Минск, Багратиона, 30. Богослужение: воскресение – 11:00, вторник – 19:00.

Церковь веры евангельской и крещение Святым Духом

Традиционный взгляд церкви веры евангельской на крещение Святым Духом

Цель данного небольшого исследования — рассмотреть в свете Св. Писания утверждения тех верующих, которые говорят, что они пережили второе благословение, приняв крещение Духом Святым и в результате получили духовные дары (в основном говорение иными языками) и необыкновенную радость в общении с Богом.

Традиционно церкви христиан веры евангельской объясняют свою точку зрения на второе благословение следующим образом.

1. Ученики Иисуса Христа были возрожденными людьми до дня Пятидесятницы. Возможно, они обратились во время земного служения Иисуса Христа, а если нет, то тогда, когда Иисус “дунул, и говорит им: примите Духа Святого” (Ин. 20:22).

2. Но, тем не менее, Иисус Христос наказал ученикам: “Не отлучайтесь из Иерусалима, но ждите обещанного от Отца, о чем вы слышали от Меня” (Деян. 1:4), — обещая, что они будут крещены Духом Святым (Деян. 1:5). Он сказал: “… вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый…” (Деян. 1:8). Таким образом, возрожденные ученики остались в Иерусалиме в ожидании крещения Духом Святым для принятия силы.

3. Пришел день Пятидесятницы, и “явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святого, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать” (Деян. 2:3,4). Данный текст явно говорит о крещении Духом Святым. Но поскольку ученики были возрожденными свыше, то в день Пятидесятницы они получили крещение Духом Святым, и им дана была сила служить Богу и говорить иными языками.

4. Христиане сегодня должны, как и апостолы, молить Иисуса Христа о крещении Духом Святым и, таким образом, идти по их стопам. Получив крещение Духом Святым, мы обретем большую силу проповедовать, а также дар говорить иными языками.

5. Подтверждением версии о том, что человек сначала получает рождение свыше, а крещение Духом позже, служит место из Деяний 8, где самаряне сначала обратились, “когда поверили Филиппу, благовествующему о Царствии Божием и о имени Иисуса Христа” (ст. 12), но Святого Духа получили лишь тогда, когда к ним из Иерусалима пришли апостолы Петр и Иоанн, чтобы помолиться о них (ст. 14-17).

6. Есть еще один пример в книге Деяния святых Апостолов (глава19). Павел нашел в Ефесе учеников, не знакомых с Духом Святым и “сказал им: приняли ли вы Святого Духа, уверовав?”. Но, оказалось, что они и не слышали, что есть Дух Святой. Тогда “Павел возложил на них руки, нисшел на них Дух Святый, и они стали говорить иными языками и пророчествовать” (ст. 2,6).

Все эти примеры (Деяния 2, 8, реже 10,19) используются христианами веры евангельской как подтверждение того, что обращение, или возрождение, не есть крещение Духом Святым. И если крещение Духом практиковалось во времена апостолов, то почему мы сегодня не должны верить во второе благословение?

Так ли это? Чтобы ответить, зададим себе три простых вопроса:

1. Что означает крещение Духом Святым в Новом Завете?

2. Как мы должны понимать второе благословение, описанное в книге Деяния святых Апостолов возрожденными людьми?

3. Можно ли рассматривать выражение Библии “исполниться Духом Святым” как указывающее на изливаемую свыше силу Божию, дающуюся после обращения?

Что означает крещение Духом Святым в Новом Завете?

В тексте Нового Завета есть семь мест, где говорится о крещении Духом Святым. Первые четыре из них относятся к свидетельству Иоанна Крестителя.

В Евангелии от Матфея 3:11 “… Я крещу вас в воде в покаяние, но Идущий за мною сильнее меня; я не достоин понести обувь Его; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем…”

В Евангелии от Марка 1:8 “… Я крестил вас водою, а Он будет крестить вас Духом Святым”.

В Евангелии от Луки 3:16 “… Я крещу вас водою, но идет Сильнейший меня, у Которого я недостоин развязать ремень обуви; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем”.

В Евангелии от Иоанна 1:33 “… Я не знал Его; но Пославший меня крестить в воде сказал мне: “на Кого увидишь Духа сходящего и пребывающего на Нем, Тот есть крестящий Духом Святым”.

Трудно прийти к какому бы то ни было заключению о том, что представляет собой крещение Духом Святым, основываясь на словах Иоанна Крестителя. Ясно лишь одно, что Иисусу Христу дана власть крестить Духом Святым и огнем. Большей информации из слов Иоанна мы получить не можем.

Два приводимых ниже фрагмента говорят о дне Пятидесятницы.

В книге Деяния святых Апостолов (1:5) записаны слова Иисуса Христа: “… Ибо Иоанн крестил водою, а вы, чрез несколько дней после сего будете крещены Духом Святым”.

В другом месте этой книги (11:16) Петр вспоминает слова Иисуса Христа: “Тогда вспомнил я слово Господа, как Он говорил: `Иоанн крестил водою, а вы будете крещены Духом Святым’”.

Что бы мы ни думали о крещении Духом и как бы ни понимали его, оно имело место в день Пятидесятницы: ученики исполнились силой и говорили иными языками. В этом убеждает нас приведенные выше стихи.

Важно отметить, что в оригинале (греческий язык) для всех вышеперечисленных мест о крещении Духом Святым было использовано одно и то же выражение — baptisei en pneumati — крестить Духом.

Нерассмотренным оказался лишь стих из Первого послания к Коринфянам (12:13). “Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело, Иудеи или Еллины, рабы или свободные, и все напоены одним Духом”. Говорится ли в данном отрывке о том же действии, что и в предыдущих шести, или о каком другом? Дело в том, что некоторые английские переводы Библии в данном месте дают отличный от предыдущих шести перевод. А церковь христиан веры евангельской, как известно, появилась в Америке. И учение о крещении Духом Святым как об отдельном от возрождения событии в основном построена на этой разнице. В русском переводе Библии (синодальный), как, впрочем, и в оригинале, этой разницы нет. Используя несколько отличное толкование данного отрывка, сторонники особого крещения Духом говорят, что в Первом послании к Коринфянам 12 крестящий есть Дух Святой, т.е. Дух Святой крестит Сам, а в первых шести отрывках говорится о крестящем Иисусе Христе. Другими словами, лица, преподающие крещение, различны. Когда крестит Иисус Христос, то Он использует Духа Святого для крещения, как пресвитер воду. Но есть еще крещение, по мнению христиан веры евангельской, преподаваемое Святым Духом. Это крещение и дает дар иных языков. Но данный отрывок говорит о крещении в одно тело, т.е. Христа, или Церковь. Когда же человек становится членом Церкви? Ответ один: в момент покаяния, или обращения. Седьмой отрывок с точки зрения языкового анализа греческого оригинала ничем не отличается от предыдущих шести, так же и в русском переводе.

Апостол говорит, что все члены коринфской церкви стали членами Христова тела, потому что “одним Духом крестились в одно тело”. Крещение Духом Святым относится к началу христианской жизни.

Как же тогда понимать крещение Святым Духом, о котором сказано в книге Деяния святых Апостолов 1:5 и 11:16? Оба отрывка свидетельствуют о том, что ранее возрожденные Духом Святым ученики Христа в день Пятидесятницы получили еще одно благословение, позволившее им с необычайной силой и рвением встать на служение Господу.

Отрицать рождение свыше учеников Иисуса задолго до дня Пятидесятницы нелепо. Возможно, они получили его, когда Иисус, дунув на них, сказал: “… примите Духа Святого…” (Ин. 20:22) или по свидетельству Христа: “…Никто не может придти ко Мне, если не привлечет его Отец, пославший Меня; и Я воскрешу его в последний день” (Ин. 6:44). Ученики последовали за Иисусом, несмотря на то, что их понимание Господа было несовершенным. Безусловно, слова Петра: “Ты — Христос, Сын Бога Живого” (Мтф. 16:16), — свидетельствовали о работе Духа Святого в сердце апостола. Иисус ответил ему: “… блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах…” (Мтф. 16:17). О Своих же учениках Иисус сказал Отцу: “… Ибо слова, которые Ты дал Мне, Я передал им, и они приняли, и уразумели истинно, что Я исшел от Тебя, и уверовали, что Ты послал Меня” (Ин.17:8). Далее Иисус продолжил: “Когда Я был с ними в мире, Я соблюдал их во имя Твое; тех, которых Ты дал Мне, Я сохранил, и никто из них не погиб, кроме сына погибели, да сбудется Писание” (Ин. 17:12). Господь иногда называл учеников маловерными (Мтф. 8:26), тем не менее, вера у них была!

Необходимо понять, что события, произошедшие в день Пятидесятницы, несоизмеримы по своей важности с теми событиями, которые имели место в личной жизни учеников. Пятидесятница — точка отсчета новой эры в жизни Церкви, переломный момент в ее истории, переход от завета дел и соответствующей работы Святого Духа к завету благодати. В Ветхом Завете мы находим Святого Духа, носящегося над водою (Быт. 1:2), воодушевляющего народ на служение Богу, призывающего к водительству народа и вкладывающего Слово Божие в умы пророков (Исх. 31:3; 35:31; Втор. 34:9; Суд. 14:6; 1Цар. 16:13; Пс. 50:12, 13 и т.д.). Но в целом работа Духа Святого в то время не была такой мощной, как после дня Пятидесятницы. В подтверждение этого обратимся к Библии.

Господь, например, изливает Духа на семьдесят старейшин, определенных Моисеем, ставя их на служение (Чис. 11:16-17), но здесь же Моисей говорит о том, что придет время, когда все верующие будут крещены Духом: “… если бы все в народе Господнем были пророками, когда бы Господь послал Духа Своего на них!” (ст. 29). В ветхозаветные времена Дух Святой мог оставлять людей, что и произошло с Саулом (1Цар. 16:14). Давид боялся, что и с ним может случиться то же: “Не отвергни меня от лица Твоего, и Духа Твоего Святого не отними от меня” (Пс. 50:13). Ветхозаветная церковь не имела силы изгонять бесов, а в евангелизации окружающих народов была откровенно слаба.

Более того, мужи веры в период Ветхого Завета устремляли свой взор на грядущий новый завет: “Вот наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет, — не такой завет, какой Я заключил с отцами их в тот день, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской; тот завет Мой они нарушили, хотя Я оставался в союзе с ними, говорит Господь. Но вот завет, который Я заключу с домом Израилевым после тех дней, говорит Господь: вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу его, и буду им Богом, а они будут Моим народом” (Иер. 31:31-33).

Но с приходом Иисуса Христа на землю все меняется. Во время крещения Господа Дух Святой сошел с небес в виде голубя (Лк. 3:21-22), а после искушения в пустыне “возвратился Иисус в силе духа в Галилею” (Лк. 4:14). Последующие события показывают нам триумфальное шествие Святого Духа: изгнание бесов, исцеления, всевозможные чудеса, проповедь и распространение Слова Божия. Первоначально это делал только Иисус. Ученики, хотя и обладали некоторой властью, данной им Христом, в полной мере получили силу Духа в день Пятидесятницы. Пророчество Иоиля исполнилось (Деян. 2:16).

Каким образом это отразилось на жизни учеников? Получив ранее ветхозаветную силу Святого Духа, в день Пятидесятницы они получили ее сполна. “… Но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый…” (Деян. 1:8). Сила, данная ученикам в новозаветное время, открыла путь к более эффективному свидетельству (Деян. 1:8; Еф. 4:8, 11-13, 2 Кор. 10:3-4; Еф. 1:19-21; 6:10-18; 1 Ин. 4:4). Дар служения был дан простым верующим: “Но каждому дается проявление Духа на пользу: одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом; иному вера, тем же Духом; иному дары исцелений, тем же Духом; иному чудотворения, иному пророчество, иному различение духов, иному разные языки, иному истолкование языков. Все же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно” (1Кор. 12:7-11). Почему, спросим мы, ученики Христа в то далекое время пережили “второе благословение”, а мы не можем пережить? Здесь необходимо понять, что ученики жили в переходный период. Церковь Божия переходила от эры ветхого завета к Новому Завету, и ученики, получившие дар Духа в старое время, переходили в новую эру вместе с Церковью. Мы же, в отличие от учеников, уверовав во Христа как Сына Божия и нашего Спасителя, обращаемся к Богу в новозаветное время, а это, согласитесь, огромная разница. Одно дело переходить от одного завета к другому вместе с Церковью и совсем другое — быть рожденным в новой Церкви. Мы находимся в таком же положении, как верующие коринфской церкви (новозаветная церковь), которым апостол Павел писал: “Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело…” (1Кор. 12:13).

Как же тогда понимать «второе благословение» в Деян. 8, 10, 19?

Если с объяснением крещения Духом Святым учеников Иисуса можно согласиться, то как, скажете вы, объяснить второе крещение, описанное в этой книге (главы 8, 10, 19. Самария, дом Корнилия и ученики в Ефесе)?

Прежде всего необходимо отметить, что ни в одном из этих случаев нет описания крещения Духом Святым. Остановимся на каждом из них более подробно.

Самария

Деяния 8:4-25

Самаряне “поверили Филиппу, благовествующему о Царствии Божием и о имени Иисуса Христа” и “крестились и мужчины и женщины” (8:12). Самария, в отличие от всего мира, — особый случай. Народ, населявший эту землю, самаряне, наполовину были иудеи, наполовину — язычники. Они поклонялись тому же Богу, что и иудеи, но в другом месте. Иудеи презирали их: “Иудеи с Самарянами не сообщаются” (Ин. 4:9). Чтобы показать, что самаряне — люди не второго сорта, в Самарии имела место как бы вторая Пятидесятница. Богу угодно было, чтобы самаряне приняли благословение из рук самих апостолов, дабы иерусалимская церковь не считала себя высшей церковью. Таким образом, в Самарии, как и в Иерусалиме, произошел переход от ветхозаветной Церкви к Церкви нового завета.

Корнилий

С Корнилием дело обстоит намного яснее. Дело в том, что нам вообще неизвестно, насколько глубока была вера сотника, когда он услышал проповедь Петра. Безусловно, он вообще не верил во Христа как в Спасителя, и его обращение является наглядным подтверждением слов Иисуса Христа: “… И будете Мне свидетелями… даже до края земли” (Деян. 1:8). Обращение ко Христу у Корнилия непосредственно связано с крещением Духом Святым.

Ефесские верующие

Глава девятнадцатая книги Деяния святых Апостолов рассказывает нам о людях, которые, покаявшись в своих грехах, крестились в “Иоанново крещение” (ст. 3), подтвердив тем самым, что они ожидают пришествия мессии (ст. 5). Но о Самом Иисусе Христе они ничего не слышали. Они не знали о смерти и воскресении Христа и понятия не имели, Кто есть Дух Святой (ст. 2). Павел объяснил им: “… Иоанн крестил крещением покаяния, говоря людям, чтобы веровали в Грядущего по нем, то есть во Христа Иисуса. Услышав это, они крестились во имя Господа Иисуса…” (Деян. 19:4-5). Они ничего не знали о спасающей вере во Христа, таким образом, все они были верующими Ветхого Завета, подготовленными к слышанию и принятию благой вести о воскресшем Иисусе Христе.

Итак, мы можем сказать, что ни апостолы в Иерусалиме, ни верующие в Самарии или Ефесе не могут быть для нас примером в смысле принятия Духа Святого, потому что мы, уверовав, вошли в уже существующую новозаветную Церковь и никогда не испытывали ветхозаветного влияния Святого Духа.

Деление верующих по принципу «кто святее» не может служить на благо церкви

На протяжении всей истории христианской Церкви у людей постоянно прослеживалось искушение поделить верующих на “высших” и “низших”. Это явно наблюдается в церкви христиан веры евангельской. Существует две категории верующих: крещенные Духом и некрещенные Им. Наглядно это можно отобразить следующим образом.

 

Из архива журнала «В начале», 1997 год, №9.

Автор текста: Георгий Вязовский


Дата: 13 ноября 1997
Темы: ,


Автор:
Всего материалов автора: 69

Обратите внимание:


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Имя*  
Email*