Минск, Багратиона, 30. Богослужение: воскресение – 11:00, вторник – 19:00.

Закон и грех

Завершая серию публикаций, основанных на богословском исследовании Томаса Уатсона “Десять заповедей”, хочется заметить, что для Уатсона материал о десятой заповеди не был последним в его исследовании Закона, а положил начало новой теме. Доскональное исследование каждой из заповедей показывает, что мы не в силах соблюсти ни одной из них так, как этого хочет Бог. “…Узнавши, что человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа, и мы уверовали во Христа Иисуса, чтобы оправдаться верою во Христа, а не делами закона; ибо делами закона не оправдается никакая плоть” (Гал. 2:16).

НЕВОЗМОЖНОСТЬ ИСПОЛНЕНИЯ ЗАКОНА

Есть ли такой человек, который смог бы исполнить хотя бы одну из десяти заповедей?

Ни один человек после падения Адама и Евы не может в совершенстве соблюсти заповеди Божии, он ежедневно нарушает их в мыслях, словах и делах.

“… Все мы много согрешаем” (Иак. 3:2). По сотворении в своей невинности человек мог соблюсти закон. Он отличался правильностью суждений, освященной волей и совершенной силой. Закон Божий был вписан в его сердце, Бог не заповедовал, но человек повиновался. Как тень неотступно следует за человеком, так Адам следовал за Богом. Человек был свят, но не постоянен. Адам согрешил и лишился всего, и мы вместе с ним. Грех отделил первозданную святость Божию от человека и так ослабил нас, что мы не в состоянии исполнить закон.

ПОЧЕМУ?

1. Состояние невозрожденного

человека таково, что он не может подчиниться закону полностью

Легче дотянуться рукой до звезд или переплыть океан, чем исполнить закон в точности. Невозрожденный человек не может жить духовной жизнью, не может довериться Духу Святому, не может жить верою, не может делать то, что должен делать духовно. Плотский человек мертв по преступлениям и грехам (Еф. 2:1). Вы видели когда-нибудь мертвеца в действии? Грешник мертв, он суетится, что-то пытается сделать, но он мертв в глазах Бога и закона. Духовный мертвец не имеет духовного чутья, он бесчувственен ко всему духовному. “…Они, дошедши до бесчувствия, предались распутству…” (Еф. 4:19). Мертвец немощен (Рим. 5:6). Плотский человек не может и не хочет отречься себя, потому что он мертв. Как же мертвец может исполнить закон?

Плотский человек не может исполнить закон потому, что он родился во грехах и живет в них (Пс. 50:7). Он пьет “беззаконие, как воду” (Иов 15:16). “И увидел Господь Бог, что велико развращение человеков на земле, и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время” (Быт. 6:5). Малейшее зло в сердце – нарушение всего закона. Человек не только не может исполнить закон, но и не хочет! Он хуже мертвеца: мертвец не противостоит Богу, а грешник отвергает Его. Мы “…непременно будем делать все то, что вышло из уст наших, чтобы кадить богине неба и возливать ей возлияние, как мы делали, мы и отцы наши…” (Иер. 44:17).

2. Но не только невозрожденный

не может исполнить закон, его не может исполнить и рожденный свыше

“Нет человека праведного на земле, который делал бы добро и не грешил бы…” (Екк. 7:20). Если бы Господь взвесил на весах правосудия дела праведного, то праведный заслужил бы осуждение. Увы! Он не может полностью сосредоточиться на Боге во время молитвы, он не может верить, не сомневаясь. “Ибо знаю, что не живет во мне, то есть в плоти моей, доброе; потому что желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу” (Рим. 7:18). Апостол Павел, без всякого сомнения, муж праведный, не мог исполнить того, чего желал. Возрожденный жаждет исполнить Слово Божие, но ему нужна помощь. Возрожденный определяет правильную цель, но пущенная стрела не достигает ее. “Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю” (Рим. 7:19).

Праведный вновь и вновь возвращается к своим искушениям. Послушание девы Марии не было совершенным, она нуждалась в том, чтобы Кровь Иисуса Христа осушила ее слезы.

Но если человек не может исполнить закон, зачем Бог требует от него этого? Справедливо ли это требование?

Несмотря на то, что человек утратил власть быть послушным закону, Бог не утратил власти повелевать. Если господин, например, дает слуге деньги на покупку, не вправе ли он потребовать деньги назад, если слуга, не выполнив поручения, истратил их? Будет ли это требование несправедливо? Господь Бог дал силу исполнять закон, но мы утратили ее. Не свободен ли Господь либо наказать нас, либо потребовать послушания?

Почему Бог допустил неспособность исполнить закон?

Во-первых, чтобы умалить нас. Человек – самолюбивое существо, его переполняет гордость даже тогда, когда он ничего не значит. А он ничего и не значит в глазах Господа, и человек должен осознать это, чтобы сказать вместе с Иовом: “…Поэтому я отрекаюсь и раскаиваюсь в прахе и пепле” (Иов 42:6).

Бог допускает нашу неспособность исполнить закон для того, чтобы мы повернулись ко Христу. “…А если законом оправдание, то Христос напрасно умер” (Гал. 2:21).

В состоянии невинности мы были абсолютно святы, ум наш был увенчан знанием, а воля свободна, но сейчас мы вправе сказать о себе: “Упал венец с головы нашей; горе нам, что мы согрешили!” (Пл. Иер. 5:16). Все утеряно, ничего не осталось от прежней славы, можно лишь сожалеть вместе с Иовом: “…О, если бы я был, как в прежние месяцы…” (Иов 29:2). Где то время, когда между законом Божиим и волей человека была полная гармония? Увы, все потеряно, мы не можем достичь высот совершенного света. Возрыдайте над состоянием своей души!

Арминиане на всех углах кричат о силе и свободе воли. Они думают, что воля человека может спасти его, но апостол Павел утверждает, что “Бог производит в вас и хотение и действие по Своему благоволению” (Фил. 2:13). Если власть спастись находится в нас самих, то какое хотение производит Бог? Если бы земля могла освещаться сама по себе, зачем солнце? Говорить о собственных силах — значит умалять силу Крови Христовой. Настаивающий на том, что воля человека ведет ко спасению, подтверждает учение о спасении делами. Но тогда, “кто соблюдает весь закон и согрешит в одном чем-нибудь, тот становится виновным во всем” (Иак. 2:10). Полагающийся на завет дел отвергает благодать Божию.

Чем утешить возрожденного, но несовершенного в послушании?

Самое главное то, что верующий не является участником завета дел, он участник завета благодати. Завет дел требует от человека личного и постоянного совершенного послушания, но завет благодати – совсем иное дело. Господь дает послабление, Он удовлетворен меньшим, чем требуется от человека в завете дел. Несмотря на то, что христианин не может исполнить всего закона, Иисус Христос исполнил за него все. И хотя верующий не может выполнять требования закона, он, тем не менее, одобряет его.

Как это может быть?

Христианин одобряет закон Божий и соглашается с ним: “Посему закон свят, и заповедь свята и праведна и добра” (Рим. 7:12). Одобрение подтверждается согласием: “…то соглашаюсь с законом…” (стих 16).

Сердце верующего страдает от того, что он не может исполнить закон. Христианин плачет не из-за строгости закона, а от собственного бессилия. Он находит удовлетворение в законе. “Ибо по внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием…” (Рим. 7:22). Невозможность исполнить закон и любовь к нему кажутся парадоксальным явлением, но это не так. “Как люблю я закон Твой!” (Пс.118:97). Служение верующего Господу не может быть совершенным, но он служит с желанием.

Силы покидают христианина, но сердце его бьется. “О, если бы направлялись пути мои к соблюдению уставов Твоих!” (Пс. 118:5).

Желание верующего — исполнить закон, но когда он нарушает его, то устремляется под защиту Крови Иисуса Христа. “…Если есть усердие, то оно принимается…” (2Кор. 8:12). Дела наши и молитвы не совсем чисты, но Господь, подобно пчеле, собирает нектар праведности с нашего цветения. Возносит то ценное, что есть в нас, не замечая остального. Это подобно отцу, получающему от своего дитяти письмо и читающему его с радостью, несмотря на помарки, кляксы и ошибки. И Христос, видя послушание, принимает его, не замечая огрехов. Господь говорит: “Это мое дитя, и оно сделало бы лучше, если бы умело!”

ПУТЬ СПАСЕНИЯ

ВЕРА

Как мы можем избежать гнева Божиего?

Верою в Иисуса Христа и покаянием в жизнь.

Я начну с веры во Христа Иисуса, “Которого Бог предложил в жертву умилостивления в Крови Его через веру…” (Рим. 3:25). Какая радость иметь Христа как умилостивление Божиего гнева, “Умилостивления через веру”! Веру во что, спросите вы? Веру в Кровь Иисуса Христа. Вся оправдывающая вера покоится лишь на Иисусе. Как утопающий хватается за соломинку, так и бедный грешник, увидевший, что он идет к погибели, тянется к древу жизни – ко Христу и находит в Нем спасение. Вера от Духа Святого, именно она приносит плод духа (Гал. 5:22). Вера не является частью нашего естества, ростки веры взращиваются вне нас, они – плоды Духа Святого. Что может быть ценнее плодов Духа? Апостол Петр называет веру “драгоценной” (2Пет. 1:1). Золото – самый драгоценный металл, вера – самая ценная благодать. Вера – царица благодати. “… Вера твоя спасла тебя…” (Лк. 7:50). “…Праведный своею верою жив будет” (Авв. 2:4). Вера порождает покаяние потому, что она мать благодати! Сначала мы верим обещанию, затем надеемся, что оно будет исполнено. Но если светильник веры не питать маслом надежды, то вера угаснет.

Вера движет любовью. “…Вера, действующая любовью” (Гал. 5:6). Может ли сердце, не исполненное любви, верить в любовь Иисуса Христа? Она – убежище и спасение от всех проблем, якорь, удерживающий душу в гавани любви. На небесах любовь занимает пьедестал первенства, но здесь, на земле, она уступает место вере. Любовь венчает благодать на небесах, вера же на земле завоевывает ее. “… И сия есть победа, победившая мир, вера наша” (1Ин. 5:4). Любая другая благодать на земле служит вере. “Итак, оправдавшись верою, мы имеем мир с Богом чрез Господа нашего Иисуса Христа” (Рим. 5:1).

Почему вера столь драгоценна?

Не потому, что она свята сама по себе, но потому, что ее объектом является Сам Христос! “…А кто Он, Господи, чтобы мне веровать в Него?” (Ин.9:36). Вера подобна руке нищего, которая, не имея ничего в себе, вдруг обретает золото, огнем очищенное, – Господа Иисуса Христа.

Из всех грехов особо берегитесь греха неверия. “Смотрите, братия, чтобы не было в ком из вас сердца лукавого и неверного…” (Евр. 3:12). Человек думает, что если он не украл и не убил, то зачем вера? Это евангелие греха, а не Иисуса Христа.

Неверие – грех, порочащий Христа Спасителя. Оно подобно смеху над смертью Иисуса и ранит сильнее, чем копье, вонзенное в Его тело.

Неверие – грех неблагодарности. Бог, возлюбив мир, послал Своего Сына страдать за наши грехи, требуя от нас лишь веры, а черная неблагодарность говорит: “Больно надо”.

Неверие – основа всех грехов, оно — их корни, и сатана обильно поливает его день и ночь. Неверие и жестокосердие идут рука об руку (Мрк. 16:14). Неверию не известна истинная любовь. Неверующий, не покраснев, обвесит вас на рынке и солжет вам в глаза. Он может клясться чем угодно. И чего стоит его клятва? Иуда прежде всего был неверующим, а уже потом предателем. “…Но есть из вас некоторые неверующие. Ибо Иисус от начала знал, кто суть неверующие и кто предаст Его” (Ин. 6:64). Неверующий не имеет страха Божиего перед очами.

Неверие – тот грех, который вызывает гнев Божий. Он – inimica salutis (враг спасения). “…Не верующий уже осужден…” (Ин. 3:18). “…Не верующий в Сына не увидит жизни, но гнев Божий пребывает на нем” (Ин. 3:36). Неверующий в Кровь Агнца познает Его гнев. Зачем навлекать на себя гнев Божий?

Превыше всех благодатей есть та, которая дана по вере в дело, совершенное Иисусом Христом. “…Должно вознесену быть Сыну Человеческому, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную” (Ин. 3:14,15). “…А паче всего возьмите щит веры…” (Еф. 6:16). Посмотрите на Есфирь и ее веру: “… пойду к царю, хотя это против закона, и если погибнуть, погибну” (Есф. 4:16). На что она надеялась? Во что верила? У нас есть обещание, данное Иисусом Христом: “Все, что дает Мне Отец, ко Мне придет, и приходящего ко Мне не изгоню вон…” (Ин. 6:37). Кровь Христа без веры не может ни очистить , ни спасти.

Давайте проверим свою веру. Часто человек может принять за веру то, что не является таковой. Фальшивые деньги, хотя и с трудом, но все же можно отличить от настоящих. А веру?

Истинная вера основана на знании. Знание освещает дорогу вере. “…Все почитаю тщетою ради превосходства познания Христа Иисуса…” (Фил. 3:8). Истинно верующий знает, в Кого верит. Взор его устремлен на Христа, а заявления типа “Я верю, как верит моя церковь”, – пустой звук. Как можно верить в Того, Кого ты не знаешь?

Вера живет в умаленном сердце. “И тотчас отец отрока воскликнул со слезами: верую, Господи! ” (Мр. 9:24). Рыдающее по своему греху сердце – гавань веры. Надменное, гордое сердце не может исполниться верой до тех пор, пока оно не сокрушится.

Вера в своем начале слаба, она подвергается искушениям, часто приходят страхи и сомнения, она напоминает лен курящийся, дымит, а не горит, но и не гаснет. Не могут не насторожить напористые заверения молодых верующих в том, что их вера непоколебима (Мтф. 13:5,6).

Вера – очищающая благодать. Этика учит пути очищения человека, но извне, а вера очищает душу. Преисполненное похотью сердце не может быть обителью веры. Жить во грехе и уверять себя, что ты верующий, — самообман. Блаженны, “хранящие таинство веры в чистой совести” (1 Тим. 3:9).

Вера — в повиновении Божией воле. “Верою Авраам повиновался призванию…” (Евр. 11:8). Он не только поверил Богу, но и исполнил то, что от него требовалось. Знание очевидного не спасает, ведь и сатана знает о Боге, но он отличается от верующего тем, что не исполняет Божию волю.

Истинная вера постоянно укрепляется. “В нем открывается правда Божия от веры в веру…” (Рим. 1:17), т. е. от одного уровня веры к другому, более высокому. “…Иосиф из Аримафеи, ученик Иисуса, но тайный — из страха от Иудеев, просил Пилата, чтобы снять тело Иисуса…” (Ин. 19:38). Вера укрепилась, страх прошел.

Но боюсь, моя вера слаба

Даже если твоя вера лишь только зарождается, не бойся! Из искорки возгорается пламя. Слабая вера покоится на силе Господа Иисуса Христа. Посмотрите на бедную женщину. Она только коснулась края одежды Спасителя и была исцелена! (Мтф. 9:20-22).

Обетования даны не сильной, но истинной вере. “…Трости надломленной не переломит и льна курящегося не угасит…” (Мтф. 12:20). Наислабейший верующий есть дитя Божие так же, как и сильный в вере. Какой из членов Христа погибнет? Нет, устоит все тело. Иисус отсекает не слабые, а сухие ветви. “Немощного в вере принимайте без споров о мнениях” (Рим. 14:1).

ПОКАЯНИЕ

“Выслушавши это, они успокоились и прославили Бога, говоря: видно, и язычникам дал Бог покаяние в жизнь” (Деян. 11:18).

Покаяние – весьма горькое лекарство, но оно абсолютно необходимо для больной души. Сам Господь проповедовал необходимость покаяния: “С того времени Иисус начал проповедывать и говорить: покайтесь…” (Мтф. 4:17). Перед самым вознесением Иисус напутствовал учеников, говоря: “…проповедану быть во имя Его покаянию и прощению грехов во всех народах” (Лк. 24:47). Покаяние – чистая евангельская благодать. Завет дел не предусматривал покаяния, но осуждал всех, нарушивших закон (Гал. 3:10). Покаяние – дар от Господа, составная часть спасающего Евангелия, без покаяния нет спасения. “… Если не покаетесь, все так же погибнете” (Лк.13:3). Но как увериться в том, что покаяние истинно? Любое ли покаяние является спасающим?

Лжепокаяние

Естественная мягкость характера и нежность души могут обмануть человека. Он оплакивает страдания Христа потому, что ему Его жалко, но это не покаяние. Многие воздыхают над плачевным состоянием всех и вся, но не над своими грехами.

Страх перед возмездием

Однажды погрязший в страшных грехах человек начинает осознавать, что наказание неизбежно. Страх укореняется в его сердце, однако проходит время и душа успокаивается, потому, что человек усмотрел малую толику греха в своей сути, но покаяния не было. Иуда Искариотский, увидев свой грех, не раскаялся в нем. Сожаление в содеянном не есть покаяние. Здесь нет сокрушенного сердца.

Страдания

Приходит время, и рука Господа возлагает бремя на плечи человека, и человек, обремененный болезнью или страданиями, говорит: “Господи, помилуй”. Но это не покаяние. Ахав пошел много дольше, он “разодрал одежды свои, и возложил на тело свое вретище, и постился, и спал во вретище, и ходил печально” (3Цар. 21:27). Но он, к сожалению, вместо сердца разорвал всего лишь одежды. Абрикос может быть мягок, но о его косточку можно сломать зубы. Оболочка обманчива.

Добрые побуждения сердца

Не всякое доброе побуждение сердца есть покаяние. Кто-то думает, что если в сердце есть добрые намерения, то сердце уже очистилось, что это и есть покаяние. Но сатана может превратить добрые побуждения сердца во зло. Ирод, например, имел добрые намерения, слушая проповеди Иоанна Крестителя. “Ибо Ирод боялся Иоанна, зная, что он муж праведный и святый, и берег его; многое делал, слушаясь его, и с удовольствием слушал его” (Мрк.6:20). Но это не помешало ему приказать отрубить пророку голову.

Обеты также далеки от покаяния

Каких только обетов не давали люди, оказавшись в затруднительном положении. Но, получив избавление или исцеление, они тут же пускались во все тяжкие, да еще и с большим рвением. “Ибо издавна Я сокрушил ярмо твое, разорвал узы твои, и ты говорил: “не буду служить идолам”, а между тем на всяком высоком холме и под всяким ветвистым деревом ты блудодействовал” (Иер. 2:20).

Если все это не покаяние, то что им является?

Истинное покаяние состоит в умалении себя и преобразовании внутреннего я.

Умаление. “… Тогда покорится необрезанное сердце их…” (Лев. 26:41). Как оно покорится? Изнеможет в борьбе с законом. Закон сильнее сердца, и оно разобьется о него на части в бессилии исполнить закон. Тепло Евангелия растопит могильный холод ледяного айсберга.

Преобразование

“…Но преобразуйтесь обновлением ума вашего…” (Рим. 12:2). Покаяние изменяет суть человека, преображая ум, привязанности и саму жизнь.

Ум. “Да и все почитаю тщетою ради превосходства познания Христа Иисуса, Господа моего: для Него я от всего отказался, и все почитаю за сор, чтобы приобрести Христа” (Фил. 3:8). Все, что раньше было ценным для апостола Павла, превратилось в ничто. Все его помышления после обращения — об Иисусе Христе.

Привязанности

Как Амнон возненавидел Фамарь, “так что ненависть, какою он возненавидел ее, была сильнее любви, какую имел к ней” (2Цар. 13:15), так и раскаявшийся ненавидит грех, который он некогда любил. “Повелениями Твоими я вразумлен; потому ненавижу всякий путь лжи” (Пс. 118:104).

Сама жизнь

Именно потому, что покаяние исходит от сердца, оно меняет жизнь в корне. “Смой злое с сердца твоего, Иерусалим, чтобы спастись тебе…” (Иер. 4:14). Из зараженного источника не почерпнуть чистой воды. Сердце, очищенное покаянием, не остается чистым лишь в самом себе, оно очищает всю жизнь. Какие изменения произошли в жизни апостола Павла с его покаянием? Гонитель превратился в проповедника. А темничный страж? “И, взяв их в тот час ночи, он омыл раны их, и немедленно крестился сам и все домашние его…” (Деян. 16:33). Посмотрите на Марию Магдалину! Та, которая погрязла в грехе блудодеяния, целовала в раскаянии ноги Иисуса Христа, глаза ее, в которых некогда горел огонь похоти, наполнились слезами, язык же, плетущий сети для людей, стал славить Господа!

Без покаяния нет оправдания. Встреть Господа не с оружием неповиновения в руках, а со слезами на глазах. Нераскаянный грех ведет к смерти. “Ибо возмездие за грех — смерть…” (Рим. 6:23).

Но мой грех слишком велик, чтобы Господь мог простить его!

Господь говорит: “…возвратись, отступница, дочь Израилева… Я не изолью на вас гнева Моего; ибо Я милостив…” (Иер. 3:12). Даже если грех твой будет громаден, как скалистый остров, океан Божией милости, благодаря твоему покаянию, покроет его. “Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло” (Ис. 1:16). Господь призывает омыться в потоке раскаяния (стих 18).

Манассия был невообразимым грешником: “…и совратил их Манассия до того, что они поступали хуже тех народов, которых истребил Господь от лица сынов Израилевых” (4Цар. 21:29), но когда он раскаялся в грехах своих и “глубоко смирился пред Богом отцов своих. И помолился Ему…” (2Пар. 33:12,13), то Господь возвратил ему царство. Иудеи, распявшие Христа и пролившие Его Кровь, очистились этой же Кровью, когда покаялись в грехах. Сын, которого мы называем блудным, вернувшись к отцу, получил лучшие одежды и перстень на руку, и отец “целовал его” (Лк. 15:20,21).

Если ты порвешь со своим грехом, Господь будет тебе другом, все отцовское будет твоим, Его власть и сила, мудрость и знание, Дух Его будет обитать в тебе, чтобы вести ко спасению.

Как сладки слезы раскаяния! Душа никогда не испытывает большей радости, чем в момент осознания, что ее грехи прощены. Дни плача – дни радости. “… Печаль ваша в радость будет” (Ин. 16:20). Кто больше Давида рыдал над своими грехами? Кто лучше его воспевал радость общения с Богом? Радость грешника превратится в слезы, а слезы покаяния — в радость.

Что надо сделать, чтобы получить новое сердце?

Ищите Господа, это Он обещал дать “сердце новое… сердце плотяное” (Иез. 36:26) и излить Духа умиления (Зах. 12:10). Молите Господа о Духе Святом, Он “подует ветром Своим, и потекут воды” (Пс. 147:7). Когда Господь подует ветром Своим, то слезы покаяния изольются из наших глаз.

 

Из архива журнала «В начале», 1997 год, №10.

Автор текста: Томас Уатсон


Дата: 27 ноября 1997
Темы:


Автор:
Всего материалов автора: 69

Обратите внимание:


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Имя*  
Email*