Чаша благословения, которую благословляем, не есть ли приобщение Крови Христовой? Хлеб, который преломляем, не есть ли приобщение Тела Христова? Один хлеб, и мы многие одно тело; ибо все причащаемся от одного хлеба.
Первое послание к коринфянам 10:16-17
“Чаша благословения, которую благословляем, не есть ли приобщение крови Христовой?” Другими словами, не является ли эта чаша формой выражения единения в крови Христовой? “Хлеб… не есть ли приобщение тела Христова? Один хлеб, и мы многие одно тело; ибо все причащаемся от одного хлеба”. Идею единства Христа и Его народа выражают слова “один хлеб”.
Прискорбно, но факт: многие полагают, будто в простом установлении вечери Господней есть какая-то магическая, или, по крайней мере, физическая сила, будто обыкновенным актом съедания хлеба и принятием глотка вина люди могут стать участниками тела и крови Христа. Поразительно, что такие простые символы, как хлеб и вино, настолько усложнились сопровождением коленопреклонных молитв, всевозможных украшений и изощренных фраз. Может кто-нибудь из вас увидеть сходство между ужином, на котором Господь возлежал с двенадцатью апостолами, и мессой в Римской церкви? Изначальная простота потеряна в надуманных церемониях. Суеверие родило таинство там, где Иисус хотел видеть общение. Но даже те, кто не заходит так далеко, как Рим, говорят об этом не как о простом ужине, а как о тайне, покрытой мраком. Они применяют самые удивительные слова, чтобы превратить хлеб детей в камень. Это уже не вечеря Господня, а “евхаристия”, перед нами не чаша, а “потир”; не стол, а “алтарь”. Эти включения суеверия, похоже, опять могут извратить благословенное установление Христа.
Что означает вечеря? Она означает общение: общение со Христом и общение друг с другом.
Что такое общение? Само слово наводит на мысль об общем, о том, чтобы разделять что-то общее, быть в союзе. Поэтому мы сперва должны иметь общее со Христом, быть в союзе с Ним и Его Церковью, а иначе мы не можем быть в общении друг с другом. В основе общения лежит союз. Мы должны слиться со Христом сердцем, душою и жизнью; быть крещены в Его смерть; спасены Его жизнью и тем самым стать единым со всей Церковью, главой которой Он является. Мы не можем быть в общении со Христом, пока мы с Ним не в союзе; и мы не можем быть в общении с Церковью, пока мы не в действенном союзе с ней.
I. Учение о вечере Господней состоит в следующем: в то время как у нас есть много путей общения со Христом, однако принятие Христа в наши души как Спасителя — это самый верный путь общения с Ним.
Я сказал, друзья, что у нас есть много путей общения со Христом. Позвольте мне показать их вам.
Один из путей — личная связь с Господом Иисусом. Мы говорим с Ним в молитве, а Он говорит с нами через Слово. Некоторые из нас разговаривают со Христом чаще, чем с женой и детьми, и наше общение со Христом глубже и крепче, чем общение с самым близким другом. В размышлениях и в сопутствующем им благодарении мы говорим с нашим воскресшим Господом, и Своим Святым Духом Он отвечает нам, даруя нашему разуму свежие мысли и новые устремления. Иногда я люблю в молитве, когда не чувствую себя способным сказать что-нибудь, тихо сидеть и смотреть вверх; тогда вера духовно помогает мне увидеть Возлюбленного и слышать Его голос в торжественном молчании уст. В такие минуты нашу связь со Христом невозможно передать словами, настолько мы близки друг с другом. Наша душа тает от теплоты Христовой любви и выплескивает наверх свою любовь взамен. Не думайте, что я мечтаю, и меня уносят воспоминания о необычных чувствах; нет, я утверждаю, что посвященная Богу душа может разговаривать с Господом Иисусом весь день и иметь столь же подлинное общение с Ним, как если бы Он все еще жил среди людей. Я знаю об этом не по слухам, а по собственному опыту; я точно знаю, что Иисус являет Себя Своему народу так, как Он не являет Себя миру.
Ах, что за сладостное общение нередко существует между святым возлюбленным и Возлюбившим, когда на столе нет ни хлеба, ни вина, ибо Сам Дух влечет сердце возрожденного, и оно стремится к Иисусу, и Господь Сам открывается ждущему духу! Поистине это общение с Отцом и Его Сыном Иисусом Христом. Наслаждаетесь ли вы этими чарующими беседами?
Далее, у нас есть общение со Христом в Егомыслях, взглядах и целях, ибо Его мысли — это наши мысли в меру нашей возможности вместить, и в меру нашей святости. Верующие смотрят на мир так, как на него смотрит Иисус; приятное Ему, приятно им; то, что печалит Его, печалит и их. Обдумайте, например, главнейшие темы наших размышлений и посмотрите, не похожи ли наши мысли на мысли Христа. Он восторгается Отцом, Он любит славить Отца. А мы разве нет? Разве мы не радуемся от одного звучания Его имени? Разве не взывает наш дух: “Авва, Отче!”? Итак, ясно, что мы чувствуем по отношению к Отцу то же, что и Иисус, и поэтому мы находимся в подлинном общении с Ним. И это только один пример. Стоит хорошо подумать, и мы найдем множество самых разнообразных тем, где наши мысли созвучны со Христовыми. Тождественность в суждениях, мнениях и целях открывает дорогу к общению; да, это и есть общение.
У нас есть общение со Христом в чувствах. Не чувствовали ли вы святой ужас, когда вам приходилось слышать проклятие Божьего имени на улице? Так чувствовал Иисус, видя грех, который понес на Себе: только чувствовал Он этот ужас бесконечно глубже вас. Не чувствовали ли вы потребности плакать, плакать о грешниках, которых вы видели? Это святые слезы, и суть их та же, что и у слез Иисуса, когда Он плакал над Иерусалимом. Да, в нашей ревности ради Бога, в нашей ненависти ко греху, в нашем неприятии лжи, в нашем сострадании к людям мы имеем истинное общение с Иисусом.
И далее, у нас есть общение со Христом во многих наших деяниях. Пытались ли вы когда-нибудь научить невежу? Иисус пытался. Было ли вам трудно делать это? Трудно было и Иисусу. Прилагали ли вы усилия вразумить оступившегося брата? Тогда вы были в общении с Добрым Пастырем, Который спешит в пустыню, чтобы найти пропавшую овцу, находит ее, кладет Себе на плечи и радостно несет домой. Ухаживали ли вы за человеком день и ночь, проливая слезы? Тогда вы были в общении с Тем, Кто хранит все наши имена в Своем сердце, и носит напоминание о них в Своих пронзенных руках. Да, в самоотречении, щедрости, доброжелательности и подчинении воле Божьей мы входим в общение с Тем, Кто совершал добро на каждом шагу. Всякий раз, когда мы пытаемся распутать клубок склок и восстановить мир между враждующими людьми, мы следуем примеру великого Миротворца и имеем общение с Господом, дающим мир. Всякий раз, когда мы сотрудничаем с Господом Иисусом в Его делах любви к людям, мы пребываем в настоящем и деятельном общении с Ним.
Так же и в наших горестях. Некоторые из нас пребывали в долгом общении с Господом Иисусом в страданиях. “Иисус заплакал”: Он потерял друга. Теряем друзей и мы. Иисус скорбел над ожесточенностью людских сердец, нам тоже знакома эта скорбь. Иисус был крайне опечален, что подающий надежды юноша отвернулся и ушел обратно в мир. Нам знакома эта печаль. Те, у кого сострадающее сердце, кто живет для других, легко разделит переживания “Мужа скорбей”. Раны от клеветы, насмешки гордых, злоба фанатиков, предательство лжеца и слабость верных — все это мы познали в той или иной мере; и в этом наше общение с Господом Иисусом.
Не только в скорби: мы были с нашим Божественным Хозяином, а и в радости. Я уверен, что на земле никогда не жил человек, испытавший больше радости, чем Господь Иисус. Он совершенно справедливо был назван “Мужем скорбей”; но Его можно назвать, нисколько не погрешив против истины, и “Мужем радости”. Он, должно быть, радовался, когда призвал учеников и они пришли к Нему; когда Он исцелял и освобождал; когда Он прощал каявшихся и благословлял миром верующих. У Него была радость, когда Он находил овцу и поднимал монету из пыли. Его труд был Его радостью, такой радостью, что ради нее Он понес крест и не взял в расчет весь тот позор, который обрушился на Него. Проявить благосклонность — радость для любящих сердец: чем дороже это добро, тем больше радости. Дела доброты приносят нам радость, и в такой радости мы находим общение с великим сердцем Христа.
Итак, я раскрыл перед вами окна из агата и ворота из карбункулов, через которые мы можем прийти к Господу, но вечеря Господня утверждает путь, который превосходит все остальные. Это самый доступный и самый действенный способ общения. Мы имеем общение с Господом Иисусом, принимая Его как Спасителя. Мы, виновные, принимаем Его жертву умилостивления как очищение и в знак этого едим хлеб и пьем из чаши. “О! — скажет кто-то. — Я чувствую, что не могу подойти близко ко Христу. Он так велик и свят, я всего лишь бедный грешник”. Именно так. Именно по этой причине вы можете иметь самое близкое общение со Христом: Он — Спаситель, Спаситель грешников, которые нуждаются в спасении. Если вы один из этих грешников, то Христос и вы немедленно будете в союзе и в общении. Он спасет, и вы будете спасены; Он освятит, и вы будете освящены; и так двое будут одним. Этот стол указывает вам на Его великое жертвоприношение. Иисус принес жертву. Примете ли вы ее? Он не просит вас принести что-нибудь: ни капли крови, ни малейших мук тела — все есть в Его жертве, и ваше участие — прийти и принять участие в этой жертве подобно тому, как в древние времена приносящий жертву брал часть мирного приношения и устраивал трапезу с Богом и священником. Если вы трудитесь для Христа, то это есть общение с Ним. Но я говорю вам, что принятие Христа всей глубиной своей души есть самое близкое, самое тесное общение, доступное смертному человеку. Общение в служении весьма почетно, когда мы вместе с Христом трудимся над одним и тем же; общение в страданиях весьма назидательно, когда в наших сердцах появляются те же качества, которые есть и в сердце Христа. Но общение души со Христом, которая принимает Его и принята Им, теснее, живее и важнее, чем любое другое общение.
Такое общение вечно. На земле нет такой силы, которая смогла бы отнять у меня кусок хлеба, который я съел и который проник в мою кровь, в мои нервы, в мои мышцы и кости. Он во мне, он часть меня. И тот глоток вина, который потек по моим артериям, — он моя часть. Так и тот, кто принимает Христа верой своим Спасителем, тот избрал верный путь, с которого никто не заставит его свернуть. Он принял Христа внутрь себя, и все люди на земле, и все бесы в аду, вместе взятые, не могут изъять Христа из него. Иисус сказал: “Ядущий Меня жить будет Мною”. Искренним принятием Христа в сердце устанавливается нерушимый союз между нами и Господом, и это проявляется в обоюдном общении. Тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, Он даровал общение.
II. Теперь я должен посмотреть на другую сторону вечери, а именно на общение истинных верующих друг с другом. У нас есть много путей общения друг с другом, но нет пути, равного обоюдному принятию одного и того же Христа.
Я сказал, что есть много путей для общения христиан, и этим путям общения я бы хотел уделить внимание.
Давайте порассуждаем так, как мы рассуждали выше.
Мы общаемся в святых разговорах. Жаль, что их у нас не так много, как могло бы быть. Было время, когда боявшиеся Господа часто говорили друг с другом; боюсь, что в наши дни они говорят друг на друга. Как ужасно, что любовь иногда истекает кровью от руки брата. Но и тогда, когда мы не поступаем так ужасно, мы нередко замкнуты и молчаливы и из-за этого теряем возможность поговорить друг с другом с пользой. Наша сдержанность и замкнутость часто заставляют христиан находиться в полной изоляции друг от друга, хотя желание общаться у них все же есть. Детей одной семьи не надо представлять друг другу: съев по кусочку хлеба мы отдали себя во власть Христа и получили взамен символ братства; поэтому давайте будем вести себя последовательно, в соответствии с нашими родственными связями, и при следующей встрече начнем святой разговор. Я боюсь, что во многих случаях христианское братство начинается и кончается на богослужении в церкви. Пусть же среди нас так не будет.
Пусть для нас будет радостью и наслаждением общество в центре с Иисусом и пусть нашими друзьями становятся те, кто дружит с Ним. В постоянных совместных молитвах, в служении друг другу тем, чему мы научились у Духа, мы будем иметь общение друг с другом в нашем Господе Иисусе Христе.
Я уверен, что все верующие имеют общение в мыслях. В основах Евангелия мы одинаковы: в размышлениях о Боге, о Христе, о грехе, о святости мы похожи; мы одно, мы ничем не отличаемся в страстном желании раздвигать границы Царства Господа. Духовная жизнь едина. Мысли, которые возникают в головах у людей под влиянием Святого Духа, никогда не противоречат друг другу. Я не говорю, что мысли всех исповедующих Господа во всем согласуются, но я утверждаю, что мысли всех истинно возрожденных во всех церквах всех конфессий во все времена в гармонии друг с другом, в гармонии, которая вызывает восторг и удивление у тех, кто обнаруживает ее. Отличия, разделяющие одну группу номинальных христиан от другой, становятся широкой и бездонной пропастью между теми, кто владеет только названием, а не верой; но истинные верующие едва ли замечают эти отличия. Изгороди, которые разделяют скот в поле, не создают ни малейшего препятствия для птиц в небе. Наш разум, мысли, желания и надежды едины в Иисусе Христе. И в этом наше общение.
Возлюбленные друзья, наши чувства — это еще один путь к общению. Сядьте напротив и расскажите мне о своих переживаниях, а я буду улыбаться, потому что вы будете рассказывать о моих переживаниях. Иногда молодой верующий рассказывает печальную историю о своих испытаниях и искушениях, думая, что никто другой не испытывал пламя такой битвы; но на самом деле он повествует о наших общих приключениях в качестве пилигримов, и мы пребываем в общении с ним, слушая его. Когда разговор заходит о нашем Господе, разве мы не согласны во всем? Когда мы разговариваем об Отце и Его отношениях с нами, разве мы не одно? И когда мы рыдаем, и когда вздыхаем, и когда поем, и когда радуемся, разве мы не похожи как капли воды? Небесные пальцы, касающиеся струн наших сердец, производят одни и те же ноты, ибо мы изготовлены одним Мастером и настроены в одной тональности на восхваление Бога. Между всеми настоящими детьми Божьими существует настоящая гармония: христиане – одно целое во Христе.
У нас есть общение друг с другом также в наших действиях. Мы объединены в попытках спасти людей. Я надеюсь, что это так. Мы объединяемся в наставлении, предупреждении, приглашении и убеждении грешников прийти к Иисусу. Наше жизненное служение одно: мы едины в работе с Богом. Мы живем, воплощая в жизнь одно желание: “… да придет Царство Твое, да будет воля Твоя и на земле, как на небе”.
Определенно мы в общении друг с другом в страданиях. Нет на земле бедного, больного или угнетенного святого, к которому мы бы не проявили сочувствие прямо сейчас, ибо все мы участники страданий Христовых. Есть ли, Господи, в Твоем стаде овца, которую бы я отказался накормить? Есть ли такой враг, перед чьим лицом я побоялся бы вступиться за Твое имя? Мы страдаем вместе и носим бремя друг друга и тем самым исполняем закон Христа. Если мы не делаем этого, то у нас есть основания сомневаться в своей вере; но если мы делаем это, тогда мы пребываем в общении друг с другом.
Я надеюсь, что у нас есть общение в радостях. Если радуется кто-нибудь, не станем завидовать ему, но будем радоваться вместе с ним. К сожалению, это не так распространено среди исповедующих Христа, как могло бы быть. Радуемся ли мы без оговорок благоденствию другого? Если звезда друга затмевает наше сияние, наслаждаемся ли мы ее светом? Когда мы встречаемся с братом, у которого десять талантов, поздравляем ли мы себя с тем, что нам послан на помощь такой человек, или прилагаем все усилия, чтобы опустить его, как можно ниже? Такова испорченность нашей природы, что мы не радуемся без оглядки успеху других, когда они в своих делах опережают нас. Но мы должны учить себя радоваться. Легко сесть и посочувствовать другу в его бедах; но если друг занимает высокое положение в глазах других людей, то мы склонны смотреть на него как на соперника и не спешим радоваться, видя в нем конкурента. Так не должно быть; мы должны естественно радоваться счастью ближнего. Если мы больны, то пусть для нас будет утешением то, что многие здоровы, если у нас часто опускаем руки в жизни, будем радоваться тому, что другие сильны в Господе. Так мы будем наслаждаться счастливым общением, близким небесному совершенству.
Когда я сравниваю все виды христианского общения, то вижу, что ни одному из них нет равного по глубине и силе в сравнении с общением в принятии Христа как Спасителя, в доверии той крови, посредством которой мы обретаем очищение и жизнь вечную. Здесь, на столе перед вами, символы самого широкого и полного общения. Это такое общение, которое ни вы, ни я не можем ни избрать, ни отвергнуть: если мы во Христе, то общение принадлежит нам, оно должно быть нашим. Некоторые братья ограничивают свое участие в этом внешнем установлении и думают, что у них есть веские причины для этого; но я не вижу почвы для таких их мыслей, потому что я наблюдаю, как те же братья общаются с другими верующими в молитве, хвале, слушании Слова и во многом другом. Дело в том, что сущность подлинного общения выходит далеко за пределы человеческого контроля, и для духовного тела общение — то же самое, что циркуляция крови в человеческом теле, необходимый процесс, не зависящий от воли. Перечитывая содержательную духовную книгу, вы можете наслаждаться ею, извлекая много полезного, а потом вдруг, посмотрев на титульный лист, вы обнаруживаете, что ее автор принадлежит католической церкви. Что от того? Внутренняя жизнь сломала все барьеры, и ваши души были в общении. Что касается меня, то, читая некоторые дорогие мне книги, я отторгаю их католическую начинку, но все же нахожусь в тесном общении с их авторами в плаче над грехом, в поклонении Христу на кресте и в радости от того, что наш Господь царствует. Кровь плотнее воды, и нет более необходимого и искреннего общения, чем общение в крови Христовой и в воскресшем Господе Иисусе Христе. Здесь, отламывая от одного хлеба, мы свидетельствуем, что мы одно. Омытые одной кровью, питающиеся одним Хлебом, ободряющиеся из одной Чаши, раздвигаем все барьеры различий, и “мы, многие составляем одно тело во Христе, а порознь — один для другого члены”.
А теперь, дорогие друзья, если этот вид общения самый плодотворный, давайте позаботимся о том, чтобы наслаждаться им. Давайте в этот час воспользуемся им.
Давайте позаботимся о том, чтобы увидеть отражение Христа в таинстве этого установления. Если кто-нибудь из вас вкушал хлеб и не видел Христа, тогда нет вам в этом никакой пользы. Вспомнили ли вы о Господе, глотая вино? Увы! Боюсь, что вы вкушали хлеб и принимали вино в осуждение себе, не размышляя о теле Господа. Но если вам нужны эти символы, как пожилым людям очки, тогда вы будете благодарны данному установлению за помощь в видении Господа. Нет толку в очках, если смотреть не на что. Нет смысла в Вечере, если в вашем разуме и вашем сердце нет Христа.
Если вы увидели Господа, тогда проверьте, приняли ли вы Его. Скажите себе: “Все, чем является Христос для других, Он будет и для меня. Он спасает грешников, спасет и меня. Он изменяет человеческие сердца, изменит и мое. Он всё во всем для тех, кто доверяет Ему. Он будет всем во всём и для меня”. Я слышал, как люди говорили, что они не знают, как принять Христа. Что говорит апостол? “Близко к тебе слово, в устах твоих и в сердце твоем”. Если у вас во рту находится что-то, что вы хотели бы съесть, то что лучше всего сделать? Взять и проглотить! Именно так действует вера. Слово Христа о благодати очень близко к вам, оно на вашем языке; пусть же оно проникнет в глубину вашей души. Скажите своему Спасителю: “Я знаю, что я не достоин принять Тебя, о Иисус, но поскольку Ты милостиво приходишь ко мне, как хлеб для голодного, я с благодарностью принимаю Тебя, радуясь, что могу питаться Тобой! Поскольку Ты приходишь ко мне, как плод виноградной лозы к жаждущему, Господь, я принимаю Тебя охотно и благодарю Тебя за то, что Ты требуешь от меня только принять Тебя. Разве не Дух Твой сказал: “Тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть детьми Божьими”?
Возлюбленные друзья, если вы так приняли Христа, не забудьте радоваться в Нем как принявшие Его. Как много тех, кто принял Христа, но говорит и действует так, будто никогда не знал Его! Плох тот обед, после которого человек встает из-за стола и говорит, что он чувствует себя так, словно и не обедал; и не тот Христос, после принятия Которого человек может сказать: “Я принял Его, но я ни на йоту не счастливее и ни на каплю не прибавилось мира в моей душе”. Если вы приняли Христа в свое сердце, вы уже спасены, вы уже оправданы. Вы шепчете: “Я надеюсь, что это так”. И это все? Разве вы не знаете этого? Такие надежды и такие “наверное”, “но”, “точно не знаю” далеко не самый лучший способ продвижения; станьте и твердо скажите: “Я знаю, в Кого я уверовал, и я убежден, что Он силен сохранить то, что я предал Ему в тот день”. Вы или спасены, или потеряны; положения посередине нет. Вы или прощены, или осуждены; у вас есть причины для самого возвышенного счастья или серьезный повод для самого отчаянного беспокойства. Если вы приняли искупление, будьте настолько радостными, насколько можете; но если вы все еще неверующий, не давайте себе покоя, пока Христос не будет вашим.
О, радость постоянного общения со Христом, общения, которое, раз начавшись, продолжается вечно! Пусть это общение будет вашим все дни и весь день! Пусть Его тень падает на вас, когда вы отдыхаете в лучах солнца! Пусть Его голос веселит вас, когда вы лежите на морском берегу и вслушиваетесь в шепот волн; пусть Его присутствие прославит ваше одиночество в горах, когда вы взбираетесь на вершину! Пусть Иисус будет вашим неизменным окружением, освещающим ночь, наполняющим благоуханием день, делающим радостным каждый шаг и освящающим все ваши устремления! Наш Возлюбленный Друг не только с нами по воскресеньям, но и в течение недели тоже. Он неотделимый Спутник Своих учеников. Тот, кто имел общение с телом и кровью Христа здесь, за этим столом, может иметь Господа постоянным Гостем за своим столом; тот, кто встретил своего Господа в этой горнице, может ожидать, что Он осияет Своим царским присутствием его дом. Пусть общение с Иисусом и с избранным народом станет атмосферой нашей жизни, радостью нашего существования. Это будет нашим небом на земле и подготовит к небу в вечности.
Из архива журнала «В начале», 1997 год, №9.
Автор текста: Чарльз Сперджен