(авторизированный перевод)
Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего.
Исход 20:17
Дорогой читатель, данной статьей мы завершаем серию публикаций, основанных на работах Томаса Уатсона, одного из лидеров пуританского движения в Англии, богослова ХVII века. Начало в №№ 1-9.
Данная заповедь утверждает, что любое проявление зависти есть грех. Она осуждает чрезмерное возжелание как принцип, с одной стороны, а с другой, желание иметь то, что принадлежит не тебе, а твоему соседу: “…дома ближнего твоего… жены ближнего твоего… раба его…” и так далее.
Зависть как принцип
“Не желай…”. Ограничивает ли десятая заповедь все мои желания или же она говорит мне о том, чего я не должен желать , чтобы не впасть в искушение и не украсть? “…Нищеты… не давай мне.., чтоб обеднев не стал красть…” (Пр. 30:8,9). Бедность моя не должна лишить меня возможности славить имя Господа, ибо написано: “Чти Господа от имения твоего и от начатков всех прибытков твоих…” (Прит. 3:9). Заповедь предупреждает об опасности проникновения мирского желания в сердце человека. Вода необходима кораблю, чтобы плыть, но, проникнув внутрь, она может потопить судно. Мирские желания, проникшие в сердце, ведут к погибели.
“Не желай…”. Какое значение в эту фразу вкладывали древние? Августин, один из отцов церкви, определяет слово “желание” из десятой заповеди как Plus velle quam sat est (хотеть больше, чем необходимо). “У ненасытимости две дочери: “давай, давай!” (Пр. 30:15). Это “давай, давай!” и есть желание, о котором говорится в книге Исход 20.
Чтобы определить суть слова “желать” в заповеди и глубже понять ее, обратимся к следующему.
А. Мысли праведника — о небесном: “…когда я пробуждаюсь, я все еще с Тобою” (Пс. 138:18). Мысли же жадного (желающего больше, чем надо) — о мирском. Они не выходят за пределы работы, личного времени, огорода и так далее. Предел мечтаний жадного — монетный двор.
Б. Бессонница у мирского человека — результат завистливых желаний. Галлы, древние племена, населявшие Европу, пошли на штурм Рима потому, что сладкое вино этого города не давало им покоя. Жадному человеку не дает покоя то, чего нет у него в кармане, а спасение для него невещественно и эфемерно.
В. Разговоры мирского человека — о земном. “…Сущий от земли земный и есть и говорит, как сущий от земли…” (Ин. 3:31). Признак возрождения человека – его рассуждения. “Слова из уст мудрого — благодать…” (Екк. 10:12). Они свидетельствуют о том, что человек — не от мира сего, что он принадлежит небесной стране. Слова жадного – дыхание могилы. В словах своих раскрывается человек, поэтому об апостоле Петре стоявшие рядом сказали: “…и речь твоя обличает тебя” (Мтф. 26:73). Слова человека – зеркало его души, они отражают суть человека.
Г. Помышления сердца праведника, его любовь устремлены ко всему небесному, а жадный любит мир. Когда Иисус сказал юноше: “…продай имение твое и раздай нищим…”, то “юноша отошел с печалью, потому что у него было большое имение” (Мтф. 19:21,22). Лучше расстаться со Христом, чем со своим добром. Кардинал Франции Бурбон сказал, что он готов отдать свое место в раю, лишь бы ему оставили его кардинальский пост в Париже. Будущее с дьяволом его ни чуть не беспокоило. Где же сейчас находится эта бедная душа?
Д. Мирская суета и “ мне некогда” – смертельные враги человека. Желание сделать больше и больше заслоняет Господа. Посмотрите, он нашел время принять пищу, но не нашел его для того, чтобы за нее поблагодарить Бога. “…Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом. А одно только нужно. Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у нее” (Лк. 10:41,42).
Господь Иисус Христос предупреждает: “… смотрите, берегитесь любостяжания, ибо жизнь человека не зависит от изобилия его имения” (Лк. 12:15).
— Грех любостяжания, или зависти, опасен, к тому же его очень трудно распознать. Часто его оправдывают заботой о доме и семье, маскируют под добродетель и радение. Но трудность в распознании не оправдывает его, и нарушение десятой заповеди должно рассматриваться как преступление Закона, не менее опасное, чем нарушение других заповедей. “Кто соблюдает весь закон и согрешит в одном чем-нибудь, тот становится виновным во всем” (Иакова 2:10). Еж в одной из сказок пришел к кролику и попросил у него убежища во время бури. Но когда кролик впустил его, еж распустил свои колючки и выжил кролика из его норки. Так и жадность, маскируясь под добродетель, проникает в сердце и ведет душу к погибели. “А посеянное в тернии означает того, кто слышит слово, но забота века сего и обольщение богатства заглушает слово, и оно бывает бесплодно” (Мтф. 13:22). Сколько проповедей похоронено в мирских сердцах! Слово проповедуется, чтобы привести души на небеса, но жадность приковывает их к земле. Легче слону научиться летать, чем жадному взойти на небеса. Как человек, “имевший иссохшую руку”, не мог протянуть ее ко Христу, так и жадный не может дать нищему и отдать десятину в церковь.
— Жадность – мать всех грехов. “…Ибо корень всех зол есть сребролюбие…” (1 Тим. 6:10). Желание иметь все неминуемо ведет ко греху.
Жадность и зависть стали причиной первого греха: “… вы будете, как боги, знающие добро и зло” (Быт.3:5).
Жадность – мать всех грехов, она нарушает первую заповедь: “Да не будет у тебя других богов пред лицем Моим”.
У жадного много богов и божков; апостол Павел называет любовь к богатству идолопоклонством (Кол. 3:5), а поклонение идолам есть нарушение второй заповеди: “Не делай себе кумира и никакого изображения <…> не поклоняйся им и не служи им…”. Жадный, поклоняясь изображениям хотя и не в церкви, а тем, что на монетах, нарушает заповедь.
Авессалом, желая получить престол Давида, замыслил преступление (2 Цар. 15), при этом он сослался на обет, данный Господу, нарушив этим третью заповедь: “Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно…”.
Жадность не дает возможности человеку в воскресный день придти в церковь и поклониться Господу, это нарушение четвертой заповеди. Разве ярмарка важнее Бога?
Жадность приводит к нарушению пятой заповеди: “Почитай отца твоего и мать твою…”. Алчный требует от отца больше. Он хочет завладеть всем, и когда все или почти все находится в его руке, то отец — только помеха.
Жадность – причина многих убийств. Ахав возжелал быть владельцем виноградника Навуфея, его жажда привела к убийству. Таким образом он нарушил шестую заповедь. Навуфей был “побит камнями и умер”. Жадный буквально плывет в крови к своей вожделенной цели.
А прелюбодеяние? Не желание ли иметь больше приводит к преступлению против седьмой заповеди? Блудница за деньги продает совесть и целомудрие. “Не кради”, — гласит следующая заповедь, но алчный ее не слышит, для него хороши все пути, ведущие к наживе. Воровство (восьмая заповедь) берет свое начало в зависти и жадности.
Жадность ведет ко лжи, злословию и злоречию, а это нарушение девятой заповеди “Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего”.
— Жадность бесчестит веру. Люди говорят, что их надежды на небесах, но их удел “…лизать прах как змея, как черви земные выползут они из укреплений своих; устрашатся Господа Бога нашего…” (Мих. 7:17). “А ты просишь себе великого: не проси…” (Иер. 45:5). Не ищи в этом мире великого, чем выше солнце, тем короче тень.
— Жадность низвергает человека в бездну и закрывает путь на небо. “…Любостяжатель, который есть идолослужитель, не имеет наследия в Царстве Христа и Бога” (Еф. 5:5). Жадный подобен пчеле, залетевшей в банку с медом, — и меда много, и вылететь невозможно. Так она и гибнет. Завистливый паромщик, желая получить побольше денег, берет на паром больше пассажиров, чем можно, в результате тонет сам и доверившиеся ему люди. Сколько людей погубили свои души жадностью!
Где же лекарство от жадности?
Вера
“…И сия есть победа, победившая мир, вера наша” (1Ин. 5:4). Корень жадности — в неверии в Божию заботу. Вера учит, что Господь усмотрит твою нужду; Тот, Который питает малых птах, напитает и Своих детей, одевающий цветы полевые, оденет свое стадо. Таким образом вера побеждает мир. “Господь есть часть наследия моего и чаши моей…” (Пс. 15:5).
Здравая рассудительность
Рассудите, чего мы желаем? Достойны ли окружающие нас вещи нашего желания? Разве они ценнее души? Мир – искусство от Бога, а душа — подобие Божие. Мы жаждем того, что все равно не удовлетворит нас. “Кто любит серебро, тот не насытится серебром…” (Екк. 5:9). Соломон, воззрев на мир, понял его суть – суета! Как золото не может снять головной боли, так и богатство не разрешает духовных проблем. Мирское приходит и уходит. Какой же смысл цепляться за него?
Посмотрите на первых христиан. Они жили на земле и одновременно парили в небе. Лютер говорил, что он никогда не был терзаем чувством зависти. Древние святые, живя в миру, трудились на небесах. “Наше же жительство — на небесах…” (Фил. 3:20). Слово “жительство” в данном стихе означает гражданство.
Желать духовного
Возжелайте прежде всего благодати Божией, и Его семя пребудет в вас (1 Ин. 3:9). Возжелайте небес – вечной обители, преисполненной счастья. Чем больше устремлений к небесному, тем меньше места для земного желания. С высоты птичьего полета самые большие города кажутся маленькими. Что может сравниться с небесным Иерусалимом? Возжелайте его! Слава Божия освещает его, там дерево жизни и источник воды живой, в нем нет ничего нечистого. Доверьтесь Духу Святому, пусть Он вознесет наши помышления к вечной славе.
Молитва о небесном разумении
Господь, вознеси мое сердце, убери все наносное из него, очисти, Господи! Научи, как пройти этот мир и не остаться в нем.
Проанализировав заповедь в целом, хотелось бы остановиться на некоторых деталях. “Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего…”. Обратите внимание на motus primo primi, на первопричину греха, —это необоснованные желания.. Законы, установленные государством, ограничивают действия, закон Божий – не только действия, но и помышления. Ведь заповедь не говорит : “Не бери дома ближнего твоего…”, а “… не желай” (Рим. 7:7). Так что человек, не совершивший большого греха, не может сказать о своем сердце, что оно чисто. Первопричина греха не в действиях, а в желании.
Умалим свое “я”, не будем превозносить его, ибо злые помыслы вводят нас во грех. Даже если мы не преступаем закон действием, то все равно преступаем его в желаниях сердца.
Почему дом в данной заповеди упомянут раньше, чем жена ближнего, а во Второзаконии наоборот? “Не желай жены ближнего твоего и не желай дома ближнего твоего…” (Втор. 5:21). Объясняется это логикой текста каждой из книг. Для мужа жена главная и первейшая ценность. “Кто найдет добродетельную жену? цена ее выше жемчугов” (Пр. 31:10). Она принадлежит дому и, безусловно, дороже дома. Когда Александр Македонский разбил войско персидского царя Дария, то Дарий принял поражение спокойно, но когда услышал о том, что Александр пленил его жену, то заплакал. В книге Исход о доме сказано прежде, чем о жене, по той причине, что сначала строится дом, потом в него вводится жена. Птицы сначала строят гнездо, а потом поселяются в нем.
Лучшее средство от возжелания – довольствоваться тем, что есть. Если меня удовлетворяет то, что у меня есть, то зачем мне чужое? Апостол Павел свидетельствует: “… я научился быть довольным тем, что у меня есть: умею жить и в скудости, умею жить и в изобилии; научился всему и во всем, насыщаться и терпеть голод, быть и в обилии и в недостатке…” (Фил. 4:11,12). Довольствующийся тем, что есть, скажет, как сказал Иаков: “…есть у меня все…” (Быт. 33:11).
Верь, что Господь дает и даст ровно столько, сколько необходимо. Возможно, это не будет изобилием. Но как тяжело поднести к губам переполненную чашу, не пролив ни капли! Корабль, взявший слишком много груза, рискует найти свой покой в пучине. Вера в то, что Бог дал столько, сколько нам надо, спасет от гибельного желания иметь не свое.
Чем меньше мы имеем, тем в меньшем мы дадим отчет. Каждый, являясь слугой, даст отчет своему Господину. Что ты сделал со своей собственностью? Направил ли ты ее на служение Мне? Если ты не сможешь дать отчет, то будет очень печально. Где тот сирота, которого ты накормил? Где тот несчастный, с кем ты поделился одеждой? С кем ты разделил свой кров? Нет лучшего лекарства от возжелания, чем довольство имеющимся.
Из архива журнала «В начале», 1997 год, №10.
Автор текста: Томас Уатсон