Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей. Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем.
1 Коринфянам 11:28-29
В одиннадцатой главе Первого послания к Коринфянам апостол Павел повествует о порядке при совершении Вечери Господней. Он объясняет, почему Господь установил это таинство, объясняя при этом его цель – воспоминание о смерти Господа до Его пришествия. Апостол Павел рассказывает о том, как впервые была совершена Вечеря. Но суть Вечери не только в обычном воспоминании, но и в получении благословений, которые несет в себе смерть Иисуса Христа. Исходя из этого, апостол утверждает, что к Вечере Господней нельзя относиться, как к обычной трапезе. Необходимо понять существенную разницу между ними. Апостол Павел предупреждает: если человек участвует в таинстве недостойно, то вместо благословений он пожинает осуждение. Если кто-то совершает Вечерю в спешке, не подготовив себя к ней, то он виновен против тела и крови Господних.
Кто-то, возможно, спросит: “Разве человек может принимать участие в хлебопреломлении достойно? Покажите мне хоть одного достойного?”
Никто не достоин быть гостем, но апостол говорит об ином достоинстве. Человек достоин не в силу своего внутреннего совершенства, а в силу своего отношения к тому, что он совершает и как он к этому подготовлен. Говорят, например, что король встретил достойный прием в доме такого-то господина; при этом мы не имеем в виду, что хозяин был достоин принять такого высокого гостя, но подразумеваем, что он не упустил возможности выказать королю почет и услуги, посильные ему. Так и ты не достоин того, чтобы Христос сел за трапезу под крышей твоего дома. Тем не менее, ты будешь достоин, если сделаешь все, что в твоих силах, чтобы почтить Христа. Если ты приходишь смирив свою гордыню, облекшись в покаяние и в радость, в утешение и смирение, тогда ты достоин.
Да испытывает же себя человек…
Обратимся к словам: “Да испытывает же себя человек…”. Хочешь ли ты знать, как участвовать в Вечере достойно? Тогда обратись к своему сердцу и проверь, готово ли оно принять ту небесную благодать, которую Господь Бог хочет подарить тебе, подтверждая этим, что ты истинное дитя Божье. Итак, апостол утверждает, что человек, если только испытывает себя, то только тогда может принимать участие в Вечере достойно. Неотъемлемой частью учения о Вечере является ее периодичность. Господь установил таинство хлебопреломления, не так, как таинство крещения, которое совершается однажды, Он заповедал принимать хлеб и вино часто.
Причина этого понятна. Человеку достаточно родиться один раз. Крещение символизирует духовное рождение, поэтому совершается только однажды. Но человеку не достаточно пообедать лишь один раз. Ты должен принимать пищу каждый день для того, чтобы восстанавливать силы. Таинство хлебопреломления символизирует не рождение, а продолжение жизни, обновление силы и послушание, поэтому его следует совершать часто. И каждый раз, когда ты собираешься участвовать в Вечере, проверь себя.
Проверь себя!
“Испытывайте самих себя, в вере ли вы” (2 Кор. 13:5), — пишет апостол Павел. Ты приходишь для совершения таинства, чтобы Бог запечатлел общение между Ним и тобой. Прекрасно! Но Бог не довольствуется однократным испытанием, Он призывает христиан делать это регулярно.
Многие в начале своего обращения прилагают усилия для того, чтобы изучить свое сердце и обнаружить в нем грех. Появляются робкие ростки покаяния. Но бывает, что такая самопроверка идет вразрез с моим желанием, поэтому я ищу оправдания в обращении: “Однажды меня уже посетила благодать, и я покаялся. А Бог неизменен: кого Он возлюбил однажды, того Он возлюбил навечно”. Но это ловушка, сеть дьявола. И Господь, зная это, призывает чаще испытывать свое звание. В сердце человека много темных уголков, оно исполнено лицемерия, обманчиво, поэтому не следует довольствоваться однократным смирением и покаянием и считать любое движение в своем сердце действием Духа Божьего. Но всякий раз, когда я пью вино и ем хлеб (а также при всяком удобном случае), мне необходимо испытать себя и стараться сделать твердым свое избрание.
Давайте не будем пренебрегать обязанностью испытывать себя, потому что, кроме моих старых долгов (тех грехов, которые я совершил до призвания), я совершаю новые грехи и каждый день увеличиваю им счет, зная при этом, что грех омерзителен для Бога. Упорство и противление Богу обращенного человека значительно хуже греха человека, не знающего Его. Что можно ожидать от мертвого человека? Но Господь воскресил тебя из смерти в жизнь и ожидает от тебя новых плодов; если же ты приносишь лишь дикие смоквы, то это настораживает.
Теперь подумаем о том, как следует проверять себя.
Прежде выясним, что представляет собой таинство Вечери Господней. Обратим внимание на то, для чего она была установлена и что происходит во время ее совершения.
Авраам “знак обрезания… получил, как печать праведности через веру…” (Рим 4:11). В этих словах мы видим два назначения таинства обрезания. Во-первых, оно было установлено как “печать праведности через веру”. Другими словами, это символ, свидетельствующий нашему разуму о благословениях, которые будут даны во Христе. Во-вторых, оно не только символ, но и печать, имеющая реальную силу. Если у меня на руках есть документ, заверенный королевской печатью и обещающий мне какие-то блага, это значит, что, обладая символом этих благ (документ, заверенный печатью не есть сами блага, а лишь их символ), я являюсь и их обладателем. Таким образом, таинство — это символ, который напоминает мне о благословениях Христа, и одновременно — это печать, подтверждающая мое право и мое действительное обладание этими благословениями. Поэтому таинство установлено в первую очередь для того, чтобы открывать глубины Евангелия всем, у кого есть разум, и, во-вторых, для того, чтобы запечатлеть те блага, которые символически содержатся в хлебе и вине. Но Евангелие дает знание не каждому, а лишь тому, кто верит. Служит ли это таинство печатью для всех людей? Нет, оно является печатью только для тех, у кого, помимо знания, есть благодать.
Таким образом, во-первых, я должен проверить себя, есть ли у меня знание и, во-вторых, есть ли у меня благодать, которая наполняет для меня это таинство силой.
Как я понимаю смысл Вечери Господней? Вечеря Господня — Его трапеза, и Он Сам приглашает к столу Своих друзей. Неужели ты считаешь, что, не зная ни Отца, ни Сына, ни Святого Духа, ты можешь сесть за этот стол и войти в круг Его друзей? Не велика ли самонадеянность? Поэтому сначала испытай себя.
И еще одна мысль. Незнающие Бога не просто посторонние, это враги Бога, враги, против которых Господь выступит во второе пришествие “в пламенеющем огне совершающего им отмщение не познавшим Бога и не покоряющимся благовествованию Господа нашего Иисуса Христа…” (2 Фес. 1:8). Врагов Христа можно разделить на две категории: тех, кто Его не познал, и те, у кого было знание и понимание, но не было благодати, и они не покорились Евангелию.
Вера и знание
Вечеря установлена для укрепления веры. Но может ли вера быть без знания? “…Чрез познание Его Он, Праведник, Раб Мой, оправдает многих…” (Ис. 53:11). Где нет знания, там нет и веры. Вечеря укрепляет веру, поэтому без веры не может быть достойного участия в таинстве. Ради познания Вечери Господней следует обратить внимание на два ее момента. Вечеря — не представление, следует понимать, что все, видимое нами, — это Евангелие, предстающее пред нашим взором.
Для более глубокого понимания следует подробнее рассмотреть видимые символы Вечери и действия, которые мы выполняем во время ее.
Видимые символы
Видимыми символами Вечери Господней являются хлеб и вино. Хлеб преломляют, а вино наливают в чашу. Все это совершается передо мной, и если мое сердце не внимает происходящему, то невозможно понять, что сделал для меня Бог. Все мы принимаем дары, хлеб и вино. Это символ искупления, совершенного Сыном Божиим для нас. Человек Иисус Христос предстал передо мной, я вижу Его распятым на кресте. Чувства мои устремляются туда, к Голгофе, и вот я уже слышу стон: “…Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?” (Мтф. 27:46). Недостаточно согласиться с тем, что люди распяли Христа. Я распял Господа славы, я убил Его своими грехами. Мои руки — в невинной крови.
Люди в древности приносили в жертву непорочное животное. Но перед тем, как его клали на жертвенник, человек, приносивший жертву, возлагал на него руки, подтверждая, что невинное животное погибает за его грехи. Я возлагаю свои руки на непорочного Агнца: я распинаю Его. Могу ли я оставаться равнодушным?
Каждый из нас спроси самого себя: “Неужели это мой грех заставляет страдать Сына Божьего? Неужели грех мой достиг неба и низвел Христа на землю? Неужели это мой грех? Неужели у меня такое жестокое сердце, что я не возрыдаю над Ним? И не оставлю своих грехов, которые причиняют Ему такие мучения?”
Действия, выполняемые во время Вечери
Что они несут в себе? Господь Иисус Христос совершил для меня нечто важное, хлеб и вино тому свидетели. Но что мне от того? Лекарство может быть полезным, если только больной его принимает. Иисус Христос приготовил лекарство, но оно бесполезно, пока я не начну принимать его. Отец видит Своего Сына в крови и, обращаясь ко мне, говорит: “Приими Его”. Как замечательно, что Он обращается к каждому из нас с этими словами: “…Приимите, едите…”! При этом Он ничего не требует взамен. Разве это предложение Бога не стало великим осуждением для мира? Всякий раз, когда совершается Вечеря Господня, нечестивым зачитывается приговор. Неужели ты не приимешь Сына Божия, когда Сам Отец предлагает Его тебе? Апостол Павел предупреждает, чтобы никто не относился с пренебрежением к посланникам Божьим, которые предлагают Христа. Прислушайся к их словам, это не они говорят, их устами вещает Господь: “Итак мы — посланники от имени Христова, и как бы Сам Бог увещевает чрез нас…” (2 Кор. 5:20). Некоторые люди говорят: “Если бы я услышал самого Христа или Бог Сам предложил мне спасение, тогда бы я его принял”. Но мы — посланники Христа, мы говорим от Его имени, и как будто сам Бог сейчас обращается к вам: “Приимите Христа и примиритесь с Богом!” Не я умоляю Бога, а Он Сам подходит к дверям моего сердца и просит принять даруемое Им прощение. Прощение для уверовавшего и осуждение для отвергнувшего. Милость была рядом, а я отверг ее.
Но заповедь — не только символ подтверждения того, что я обладаю во Христе всеми духовными благами. Авраам получил знак обрезания как печать праведности. Вечеря — тоже печать. Поэтому я должен проверить себя есть ли у меня вера, и излилась ли на меня благодать, иначе Богу нечего будет запечатлевать в моем сердце. Человек должен получить рождение свыше. По природе все мы мертвы во грехах. Для мертвецов стол никто не накрывает. Поэтому, если я понял, что я мертв, не возрожден, то это угощение не для меня. Я знаю людей, мертвых во грехах, но принимающих участие в Вечере. Они огорчают Бога и обрекают собственную душу на скорбь.
Для того, чтобы достойно принять участие в таинстве, недостаточно понять суть Вечери Господней и проверить себя. Таинство не изливает на человека благодати. Вечеря лишь подтверждает то, что она у него уже есть. Когда я принимаю участие в таинстве, то делаю это не для того, чтобы получить жизнь, но чтобы укрепить ее.
Осенила ли меня Благодать Божия, и возрожден ли я?
1. Осознает ли человек необходимость новой жизни? Понимает ли он, что без небесного дара, без тела Христова, он находится в безнадежном положении? Это понимание дано не каждому. Для понимания своего жалкого положения без Христа человек нуждается в том, чтобы Дух Святой подействовал на него и показал ему, что он мертв во грехах. Каждый человек по сути своей гордец и считает себя достойным и вполне порядочным человеком. Так было и с Савлом, ставшим впоследствии апостолом Павлом, который считал себя праведным, пока Господь не показал ему его греховное положение. Перед тем, как Господь дарует человеку богатства Своей благодати, Он показывает ему, что он преступник и нарушитель закона. Когда человек, поняв, что закон осуждает его, смирясь, кричит: “Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти?” (Рим. 7:24), то это — обращение. Человек не может обратиться ко Христу, пока его не заставит это сделать бич закона. Если бы блудному сыну разрешили питаться свиными рожками, когда он потратил все деньги, то он не вернулся бы домой. Так и мы, дети Адама: пока у нас есть фиговые листочки мнимой самоправедности для того, чтобы прикрыть свою наготу, до тех пор мы не придем к Богу умолять о прощении. Мне надо проверить себя: понимаю ли я, что без хлеба и вина я подобен человеку умирающему от того, что ему не дают ни мяса, ни хлеба, ни воды? Если я думаю, что могу остаться жив и без Христа, то я не достоин участвовать в Вечере.
2. Полагается ли человек на Христа? Действует ли Господь на его сердце таким образом, что бы он всей душой желал получить праведность Христову? Господь, накрывая стол для друзей, не приглашает тех, кто не хочет разделить с Ним трапезу. Поэтому надо испытать себя, мучит ли меня голод, жажду ли я Христа. Если человека не накормить вовремя, то он проголодается, почувствует себя ослабевшим и неудовлетворенным. Почему же так получается, что физический голод мы чувствуем очень остро, а духовный едва замечаем? Перед тем, как принять участие в Вечере Господней, я должен проголодаться, потому что Господь считает, что такая драгоценная пища, как кровь и тело Христа, не приносит пользы тому, кто принимает ее без желания. “Как лань желает к потокам воды, так желает душа моя к Тебе, Боже! Жаждет душа моя к Богу крепкому, живому…”, — говорит Давид (Пс. 41:2,3). Блажен, у кого есть такая жажда, он будет благословлен Богом!
3. Готов ли я незамедлительно отправиться к престолу благодати и просить о милости? Каждый из нас находится в положении израильтянина, убившего человека и имеющего возможность скрыться в городе-убежище. Если преступник успевает добраться до такого города и его не поймают, он будет спасен от смерти. Какой же человек не воспользуется этой возможностью? Проверь себя, жаждешь ли ты, готов ли сию же минуту укрыться во Христе, как в городе-убежище? Недостаточно сказать: “Я знаю, что без Христа умру, поэтому я обращусь завтра, когда закончу другие дела”. Не хвались днем завтрашним! Испытывай себя, настолько ли силен твой голод, что ты не можешь ни отдыхать, ни есть, ни спать, пока не получишь Его благословение. Хотя просьба твоя слишком велика, но нужда твоя еще больше, поэтому, сметая все преграды, устремись к нему. А дальше? Подойдя к престолу благодати, останешься ли ты нем? Обратись к Богу с просьбой. Самое время испытать себя: есть ли у меня Дух молитвы? Могу ли я открыть Богу всю свою боль, просить Его о милости? Готов ли я умолять о прощении до тех пор, пока не получу его? Ухватись за Бога подобно Иакову и не отпускай Его, пока Он не благословит тебя. Стучащему отворят и просящего благословят. Кому доступна такая молитва, в том есть благодать.
Запомните это: приходящий без веры подобен пришедшему на брачный пир не в брачной одежде. Такого человека господин пира обязательно заметит и скажет: “…связавши ему руки и ноги, возьмите его и бросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов…” (Мтф. 22:13). Стол накрыт для друзей, и поэтому, пока верой ты не узнаешь, что ты друг Богу, это угощение не для тебя. Испытывай себя, покайся и помни, пока твои грехи не прощены, ты не достоин принимать участие в Вечере. Иной человек скажет: “Увы! Как бы я хотел, чтобы я был прощен! Я бы отдал за прощение весь мир! Но все тщетно: я искал его, я проливал слезы перед Богом, но все происходит не так, как надо.” Что тогда? Должен ли я воздержаться от участия? Нет, если ты понимаешь, что ты слаб, ты должен принять участие в таинстве. Стол накрыт для тех, кто слаб. Если твоя вера слаба, если у тебя всего лишь зернышко веры, ты должен принимать участие. Как невеста в Песне Песней, почувствовав себя больной, желала подкрепиться яблоками, так и я, когда душа изнемогает, должен желать, чтобы Христос пришел ко мне и поддержал меня, укрепил и утешил. Господь “трости надломленной не переломит, и льна курящегося не угасит”, но вырастит из меня большое дерево. Только будь терпеливым и ожидай времени Господа.
Освящение
Итак, до сих пор мы вели речь об оправдании. Теперь перейдем к освящению.
Человек должен испытывать себя в освящении. Господь накрывает стол. Зачем? Он питает тех, кто садится за этот стол. Для чего? Разве не для того, чтобы они могли служить Ему? Поэтому испытывай свое сердце всякий раз: кому ты собираешься служить — Богу или дьяволу? Или ты тешишь себя мыслью, что так или иначе, прямо или косвенно, но буду служить себе, а не Богу? Для кого Господь накрыл стол? Станет ли Он укреплять того, кто против Него? Если ты готов действовать против Него, если ты перебежал в стан врага, присоединился к дьяволу в противостоянии Господу, неужели ты думаешь, что ты достоин принимать участие в Вечере? Послушайте теперь, богохульники и нарушающие Субботу! Если у человека алчное сердце, если он осознанно не расстается с грехом, то какой бы это грех ни был, я утверждаю, что такой человек берет в руки чашу с ядом. Человек, который не освящен, чье сердце не готово угождать Богу, никогда не увидит Бога.
Нечестивый человек никогда не получит пользы от крови и тела Христа. Вы скажете: опасное утверждение. Но оно истинно: человек, намеревающийся жить и умереть во грехе, не имеет части в теле и крови Господней! Апостол Павел возносил благодать и оправдание по вере без дел закона. Но именно он говорит: “Что посеет человек, то и пожнет: сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление, а сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную” (Гал. 6:7,8). Неужели ты станешь себя обманывать, рассчитывая пожать дух после того, как сеял в плоть? Не обманывай себя. Апостол также пишет: “Дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, (соблазны), ереси, ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное…” (Гал. 5:19-21). Всего этого надо сторониться, как огня. Неужели, говорит апостол, вы рассчитываете пожать урожай как дети Божии? Нет, ”предваряю вас, как и прежде предварял, что поступающие так Царствия Божия не наследуют” (Гал. 5:21).
Тот, кто собирается принять участие в Вечере Господней, должен испытывать себя, не виновен ли он в этих пороках. Иные скажут: “Я не чародей, я не идолопоклонник”. Но апостол эти пороки оценивает так же, как пьянство, а пьянство как зависть и вражду. Некоторые говорят, что настоящий мужчина не может не употреблять крепких выражений. Апостол твердо заявляет: такие Царства Божия не наследуют; “настоящие мужчины” отправятся в ад. Если человек живет в постоянных ссорах и бесчинстве, если его сердце распирают ненависть и гордость, то это не плоды Духа Святого. Напротив, это свидетельство того, что в сердце этого человека нет благодати.
Как я отношусь ко греху? Смирился ли я с ним? Не тешу ли его в себе? Если он будет тебе как глаз или рука, или нога из Нагорной проповеди Иисуса Христа, откажешься ли ты от него? А может быть, он дорог тебе, потому что выгоден? Испытай себя. Готов ли ты, даже если он необходим тебе как правая рука, избавиться от него? Если такая решимость в тебе есть, то ты блажен. Это свидетельствует о том, что в тебе прорастает доброе семя. Противостояние греху в самом себе невозможно при отсутствии благодати. Участник Вечери должен сказать себе и Богу: “Я недостаточно хорошо служил Богу, я не слишком старательно соблюдал Субботу, я не сопротивлялся своим порокам в достаточной мере. Я совершу Вечерю, чтобы укрепить силы и в будущем сражаться лучше; там, где я был слаб и немощен, теперь буду сильнее“. О человеке, который именно с такой решимостью подходит к столу, который от всего сердца говорит: “Я стремлюсь именно к этому”, — о таком человеке можно сказать, что он получил благословения от Господа. Если ты совершаешь Вечерю для того, чтобы обрести силу для борьбы с дьяволом, ты получишь ее.
Если раньше ты мог победить один грех, то теперь должен победить три. Когда Саул в погоне за врагами запретил людям есть, пока не будет одержана окончательная победа, тогда Ионафан, сын его, сказал: “…смутил отец мой землю; смотрите, у меня просветлели глаза, когда я вкусил немного этого меду” (1 Цар. 14:29). Просветли свои очи божественным медом. Если Господь питает тебя, то ты приобретёшь силу, и сердце твое укрепится. И поразишь врагов больше, чем прежде! Давайте будем вкушать, и вкушать так, чтобы, “подкрепившись тою пищею”, идти “сорок дней и сорок ночей до горы Божией Хорива” (3 Цар. 19:8).
Из архива журнала «В начале», 1998 год, №11.
Автор текста: Ричард Сиббс