Минск, Багратиона, 30. Богослужение: воскресение – 11:00, вторник – 19:00.

Заповеди блаженства. Заповедь первая

…Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.

Евангелие от Матфея 5:3

Завершив публикацию серии статей, объединенных заглавием “Десять заповедей”, мы переходим к изучению “заповедей блаженства” из Нагорной проповеди Господа нашего Иисуса Христа. Предлагаем вам первую статью из данной серии.

Без сомнения, каждый из нас слышал много разных проповедей. Были среди них и хорошие, и очень хорошие. Но ни одна из них не может сравниться по своей выразительности, силе и содержанию с Нагорной проповедью Иисуса Христа. Её при огромном стечении народа сказал Сам Господь. Евангелист Матфей, ведомый Духом Святым, донес эту проповедь до нас.

Матфей повествует о том, что Иисус взошел на гору, а когда сел, его окружили ученики. Иисус Христос начал учить: “…Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное”. Богословы называют эти слова первой заповедью блаженства. В ней Иисус сразу же говорит о главном, о пути к Богу. Проповедь не начинается словами: “Блаженны чистые сердцем”, — потому что в этом случае Он обратился бы к святым в своей праведности. Иисус же обращается к тем, у кого этой праведности нет: “…Блаженны нищие духом”. Евангелие открыто каждому, и каждый может достичь Царства Небесного, но для этого необходима нищета духа. Как мы понимаем первую заповедь блаженства? Как можно соединить два, казалось бы, противоположных понятия: блаженство и нищету? Чтобы понять заповедь, необходимо четко себе представлять значение каждого слова, сказанного Иисусом Христом.

БЛАЖЕННЫ

Что означает слово “блаженный”? Словарь определяет его как счастливый в высшей степени. Но как определить эту высшую степень, и чем она отличается от простого счастья? Что есть счастье? Каждый человек определяет для себя счастье по-своему. Поэтому понятие счастья, определенное человеком, не может быть абсолютно истинным. Кто-то скажет, что счастье — это то, к чему стремится человек. Но к чему он стремится? Люди всегда стремились к личному счастью, но пути к нему у всех были различны. Один жаждет любви, стремится к ней, мечтает и считает, что счастье — это любовь. Другой видит счастье в достижении поставленной цели. Третий видит счастье в удовлетворении потребностей. Любовь и достижение цели любыми средствами для него не являются счастьем, но лишь средством достижения его. Для кого-то счастье есть ожидание и надежда. Каждый человек, определяющий что есть счастье, субъективно прав. Это его личное видение. Но Иисус Христос в первой заповеди блаженства не говорит о субъективном счастье, он говорит об объективном блаженстве. Жаль, что современные переводчики Евангелия употребляют слово “счастливы” вместо “блаженны”, сводя Божие понимание абсолютности счастья до человеческого субъективного видения его. Иисус Христос говорит о духовном абсолютном истинном счастье. Он видит блаженство в вечной безопасности и общении с Богом и никак иначе. Счастье — понятие земное, а блаженство — небесное (“…ибо их есть Царство Небесное”).

НИЩИЙ ДУХОМ

Гордость человеческая никак не может смириться с учением о нищете духа. Что, разве я ничего собой не представляю?

А моя воля?

А моя сила?

А моя святость?

Что за радость слушать проповедника, который говорит, что я собой ничего не представляю? Неинтересно, а вот церковь, превращенная в клуб по интересам, — это по мне! Но, друзья, разве то место, где царят гордость и самолюбование, можно назвать церковью? Бедность духа человека, его нищета не воспринимаются большинством людей. Дай нам клоуна вместо проповедника, дай рок-н-ролл, дай еще чего-нибудь! Как-то служитель одной из церквей сказал, что читать Библию на собрании неинтересно, что молодежи надо что-то такое, что ее бы заинтересовало. Страшно, во что мы превращаемся! Как ты можешь покаяться, если не поймешь, насколько ты далек от Бога и от Его святости? Можешь ли ты исполнить хотя бы одну из заповедей так, как хочет этого Господь? Если твой ответ: “Да”, — то ты далек от Бога. И только осознание того, что я пытался что-то сделать и не смог, что я хотел быть хорошим, но у меня не получилось, что я не могу обуздать свои мысли, приводит к Богу. Самое значительное открытие в твоей жизни — это то, что ты ничего не можешь. Почему? Потому, что оно открывает путь к спасению. Ты нищ. Положись на Христа. Обратись к Нему.

Пришел день, и я увидел, что духовно мертв. Мой дух не может общаться со всемогущим Богом. Нищий духом — это беспомощный, ничего не могущий сделать для своего спасения человек. Я не могу вдохнуть в себя духовную жизнь, не могу изменить своей сути, своего характера. Беспомощный и не имеющий никакой надежды. Быть нищим духом значит осознать, что все, что я заслужил у Бога, есть одно лишь осуждение.

Быть нищим духом — значит осознать свою полную зависимость от Бога. Раньше я видел себя вполне нормально, функционирующим в обществе человеком. А теперь? А теперь я осознал что зависим от милости Божией. Я в Его руках. Моя жизнь, воздух, которым я дышу, хлеб, который я ем, — все от Бога. И если я еще думаю, что сам решаю свою судьбу и свои проблемы, что я могу что-то радикально изменить в своей жизни, то я не нищий духом. А если не нищий духом, то и Царство Божие мне не принадлежит. Всем, абсолютно всем я обязан Богу. Это узкий путь, ведущий в жизнь. “Я — ничто”, — говорит апостол Павел. Иисус Христос говорит, что те, кто осознал это, обладают Царствием Божиим, т.е. стали его гражданами.

Быть нищим духом — значит прочувствовать каждой клеточкой своего естества зависимость от Божией благодати, а поняв, просить, нет, не просить, а умолять о милости. Молитва о прощении — блаженство, потому что Дух Божий вселяется в сокрушенное сердце грешника. Это истинная радость от того, что я знаю, что прощен, знаю, что Он дал мне новое сердце и теперь я Его дитя!

ОБЕТОВАНИЯ

Но посмотрите на обетования, которые принадлежат нищим духом! Они —блаженны! Это утверждение самого Господа. Какая радость приходит на сердце, когда человек осознает свою нищету и протягивает руку к Господу: “Помоги!” Это то, что в Церкви называют обращением и рождением свыше. Это новая жизнь во Христе Иисусе. Господь, все в Твои руки отдаю, прости меня и благослови!

“…Блаженны нищие духом…” Властью Господа Иисуса Христа говорим, что если вы придете к Нему с сокрушенным сердцем, то будете спасены, причем спасены в вечности, а не на короткое время: “Ибо их есть Царство Небесное”. Царство Божие отныне принадлежит тебе по праву. Новое рождение, или рождение свыше, дает новое гражданство. Ты гражданин Царства Небесного. Ты знаешь Царя, он —твой Отец. Праведность Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа вменилась в нашу праведность по вере.

Как стать уверенным, что Царство Небесное мое? Как знать, что я нищ духом? Загляни в свое сердце. Жаждет ли оно водительства Божьего? Если тебе необходима помощь, то ты нищ, а если нищ, то получишь помощь. Моли Господа во всех твоих начинаниях, моли, чтобы Он помог Тебе, и ты будешь благословлен.

УЗКИЙ ПУТЬ

Но первая заповедь блаженства — это не только забронированное место на небесах, это тернистый христианский путь длиною в жизнь. В твоем покаянии Господь поставил тебя на эту дорогу, а теперь тебе предстоит по ней идти. Непрекращающаяся зависимость от милости Божией, постоянное моление о прощении грехов, восхваление Господа — все это ежедневная практика христианина. Нищета духа в каждодневной практике — обещанное Богом блаженство!

“…Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное”.

Является ли молитвенное собрание в твоей церкви необходимостью для тебя? Нет? А почему? Неужели ты не ощущаешь своей зависимости от Господа, от Его милостей, от Его благословений? Неужели ты считаешь, что сам в силах справиться со всем? Если это так, то ты далеко не блажен, а, возможно, всего лишь по-человечески счастлив. Задумайся над этим.

Продолжение следует…

 

Из архива журнала «В начале», 1998 год, №11.

Автор текста: Георгий Вязовский


Дата: 04 декабря 1998
Темы:


Автор:
Всего материалов автора: 69

Обратите внимание:


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Имя*  
Email*