когда он принес от плодов своих.

Можно подумать, что соблюдение второй заповеди очень простое дело — выбросить из дома идолов, и все дела. Но это буквальное понимание, оно не всегда допустимо. Например, псалом 90:4: «Перьями Своими осенит тебя и под крыльями Его будешь безопасен». О ком здесь идет речь? О Боге. Но никто не понимает этот отрывок буквально, имея в виду настоящие крылья и перья. Чтобы поклоняться Богу правильно необходимо видеть духовную составляющую каждой заповеди. Примитивизм же и буквализм, напротив, не приведут ни к чему хорошему. Примитивное восприятие заповеди есть духовное невежество. Например, человек успешен и хорошо ведет бизнес, и кто-то может решить, что бизнес и деньги — это его идол. Спорт — идол, телевизор — идол, всё, что вокруг нас — идол. Получается, что если отказаться от всего этого, то можно достичь святости в исполнении второй заповеди. Но именно буквализм в понимании заповедей ведет к идолопоклонству.

Пример. Разговаривают двое верующих, и речь заходит о современной моде и о татуировках. В книге Левит татуировка запрещена прямо: «Ради умершего не делайте нарезов на теле вашем и не накалывайте на себе письмен. Я Господь» (Левит 19:28). Вроде все понятно. Но посмотрим текст на два стиха выше: «Не ешьте с кровью; не ворожите и не гадайте. Не стригите головы вашей кругом, и не порти края бороды твоей» (Левит 19:26,27). Итак, двое побритых мужчин стоят и осуждают татуировки. Где логика? В то время, когда писались эти слова, татуировки, стрижка головы кругом, стрижка бороды носили религиозный характер, они были частью религиозной жизни окружающих евреев племен. Они наделяли эти действия какими-то чудодейственными силами, могущими влиять на жизнь людей. Но такая сила присуща только Богу, поэтому религиозные действия, не касающиеся Его, являлись идолопоклонством.

Вторая заповедь говорит не об идолах, она говорит об идолопоклонстве. Идол — это предмет из физического мира, изделие рук человека, идолопоклонство же идет из духовной сферы, из сердца. Идолопоклонство начинается тогда, когда человек наделяет идола какой-то силой. Идолом может быть и предмет, и действие. У нас в церкви нет икон, но во время богослужения кто-нибудь может сделать замечание, что кто-то сидит, закинув ногу на ногу («качает черта») или здоровается через порог. Действие наделяется силой. При идолопоклонстве сердце устремляется к предмету или действию и наделяет его какой-то силой. То, что было заповедью об идолопоклонстве во времена Ветхого Завета, не обязательно будет нарушением заповеди в настоящее время.

Господь Иисус Христос призывает нас увидеть величие любой заповеди, духовную её составляющую в каждой из десяти. В Нагорной проповеди мы читаем, о том, как Христос говорит: «Написано, а Я говорю вам», т.е. Он расшифровывает духовный смысл нескольких заповедей, подчеркивая нелепость буквализма. Нам необходимо видеть величие заповеди, наше естество тяготеет к буквальному восприятию заповедей, по принципу того богатого юноши, что заявил: «Всё это я сохранил от юности моей». В Большом Вестминстерском Катехизисе о второй заповеди записано:

«Вопрос 109 — какие грехи запрещаются второй заповедью?

Ответ: вторая заповедь запрещает измышлять, советовать, внушать, поддерживать или одобрять каким бы то ни было иным способом любое религиозное служение, не установленное Богом, изображать Троицу или любое из лиц Троицы, будь то, тайно, в своем воображении или явно в виде любых образов или уподоблять Божество какому-нибудь творению. Это то же самое, что и изображение, которое рождается в голове. Поклоняться этим изображениям или Богу в этих изображениях, делать с их помощью изображение ложных божеств и поклоняться либо служить им, поддаваться любым суевериям, извращать служение Богу, добавляя что-либо или убавляя от него, будь то по собственному измышлению или по преданию, полученному от других, даже, если это оправдывается древностью, обычаем, рвением, добрыми намерениями или чем-то другим, продавать или покупать церковные должности, святотатствовать, не исполнять и презирать служения и обряды, установленные Богом или препятствовать им».

Помните, какая заповедь наиважнейшая в Законе? Верно, возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею и всем разумением твоим. Ни одной из четырех заповедей первой скрижали мы исполнить не можем. Видеть величие заповеди нам необходимо для того, чтобы мы увидели, насколько мы греховны. Если у нас родится мысль, что мы можем заповеди исполнить, то для чего нам тогда Спаситель Иисус Христос?

Мы бессильны, мы не можем дотянуться до небес, только Господь Иисус исполнил все заповеди, поэтому Его святость вменяется нам по вере. А наша вина за неисполнение заповедей вменяется Иисусу Христу, Он наказывается смертью, а Его святость вменяется нам.

Отец небесный, мы молим, чтобы Ты даровал нам понимание величия Твоих заповедей, осознания того, что мы далеки от совершенства. Дай нам уповать на Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, на то, что Его святость вменена нам по вере. Тебе за всё да будет слава Отцу, Сыну и Святому Духу!

Аминь.


Дата: 06 декабря 2020
Темы:
Библия: Исход


Георгий Вязовский
Пастор Евангелической реформатской церкви
Всего материалов автора: 225

Обратите внимание:


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Имя*  
Email*